Общие продажи новых автомобилей иркутскими дилерами в 2012 году (по данным 38a.ru и АЕБ) | ||
Марка | Количество проданных автомобилей в 2012 году | Динамика продаж по отношению к 2011 году |
Toyota | 2873 | +50% |
Nissan | 2010 | +35% |
Lada | 1596 | -39% |
Hyundai | 1408 | +14% |
KIA | 1369 | +163% |
UAZ | 1354 | -3% |
Renault | 1230 | +44% |
Ford | 967 | +8% |
Mitsubishi | 896 | +1% |
Chevrolet | 834 | +199% |
Skoda | 572 | +15% |
Peugeot | 530 | -25% |
Volkswagen | 469 | +4% |
Suzuki | 434 | -2% |
Honda | 400 | +17% |
Mazda | 359 | -5% |
Mercedes-Benz | 339 | +34% |
Fiat | 332 | -3,5% |
Great Wall | 313 | +160% |
Citroen | 285 | +26% |
Audi | 253 | 0% |
BMW | 250 | +27% |
Opel | 250 | +28% |
SsangYong | 219 | +24% |
Land Rover | 214 | +50% |
Uz-Daewoo | 206 | -36% |
Subaru | 169 | +63% |
Volvo | 117 | +36% |
Lexus | 109 | +5% |
Lifan | 65 | – |
ZAZ | 26 | -64% |
Infiniti | 25 | +19% |
Cadillac | 18 | – |
Porsche | 16 | – |
Bogdan | 9 | – |
FAW | 7 | – |
ИТОГО | 20 779 | +15% |
По-иному в РФ сложился итоговый рейтинг марок и моделей. Так, если пятерка ведущих брендов с некоторыми изменениями в показателях, но все же осталась неизменной (Lada, Chevrolet, Renault, Kia, Hyundai, причем все – с производством в России), то ниже случились перестановки. На шестое место сенсационно вышел Volkswagen с приростом в 40%, а Nissan и Toyota сместились на седьмое и восьмое места соответственно и с незначительным разрывом в 700 автомобилей. Впервые за много лет ТОП-10 покинула Daewoo, а ее место заняла Skoda с приростом в 34%. Очень хороший рост также показали некоторые китайские компании: Geely (+190%), Chery (+161%), Great Wall (+112%).
Характерно, что прогрессивно сработал и премиум-сегмент – его доля на рынке возросла почти до 7% (на 1% больше), а компания Porsche здесь рекордно увеличила продажи сразу на 64%. Получается, в ушедшем году наиболее состоятельная российская прослойка продолжала богатеть. Вместе с тем можно говорить и о дальнейшем социальном разрыве, поскольку иные «массовые» бренды с позитивным имиджем, такие как Mitsubishi и Peugeot, вопреки ожиданиям реализовали машин на уровне 2011 года, без прироста. А вот компания Fiat и вовсе «сдулась» аж на 2/3 (-69%), заметно потерял и недорогой бренд из Украины – автомобилей ZAZ было продано вполовину меньше.
Отмечены нетипичные явления и среди самих моделей, причем знаковых для рынка. Подиум занимают «наши»: Priora, Granta и Kalina, а вот ниже места «зашатались». Так, хит продаж всех последних лет Renault Logan сбавил почти на треть (-28%). Вероятно, на «Логане» сказалась обострившаяся в данном секторе иномарок конкуренция: скажем, Kia Rio продали на 70% больше. А вот в востребованном С-сегменте существенно прибавил Chevrolet Cruze – на 68%, в то время как его конкурент и действующий лидер сегмента Ford Focus вырос только на 23%.
В Иркутске итоги продаж за 2012 год схожи с общероссийской статистикой только отдаленно. У нас также есть свои подвижки в премиум-сегменте и среди китайских марок, но «просели» некоторые народные марки, и все же внутренняя картина с конечными цифрами и распределением мест по брендам и моделям традиционно имеет свой собственный «почерк». Да и покупательские предпочтения у нас иные: например, ушедший год показал возросший интерес к спортивным автомобилям и минивэнам. В целом в 2012 году через иркутскую дилерскую сеть с учетом появления новых игроков было продано 20800 автомобилей, что на 15% превысило результат предыдущего года. То есть, прирост уже не такой впечатляющий, как в 2011-м (+65%), однако выше общефедерального. Ну а подробные зарисовки итогов мы приводим ниже.
ТОП-10 самых популярных моделей в Иркутске | ||
Место | Автомобиль | Количество проданных машин в 2012 году |
1 | Hyundai Solaris | 939 |
2 | Ford Focus | 674 |
3 | Toyota Camry | 612 |
4 | Chevrolet Niva | 606 |
5 | Lada Granta | 591 |
6 | Kia Rio | 566 |
7 | UAZ Patriot | 563 |
8 | Nissan Qashqai | 523 |
9 | Toyota Corolla | 493 |
10 | Toyota LC 200 | 482 |
TOYOTA. Кажется, что никакие рыночные вихри не могут поколебать положение бренда на нашем рынке: реализовано 2873 автомобиля – это в полтора раза больше, чем годом раньше, и возможность с приличным запасом оставаться абсолютным лидером среди брендов. Ударная пятерка моделей, на которую приходится более 2/3 продаж, остается прежней, однако в ней произошли перестановки. Очевидно, благодаря выходу нового поколения восстановила статус-кво Camry – седан приобрели 612 покупателей, а это двойной рост! Тем самым модель вернула себе первое место во внутреннем рейтинге и сразу стала третьей в общем списке.
Другие «топы» тоже в приросте, хотя и в разных значениях. Второе и третье места с минимальной разницей разделили Corolla и Land Cruiser 200 – реализовано 493 (+53%) и 482 (+38%) автомобиля соответственно. Не на много отстал RAV4 – 458 кроссоверов, хотя прибавка здесь уже скромней – только 10%. А вот LC Prado на взлете – продано 405 внедорожников с приростом на 85%.
NISSAN. Второе место в региональном рейтинге с результатом 2010 автомобилей, что более чем на треть превысило продажи 2011 года. Фаворит прежний: Qashqai – реализовано 523 кроссовера, из них 115 7-местных (Qashqai+2), а в целом прибавка по модели составила 30%. Не на шутку разошелся и Juke – в условиях монопольной ниши приобретено 363 кроссовера, что в три раза больше, чем годом раньше. Он даже оттеснил на третье место X-Trail (320 экземпляров).
Смогла отстоять свой результат «старушка» Tiida – 160 авто, на треть вырос Patrol – 130 внедорожников, а вот Teana остановилась на предыдущем уровне – 120 седанов. На излете карьеры выстрелил Almera Classic – 83 седана. Почти поравнялись Pathfinder (77 внедорожников) и Murano (75 кроссоверов), притом если первый прибавил лишь символически (грядет новая модель!), то второй заметно подтянулся. Немного сбавил Note – 55 хэтчбеков, зато прибавил утилитарный NP300 – 49 пикапов, а вот люкс-пикап Navara остался на том же месте – 23 экземпляра.
LADA. В Иркутске реализовано 1596 автомобилей, что, учитывая свертывание программ господдержки и уход «классики», оказалось лучше прогнозов. В конечном итоге – «бронза» на подиуме. Показатели во многом (больше трети) обязаны Lada Granta, которая нашла 591 покупателя. Осенью был продан последний ВАЗ-21074, но ушедшая в историю модель еще смогла отстоять второе место – 260 автомобилей. Уверенно прибавила модель 4x4 (традиционная «Нива») – 233 внедорожника, включая 33 длиннобазных. Есть спрос и на «Самару» – продан 181 автомобиль.
Лидирующая в РФ Priora в Иркутске выглядит слабенько – только 158 моделей, причем более половины пришлось на универсалы. Однако еще меньше продано «калин» – 127 автомобилей, и теперь оживление интереса к модели ожидается с выходом второго ее поколения весной. Замыкает рейтинг новинка года Lada Largus – реализовано только 46 автомобилей, но скромный результат объясним исключительно дефицитом. По некоторым данным, к концу 2012 года иркутская очередь на модель составляла около 300 покупателей!
HYUNDAI. С результатом 1408 автомобилей завоевано четвертое место в рейтинге марок. Но самую красивую во всех смыслах цифру показал Solaris – продано 939 моделей, что на 20% больше чем в 2011-м, и вновь – уверенное лидерство в общем зачете моделей. В своей нише не потерялся и кроссовер ix35 – его выбрал 231 покупатель. А вот третью ступень пьедестала на этот раз взял i30: выход этой модели С-сегмента в новом поколении явно пошло на пользу – продан 81 экземпляр, с неплохим приростом. На четвертое место отодвинулся Santa Fe – реализовано 73 кроссовера, включая несколько машин нового поколения, которое появилось в самом конце года и в году нынешнем должно улучшить позиции автомобиля на рынке.
KIA. Два дилера с двойной силой подняли рейтинг марки: реализовано 1369 автомобилей, что является одним из рекордных ростов иркутского рынка, а бренд вошел в когорту ведущих. Заводила предсказуем – это модель Rio с результатом 566 автомобилей и внушительной прибавкой вдвое. Но и Sportage не промах: продано 270 кроссоверов – один из лучших показателей в классе. Также привлекает Sorento – 126 экземпляров, да и cee’d после смены поколения хорошо пошел в гору – 112 моделей. Пятерку авангарда замыкает седан Cerato с весомым для себя результатом в 80 машин.
UAZ. Двумя иркутскими дилерами было продано 1354 автомобиля УАЗ, что на 40 единиц меньше, чем в 2011 году, хотя до этого был рост. При этом выросли продажи флагманского семейства Patriot: приобретено 563 внедорожника, из которых 90 – с кузовом пикап. Кстати, в том числе увеличилась доля дизельных версий. Семейство Hunter уже не так популярно – реализовано 225 таких внедорожников, что, тем не менее, вместе с Patriot составило большую часть продаж. Остальное пришлось на грузовые и грузопассажирские модели.
RENAULT. С результатом в 1230 автомобилей бренд показал очень хороший прирост и решительный обгон ряда конкурентов, которые до того были впереди. Лидер по-прежнему Logan – его выбрали 426 покупателей, хотя, как и на общефедеральном уровне, продажи этой модели в Иркутске снизились. Зато на второе место выскочил другой бестселлер – Duster: 296 кроссоверов при условии сохраняющегося дефицита. На третье место отодвинулся Sandero – 289 хэтчбеков, хотя год модель закончила с приростом. Также прибавил Fluence (95 моделей) и Megane (62 автомобиля). Интерес был проявлен и к Kangoo – 27 машин, а вот Koleos особо не показал себя – только 16 кроссоверов.
FORD. Реализовано 967 автомобилей, что немного больше прошлогоднего показателя. Основу продаж по-прежнему составляет Focus, который остается главным автомобилем региона в С-сегменте – его предпочли 674 покупателя. В условиях острой конкуренции это лучший результат в классе, о чем также говорит пусть небольшой, но прирост – на 4,5%. Более скромный Mondeo с результатом 85 машин даже немного сдал к предыдущему периоду, а вот кроссовер Kuga показал лучший для себя результат – 41 автомобиль. Сразу за ним идет семейство Transit – продано 40 машин с прибавкой вдвое. Некогда популярный Fusion ушел в историю: реализовано только 23 хэтчбека, поставки модели прекращены, замены же пока нет. Обратил на себя внимание Explorer – эту модель выбрали 19 покупателей.
MITSUBISHI. Тот случай, когда слово «стабильность» подходит лучше всего: 896 автомобилей – это лишь чуть больше предыдущего результата, притом неизменна и пятерка ведущих моделей (все – категории «4х4»). Первое место удерживает Outlander – реализовано 232 кроссовера, с приростом, и выход модели нового поколения сыграл здесь свою роль. Следом идет ASX – 190 кроссоверов. Также стабильно высокий для своего класса спрос показывает L200 – реализовано 139 пикапов. Вне конкуренции Pajero Sport – этот брутальный внедорожник предпочли 133 покупателя. Pajero IV тоже не ушел из виду – реализовано 86 внедорожников.
CHEVROLET. В 2012 году в Иркутске открылся второй дилер этой марки, и вместе они «дали жару» – реализовано 834 автомобиля, что в три раза превысило прежний скромный показатель. Как ни странно, ведет колонну старина Lacetti – 288 автомобилей, хотя лишь чуть-чуть отстал от него набравший феноменальный ход Cruze – 267 моделей. И только на третьем месте идет Aveo – 116 моделей. На одной ступеньке и с неожиданной динамикой в своих классах оказались минивэн Orlando и хэтчбек Spark – реализовано по 39 экземпляров. Интерес вызывает и полноразмерная модель класса SUV, заокеанский Tahoe – 36 машин. Даже вышел из тени седан Epica – реализовано 17 таких автомобилей. Также иркутяне не проигнорировали новую спортивную тему – было продано два спорт-кара Camaro.
GM-АВТОВАЗ. Вопреки общероссийской практике, когда продажи Chevrolet Niva «хитро» плюсуют к другим Chevrolet, мы по своей традиции выделим этот уникум в отдельную строку. Продукция совместного предприятия все так же представлена только одной моделью, но этот компактный и не имеющий аналогов джип растет во всех отношениях – спрос увеличивается, а производитель научился адекватно на него реагировать. И вот результат: к показательной цифре предшествующего года в 2012-м машина прибавила еще четверть – реализовано 606 экземпляров.
SKODA. Реализовано 572 автомобиля, с приростом: марка упорно расширяет свое место на рынке. Так, заметным явлением становится Octavia: в С-сегменте эту модель предпочли 276 человек – прибавка свыше четверти. Также все более воодушевляет Yeti: данный «зверь» подружился со 147 покупателями, и в результате – второе место. А вот бронзовым призером на этот раз оказалась Fabia – продано 108 хэтчбеков, хотя в В-сегменте это по-прежнему отличный показатель.
PEUGEOT. Продано 530 автомобилей, причем в отношении данной марки наблюдается любопытное смещение спроса. Не с таким отрывом, как раньше, но первой осталась модель 308 (118 авто), однако ее «поджало», как ни странно, коммерческое семейство Boxer – реализовано 108 машин. А вот на третье место вышел кроссовер Peugeot 4007 – 67 экземпляров. Не затерялось семейство Partner (58 автомобилей). Однако небывалое внимание обратил на себя Peugeot 3008 – этот высокотехничный минивэн предпочли 55 покупателей. Даже «народный» Peugeot 408 не успел так «взорвать рынок» – с осенней премьеры до конца года реализовали 43 экземпляра. И еще одно нетипичное явление: куплен 31 мини-хэтчбек Peugeot 107.
VOLKSWAGEN. Из 469 реализованных автомобилей весомая часть ожидаемо пришлась на Polo – 187 моделей. Прибавил и Tiguan – продано 88 кроссоверов. Touareg разошелся 56 экземплярами, но особо стоит отметить возросший в Иркутске интерес к Amarok – приобретено 30 таких пикапов. Повысился спрос на минивэны Caravelle и Transporter – 14 и 12 автомобилей соответственно, не остался без своего покупателя и Caddy – 13 моделей.
Интерес к Honda CR-V подогрел выход модели нового поколения. В целом за год кроссовер разошелся 256 экземплярами |
MAZDA. Результат в 359 автомобилей оказался даже чуть меньше предыдущего, что отчасти связано с ограниченными квотами на популярные модели. Тем не менее, вопреки ожиданиям, больше всего продано Mazda3 – 119 экземпляров. Сразу за ней идет CX-5 – 115 кроссоверов. Другие наиболее востребованные модели – Mazda6 (60 автомобилей) и CX-7 (50 кроссоверов). Также было приобретено шесть пикапов BT-50, пять хэтчбеков Mazda2, три минивэна Mazda5 и даже один родстер MX-5.
MERCEDES-BENZ. В Иркутске эта марка наглядно подтверждает тенденцию роста премиум-сегмента: с учетом коммерческих моделей, реализовано 339 автомобилей, что на треть выше предыдущего показателя. Особенно востребованы кроссовер GLK и легковая модель C-class – 64 и 63 экземпляра соответственно. Также в почете и с близким результатом оказались Е-class и кроссовер М-class – 54 и 53 экземпляра. Уважают у нас и внедорожник GL – его выбрали 48 клиентов. Не зря появился на свет и компактвэн В-class – его купили семь человек.
FIAT. Два дилера смогли реализовать 332 автомобиля. Вопреки общероссийскому положению дел, в Иркутске по этой марке падение совсем незначительное – всего на 12 экземпляров. Как и до того, львиную долю продаж составили коммерческие модели Ducato – 264 единицы, что является абсолютным рекордом среди одноклассников-иномарок, причем с весны это семейство продается в новом поколении. А вот легковому сегменту Fiat выйти из тени пока так и не удалось.
AUDI. Результат один в один повторил предыдущий – 253 автомобиля, хотя такая цифра «обязана» жестким квотам на самые востребованные модели. В числе последних оказались Q5 (64 кроссовера) и Q3 (этот кроссовер «достался» 55 покупателям), а «старшина» среди кроссоверов – Q7 – стоит на третьей позиции (36 машин). Востребован и бизнес-класс: реализовано 27 машин модели A6.
BMW. Приобретено 250 автомобилей этой марки, что почти на треть больше предыдущего года. И вопреки сложившимся стереотипам, лучшим спросом стали пользоваться более компактные модели – кроссоверы Х3 (57 экземпляров) и Х1 (44 автомобиля). На третьем месте – модель 5-й серии (38 машин). И только потом идет «тяжелая артиллерия»: кроссоверы Х6 и Х5, которые почти не уступают друг другу – 28 и 27 экземпляров соответственно. Впрочем, пользуется спросом и модель 3-й серии (23 машины), а также есть интерес к самому маленькому BMW – 1-й серии, которую выбрал 21 покупатель.
OPEL. Эта марка не очень лихо, но расширяет свое присутствие в Иркутске, в том числе за счет спортивных модификаций. Всего реализовано 250 автомобилей, с прибавкой почти на треть, а самой востребованной оказалась Astra J – 87 экземпляров, причем 23 из них – это проспортивные версии GTC. На втором месте – предыдущая модель Astra Family (61 автомобиль).
Показательно вырос интерес к Insignia – реализовано 27 машин, причем две из них – это «горячие» версии OPC. Сравнительно хорошо разошлась Zafira Family – 26 минивэнов. Продавалась и Corsa (18 хэтчбеков), проснулся интерес к компактвэну Meriva (14 машин), не обделили вниманием и Antara (13 кроссоверов). Три покупателя выбрали новый минивэн Zafira Tourer, а еще дилер успел продать один экземпляр Mokka – этот компактный кроссовер вышел в самом конце 2012 года и претендует на лавры в году текущем.
SSANGYONG. С августа в Иркутске приступил к работе уже второй дилер SsangYong, и совместными усилиями двух компаний удалось реализовать 219 автомобилей, хотя итоговый показатель вырос не на много – только на четверть. Зато есть очевидный рост по кроссоверу Actyon. Эту модель выбрали 92 покупателя, что вдвое превысило предыдущий результат: очевидно, сказалось появление новых версий, в том числе на «автомате». И все же первое место с незначительным отрывом осталось за Kyron – продано 94 внедорожника, хотя модель показала снижение продаж. Rexton остался при своих скромных 16 экземплярах, а вот пикап Actyon Sports немного прибавил – 17 машин.
LEXUS. Реализовано 109 автомобилей данной марки – это больше предыдущего результата, хотя и всего на 5 экземпляров. При этом семейство моделей успело почти полностью обновиться. Главным фигурантом покупательских интересов выступает LX 570 – реализован 51 внедорожник. На кроссовере RX 350 остановили выбор 22 покупателя, а внедорожников GX 460 и переднеприводных кроссоверов RX 270 разъехалось по 11 экземпляров. Седаны GS 350 приобрели восемь человек.
Василий ЛАРИН
фото автора