Открытие сезона стало аншлаговым: побиты все мыслимые и немыслимые рекорды по количеству участников: выйти на трассу «GT-Зимника» на 1-м его этапе в сезоне-2013 изъявили желание почти 100 гонщиков! Чемпионату иркутского GT-клуба по зимним ледовым гонкам в этом году смело можно присвоить звание «народного».
Правда, суровая реальность показала все минусы такой массовости – из-за огромного количества участников финалы пришлось сократить и провести их по программе ТОП-4 (вместо традиционного ТОП-8), чтобы уложить все мероприятие в один световой день. Однако это нисколько не убавило зрелищности гонки: те четверо, что пробились в финалы в своих классах (от Z1 до Z4), показали настоящую, профессиональную, полную адреналина и спортивного запала гонку – вплоть до борьбы за малейшие сантиметры трассы на финише... Исключение было сделано только для самой зрелищной категории автомобилей – Z5, где выступают автомобили на специально подготовленной резине, именуемой в народе «болтами» или «супершипом». Этот класс традиционно всегда был и есть самый зрелищный, благодаря тому, что скорости в нем развиваются просто запредельные для ледового покрытия. Гонщики этого класса откатали финалы хоть и затемно, зато по полной программе.
Конфигурация трассы в этом сезоне очень схожа с прошлогодней. Однако гоночный ледовый «стрип» стал быстрее (немного короче) и техничнее: снега на водохранилище оказалось очень мало, из-за чего бруствера вышли дефицитными, лед – практически чистым и без снежных наносов, а сама трасса – достаточно широкой. Уповать на технику езды по брустверам (а в прошлом году она пользовалась большой популярностью у гонщиков) в этом сезоне не приходится. Впрочем, как показала практика первого этапа, лидеры – они и на чистом льду лидеры, и по какому покрытию ехать – льду или с помощью снежного бруствера – им абсолютно все равно… Впрочем, обо всем по порядку.
Небольшой показательный экспериментальный заезд на специально подготовленном мотоцикле стал венцом квалификации и предшествовал началу финальных заездов |
Класс Z1 (переднеприводные автомобили на нешипованной резине) – один из самых непопулярных в период предварительной регистрации. Тем не менее, здесь собрались 15 участников, среди которых оказалась и одна девушка (в этом сезоне, кстати, представительницы прекрасной половины человечества вообще серьезно разбавили традиционно мужской состав гонки). К сожалению, пробиться в ТОП Ксении Ахметовой на Toyota Ist не удалось: для того, чтобы гарантированно попасть в финал, квалифицироваться нужно было со временем от 2.10 мин и быстрее. Евгений Кузнецов на своей Integra, хорошо знакомой нам по дрэгу и Time Attack, со временем 2.11 мин уже оказался на грани, замкнув ТОП-4.
Сергей Орлов штурмует трассу на своей Integra. До попадания в финалы Z1 ему не хватило всего 1-й позиции по итогам отборочного тура |
Да и сами заезды ТОПа показали, что распределение мест по итогам квалификации может заметно отличаться от распределения позиций на «тумбочке». Так, замыкавший ТОП-4 Евгений Кузнецов в финалах без особого накала страстей в парных заездах объехал сначала самого быстрого в «квале» Ивана Роговцева на Toyota Carina ED, а потом и Дмитрия Журавского на Toyota Corolla FX, став победителем класса Z1 на 1-м этапе. Дмитрию досталась 2-я позиция пьедестала, а на третью поднялся Александр Сиразитдинов на Hyundai Elantra.
Победитель переднеприводного нешипованного класса Z1 Евгений Кузнецов на своей боевой Integra |
Артем Агеенко в новом сезоне чемпионский титул в Z2 уступать просто так не намерен |
та никого в заезды за 1-е и 2-е места не пускали и устраивали там настоящие гоночные высокоскоростные и напряженные битвы. Но… злополучный ТОП-4 не дал шансов зрителям увидеть фееричной гонки: Виктор Заруднев прибыл на финиш квалификации с 6-м временем и в финалы в итоге просто не попал. В итоге конкуренцию Артему в битве за 1-е место на пьедестале составили пилоты еще двух «хонд» – Михаил Гафаров на Integra и Геннадий Зарубин на совершенно неожиданном для всех Civic FD1. А разбавил эту теплую компанию Александр Михайлов на Ford Focus.
В четвертьфинальном заезде Александра с Михаилом Гафаровым последний допускает фатальную для себя ошибку – забывает во время заезда сменить малый и большой круг трассы, в результате чего терпит автоматическое поражение без права перезаезда. Параллельно Артем Агеенко объезжает «коллегу» на Civic под пилотированием Геннадия Зарубина. В двух главных заездах все остается на своих кругах – на этот раз квалификация оказалась на сто процентов права: Civic Артема становится первым в битве с «Фокусом» Александра Михайлова. А в бою за «бронзу» Михаил Гафаров больше не допускает роковых ошибок и объезжает Civic Геннадия Зарубина.
Заднеприводная категория Z3 (здесь нет деления по типу резины) – всегда малочисленная, не очень популярная среди гонщиков – в этот раз собрала аж 22 пилота! И здесь армию мужчин разбавила смелая девушка за рулем Nissan Laurel, причем противостоять она смогла очень многим – 7-е место по итогам квалификации оказалось на счету у Марии Абакумовой. А это значит, что разыграй сегодня финалы по классической схеме ТОП-8, она попала бы в них. Впрочем, это «бы» сегодня многим спутало карты – за бортом четверки финалистов оказался и безусловный лидер класса Дмитрий Протасов на Nissan Silvia: попадание в ТОП-8 он себе обеспечил, а вот предположить существенное сокращение программы финалов не мог – досадное 5-е место оказалось у него по итогам отборочного тура, а от заветной 4-й позиции его отделили всего 0,02 минуты…
В итоге бал в финальных заездах Z3 правили представители отечественного автопрома: Евгений Иванов на брутальной ВАЗ-2107, Илья Якупов на 412-м «Москвиче» и ВАЗ-2104 под пилотированием Михаила Демина. Разнообразия в это единение внес только Александр Митрофанов и его Toyota Mark II. Он-то в итоге и раздал всем жару, объехав сначала «четверку», а потом и «Москвич», и взойдя на первую ступень пьедестала. «Бронзу» забрал Евгений Иванов, чья устрашающего вида «cемерка» объехала в борьбе за третье место лидера квалификации.
В полноприводном Z4 творилось что-то невообразимое – 35 зарегестрированных участников! В пору проводить если не ТОП-32, то ТОП-16 точно. Однако временные рамки сделали свое «черное» дело и конкуренция в классе возросла до 8 человек на 1 место в финальной сетке. Большинство строчек в сводной сетке участников класса оказалось занято самыми что ни на есть полноприводными буквами Subaru. Времена – на самой границе 2 минут. Быстрейшим оказался улан-удэнец Алексей Тугарин на черной устрашающей Impreza, больше известный нам по искрометным заездам и победам в дрэге. На трассе «GT-Зимника» ему равных также не оказалось. Присоединился к нему в ТОП-4 Юрий Кельчевский на Toyota Caldina (его мы по прошлому «Зимнику» тоже хорошо помним – регулярный посетитель пьедестала в сезоне-2012). Замкнули четверку финалистов Сергей Сухоруков на MMC Evo IV и Дмитрий Тогмитов на Toyota Sprinter. Последнему пилоту финальная сетка распорядилась ехать в паре с Алексеем Тугариным, где он досадно ошибается, цепляя бруствер и теряя вместе с тем все призрачные шансы на возможную победу.
В параллельной гонке в бой за первое место прорывается Caldina Юрия Кельчевского. И вот там, в решающем заезде за «царство» на пьедестале происходит настоящая гоночная битва: весь заезд Алексей Тугарин едет размеренно и совершенно спокойно. Гонщики практически не находятся рядом друг с другом, и до последних метров трассы оценить свое преимущество перед соперником никому из них не представляется возможным. Но вот близится финишная прямая, пара последних виражей у каждого из пилотов – и тут становится очевидным, что автомобили идут практически вровень и сейчас шанс выиграть гонку в классе есть абсолютно у каждого… Алексей Тугарин идет ва-банк и утапливает педаль газа в пол! Финиш был самым фееричным на всем этапе – с ревом моторов, вздыманием в воздух снопов снега и определением победителя по показаниям судей на трассе и свидетелей! Алексей Тугарин на последних метрах отвоевал-таки победу.
В полноприводном классе тоже отметились девушки. Да как красиво! За рулем летящего B4 – Елена Жеребцова, которая по итогу квалификации стала 7-й из 35 гонщиков |
Дважды победитель на прошедшем этапе – Алексей Тугарин на своей Impreza – стал первым в царстве полного привода и в категории «болтов» |
«Болтовой» Z5 стартовал уже затемно. И это был самый большой бонус для зрителей: хоть пилоты этой категории и не квалифицировались, зато откатали финалы по полной программе – парами на вылет. Благодаря тому, что в сезоне-2013 для автомобилей «супершипа» были смягчены условия по допуску в класс (наличие каркаса безопасности теперь необязательно), количество участников в категории ожидаемо возросло: если раньше на «болтах» стабильно гоняли 3-4 человека, то в этот раз участников набралось на полноценный ТОП-8. Причем участников разномастных – от хорошо знакомого нам Сергея Шипилова и его синей «пули» Impreza до «Нивы» и Levin. Но самым главным гвоздем «супершипа» на этом этапе стала Toyota Celica из Улан-Удэ, которая уже выступала часом ранее в Z1 с Алексеем Беляковым за рулем. А теперь на старт вышла она же, обутая в мощные «болты» и под пилотированием… маленькой хрупкой девушки Олеси Покацкой!
В ТОП-8 Олесиной смелости улыбалась удача – ее соперник на старт не вышел, а потому она совершила больше показательный и тренировочный заезд по трассе в одиночестве. Зато остальным гонщикам пришлось «драться»: на этапе ТОП-8 сетку покинули Евгений Холод на «Ниве» (шпарящая по льду, как по асфальту, ВАЗ-2121 – зрелище не для слабонервных), Дмитрий Протасов на своей изумрудной красавице Silvia (соперник ему достался монстроподобный – уже известный нам Алексей Тугарин, переобувший свою «Импрезу» в «болты»). Выбыл из дальнейшей борьбы и Алексей Шаманский на черной купе Impreza – у него в середине заезда произошли технические неполадки, и автомобиль проследовал к финишу при помощи «эвакуатора». Таким образом, в ТОП-4 попали Олеся Покацкая, Алексей Тугарин, Павел Левашов на «Левине» и Сергей Шипилов на Impreza.
Именно в борьбе с Сергеем вылетает на следующем этапе Олеся, а в параллельной гонке посиделками на бруствере заканчивается заезд для «Левина» Павла Левашова. Таким образом, битва за звание победителя вышла очень красивой: в ней сражались двое действительно сильнейших соперников – Алексей Тугарин и Сергей Шипилов (оба едут с такой динамикой, что зрителям не приходится напоминать о том, что от трассы нужно отойти подальше – предпочитают наблюдать это действо подальше сами). Первым приходит в этом заезде Алексей Тугарин – второе «золото» на этом этапе. Subaru едет! Бронзу забирает Павел Левашов, оставляя первое после тумбочки место гостье гонки Олесе Покацкой.
Итоги I этапа открытого Чемпионата Иркутской области по ледовым кольцевым гонкам GT-Зимник 2013 | |||
Место | Гонщик | Автомобиль | Время в квалификации |
Класс Z1 – передний привод, нешипованная резина | |||
1 | Евгений Кузнецов | Honda Integra | 2.11.315 |
2 | Дмитрий Журавский | Toyota Corolla FX | 2.09.934 |
3 | Александр Сиразитдинов | Hyundai Elantra | 2.09.292 |
Класс Z2 – передний привод, шипованная резина | |||
1 | Артем Агеенко | Honda Civic | 2.04.924 |
2 | Александр Михайлов | Ford Focus | 2.06.539 |
3 | Михаил Гафаров | Honda Integra | 2.06.461 |
Класс Z3 – задний привод, независимо от типа резины | |||
1 | Александр Митрофанов | Toyota Mark II | 2.19.933 |
2 | Илья Якупов | Москвич-412 | 2.17.765 |
3 | Евгений Иванов | ВАЗ-2107 | 2.18.943 |
Класс Z4 – полный привод, независимо от типа резины | |||
1 | Алексей Тугарин | Subaru Impreza WRX STi | 2.03.787 |
2 | Юрий Кельчевский | Toyota Caldina | 2.05.786 |
3 | Сергей Сухоруков | MMC Lancer Evo IV | 2.08.383 |
Класс Z5 – «Супершип» | ||
Место | Гонщик | Автомобиль |
1 | Алексей Тугарин | Subaru Impreza WRX STi |
2 | Сергей Шипилов | Subaru Impreza |
3 | Павел Левашов | Toyota Corolla Levin |
Поздравляем победителей и выражаем благодарность организаторам чемпионата за отлично проведенное мероприятие и такое масштабное открытие сезона! Следующий этап состоится на той же трассе Иркутского водохранилища через 2 недели – 16 февраля. Подробности о подготовке и регистрации можно узнать на нашем сайте и сайте организатора Чемпионата gt-irk.ru.
Наталья НОВИКОВА
фото автора