ИНВЕСТОРЫ ПОНЕВОЛЕ
Почему государство считает своих граждан-автомобилистов собственными инвесторами? Не знаю. Но, по-видимому, на то влияет вышедшее еще с советских времен мнение о том, что автомобиль является одним из символов обеспеченности и достатка. В России это не средство передвижения, а именно роскошь. Взять, к примеру, транспортный налог. Ежу понятно, что на степень разрушения дорог влияет в первую очередь масса автомобиля. Но у нас максимальные ставки налога возложены на наиболее мощные машины. Хотя я, хоть убейте, не понимаю, чем, к примеру, легковушка с 2,0-литровым мотором принципиально агрессивнее к асфальту, чем ее же 1,6-литровый вариант?
Или взять обязательное страхование ОСАГО: еще во время введения этой обузы специалисты и правозащитники отмечали недостаточно высокую степень защиты этого страхования. Еще почти десять лет назад минимальная стоимость самого недорогого нового автомобиля в стране превышала 120-тысячный лимит ответственности по страховке. А сейчас? Стоимость ремонта машин за прошедшее время выросла едва ли не вдвое. Выросла и стоимость полиса ОСАГО (не за счет базового тарифа, но за счет многочисленных коэффициентов, большинство из которых – повышающие). Но лимит выплат остался прежним: 120 либо 160 тысяч. Автовладельцам, конечно, предложили выход: полис добровольного страхования автогражданской ответственности – естественно, за дополнительную плату…
Про таможенные пошлины можно и не говорить: иной раз при ввозе иномарки переплачивать приходится более половины стоимости самого автомобиля (опять таки, за что? За то, что отечественный автопром не способен предложить достойную альтернативу?). А теперь неустанно заботящаяся о нас страна предложила нам платить еще и утилизационный сбор – мол, рано или поздно ввезенный автомобиль надо будет утилизировать, и потому будьте добры заранее оплатите эти расходы…
Слава богу, хотя бы физическим лицам ставки утилизационного сбора сделали божескими – от 3 до 5 тысяч рублей. Но за что должны платить больше юридические лица, среди которых по большей части значатся сами производители авто или официальные импортеры новых иномарок? Почему за один и тот же автомобиль при покупке в дилерском салоне необходимо платить больше, чем при самостоятельном ввозе из-за границы? Что меняется в машине? Дилер делает ее более трудоемкой при утилизации? А вы видели, насколько увеличивается плата за утилизацию, к примеру, автобуса, при увеличении его длины? Первые 7,5 метров оцениваются в 177 тысяч, а затем в такую же сумму оценены следующие 2,5 метра. А следующие 2 метра стоят уже 189 тысяч…
Хочу быть автоутилизатором! Причем я принципиально не буду связываться с автомобилями частных владельцев – с них дохода не поимеешь. Хочу обслуживать юрлиц – с соответствующей оплатой за утилизацию каждого самосвала или автобуса. А что? Взять, к примеру, самосвалы Howo: даже за новый утилизационный сбор превышает 500 тысяч рублей. Да за такие деньги его можно в одиночку за неделю по косточкам разобрать, и при этом получить сногсшибательную маржу! Даже удивительно, почему в стране до сих пор практически нет утилизационных предприятий?
А может, потому их и нет, что доходы от утилизационного сбора предполагается направлять не на утилизацию?..
Кстати, я вот еще о чем подумал: почему у нас нет утилизационного сбора за велосипеды, телевизоры, холодильники, мебель, или за блюда в ресторанах? Чем они отличаются от автомобилей?