Теплый автоспортивный сезон в Иркутске окончательно закрыт. Настал долгий период межсезонного затишья – время подготовки к целому фронту зимних мероприятий и… время собирать камни. Начнем с дрэга – подведены официальные итоги VII открытого Чемпионата по любительскомудрэг-рейсингу. Оказавшиеся прогнозируемыми ровно настолько же, насколько и непредсказуемыми…
Сезон был очень долгожданным – в прошлом 2011 году в иркутском дрэге было вынужденное затишье: чемпионат GT-клуба из-за бюрократических препон состоял по сути всего из одного июньского этапа, второй гонкой стала Дрэг-Битва в Качуге в сентябре. Этим летом Чемпионат удался целиком и полностью – все три запланированных этапа (по 1-му в каждом месяце) были признаны состоявшимися. О росте времен, пилотов, технической составляющей машин говорить сложно. И тем не менее, сезон показал, что потенциал у нас есть – бились рекорды (пусть не российского масштаба, но собственные – для каждого гонщика свои), строились и настраивались машины, богиня удачи тоже отрывалась по полной.
Последняя отсыпала своих «благ» как пилотам, так и организаторам, которыми уже много лет выступает ИРООА GT-Клуб г. Иркутска. Погода побаловала GT-сезон только на закрытии, дав провести этап от начала до конца без единой капли дождя. Вторую гонку из-за хлынувшего ливня пришлось буквально сворачивать: финалы третьего класса были жестко «лимитированы» по типу привода (машины на заднем приводе на старт финальных заездов не были допущены из разумных соображении безопасности), а ТОП самого мощного и быстрого анлима и вовсе не состоялся – там победителей определила квалификация. Попутно в тот же день в закрытом парке участникам пришлось пройти и вынужденную процедуру техосмотра от стражей порядка – с проверкой документов, сдиранием тонировки и прочими атрибутами, съевшими толику времени, когда осадков не предвещалось. А время это в тот день было бесценным…
Трасса Чемпионата собрала под стартовым створом в общей сложности более 80 машин за сезон, среди которых оказались и представители «старой школы», и свежие «темные лошадки». Весьма отличился 4-й класс, ставший приютом для целой гвардии «суперстока», к которой не присоединились только California и Gallardo Spyder, хотя и без итальянок эксклюзива и «лошадей» хватило – на трассу выходили Escalade, Cherokee SRT, SLK 600, Camaro, Bentley, баварская М-ка… В гостях побывал один из самых любимых иркутянами гостей – Александр Овчинников на рекордсмене многих трасс и гонок Toyota Levin. Завсегдатаями Чемпионата стали братчане, сокрушившие 2-ой класс. Как всегда, не забывают о дрэге пилоты из Улан-Удэ. Без ангарчан и шелеховчан иркутский дрэг уже и представить сложно.
Подробнее об итогах сезона в каждом классе – чуть ниже, однако, и без конкретных цифр можно сказать, что победила стабильность. Стабильность и надежность. Это если по-честному. Хотя и тех, кому стабильность не пригодилась для поднятия на главную «тумбочку» чемпионата, тоже немало…
Класс самый младший (по литражу), самый доступный и всегда самый популярный. Всегда, но не в этом сезоне – лютый «анлим» собирал в 2012-ом куда больше участников… Тоже своего рода тенденция. Среднестатистическое время SL – в районе 15-16 секунд. ТОП – стабильные средние и низкие 15 сек. Выскочить из этих рамок и пройти четверть мили быстрее 15-секундного барьера грязными временем на протяжении всего сезона удавалось всего двум пилотам – борьба развязалась между «Теграми» Александра Михайлова и Сергея Орлова. Для Александра сезон начался отменно – на первом этапе он выехал на высшую ступень пьедестала, став самым быстром пилотом класса и в квалификации, и в основных заездах. И именно на этом этапе его оппонент не выступал… Что с лихвой компенсировал на оставшихся двух гонках: 2-ой и 3-ий этап принесли ему две золотых медали и 20 очков в копилку итогов Чемпионата. У Александра тем временем шла битва. Судя по всему, даже не с соперниками – с самим собой и удачей. Итоги этапов напоминали день сурка: с завидным постоянством в ТОП-4 в соперники ему выпадал Sprinter Андрея Лайкина, которому Саша дважды уступал право битвы за 1 и 2 место… При этом во всех остальных своих заездах он ехал быстрее "Спринтера" – в квалификации, в ТОП-8, в гонках за бронзу – везде! Последние он выиграл без особого труда дважды. «Волшебный» Sprinter же, подпинываемый Фортуной строго в ТОП-4, с той же завидной регулярностью выходил в финал, вставал в пару к ITR Орлова и становился по исходу гонки вторым…
Вообще, итоговая сетка по очкам отдала должное Александру Михайлову: что у него, что у Сергея Орлова по итогу сезона количество заработанных баллов оказалось абсолютно одинаковым – ровно по 20 очков. А беспристрастный Регламент Чемпионата в этом случае велит отдать преимущество тому, кто оказался круче на финальном этапе. Таким был Сергей. Ему и лавры Чемпиона SL 2012-го года.
Здесь все оказалось менее драматично. Кто трижды выехал в сезоне из 14 секунд, того и тапки. В смысле 1 место в Чемпионате 2012. Удалось это мероприятие только Алексею Кареву (г. Братск) за рулем безмилостного Honda CR-X – атмосферного «инквизитора» 2-го класса на прошедшем Чемпионате. Черное «атмозло» оказалось, пожалуй, самым стратегически «правильным» автомобилем в классе – мощный H23A в сочетании с рекордно малым весом машины (порядка 850 кг) и Hoosier’ами дали на выходе стабильные низкие и средние 13 секунд. Стабильность и победила – Алексей присутствовал на всех этапах сезона и все их заканчивал на высшей ступеньке наградной тумбочки. Его время на этапах с той же завидной стабильностью становилось лучшим в классе, а это +1 балл в общую копилку пилота. Итог – 30 очков из 30 возможных в сезоне.
Гораздо менее стабильным дрэговое лето 2012-го стало для еще одного фаворита FS-A Евгения Кузнецова на харизматичной Integra DC5 в исполнении Type R. Машина достаточно сильная и, что немаловажно, многоцелевая: не дрэгомединым живет ее владелец, но и Time Attack на красноярском Красном Кольце. Этот сезон для Евгения стал во многом экспериментальным – машина на протяжении всего лета доводилась «до ума», что сыграло свою злую шутку: «Тегра» показала способность выскакивать из 14 секунд, однако, доехать до пьедестала ей с хозяином удалось лишь единожды – на втором этапе (тогда они заняли среднюю ступень «тумбочки»). На открытии сезона в Иркутске в ход заездов Integra вмешались технические проблемы с автомобилем, а на закрытии Евгению не удалось прийти к взаимопониманию с машиной на новом топливе и новых настройках. «Итого» за сезон получилось разношерстным – 8-е, 2-е и 5-е место. Впрочем, все это вкупе дало-таки Евгению по сумме очков 3-е место в классе FS-A.
Один из самых зрелищных и быстрых классов. В сезоне-2012 он оказался еще и самым малочисленным, собрав около 2-х десятков пилотов за весь Чемпионат. Безграничное царство полного привода – львиная доля всех машин-участников пришлась на мощные полноприводные вечно враждующие Subaru и MMC – красивых классических поединков между представителями этих двух кланов в сезоне хватило с лихвой. «Evo рулит» - итог этого сезона на нашей трассе: два первых места по итогам Чемпионата принадлежат именно «Эволюциям» – III и VII генераций. В роли «инквизитора» здесь выступил Александр Усов в компании своего Sponge Bob (он же – пронзительно-желтый и самый быстрый на иркутском дрэге Evo). Никто и ни разу за все 3 этапа так и не смог догнать Evolution под пилотированием Александра: Губка Боб оказался единственным в сезоне, чье время на квотере в FS-B стабильно укладывалось в низкие-пренизкие 12 секунд с регулярным выходом до высоких 11-ти. Александр Усов смог побить в этом году и свой собственный рекорд – 11-секундная планка была-таки преодолена. Стабильность, надежность и быстрейшая мощная машина привезли Сашу и «Спанч Боба» к «золотому» исходу Чемпионата: трижды победа в FS-B + трижды лучшее время = Чемпионство в третьем классе в сезоне 2012 года.
|
А больше никто такой завидной стабильности в третьем классе не проявил… Только Александр Болдырев на Toyota Celica (Шелехов) выступил также на всех этапах, однако, его результаты не дали надежды на попадание в ТОП-5 по итогам сезона – 5-е, 6-е и 7-е место на этапах обеспечили ему 6-ую позицию в итоговой сетке Чемпионата. А бронзу забрал Алексей Шаманский – на дьявольско-черной Subaru Impreza WRX STi в кузове купе. Мы с этой машиной знакомы гораздо лучше по прошедшему GT-Зимнику и участию ее в соревнованиях по кроссу. В дрэговом же сезоне Алексей выехал только на два этапа из трех, пропустив открытие сезона. Один раз он стал четвертым по исходу гонки, а во второй надел на шею бронзовую медаль. 9 очков в его копилке и - закономерная бронза в FS-B. И на втором-то этапе для этого результата ему достаточно было просто принять участие и получить за это на свой счет 1 положенный балл. 6 итоговых очков хватило бы до третьей позиции в сезоне. Ибо больше никто из бронзовых призеров этапов повторно на гонках так и не появился: ни Евгений Суревич на Evo VII, удививший всех на открытии сезона, ни Алексей Усталов на Subaru Impreza, взошедший на третью позицию пьедестала на втором этапе. Жаль – все три претендента на сезонную бронзу весьма близки по времени на квотере и битва за это место могла бы оказаться весьма интересной…
КЛАСС 4. УЛИЧНЫЙ НЕОГРАНИЧЕННЫЙ (UNLIMITED STREET) (свыше 4001 куб. см.)
Все смешалось в доме Оболенских… Кого только не было в анлиме на этом Чемпионате. Маркоподобные V-образных исполнений всех мастей, Супры, пара представителей оппозитной марки, один из потенциальных лидеров гонки – Altezza под пилотированием Константина Пирожникова… И целая армия мощного, эксклюзивного и дорогого стока: от Skoda Octavia и BMW M5 до Chevy Camaro и Bentley Continental GT.
Первые места занимали каждый раз совершенно разные люди. Пьедестал возглавляли баварская М-ка, небезызвестная злющая Impreza Алексея Тугарина из Улан-Удэ, а на втором этапе первое место без боя занял Александр Овчинников на маньяке-Levin (Чита). И вот тут-то в дело вмешалась та самая стабильность и постоянство – всех их, самые быстрые машины на квотере в этом году, в итоговой сетке очков легко и непринужденно обошел Евгений Костромин на Toyota Chaser Tourer V! Ему и на вершину пьедестала подниматься-то оказалось совсем необязательно - хватило двух гонок, закончившихся 2-ым и 3-им местом. Два этих результата дали в сумме 12 очков и обошли всех трех «золотовладельцев». Залогом успеха в «анлиме» этого года оказалось в первую очередь постоянство…
КЛАСС 4. УЛИЧНЫЙ НЕОГРАНИЧЕННЫЙ (UNLIMITED STREET) (свыше 4001 куб. см.)
Все смешалось в доме Оболенских… Кого только не было в анлиме на этом Чемпионате. Маркоподобные V-образных исполнений всех мастей, Супры, пара представителей оппозитной марки, один из потенциальных лидеров гонки – Altezza под пилотированием Константина Пирожникова… И целая армия мощного, эксклюзивного и дорогого стока: от Skoda Octavia и BMW M5 до Chevy Camaro и Bentley Continental GT.
Первые места занимали каждый раз совершенно разные люди. Пьедестал возглавляли баварская М-ка, небезызвестная злющая Impreza Алексея Тугарина из Улан-Удэ, а на втором этапе первое место без боя занял Александр Овчинников на маньяке-Levin (Чита). И вот тут-то в дело вмешалась та самая стабильность и постоянство – всех их, самые быстрые машины на квотере в этом году, в итоговой сетке очков легко и непринужденно обошел Евгений Костромин на Toyota Chaser Tourer V! Ему и на вершину пьедестала подниматься-то оказалось совсем необязательно - хватило двух гонок, закончившихся 2-ым и 3-им местом. Два этих результата дали в сумме 12 очков и обошли всех трех «золотовладельцев». Залогом успеха в «анлиме» этого года оказалось в первую очередь постоянство…
Прошедший сезон стал большим показом «мод» среди эксклюзивного «стока». Слева – Mercedes-Benz SL 600 | Евгений Костромин – тот уникальный случай, когда для того, чтобы стать первым, совсем необязательно быть самым быстрым.. |
Всем трем лидерам, набравшим по 10 баллов за свои победы, осталось распределить между собой три последующих места. В соответствии с регламентом вторую позицию в сезоне занял Алексей Тугарин на Impreza (т.к. он был лидером на последнем этапе), следом за ним в сетке разместился читинский Levin Александра Овчинникова, «первой после тумбочки» стала «баварка» Дмитрия Ворожцова, объехавшая всех на 1 этапе. |
Закрыла ТОП-5 Чемпионата «адская» Supra Андрея Суфианова: у него и Александра Данилова (на танкоподобном Cherokee) в копилке оказалось по 7 очков, но Андрей заработал эти очки последним – на закрытии сезона. Его и «тапки».
Лучшее же время всего сезона принадлежит (традиционно) одному из фаворитов иркутской публики – читинскому Toyota Levin Александра Овчинникова. Он проехал наш квотер чистыми 10,862 сек.
Алексей Тугарин смог выбраться на иркутский Чемпионат только один раз, зато громогласно – пришел, увидел, победил. Он был одним из главных потенциальных претендентов на абсолютное «золото» по времени на квотере | Увы, но единственный визит Александра Овчинникова с его сумасшедшим «Левином» на иркутскую трассу был испорчен погодой – посмотреть на заезды чемпиона во всей боевой красе так и не удалось, победы в классе тогда раздавались согласно местам, занятым в квалификации |
Сезон получился и состоялся. Огромное спасибо мэру г. Иркутска В. Кондрашову – помогал везде и во всем, в чем только мог помочь. Персональное спасибо начальнику УВД Иркутской области С. Панченко – отнесся ко всему как человек, с пониманием и умением находить компромиссы. В целом, сам сезон, я считаю, прошел достаточно удачно. Были интересные моменты, заезды, многие разочаровались в своих машинах и поняли, что гоняет даже не тот, кто много денег вкладывает, а тот, кто с головой подходит к делу. По итогам можно сказать, что побеждают те, кто стремится к победе, постоянно приезжает и участвует. Показывают хорошие результаты по итогам сезона те, кто стабильно участвует во всех соревнованиях; кто подходит к делу грамотно. Даже большие деньги здесь не помогут выиграть, если не будет качественного водителя. Грамотно поступают те, кто работает командами (водитель, механики) – каждый там занимается своим делом. Тогда все получается. Это уже и на практике проверено: даже если, например, мы всем клубом идем к одной цели, то мы ее добиваемся, а если каждый начинает тянуть одеяло на себя, то и цель размывается. |
Из реальных планов: у нас впереди зима, так что ближайшие планы – провести зимние кольцевые гонки. А по поводу лета… Я могу сказать свое отношение ко всему. Я уже неоднократно говорил, еще в конце прошлого сезона, что этот сезон я проводить не буду. Но я в определенной степени в ответе за все, что натворил за эти 10 лет, поэтому не хотелось так уж бросать это совсем, и этот сезон еще на старом запале мы провели. Но есть, как обычно, целый ряд «но».
Мы все это начали в 2002 году, когда все катались на стоковых автоматных машинах, которые разогнать-то было сложно. Уровень рос. К 2005-2006 году мы достигли определенных результатов и как город очень сильно котировались в общем-то и в целом по России. Возможно, что теми своими гонками мы повлияли еще и на то, что возникло в Красноярске, стали своего рода катализатором. Если у нас выросли гонщики на улицах (и продолжают тусоваться на улицах и не знают, куда себя деть), то у них и гонщиков-то не было. У них была построена трасса и теперь уже они показывают, что Красноярск и в дрифте первый, и в дрэге первый и т.д. Наглядный пример они показали – сейчас у них и тюнинг-ателье появились хорошие, гонщики, команды. То есть общая гоночная культура, получается, создалась на основе имеющейся трассы.
А у нас наоборот – есть культура, но негде ее применять. Поэтому в 2006 году мы достигли некоего апогея. Для улицы. У нас появились серьезные машины, которые на «Татышев Рейсинг» занимали призовые места, начали подавать заявки на победы. Начали уходить от любительства в спорт. А профессиональный спорт (именно профессиональный) на улицах, скажем честно, положа руку на сердце, он опасен. Опять же уходя из любительства в спорт, мы должны понимать, что трасса должна быть ровная, а не с уклонами и подъемами. Т.е. сейчас по факту мы проводим по большей части шоу и дабы не отвыкнуть. А нам нужно идти дальше, развиваться. Проводить гонки на улице – это путь вникуда. Это все равно тупик, притом тупик, которого мы уже достигли, в который мы стучимся и просто уже не знаем, что делать дальше и от безысходности продолжаем в него стучаться. Ждем, когда эта стенка сломается, стенка очень толстая, на самом деле. Сломать ее сложно.
Поэтому как вариант с 2003 года начинает потихонечку возникать эта идея строительства трассы, которая была подхвачена красноярцами и реализована. А у нас только-только 2 года назад возникла ситуация, что власть города стала ближе к молодежи и начала понимать, что будущее-то на самом деле не за бабушками-дедушками, а за молодежью, которая растет и развивается, и которая привносит что-то новое в город и его развивает. Для этих людей нужно создать условия, чтобы им было интересно развивать этот город, а не бежать в соседние регионы и не искать себя там. Поэтому мы эту идею потихонечку развиваем, и в этом году мы достигли определенных успехов – администрация города, а конкретно опять же Виктор Иванович Кондрашов, в свое время сказал, что трасса в городе будет, и пока он еще ни разу не отказался от своих слов и делает все, для того, чтобы это произошло.
Определяется место, предварительные договоренности с инвестором есть, были уже выезды и просчитывались бюджеты. Проект на самом-то деле социальный по большей части. Это не коммерция в чистом виде, как все думают. Поэтому еще возможно думать и о федеральном бюджетировании. Чтобы построить грамотное кольцо, необходимо порядка 200 млн. Если посмотреть на эту ситуацию с точки зрения властей грамотно, то ничего сложного в ней нет, и главное, что это не такой дорогостоящий проект. Есть миллиардные социальные проекты, которые стоят и не работают потом, и ничего не приносят. Здесь же проект работать будет. При всех его плюсах и минусах, работать он будет всегда.
И я говорю о том, что я в следующем году, скорее всего, проводить на улицах ничего не буду, потому что, как я говорил, мы в 2006 году достигли своего апогея, и это стало опасно. Мы и сами понимаем, что это опасно. Поэтому был промежуток 3-летний – до 2009 года, когда много изменилось. Желающих-то заниматься этим много, дело не должно умереть, даже если его оставить сейчас и нам не проводить. Но комплексный подход очень важен, инфраструктура, безопасность, элементарные условия. Поэтому наша первоочередная задача и всех, кто за это болеет, - это то, чтобы в городе произошло строительство трассы. Предпосылки уже прошли, и сейчас мы идем уже в том ключе, что все к этому готово. Буквально 2-3 шага сделать, и можно говорить уже о яме под закладку. Поэтому сейчас главное – этот момент не упустить, дойти до строительства, построить этот объект, пусть не сразу и не весь, а частями, и развивать его. А у него большой потенциал в Иркутске с его энергетикой, Байкалом, туристической зоной - я считаю, просто исторический крест уже стоит, что это должно здесь быть. Вопрос только, кто это сделает и когда.
И я думаю, мы придем к тому, что у нас будет трасса. И будет там проводиться и БайкалМоторШоу, и кольцевые гонки, и дрифт, и дрэг. Даже, кстати, по БМШ можно сказать, что сейчас происходит-то на самом деле деградация. Деградация проектов и отношения людей к этому. Потому что тон задается каким-то эталоном. Если есть гонки, и машины, которые ездят, то ими, их конкретными результатами и задается тон. А если нет возможности реализовать потенциал автомобиля, то и строить его смысла нет. Так что пока сосредоточимся на грядущем «GT-Зимнике», а потом уже время покажет все наши планы.
Наталья НОВИКОВА