Дрэг-рейсинг-2012 в Иркутске. Полные итоги сезона
Просмотров: 8847
7 Декабря 2012

Теплый автоспортивный сезон в Иркутске окончательно закрыт. Настал долгий период межсезонного затишья – время подготовки к целому фронту зимних мероприятий и… время собирать камни. Начнем с дрэга – подведены официальные итоги VII открытого Чемпионата по любительскомудрэг-рейсингу. Оказавшиеся прогнозируемыми ровно настолько же, насколько и непредсказуемыми…

Сезон был очень долгожданным – в прошлом 2011 году в иркутском дрэге было вынужденное затишье: чемпионат GT-клуба из-за бюрократических препон состоял по сути всего из одного июньского этапа, второй гонкой стала Дрэг-Битва в Качуге в сентябре. Этим летом Чемпионат удался целиком и полностью – все три запланированных этапа (по 1-му в каждом месяце) были признаны состоявшимися. О росте времен, пилотов, технической составляющей машин говорить сложно. И тем не менее, сезон показал, что потенциал у нас есть – бились рекорды (пусть не российского масштаба, но собственные – для каждого гонщика свои), строились и настраивались машины, богиня удачи тоже отрывалась по полной.

Последняя отсыпала своих «благ» как пилотам, так и организаторам, которыми уже много лет выступает ИРООА GT-Клуб г. Иркутска. Погода побаловала GT-сезон только на закрытии, дав провести этап от начала до конца без единой капли дождя. Вторую гонку из-за хлынувшего ливня пришлось буквально сворачивать: финалы третьего класса были жестко «лимитированы» по типу привода (машины на заднем приводе на старт финальных заездов не были допущены из разумных соображении безопасности), а ТОП самого мощного и быстрого анлима и вовсе не состоялся – там победителей определила квалификация. Попутно в тот же день в закрытом парке участникам пришлось пройти и вынужденную процедуру техосмотра от стражей порядка – с проверкой документов, сдиранием тонировки и прочими атрибутами, съевшими толику времени, когда осадков не предвещалось. А время это в тот день было бесценным… 

Трасса Чемпионата собрала под стартовым створом в общей сложности более 80 машин за сезон, среди которых оказались и представители «старой школы», и свежие «темные лошадки». Весьма отличился 4-й класс, ставший приютом для целой гвардии «суперстока», к которой не присоединились только California и Gallardo Spyder, хотя и без итальянок эксклюзива и «лошадей» хватило – на трассу выходили Escalade, Cherokee SRT, SLK 600, Camaro, Bentley, баварская М-ка… В гостях побывал один из самых любимых иркутянами гостей – Александр Овчинников на рекордсмене многих трасс и гонок Toyota Levin. Завсегдатаями Чемпионата стали братчане, сокрушившие 2-ой класс. Как всегда, не забывают о дрэге пилоты из Улан-Удэ. Без ангарчан и шелеховчан иркутский дрэг уже и представить сложно.

Подробнее об итогах сезона в каждом классе – чуть ниже, однако, и без конкретных цифр можно сказать, что победила стабильность. Стабильность и надежность. Это если по-честному. Хотя и тех, кому стабильность не пригодилась для поднятия на главную «тумбочку» чемпионата, тоже немало…

Александр Михайлов и его горячая ITR – серебряные призеры SL по итогам сезона
Александр Михайлов и его горячая
ITR – серебряные призеры SL
по итогам сезона
 Артем Сенченко – гонщик с хорошим потенциалом и вполне реальной потенциальной заявкой на бронзу, нам знакомый больше по фееричным выступлениям на «Зимнике». В этом сезоне «универсальный боец» Артема с
 Артем Сенченко – гонщик с 
хорошим 
потенциалом и вполне 
реальной 
потенциальной заявкой на 
бронзу, нам знакомый больше 
по фееричным выступлениям 
на «Зимнике». В этом сезоне 
«универсальный боец» Артема 
стал четвертым в дрэговом SL
 Дар и проклятье второго класса, детище Алексея Карева – злой Honda CR-X. Никто в FS-A не смог догнать эту машину, а по своему времени на квотере она вполне может претендовать на «тумбочку» даже в FS-B
 Дар и проклятье второго класса, 
детище Алексея Карева – злой 
Honda CR-X. Никто в FS-A не 
смог догнать эту машину, 
а по своему времени на квотере 
она вполне может претендовать 
на «тумбочку» даже в FS-B
 
КЛАСС 1. УЛИЧНЫЙ ЛЕГКИЙ (STREET LIGHT) (до 1800 куб. см)

Класс самый младший (по литражу), самый доступный и всегда самый популярный. Всегда, но не в этом сезоне – лютый «анлим» собирал в 2012-ом куда больше участников… Тоже своего рода тенденция. Среднестатистическое время SL – в районе 15-16 секунд. ТОП – стабильные средние и низкие 15 сек. Выскочить из этих рамок и пройти четверть мили быстрее 15-секундного барьера грязными временем на протяжении всего сезона удавалось всего двум пилотам – борьба развязалась между «Теграми» Александра Михайлова и Сергея Орлова. Для Александра сезон начался отменно – на первом этапе он выехал на высшую ступень пьедестала, став самым быстром пилотом класса и в квалификации, и в основных заездах. И именно на этом этапе его оппонент не выступал… Что с лихвой компенсировал на оставшихся двух гонках: 2-ой и 3-ий этап принесли ему две золотых медали и 20 очков в копилку итогов Чемпионата. У Александра тем временем шла битва. Судя по всему, даже не с соперниками – с самим собой и удачей. Итоги этапов напоминали день сурка: с завидным постоянством в ТОП-4 в соперники ему выпадал Sprinter Андрея Лайкина, которому Саша дважды уступал право битвы за 1 и 2 место… При этом во всех остальных своих заездах он ехал быстрее "Спринтера" – в квалификации, в ТОП-8, в гонках за бронзу – везде! Последние он выиграл без особого труда дважды. «Волшебный» Sprinter же, подпинываемый Фортуной строго в ТОП-4, с той же завидной регулярностью выходил в финал, вставал в пару к ITR Орлова и становился по исходу гонки вторым…



Вообще, итоговая сетка по очкам отдала должное Александру Михайлову: что у него, что у Сергея Орлова по итогу сезона количество заработанных баллов оказалось абсолютно одинаковым – ровно по 20 очков. А беспристрастный Регламент Чемпионата в этом случае велит отдать преимущество тому, кто оказался круче на финальном этапе. Таким был Сергей. Ему и лавры Чемпиона SL 2012-го года.



КЛАСС 2. FS-A. УЛИЧНЫЙ БЫСТРЫЙ A (FAST STREET A)

Здесь все оказалось менее драматично. Кто трижды выехал в сезоне из 14 секунд, того и тапки. В смысле 1 место в Чемпионате 2012. Удалось это мероприятие только Алексею Кареву (г. Братск) за рулем безмилостного Honda CR-X – атмосферного «инквизитора» 2-го класса на прошедшем Чемпионате. Черное «атмозло» оказалось, пожалуй, самым стратегически «правильным» автомобилем в классе – мощный H23A в сочетании с рекордно малым весом машины (порядка 850 кг) и Hoosier’ами дали на выходе стабильные низкие и средние 13 секунд. Стабильность и победила – Алексей присутствовал на всех этапах сезона и все их заканчивал на высшей ступеньке наградной тумбочки. Его время на этапах с той же завидной стабильностью становилось лучшим в классе, а это +1 балл в общую копилку пилота. Итог – 30 очков из 30 возможных в сезоне.

Гораздо менее стабильным дрэговое лето 2012-го стало для еще одного фаворита FS-A Евгения Кузнецова на харизматичной Integra DC5 в исполнении Type R. Машина достаточно сильная и, что немаловажно, многоцелевая: не дрэгомединым живет ее владелец, но и Time Attack на красноярском Красном Кольце. Этот сезон для Евгения стал во многом экспериментальным – машина на протяжении всего лета доводилась «до ума», что сыграло свою злую шутку: «Тегра» показала способность выскакивать из 14 секунд, однако, доехать до пьедестала ей с хозяином удалось лишь единожды – на втором этапе (тогда они заняли среднюю ступень «тумбочки»). На открытии сезона в Иркутске в ход заездов Integra вмешались технические проблемы с автомобилем, а на закрытии Евгению не удалось прийти к взаимопониманию с машиной на новом топливе и новых настройках. «Итого» за сезон получилось разношерстным – 8-е, 2-е и 5-е место. Впрочем, все это вкупе дало-таки Евгению по сумме очков 3-е место в классе FS-A. 

Евгений Кузнецов в этом сезоне безустанно и практически безостановочно работал над
машиной – новшества, настройки, доводки… Во многом это сыграло свою роль в
окончательном исходе Чемпионата – харизмат
  

Всего на три очка опередил его главный соперник на этот сезон Роман Сусоев – также на Honda Integra. В паре этим Хондам совпало ехать дважды за сезон, дуэли окончились со счетом 1:1 и микроскопической разницей во времени – на втором этапе впереди оказался Евгений Кузнецов с опережением на 0,126 сек., а на закрытии сезона первым приехал Роман - 0,09 сек составило его преимущество на финише. Таким образом, по факту противостояние двух этих машин было решено еще в самом начале – на 1 этапе, когда Евгений боролся с техникой, а Роман тем временем без особого труда приехал на третье место. При этом и в сезоне он оказался более стабильным: дважды бронза и четвертое место на финальном этапе сделали его вторым в турнирной таблице Чемпионата.

Стабильность, надежность и грамотный подход к автомобилю – серебряный призер
FS-A в сезоне-2012 Роман Сусоев и его «Интегра»
  

КЛАСС 3. УЛИЧНЫЙ БЫСТРЫЙ B (FAST STREET B) (от 2501 до 4000 куб. см)

Один из самых зрелищных и быстрых классов. В сезоне-2012 он оказался еще и самым малочисленным, собрав около 2-х десятков пилотов за весь Чемпионат. Безграничное царство полного привода – львиная доля всех машин-участников пришлась на мощные полноприводные вечно враждующие Subaru и MMC – красивых классических поединков между представителями этих двух кланов в сезоне хватило с лихвой. «Evo рулит» - итог этого сезона на нашей трассе: два первых места по итогам Чемпионата принадлежат именно «Эволюциям» – III и VII генераций. В роли «инквизитора» здесь выступил Александр Усов в компании своего Sponge Bob (он же – пронзительно-желтый и самый быстрый на иркутском дрэге Evo). Никто и ни разу за все 3 этапа так и не смог догнать Evolution под пилотированием Александра: Губка Боб оказался единственным в сезоне, чье время на квотере в FS-B стабильно укладывалось в низкие-пренизкие 12 секунд с регулярным выходом до высоких 11-ти. Александр Усов смог побить в этом году и свой собственный рекорд – 11-секундная планка была-таки преодолена. Стабильность, надежность и быстрейшая мощная машина привезли Сашу и «Спанч Боба» к «золотому» исходу Чемпионата: трижды победа в FS-B + трижды лучшее время = Чемпионство в третьем классе в сезоне 2012 года.

Недосягаем в FS-B – ультра-желтый и очень быстрый Evo III Александра Усова

И так на прошедшем этапе было много, много раз. Сергей Столетний и Александр Усов так никого в FS-B до финальной битвы и не допустили ближе, чем на заезд лишь за 3-4 место
И так на прошедшем этапе было
много, много раз. Сергей
Столетний и Александр Усов
так никого в FS-B до
финальной битвы и не
допустили ближе, чем
на заезд лишь за 3-4 место
Не менее стабильным, но чуть менее быстрым стала «Семерка» MMC Evo под пилотированием дебютанта дрэга в этом году Сергея Столетнего. Финал класса на каждом этапе оставался неизменным: Усов vs Столетний, никого другого эти пилоты не пустили в борьбу за главенство на тумбочке ни разу. Что примечательно: от этапа к этапу Evo VII был не просто стабильным (побеждал всех, кроме Усова), а демонстрировал стабильную положительную динамику – времена улучшались от гонки к гонке, перейдя от 13-секундного диапазона на первых этапах к регулярному выходу из этих рамок на закрытии сезона. Тогда во времени на квотере у Сергея Столетнего преобладали 12,8-12,9 сек. Впрочем, до лидера все равно не хватает секунды, а Усов досадных ошибок в решающих заездах не допускал. Только один раз ситуация была на грани преломления: когда на третьем этапе в финальном дежавю Усова и Столетнего исход заезда решился буквально сотыми долями секунды – всего 0,061 сек была тогда разница между финалистами! Однако, «Не важно на сколько ты обогнал- на дюйм или милю. Победа есть победа!» (с) к/ф Форсаж – эта разница была в пользу Саши Усова. И по факту в итоговой сетке очков у Сергея Столетнего и его Evolution три 2-ых места в сезоне, что безапелляционно делает его серебряным призером Чемпионата по дрэгу в классе FS-B. 

А больше никто такой завидной стабильности в третьем классе не проявил… Только Александр Болдырев на Toyota Celica (Шелехов) выступил также на всех этапах, однако, его результаты не дали надежды на попадание в ТОП-5 по итогам сезона – 5-е, 6-е и 7-е место на этапах обеспечили ему 6-ую позицию в итоговой сетке Чемпионата. А бронзу забрал Алексей Шаманский – на дьявольско-черной Subaru Impreza WRX STi в кузове купе. Мы с этой машиной знакомы гораздо лучше по прошедшему GT-Зимнику и участию ее в соревнованиях по кроссу. В дрэговом же сезоне Алексей выехал только на два этапа из трех, пропустив открытие сезона. Один раз он стал четвертым по исходу гонки, а во второй надел на шею бронзовую медаль. 9 очков в его копилке и - закономерная бронза в FS-B. И на втором-то этапе для этого результата ему достаточно было просто принять участие и получить за это на свой счет 1 положенный балл. 6 итоговых очков хватило бы до третьей позиции в сезоне. Ибо больше никто из бронзовых призеров этапов повторно на гонках так и не появился: ни Евгений Суревич на Evo VII, удививший всех на открытии сезона, ни Алексей Усталов на Subaru Impreza, взошедший на третью позицию пьедестала на втором этапе. Жаль – все три претендента на сезонную бронзу весьма близки по времени на квотере и битва за это место могла бы оказаться весьма интересной…

КЛАСС 4. УЛИЧНЫЙ НЕОГРАНИЧЕННЫЙ (UNLIMITED STREET) (свыше 4001 куб. см.)

Все смешалось в доме Оболенских… Кого только не было в анлиме на этом Чемпионате. Маркоподобные V-образных исполнений всех мастей, Супры, пара представителей оппозитной марки, один из потенциальных лидеров гонки – Altezza под пилотированием Константина Пирожникова… И целая армия мощного, эксклюзивного и дорогого стока: от Skoda Octavia и BMW M5 до Chevy Camaro и Bentley Continental GT.

Первые места занимали каждый раз совершенно разные люди. Пьедестал возглавляли баварская М-ка, небезызвестная злющая Impreza Алексея Тугарина из Улан-Удэ, а на втором этапе первое место без боя занял Александр Овчинников на маньяке-Levin (Чита). И вот тут-то в дело вмешалась та самая стабильность и постоянство – всех их, самые быстрые машины на квотере в этом году, в итоговой сетке очков легко и непринужденно обошел Евгений Костромин на Toyota Chaser Tourer V! Ему и на вершину пьедестала подниматься-то оказалось совсем необязательно - хватило двух гонок, закончившихся 2-ым и 3-им местом. Два этих результата дали в сумме 12 очков и обошли всех трех «золотовладельцев». Залогом успеха в «анлиме» этого года оказалось в первую очередь постоянство…

Прошедший сезон стал большим показом «мод»
среди эксклюзивного «стока».
Слева – Mercedes-Benz SL 600
Евгений Костромин – тот уникальный случай,
когда для того, чтобы стать первым, совсем необязательно быть самым быстрым..

Всем трем лидерам, набравшим по 10 баллов за свои победы, осталось распределить между собой три последующих места. В соответствии с регламентом вторую позицию в сезоне занял Алексей Тугарин на Impreza (т.к. он был лидером на последнем этапе), следом за ним в сетке разместился читинский Levin Александра Овчинникова, «первой после тумбочки» стала «баварка» Дмитрия Ворожцова, объехавшая всех на 1 этапе. 

Закрыла ТОП-5 Чемпионата «адская» Supra Андрея Суфианова: у него и Александра Данилова (на танкоподобном Cherokee) в копилке оказалось по 7 очков, но Андрей заработал эти очки последним – на закрытии сезона. Его и «тапки».

Лучшее же время всего сезона принадлежит (традиционно) одному из фаворитов иркутской публики – читинскому Toyota Levin Александра Овчинникова. Он проехал наш квотер чистыми 10,862 сек.

Алексей Тугарин смог выбраться на 
иркутский Чемпионат только один раз, 
зато громогласно – пришел, увидел, победил. 
Он был одним из главных потенциальных претендентов на абсолютное «золото» по 
времени на квотере
 
Увы, но единственный визит Александра
Овчинникова с его сумасшедшим «Левином»
на иркутскую трассу был испорчен погодой –
посмотреть на заезды чемпиона во всей боевой
красе так и не удалось, победы в классе тогда
раздавались согласно местам, занятым в
квалификации
 

Все это всего лишь цифры, время, автомобили. Те итоги, которые важны для самих пилотов и тех, кто только собирается в дрэг – для роста, развития, аналитики. Главные же итоги подводят организаторы. Ими уже 7 раз подряд выступает ИРООА «GT-клуб г. Иркутска». Об итогах сезона мы поговорили с его руководителем и бессменным руководителем каждой гонки Алексеем БЕЛОУСОВЫМ.

Сезон получился и состоялся. Огромное спасибо мэру г. Иркутска В. Кондрашову – помогал везде и во всем, в чем только мог помочь. Персональное спасибо начальнику УВД Иркутской области С. Панченко – отнесся ко всему как человек, с пониманием и умением находить компромиссы. В целом, сам сезон, я считаю, прошел достаточно удачно. Были интересные моменты, заезды, многие разочаровались в своих машинах и поняли, что гоняет даже не тот, кто много денег вкладывает, а тот, кто с головой подходит к делу. По итогам можно сказать, что побеждают те, кто стремится к победе, постоянно приезжает и участвует. Показывают хорошие результаты по итогам сезона те, кто стабильно участвует во всех соревнованиях; кто подходит к делу грамотно. Даже большие деньги здесь не помогут выиграть, если не будет качественного водителя. Грамотно поступают те, кто работает командами (водитель, механики) – каждый там занимается своим делом. Тогда все получается. Это уже и на практике проверено: даже если, например, мы всем клубом идем к одной цели, то мы ее добиваемся, а если каждый начинает тянуть одеяло на себя, то и цель размывается.

Из реальных планов: у нас впереди зима, так что ближайшие планы – провести зимние кольцевые гонки. А по поводу лета… Я могу сказать свое отношение ко всему. Я уже неоднократно говорил, еще в конце прошлого сезона, что этот сезон я проводить не буду. Но я в определенной степени в ответе за все, что натворил за эти 10 лет, поэтому не хотелось так уж бросать это совсем, и этот сезон еще на старом запале мы провели. Но есть, как обычно, целый ряд «но».

Мы все это начали в 2002 году, когда все катались на стоковых автоматных машинах, которые разогнать-то было сложно. Уровень рос. К 2005-2006 году мы достигли определенных результатов и как город очень сильно котировались в общем-то и в целом по России. Возможно, что теми своими гонками мы повлияли еще и на то, что возникло в Красноярске, стали своего рода катализатором. Если у нас выросли гонщики на улицах (и продолжают тусоваться на улицах и не знают, куда себя деть), то у них и гонщиков-то не было. У них была построена трасса и теперь уже они показывают, что Красноярск и в дрифте первый, и в дрэге первый и т.д. Наглядный пример они показали – сейчас у них и тюнинг-ателье появились хорошие, гонщики, команды. То есть общая гоночная культура, получается, создалась на основе имеющейся трассы. 

А у нас наоборот – есть культура, но негде ее применять. Поэтому в 2006 году мы достигли некоего апогея. Для улицы. У нас появились серьезные машины, которые на «Татышев Рейсинг» занимали призовые места, начали подавать заявки на победы. Начали уходить от любительства в спорт. А профессиональный спорт (именно профессиональный) на улицах, скажем честно, положа руку на сердце, он опасен. Опять же уходя из любительства в спорт, мы должны понимать, что трасса должна быть ровная, а не с уклонами и подъемами. Т.е. сейчас по факту мы проводим по большей части шоу и дабы не отвыкнуть. А нам нужно идти дальше, развиваться. Проводить гонки на улице – это путь вникуда. Это все равно тупик, притом тупик, которого мы уже достигли, в который мы стучимся и просто уже не знаем, что делать дальше и от безысходности продолжаем в него стучаться. Ждем, когда эта стенка сломается, стенка очень толстая, на самом деле. Сломать ее сложно. 

Поэтому как вариант с 2003 года начинает потихонечку возникать эта идея строительства трассы, которая была подхвачена красноярцами и реализована. А у нас только-только 2 года назад возникла ситуация, что власть города стала ближе к молодежи и начала понимать, что будущее-то на самом деле не за бабушками-дедушками, а за молодежью, которая растет и развивается, и которая привносит что-то новое в город и его развивает. Для этих людей нужно создать условия, чтобы им было интересно развивать этот город, а не бежать в соседние регионы и не искать себя там. Поэтому мы эту идею потихонечку развиваем, и в этом году мы достигли определенных успехов – администрация города, а конкретно опять же Виктор Иванович Кондрашов, в свое время сказал, что трасса в городе будет, и пока он еще ни разу не отказался от своих слов и делает все, для того, чтобы это произошло.

Определяется место, предварительные договоренности с инвестором есть, были уже выезды и просчитывались бюджеты. Проект на самом-то деле социальный по большей части. Это не коммерция в чистом виде, как все думают. Поэтому еще возможно думать и о федеральном бюджетировании. Чтобы построить грамотное кольцо, необходимо порядка 200 млн. Если посмотреть на эту ситуацию с точки зрения властей грамотно, то ничего сложного в ней нет, и главное, что это не такой дорогостоящий проект. Есть миллиардные социальные проекты, которые стоят и не работают потом, и ничего не приносят. Здесь же проект работать будет. При всех его плюсах и минусах, работать он будет всегда. 

И я говорю о том, что я в следующем году, скорее всего, проводить на улицах ничего не буду, потому что, как я говорил, мы в 2006 году достигли своего апогея, и это стало опасно. Мы и сами понимаем, что это опасно. Поэтому был промежуток 3-летний – до 2009 года, когда много изменилось. Желающих-то заниматься этим много, дело не должно умереть, даже если его оставить сейчас и нам не проводить. Но комплексный подход очень важен, инфраструктура, безопасность, элементарные условия. Поэтому наша первоочередная задача и всех, кто за это болеет, - это то, чтобы в городе произошло строительство трассы. Предпосылки уже прошли, и сейчас мы идем уже в том ключе, что все к этому готово. Буквально 2-3 шага сделать, и можно говорить уже о яме под закладку. Поэтому сейчас главное – этот момент не упустить, дойти до строительства, построить этот объект, пусть не сразу и не весь, а частями, и развивать его. А у него большой потенциал в Иркутске с его энергетикой, Байкалом, туристической зоной - я считаю, просто исторический крест уже стоит, что это должно здесь быть. Вопрос только, кто это сделает и когда. 

И я думаю, мы придем к тому, что у нас будет трасса. И будет там проводиться и БайкалМоторШоу, и кольцевые гонки, и дрифт, и дрэг. Даже, кстати, по БМШ можно сказать, что сейчас происходит-то на самом деле деградация. Деградация проектов и отношения людей к этому. Потому что тон задается каким-то эталоном. Если есть гонки, и машины, которые ездят, то ими, их конкретными результатами и задается тон. А если нет возможности реализовать потенциал автомобиля, то и строить его смысла нет. Так что пока сосредоточимся на грядущем «GT-Зимнике», а потом уже время покажет все наши планы.

Наталья НОВИКОВА
Поделиться ссылкой
Другие материалы номера
Важное на форуме

Автофирмы Иркутска







Весь каталог