Из Иркутска в Пекин на автомобиле через Монголию
Просмотров: 27234
18 Сентября 2012
Пекин
Со строительством дорог в Монголии знаменитый Запретный город Пекина стал к Иркутску чуточку ближе

НА ЮГ – ДО ПЕКИНА


РАССТОЯНИЕ И ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ НА 

MAZDA CX-7


6.20 0 км Выезд из Иркутска.
12.00 439 км Улан-Удэ
13.10 559 км Гусиноозерск
14.20 689 км Кяхта
17.20 690 км Алтанбулаг
22.30 1029 км Улан-Батор

До Китая из Иркутска на автомобиле теперь можно доехать не только до Маньчжурии (1560 км), но и до города Эрлянь/Эрэн-Хото (1865 км), где расположен пограничный переход из Монголии. Этот путь, хоть и длиннее и потребует минимум двух дней пути, но зато интересней с точки зрения познавательного туризма – ведь маршрут пройдет не только через ближайшую к Иркутску мировую столицу – Улан-Батор, но и легендарную пустыню Гоби. Да и до Пекина отсюда – всего 699 км – полдня пути по великолепным китайским магистралям на автобусе или поезде. Или даже на авто – если пройти необходимые формальности.


ИРКУТСК – УЛАН-БАТОР (1029 км)

Путь до монгольской столицы хорошо известен и пройден многими. За световой день этот отрезок проехать реально при условии очень раннего выезда, достаточно скоростного передвижения (чревато – на дороге многочисленные посты ГАИ) и быстрого (не более 3-х часов) прохождения пограничного перехода Кяхта – Алтанбулаг. Многие автомобилисты едут с промежуточными ночевками на байкальских турбазах, придорожных мотелях, в Улан-Удэ, Кяхте (Евразия – от 1400 руб./номер, Дружба – от 450 руб./номер, Турист, Кяхтинский двор, Секрет), Сухэ-Баторе, Дархане. На участке Иркутск – Улан-Удэ (трасса М55) дорога в целом хорошего качества, но в Бурятии в теплое время года – многочисленные участки дорожного строительства, объезд по гравийке. В Улан-Удэ в районе поселка Сотниково (за постом ГАИ) есть несколько недорогих кафе (100-150 руб. с человека) с бурятской кухней, где можно сделать небольшую остановку. Проезд Улан-Удэ проблем не вызывает – центр остается в стороне, на развязках (держаться направления на Кяхту) есть четкие указатели. После развязки на Читу/Кяхту дорога (А-165) проходит по степи, почти всегда хорошо просматриваемая прямая. С каждым населенным пунктом транспорта становится все меньше, после Гусиноозерска он исчезает совсем, появление постов ГАИ здесь практически исключено. При въезде в Кяхту лучше уточнить расположение пограничного перехода – можно слегка заплутать. Ориентир – заправка Бурятнефтепродукта (теперь Роснефть), от которой до перехода буквально сотня метров. Здесь лучше заправить полный бак – так как цены в Монголии будут на четверть выше. При пересечении границы со стороны России время сдвигается на час назад.


  • КАК ПРОХОДИТЬ ГРАНИЦУ
  • Многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) Кяхта – Алтанбулаг.

    Наушкинская таможня. Республика Бурятия, Кяхта, п. Слобода, ул. Таможенная, 1.

    Телефон: (30142) 45-7-47, 92-4-05. Время работы 9.00-18.00 ежедневно.
    Пункт пропуска находится на противоположной стороне от въезда в Кяхту. Значительное время (2-6 часов) тратится на ожидание заезда на территорию перехода (перед шлагбаумом), а затем – на ожидание своей очереди на досмотр и паспортный контроль. Сама процедура оформления и досмотра на российской стороне занимает 10-15 минут. В первом «домике» проводится оформление водителем транспортного средства, затем – пограничный досмотр авто (не слишком доскональный, но капот и багажник открыть придется). В следующем «домике» – паспортный контроль всех людей в авто, после чего автомобиль следует к выезду с поста через нейтральную полосу и на монгольскую сторону.

    На въезде на монгольскую сторону надо получить бумажку-«обходной лист», в которой будут проставляться все пограничные и таможенные отметки. Сначала – досмотр авто на парковке, могут попросить выгрузить весь багаж (в «обходной лист», как и во всех прочих случаях, должна быть проставлена соответствующая отметка). Машина оставляется на парковке, а находящиеся в ней вместе с багажом (не обязательно всем – за этим никто не следит) следуют в здание терминала. Необходимо заполнить таможенную декларацию (все документы – на русском языке), заверить ее и хранить до выезда из Монголии (иначе разведут на «штраф» – в моем случае 30000 тугриков/680 руб. – так как декларировать было нечего, я на въезде ничего не заполнял). Багаж пропускается через ленту, пассажиры проходят паспортный контроль. У них на этом на этом формальности заканчиваются, а водитель следует вместе с таможенником к машине еще раз – на таможенное оформление, после чего проходит паспортный контроль. Затем нужно оформить временный ввоз автомобиля у таможенного офицера и получить резюме старшего на посту на «обходном листе». На бумаге все выглядит просто, на самом деле алгоритм перемещений несколько запутан, никаких указателей нет, что вызывает излишнюю суету и нервотрепку, на которую тратится примерно 40 мин. – 1 час. В терминале есть два отделения банка, где стоит поменять рубли на тугрики (курс выгодный, в Монголии он везде примерно одинаковый). Менялы будут атаковать на выезде из пограничной зоны, но обмен в банке как-то надежней. На выезде из пограничной зоны какие-то люди заставляют купить страховку и оплатить транспортный налог (с меня запросили 1750 руб.), законность и настоящая цена этих бумаг так и остались загадкой. Лучше выезжать из пограничной зоны (естественно, полностью пройдя все пограничные и таможенные процедуры), не останавливаясь ни у «страховщиков», ни у менял (в Алтанбулаге есть отделения банков, но все они работают до 18.00).

    На обратном пути алгоритм перемещений примерно такой же. При въезде в пограничную зону может быть большая очередь – можно за небольшую плату воспользоваться услугами местных «помогаев», которые договорятся с дежурным о внеочередном заезде. Лишние тугрики лучше поменять на рубли у менял или в банке в терминале – но до прохождения паспортного контроля. После всех формальностей в монгольском терминале есть два совсем небольших магазинчика Duty free c ограниченным ассортиментом алкоголя и парфюмерии (но – выгодными ценами). Платить можно рублями, долларами, тугриками.


     ! 
    Ни в коем случае не спорьте с таможенниками (хотя поводов для возмущений более чем достаточно). Иначе рискуете нарваться на разные законные формальности и застрять на терминалах (неважно – российском или монгольском) надолго.

    В начале 21-го века дорога от российско-монгольской границы до Улан-Батора (4-5 часов) считалась лучшей в Монголии (реконструирована в 1999 году). Правда сейчас на трассе встречаются ямы и выбоины, а кое-где придется объезжать перекрытые участки по гравийке. Другие опасности – внезапно появляющиеся камни и домашние животные, ночью – автомобили, едущие на дальнем свете фар (подавляющее большинство). Дорога, в основном, пролегает по степи, прямая и ровная. Вблизи городов много АЗС (цена 95-го бензина 1700 тугриков/40 руб.) и кафе с монгольской кухней (санитарные нормы могут сильно отличаться от привычных нам, зато цены приятно удивят), но все-таки лучше иметь запас топлива – пустынные участки достаточно протяженные. По трассе расположено четыре пункта оплаты за пользование автодорогами (обычно 11 руб./500 т., но на въезде в Дархан почему-то взяли 70 руб./3000 т.).


    Дороги Монголии  
    Участок дороги Алтанбулаг – Дархан. Когда-то эта дорога считалась лучшей в Монголии, но сейчас выглядит несколько подзапущенно, хотя и позволяет спокойно передвигаться со скоростью 100-120 км/ч 
    Алтанбулаг
    Алтанбулаг – монгольский приграничный поселок. Пыльный, неуютный, больше напоминающий российскую глубинку, чем поселение в стране кочевников
    Дороги Монголии
    Ветра на степных дорогах весной (снимок сделан в начале мая) такие сильные, что запросто сдувают автомобиль с дороги

    Сразу за шлагбаумом пограничной зоны начинается монгольский поселок Алтанбулаг (население – 3,3 тыс. человек) – непривлекательный, с хаотичной деревянной застройкой, на окраинах можно встретить юрты. Первый крупный город и большая железнодорожная станция – Сухэ-Батор (население – 19 700 чел.) – центр Селенгинского аймака. Пока граница не работает в круглосуточном режиме, это хорошее место для остановки следующих из/в Россию (стоимость номера в гостиницах – 20000-50000 тугриков/465-1160 руб). На посту дорожной полиции (будьте внимательны – местные полицейские очень охочи до денег российских туристов) – развязка. Направо идет дорога в центр города (она же – центральная улица). Налево – дальше на Дархан – Улан-Батор (указателя нет, как и почти везде в Монголии).

    Через 42 км от Сухэ-Батора будет поворот на Дулаанхаан – деревню, где расположено одно из трех монгольских предприятий по изготовлению традиционных луков и стрел (+976 9913 1491, +976 9901 1924). В год изготовляется всего 100 наборов, каждый стоимостью примерно 8000 руб. (350000 тугриков). На деревню с трассы ведет соответствующий указатель (один из немногих на трассе Алтанбулаг – Улан-Батор). Чтобы найти мастерскую, надо пересечь железнодорожную ветку на въезде в деревню (6 км от трассы), найти длинное здание за банком и спросить Болдбаатара.

    Примерно на трети пути между Алтанбулагом и Улан-Батором расположен второй по величине город Монголии – Дархан (население 73500 чел.), основанный советскими специалистами как индустриальный центр в 60-х годах 20-го века. Город застроен типичными пятиэтажками-«хрущевками», но в отличие от столицы здесь много свободного пространства и нет пробок. Навигация по городу проблем не вызывает. На кольцевой развязке можно держаться прежнего направления, а можно взять левее и проехать через Новый город (в дальнейшем главная дорога снова выведет на трассу до Улан-Батора). На упоминавшемся уже кольце расположены две скульптурные композиции, соединенные подвесным мостом. Справа (по ходу движения в Улан-Батор) – достаточно неряшливая Статуя Сидящего Будды, слева – более ухоженная Композиция Морин Хуур с небольшим парком и смотровой площадкой. Примерно в километре не доезжая кольца по основной трассе (в так называемом ,b>Старом городе) расположен буддийский Монастырь Хараагийн (8.00–18.00), размещающийся в красивом бревенчатом доме.


    Дархан  
    Дархан – второй по величине город Монголии. Напоминает российские моногорода, что неудивительно – был построен советскими специалистами как индустриальный центр 
    Дархан
    Статуя Золотого Будды в Дархане – расположена прямо у главного шоссе на Улан-Батор

    Дальнейшие 225 км до Улан-Батора ничем не привлекательны, однообразие степной дороги скрасят лишь пара населенных пунктов с постами привередливой дорожной полиции.


    УЛАН-БАТОР

    В миллионном городе можно задержаться на несколько дней – здесь есть чем заняться и что посмотреть. Проживание и питание относительно недороги (отели среднего класса 50000–80000 тугриков/1150–1800 руб. за номер). Мы подробно рассказывали об Улан-Баторе недавно в № 5 «Автомаркета».


    СМОТРЕТЬ И СДЕЛАТЬ


  • Буддийский монастырь Гандан
  • Площадь Сухэ-Батора
  • Мемориал Зайсан и 18-метровая Статуя Золотого Будды
  • Музей истории природы
  • Дворец-музей Богдо-Хана
  • Храм-музей Чойжин Ламы
  • Музей монгольского искусства Занабазар и Арт-Галерея
  • Магазин Goby Cashmere Factory Store при фабрике Gobi
  • Выступления фольклорных коллективов
  • Рестораны монгольской кухни
  • Памятник Группе The Beatles у Центрального универмага
  • Ночные клубы (Metropolis, Mass)
  • Бары, пивные рестораны
  • Улан-Батор

    Если будет решено проехать Улан-Батор ходом, то ориентироваться в нем несложно. Через город насквозь с запада на восток проходит тянущийся почти на 20 км Энх Тайвны Орген Челее (Peace Avenue, Проспект мира). Надо учитывать, что с утра до позднего вечера весь Улан-Батор – сплошная пробка, поэтому на то, чтобы заехать в него с запада и выехать с востока, потребуется часа два. Трафик в городе очень сложен и хаотичен, дороги сильно разбиты даже на центральных улицах, с парковкой – большие проблемы, поэтому иностранцы по Улан-Батору за рулем не ездят, предпочитая оставлять авто на стоянках и пользоваться такси. Все основные достопримечательности расположены в пешей доступности от площади Сухэ-Батора, максимум потребуется короткая поездка на такси.


    Улан-Батор
    Даже на центральных улицах Улан-Батора – многочисленные ямы и выбоины

    Путеводитель по Улан-Батору – на сайте 38a.ru


    УЛАН-БАТОР – ЭРЛЯНЬ (676 КМ)

    После выезда из Улан-Батора надо держаться главной дороги – на Чойр. Две важные достопримечательности – Национальный парк Тэрэлж и Монумент Чингисхана «Золотой кнут» – находятся в этом же направлении, но несколько в стороне. В Национальном парке Тэрэлж летом работает много кемпингов, а зимой – пара отелей, где можно комфортно переночевать или даже отдохнуть пару дней.


    Национальный парк Тэрэлж
    Национальный парк Тэрэлж поражает туристов причудливыми скальными формами

    Еще недавно асфальтированная дорога из Улан-Батора была только до Чойра (398 км). Далее до границы с Китаем были только гравийные накаты, в которых легко было заблудиться, если не придерживаться ориентира – проходящей параллельно Трансмонгольской железнодорожной магистрали. Путь на автомобиле занимал до 20 часов с промежуточной ночевкой. Строительство трассы Чойр – Сайшанд (226 км) – Замын-Ууд (212 км) с привлечением иностранных инвестиций планировалось еще в 2007 году, но тогда удалось сделать только 10 км дороги. Активное строительство началось весной прошлого года и сейчас в асфальте уже большая часть дороги – 250 км, а на остальных 188 км – отличная гравийка, позволяющая даже на легковом автомобиле ехать со скоростью 80–90 км/час. Полностью 428 км дороги Чойр – Сайншанд – Замын-Ууд будут сданы осенью 2013 г. Это будет современная асфальтобетонная двухполосная (шириной 10 метров) скоростная дорога, требующая ремонта раз в 30 лет. Для сравнения – строящиеся российские дороги на двухслойной подушке с нижним слоем из песка и верхним – щебеночным, требуют ремонта раз в 7-8 лет. Подписанный в 2008 году контракт «Вызов тысячелетия» оценивает стоимость работ в $285 млн. – т. е. стоимость 1 км дороги более $1 млн. Генподрядчики – южнокорейская корпорация Halla, построившая множество дорог, промышленных комплексов и отелей, и крупная китайская компания Jianshi, которая поставляет необходимое оборудование и материалы. Уже сейчас от Улан-Батора до Китая можно доехать за 10–12 часов, а через год времени потребуется еще меньше. Но основной транспортный поток планируется в обратную сторону – из Китая через Монголию в Россию. И это будут не только промышленные перевозки. Китайцы уже всерьез рассматривают возможность массовой туристической экспансии на Байкал.


    Дороги Монголии  
    Дорога на участке Улан-Батор – Чойр 
    Дороги Монголии
    На участке Чойр – Сайншанд участки активного строительства чередуются с отличным новым шоссе
    Дороги Монголии
    Там, куда не зашли строители, поработал грейдер, и теперь по пустыне Гоби к китайской границе можно двигаться со скоростью 90 км/ч

    На всем 836-километровом пути до монголо-китайской границы интересных мест немного. Периодически мелькают полузаброшенные советские военные городки, а в районе Чойра – военный аэродром. Самый крупный город на этой дороге – 20-тысячный Сайншанд, который развивается благодаря месторождению коксующихся углей. В городе есть музей с экспозицией, посвященной животному и растительному миру, а также артефактам пустыни Гоби. По соседству с Сайшандом (40 км к югу) есть реконструированный буддийский монастырь Хамарын хиид (построен в 1821 году, разрушен в 30-х годах XX века). Когда-то здесь был первый в Монголии театр и храмовый комплекс, а сейчас – два небольших храма. Монастырь посвящен известному монгольскому просветителю Данзаравжаа. Местные жители считают его живым богом. От монастыря начинается трехкилометровая ритуальная дорога в Шамбалу, вдоль которой стоят 126 ступ – до беседки с колоколом. Далее посреди пустыни находится комплекс из 108 ступ и ритуальных сооружений. Для многочисленных паломников это место считается энергетическим центром планеты и входом в мистическую Шамбалу. По соседству есть несколько пещер для медитации.


    ПОГРАНИЧНЫЙ ПЕРЕХОД МОНГОЛИЯ – КИТАЙ

    КАК ПРОЕХАТЬ В КИТАЙ

    ЭРЛЯНЬ (ЭРЕН-ХОТО) – ПЕКИН

    КПП Замын-Ууд – Эрлянь/Эрэн-Хото. Автомобильный переход в китайский город Эрлянь (по монгольски – Эрен-Хото) работает с 8.00 до 18.00 по будням, в праздники и ночью работает только железнодорожный переход. По некоторым данным, на пограничном пункте можно получить китайскую визу. Обеспечивает 70 процентов внешнего товарооборота Монголии. Здесь постоянно длинная очередь груженых автомобилей – как из Китая, так и Монголии. 7 тысяч человек ежедневно пересекают здесь границу на УАЗиках-челноках (переход действует только как автомобильный). Разговоры о том, что пункт пропуска должен работать с 7.00 до 22.00, ведутся уже давно, но пока дело не сдвинулось с места. Автомобиль с российскими номерами может находиться в особой экономической зоне в Эрляне не более 10 дней (такое же правило действует и в Маньчжурии).

    Проезд вглубь Китая возможен в двух случаях:

  • официальное оформление экспедиции как пробега, при этом автомобилей должно быть минимум два;
  • получение временных китайских номеров, прав, и наличие сопровождающего.

    По Китаю далее можно путешествовать без авто, а границу пересечь на такси или микроавтобусе (10000 тугриков), либо сразу доехать до города Эрлянь/Эрен-Хото (15000 тугриков). В приграничном Эрен-Хото есть китайский железнодорожный узел, откуда идут поезда не только в Пекин, но и в Датонг, а от него поезда или автобусы – в Сиань и южные города.

  • До Пекина два раза в неделю можно добраться поездом (№ 4 Москва – Пекин и № 24 Улан-Батор – Пекин, 13 часов), автобусом (10 часов, 7 рейсов в день, билет 200 юаней/1000 руб.) и самолетом (билеты из аэропорта Erenhot можно заказать на сайте elong.net, стоимость в одну сторону от 550 юаней/2750 руб., 50 мин. в полете).

    Эрлянь  
    Эрен-Хото – по-монгольски «Разноцветный город». 100-тысячный промышленный китайский город и транспортный узел на границе с Монголией. Свободная экономическая зона. Центр шопинга, ориентированный на монгольских челноков. Парк динозавров (здесь были обнаружены останки древних динозавров и яйца) 
    Пекин
    От иркутского Главпочтамта до этого пекинского проспекта – 2564 км разных дорог и заманчивых приключений

    РЕВОЛЮЦИЯ В ПУСТЫНЕ

    В последний раз в Гоби мы были два года назад. То, что касается дорог, поменялось здесь полностью. Недавно это было невозможно представить, но сейчас там где была только колея в песчаной пустыне, появились роскошные асфальтовые участки, пункты оплаты за пользование дорогами, оснащенные современными сканерами. И все это построено с весны прошлого года – этих дорог нет даже на карте! Не все местные монголы знают, что дорога заасфальтирована. На всём протяжении от Улан-Батора через Сайншанд до Китая ведётся отсыпка полотна и строительство новой асфальтированной дороги. Сейчас здесь работает 700 привлеченных специалистов, развернуто 8 заводов по производству асфальта и сопутствующего оборудования и материалов. Покрытие – специально разработанный с учетом климата Монголии суперпрочный цемент толщиной более 20 см. Количество одновременно работающей дорожной техники впечатляет. Часто цитируемое утверждение, что в Монголии нет дорог, а только одни направления, безвозвратно устарело. Если встретите такой пассаж, не доверяйте автору – он давно не был в Монголии.

    Во время последней Гобийской экспедиции случился курьез – увлекшись дорогой, мы пропустили нужный поворот и уехали в сторону Китая лишних 120 км. Вдоль дороги мелькали аккуратные голубые постройки современных горнодобывающих фабрик, а параллельно шоссе по гравийке в облаках пыли сплошной чередой двигались 100-тонные, груженные рудой огромные самосвалы с прицепами. Можно было наблюдать «в кадре» до четырех десятков машин, двигающихся в сторону Китая сразу по трем гравийкам.

    Пустыня Гоби изменилась здесь до неузнаваемости. Исчезли табуны куланов и дзеренов, вместо них мы встречали только одиноких испуганных животных. В Монголии ещё недавно было около 4 млн. диких оленей, но их уже нет. Как нет и огромных табунов домашнего скота, кошары стоят заброшенными, колодцы – сухими и бесхозными, а заросшие травой дороги в степи говорят о том, что они уже никому не нужны. В южных районах, где раньше можно было спокойно купить барана, по два-три дня мы вообще не встречали ни одной юрты. Вместо романтики песчаных дорог и блуждания среди саксаула в поисках проезда в Нэмэгэтинской впадине – теперь широкая, как взлётная полоса для истребителей и прямая, как полёт стрелы грейдерная дорога, по которой легко можно ехать 80 км/час. Снятый грейдером гравий с характерным черным пустынным «загаром» обнажил белый песок и теперь виден прямой линией – как рисунки в перуанской пустыне Наска.


    ВИЗА В МОНГОЛИЮ

    Визу можно оформить в Генеральном консульстве Монголии в Иркутске: Адрес: 664003, г. Иркутск, ул. Лапина, 11. Тел.: (3952) 34-22-95. E-mail: irconsul@angara.ru. Сайт: www.irconsul.angara.ru. Работает: понедельник, вторник, четверг, пятница с 9.30 до 13.00, получение документов – с 15.00 до 17.00.

    Формально виза стоит 1700 руб (оформление в течении 4-х дней), но получить ее возможно лишь при наличии приглашения (отеля или турфирмы). Если нет желания или возможности связываться с приглашением, можно сделать визу «под ключ» в одной из турфирм Иркутска, что при стандартном сроке 7 рабочих дней (быстрее – дороже) обойдется в 3200-4500 руб. Стоимость только приглашения в турфирмах – 1000-1500 руб. В самом консульстве можно получить приглашение за 300-500 руб.

    ВИЗА В КИТАЙ

    Консульство Китая в Иркутске: ул. Карла Маркса, 40 (БЦ «Собрание», вход со стороны авторынка «Фортуна», 6-й этаж), тел. 78-14-33, 78-14-43. факс 78-14-38. Время работы: понедельник, среда, пятница с 9.00 до 12.00.

    Стоимость оформления однократной туристической визы категории L в течение 7 дней в консульстве КНР – 1500 руб. Турфирмы запрашивают за такую услугу 2400-2700 руб.

    Из личного опыта – пришел в консульство в среду, предварительно заполнив анкету, приложив к ней паспорт, фото, бронь отеля и авиабилеты. Подача документов (небольшая очередь) заняла 15 мин., получение паспорта с визой – ровно через неделю (без очереди) – 5 мин. Оплата (1500 руб.) при получении. При втором походе необходимо иметь российский паспорт – для предъявления охране на 1-м этаже.


    Ефим НЕЗВАННЫЙ, Сергей ВОЛКОВ
    фото авторов

    тут были комменты. RIP!






    Поделиться ссылкой
    Другие материалы номера
    Важное на форуме
    
    Автофирмы Иркутска







    Весь каталог