|
Приморские Альпы | «Хочешь солнце
вместо лампы, хочешь за окошком Альпы?…» — надрываясь в динамиках, поет Земфира.
Нет, не совсем так, Альпы не за окошком, они — вокруг: справа, позади, впереди.
Мы, наконец, разобрались с GPS-навигатором и проложили маршрут:
сделав 80-километровый полукруг по горам, чтобы выйти на Монте-Карло и вернуться
по побережью в Ниццу (20 км по прямой).
Приморские Альпы дарят нам просто сумасшедшие горные
пейзажи — ущелья, горы, километровые обрывы: дух захватывает. Максимальная
точка, на которую мы поднялись — 1632 метра, а температура воздуха упала с 29 (в
Ницце) до 17 градусов. «Пижон» постоянно просит вторую передачу и ни разу не
перешел на четвертую. Дороги настолько узкие, что с редкими (очень редкими)
встречными мы разъезжаемся каким-то чудом. Трасса делает столь замысловатые
пируэты, что Култукский тракт по сравнению с ней кажется просто автострадой. Но
покрытие дороги (иногда она становилась просто однополосной, и как бы мы
разъехались, попадись нам встречная, и не представишь), в какую бы глушь мы ни
забрались, всегда идеальное.
|
Банальный для Монте-Карло шоу-рум | А
еще Приморские Альпы — это особое очарование провинциальной Франции, не тронутой
развратом цивилизации. Крохотные, похожие одна на другую, утопающие в зелени
деревушки, размеренный, словно здесь остановилось время, ритм жизни и
пронзительная тишина. Ей-богу, я бы бросил все и пожил здесь пару лет, чтобы
познать, что такое счастье и покой.
В общем, как пел Высоцкий, лучше гор могут быть только
горы…
Но что-то мы замечтались. Пора к цивилизации. В самое ее логово
— Монте-Карло, самый богатый город мира.
|
Панорама Монте-Карло | Только здесь
можно увидеть, как на светофоре Rollse-Royse подпирает Ferrari, Porsche такая же
банальность, как у нас «Жигули»-шестерка, в качестве такси работают новенькие
BMW пятой серии, кондукторами в общественном транспорте — девушки модельной
внешности, а весь порт забит роскошными яхтами (отсутствие вертолетной площадки
на палубе считается дурным тоном). Битых или даже поцарапанных машин здесь
просто нет — первый же попавшийся полицейский предложит вам покинуть территорию
княжества, или (пожалев) оставить автомобиль на ближайшей подземной парковке.
Здесь живут Клаудиа Шиффер и Дэвид Копперфильд, а на улице запросто можно
встретить прогуливающегося Сильвестра Сталлоне (нам почему-то не довелось).
|
|
Рядовой маникуанец и его «стандартное» средство
передвижения |
|
Сад тропических растений |
|
Гранд Казино | Монте-Карло столица
одного из самых крохотных государств мира — княжества Монако. Впрочем, говорить
о других городах княжества можно весьма условно, в нашем понимании это даже не
микрорайоны, а кварталы. Ведь все государство — это узкая полоска земли длиной в
4 километра между морем и горами. Весь Монако из конца в конец и вдоль и поперек
мы прошли пешком за полтора часа (оставив «Пижона» на платной парковке — 3 евро
в час). Просто Монте-Карло более у всех на слуху, так как здесь расположено
крупнейшее в Европе казино и по улицам города проходит этап Формулы-1. Коренное
население страны — маникуанцы –- 5000 человек плюс проживающие здесь 25000
иностранцев. Многие из них весьма богатые и известные люди, годами ожидающие
гражданства Монако. Наверняка Монако не только самый богатый город мира по
среднедушевому доходу, но и самый плотно заселенный — сплошь небоскребы,
зачастую естественной стеной здесь служит отвесная скала, узенькие улочки,
теннисные корты на крыше (на земле им просто нет места). В качестве городских
лестниц, чтобы не занимать лишнего пространства, здесь служат скоростные лифты.
А еще Монте-Карло самый безопасный город мира: покой богачей и мировых звезд
охраняют 500 полицейских и 2000 видеокамер. Говорят, между Монако и Францией
есть даже граница — бело-красный в шахматную полоску флаг, вот только мы его не
заметили.
В мое детство самой популярной мелодией, несмотря на все
запреты, был шлягер шведской супергруппы ABBA «Money, money». Так вот он — про
Монако: «Должно быть, классно в мире богатых людей». А там, где большие деньги,
ничего не бывает банального. Вот уже много лет княжеством правит семья
Гримальди. В середине 50-х годов XX века весь мир потрясла романтическая история
любви принца Ренье и американской кинозвезды Грейс Келли: брак, трое
очаровательных детей и трагическая смерть Грейс в автокатастрофе.
Даже пляж — «Пляжный клуб Монте-Карло» здесь устроен
по-особому: все пространство занимают помпезные шатры-кабинки, которые
арендуются предварительно. Все остальные мостятся на бетонном парапете вдоль
побережья.
Посетили мы в Монако и парк экзотических растений,
где, начиная с 1933 года, собрана огромная коллекция кактусов и их производных —
6000 видов! Зимой 1995 года, когда температура по ночам падала до минус пяти
градусов, сад едва не погиб. Этот сад, согласно путеводителям, считается самым
красивым в Европе.
Естественно, мы прошагали и даже проехали на «Пижоне» по трассе
Формулы-1 (зрители смотрят гонки прямо с балконов домов). Жаль, нас не пустили в
музей Ф-1 – оказалось, чтобы прикоснуться к святыне, надо быть «при параде» — в
шортах к столь серьезному делу не допускают.
Чтобы посетить Гранд Казино, специально, изловчившись, одевали
униформу в машине (как оказалось, напрасно — многие туристы были в шортах). Это
весьма помпезное архитектурное сооружение было спроектировано в 1878 году
архитектором Шарлем Гарнье (автором всемирно известного здания парижской Гранд
Опера). Сегодня казино посещают около полумиллиона человек ежегодно. Здесь
играли король Египта Фарук, принц Непала проводил здесь по пять суток подряд,
если французский автомобилестроитель Андре Ситроен здесь выигрывал, то дарил
крупье машину, а Сара Бернар едва не покончила с собой после проигрыша.
Перед входом в Гранд Казино — сплошь Ferrari, Lamborghini и
даже Rollse-Royce Phantom (на фоне которого фотографировались туристы). Внутри
не менее внушительно — настоящий храм удачи и везения. Сюда водят даже
экскурсии, а входной билет стоит 10 евро (паспорт или права обязательны)! Причем
все весьма демократично: можно набрать жетонов по 0,5 евро и сразиться в
«однорукого», есть столы, где минимальная ставка 5 евро, к другим без 200 евро
можно и не подходить, а есть и отдельные кабинеты для «настоящей» игры. Самим
маникуанцам ходить в казино не рекомендуется — так как уровень социальной
защищенности здесь весьма высок, считается, что они проигрывают государственные
деньги. И как в любом казино, здесь существуют свои легенды. В 1891 году некий
Чарльз Уэллс выиграл миллион золотых франков за три дня. Придя во второй раз, он
выиграл еще три миллиона. В третий раз он проиграл все. По другой легенде
внучатая племянница полководца Суворова проиграла здесь 300 тысяч франков,
отыгрывалась 8 ночей подряд, вернула все свои деньги да еще 700 тысяч выиграла.
Сняла для кутежа виллу, но до оговоренных контрактом 7 утра вечеринка не
заканчивалась. Тогда просто среди ночи она подписала новый контракт — на покупку
виллы! Последний крупный выигрыш здесь произошел 6 февраля 1974 года, когда
какой-то итальянец выиграл $1 920 000. После этого стол казино накрыли черной
мантией… И тем не менее, говорят, что Монте-Карло выстроен на деньги
проигравших.
И хотя я далек от азартных игр (вся наша жизнь — игра!), но
быть в Монте-Карло и не сыграть… Да кто ж меня поймет. И хотя я надеялся, что
новичкам везет, увы. Разменяв 10 евро на два жетона, поставил на номера машины и
квартиры, но выпали так и не поддавшиеся логике 29 и 4… Зато как красиво все
было обставлено: крупье здесь, как и три его помощника, расставляющие фишки (по
правилам французской рулетки, в отличие от американской, самому это делать
нельзя) — весьма солидные мужчины возрастом выше среднего, одеты как на
королевский прием, все их движения неторопливы, даже солидны, нет — грациозны.
Прямо не крупье, а наследные принцы. Так что Юрий, оставивший второй жетон на
сувенир, не прогадал — право, он стоит 5 евро. Зато я сделал больший вклад в
процветание Монте-Карло!
На выходе из казино нас ждало небольшое приключение: мы
растерялись в галерее почетных посетителей заведения. Зашли в лабиринт вместе, а
вышли порознь. Нет проблем: встретимся у машины, которую оставили на огромном
подземном паркинге. Захожу — машины нет. Что такое — кому нужен «Пижон» в
Монте-Карло? Начинаю наматывать круг за кругом в поисках автомобиля и замечаю,
что «модельный ряд» вокруг меняется. Вот в чем дело — паркинг многоуровневый, но
уклона почти незаметно и когда мы искали свободное место, снизились аж на минус
пятый этаж. Ключи от машины были у меня, поэтому когда Юрий попал в такую же
ситуацию (он ждал меня полчаса у выхода из казино) и не обнаружил машины,
грешным делом подумал, что я уехал. Я же терпеливо ждал в машине — в душном
паркинге. Двигатель, чтобы работал кондиционер, надолго не запустишь — выхлопные
газы. Осенило: положил под щетки стеклоочистителя карту Монте-Карло, как знак
того, что я его жду, пошел к одному из многочисленных входов. Прихожу через
полчаса — на капоте пальцем выведено: «Я у фонтана». Встретились!
Уже когда возвращались в Ниццу (17 км по прямой), в качестве
компенсации за потерянные нервные клетки нашли две точки на вершинах местных
гор, откуда открывался просто потрясающий вид на Средиземное море, Лазурный
берег и Монте-Карло. Как прекрасен этот мир, посмотри!
Кстати, это был мой первый день за рулем «Пижона» — мы
договорились управлять автомобилем по трое суток подряд. На следующий день в Рим
ехал опять я. Но об этом, как и о других городах и странах — в следующих номерах
«Автомаркета».
Игорь ВЕРХОЗИН. Фото автора |