|
Навигационный приемник (навигатор) в автомобиле привносит массу удобств: от элементарного позиционирования на карте до прокладки наиболее удобного маршрута. Наличие навигатора особенно оправдано для тех, кто много и часто ездит по незнакомым местам. Не важно, оживленные ли это улицы или проселочные дороги вне городов.
ТРОЙНОЙ СТАНДАРТ, Или Немного теорииДо недавнего времени спутниковая навигация осуществлялась исключительно на базе американской системы NAVSTAR GPS (GPS — Глобальная Система Позиционирования). Но примерно в тот же период был создан отечественный аналог, система ГЛОНАСС, работы над которой были приостановлены после распада СССР и возобновились только в последние годы. Проходит «обкатку» и навигационный комплекс Galileo, финансируемый Евросоюзом и некоторыми государствами Азии и Южной Америки. Сложившаяся монополия на термин GPS не устраивает разработчиков альтернативных комплексов, из-за чего в международных документах все системы получили единую аббревиатуру — GNSS (Global Navigation Satellites System — Глобальная Навигационная Спутниковая Система). Основой навигации посредством GNSS являются десятки спутников. Определение местоположения в системе происходит путем измерения расстояний от объекта до точек с известными координатами (спутников). Для этого вычисляется время задержки сигнала от посылки его спутником до приема антенной навигационного приемника. Чтобы определить трехмерные координаты, навигатору нужно знать расстояние до трех спутников и время системы. Внутренние данные обрабатываются процессором, и с помощью программного обеспечения пользователь получает информацию о координатах (широта, долгота и высота), а также о скорости движения. GPS-навигаторы, разработанные для NAVSTAR, не совместимы с навигационными спутниковыми комплексами ГЛОНАСС и Galileo. Однако как только эти две системы войдут в активную фазу эксплуатации, поддержка всех трех стандартов станет правилом. С одной стороны, это должно увеличить точность позиционирования: чем больше спутников находятся в данный момент в пределах видимости, тем точнее устройство определит свое местоположение. С другой стороны — конкуренция на рынке значительно усилится. И не только в области производства самих приемников, но и в сфере программных технологий, и в первую очередь создания электронных карт.
ГЛОБАЛЬНЫЙ ОХВАТСегодня навигационный приемник — не только сугубо специализированное устройство. Подобными функциями оснащается все больше бытовых устройств: мобильные телефоны, КПК, ноутбуки, мультимедийные системы. Причем это дополнение почти не сказывается на стоимости изделий. Запросы непритязательного потребителя вполне удовлетворит навигация посредством смартфона или коммуникатора. Им можно пользоваться как в автомобиле (пусть и с некоторыми ограничениями), так и вне его. Активному водителю лучше присмотреться к мультимедийным системам. Они, как правило, оснащаются дисплеем размером от 2 до 15 дюймов или предусматривают вывод информации на штатный автомобильный монитор и, помимо навигации, предлагают широкий спектр других возможностей: радио, ТВ, плейер, чтение книг и т.д. Стоимость устройств начинается с 8-9 тыс. руб. за небольшие носимые системы размером с блокнот и от 15-20 тыс. рублей за стационарные — CD/DVD-ресиверы, мониторы.
ПОЙДИ ТУДА...Все больше фирм предлагает программные продукты, позволяющие использовать электронные карты для поиска нужных домов и достопримечательностей, объектов дорожной и социальной инфраструктуры (кафе, больницы, АЗС). Стало реальным прокладывать маршруты с учетом различных факторов (ДТП, пробки, дорожные знаки). Естественно, все это доступно в соответствии с возможностями самого устройства. Кроме того, существуют стандарты на оборудование и заложенное в нем ПО (операционные системы, карты, базы данных и т.п.). В настоящий момент особенного интереса заслуживают следующие программные продукты. Компания «НАВИКОМ» (http://www.navicom.ru/) предлагает карты для навигационных приборов Garmin. Для автомобилистов «Навиком» предлагает карты серии «Дороги России». В последней версии представлены практически все регионы РФ, включая карты многих городов с поддержкой адресного поиска, в том числе Иркутск. Кроме того, содержится информация о туристических местах: объекты культуры и отдыха, турбазы и т.д. В перспективе ожидается дополнение информацией о водных объектах региона. Таким образом, сегодня охвачена достаточно широкая сеть дорог и инфраструктуры. Стоимость SD-носителя с картой версии 6.03 (август 2009) — 2990 руб. В Иркутске представителем «Навиком» является компания «Навигатор». Единственное, что следует отметить — карты для Garmin, , работающие с фирменным ПО компании NAVTEQ, не совместимы с устройствами других производителей. Компания «НАВИТЕЛ» (http://navitel.su/) продвигает сервис НАВИТЕЛ НАВИГАТОР для КПК, смартфонов (на платформе Pocket PC, Windows Mobile) и автомобильных систем. «Навителовский» стандарт принят большинством известных производителей мультимедийных устройств с поддержкой навигации (Phantom, Hyundai, Mystery, JVC, Prology и др.). А сертифицированные для РФ модели даже предлагают набор предустановленных карт России (если такую карту приобретать отдельно, стоимость составит 1340-2800 руб.). Дополнительные подробные карты каждого региона обойдутся в 700 руб. и выше. Достаточно продвинутый сервис НАВИТЕЛ НАВИГАТОР предусматривает даже такую функцию, как обмен сообщений между активными пользователями о скорости движения (через CMC-рассылки). В результате собирается информация о пробках, заторах и пр. Сама фирма «Навител» подробную карту Иркутска не предлагает, но поскольку программное обеспечение свободное, существуют альтернативные варианты от других производителей карт. Например, группа компаний СИБИРЬ-РЕГИОН (http://www.sibreg.org/) предлагает для скачивания через Интернет карты Иркутска и региона. Еще один разработчик — GPS-BAIKAL — http://www.gps-baikal.ru/. Информационной поддержкой этих двух проектов занимаются группы энтузиастов-пользователей. Надо отметить, что карты с данных ресурсов хоть и не могут претендовать на всеобъемлющую подробность, распространяются бесплатно. Компания Magic Systems — Иркутск (http://www.ms-irk.ru/) предлагает достаточно детальную карту Иркутска, Ангарска, Шелехова, с большим количеством точек интереса и объектов инфраструктуры, подробным планом улиц и домов, а также полноценным адресным поиском. Стоимость инсталляции — 3000 рублей. Правда, следует отметить, что существуют нелегальные эрзац-копии этой карты, предлагающиеся по более низкой цене в некоторых фирмах, торгующих навигаторами. Компания «НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ» (http://autosputnik.com) предлагает карты под общим названием «АВТОСПУТНИК». Используется ПО Tele Atlas (мировой лидер по производству электронных карт), которое применяется для автомобильной навигации такими брендами, как Blaupunkt, Pioneer, Siemens и др., а также во встроенных навигационных системах большинства современных автомобилей (Audi, General Motors, Mercedes-Benz, Toyota и др). Карты также совместимы с иными устройствами, работающими на ОС Windows Mobile. Для жителей нашего региона актуален блок карт «Автоспутник Мегаполис», в который входит карта Иркутска, но пока без проекций зданий и адресации (только сетка улиц). Стоимость коробочных версий при покупке через Интернет-магазин — от 990 до 1650 руб.
НА ДАЛЬНИХ ПОДСТУПАХСуществует направление, где использование спутниковой навигации носит прикладной характер. Это GPS/GSM мониторинг. Осуществляется с целью маршрутизации и дистанционного контроля над объектами. Для этого в автомобиле должно быть устройство, представляющее собой объединенный в одном блоке навигационный приемник, определяющий местоположение, и GSM-модуль с SIM-картой оператора сотовой связи, который должен передать координаты на мобильный телефон владельца или оператора службы мониторинга. Сообщение может содержать информацию о скорости, расходе топлива, температуре и т.п. Для удобного визуального отображения объекта на карте и обработки информации существуют специальные компьютерные программы, их можно применять индивидуально или при создании диспетчерских пунктов. На GPS/GSM-устройство можно возложить защиту автомобиля. При этом система или обладает собственным противоугонным потенциалом, или работает совместно со штатной сигнализацией. В этом случае возможно удаленное блокирование двигателя — самостоятельно или централизованно с диспетчерского пульта, если пользователь является абонентом охранного агентства. Стоимость базового комплекта составит примерно 10-15 тыс. руб. Наиболее простой вариант мониторинга осуществляется с помощью трекеров — персональных компактных устройств, размером с сотовый телефон или меньше. Такие устройства могут обслуживаться самостоятельно через WEB-интерфейс или программу мониторинга. Сфера применения: для дома и бизнеса. Например, обеспечение безопасности людей и животных, наблюдение в реальном времени за работниками, транспортом, перемещением товара и т.д. Правда, нужно отметить, что все перечисленные GPS/GSM системы работают только в пределах зоны охвата сотовой связи. В Иркутске действует несколько систем мониторинга и поиска. Компания «Навигатор» предлагает электронно-программный off-line сервис «АвтоГРАФ» (http://www.tk-chel.ru/ — адрес разработчика). Базовое устройство представляет собой навигационный модуль, блок обработки и хранения информации (самописец) с энергонезависимой памятью, подключенный к порту USB 2.0 или Wi-Fi для оперативного снятия данных. Информация сохраняется через определенные интервалы — флагами состояния, а затем на компьютер выводится полный отчет: траектория движения, расход топлива, соблюдение скоростных параметров и режимов работы двигателя, различных навесных агрегатов. Фиксируются показания бортовых датчиков, что позволяет отслеживать техническое состояние автомобиля. Magic Systems — Иркутск продвигает трехмерный геоинформационный комплекс «ИнфоСити» (http://www.3dirk.ru/). Сервис мониторинга «ИнфоСити» предназначен для наблюдения и анализа работы как мобильных, так и стационарных объектов. Сервис обеспечивает работу в режиме реального времени через web-интерфейс или на компьютере, а также в режиме периодического ручного снятия информации (off-line). Вдобавок это еще и справочник с большой базой данных о предприятиях и организациях Иркутска. Компания «Сибнавигатор» предлагает многозадачный программный комплекс «Triton Center» с возможностью не только мониторинга, но и охраны в режиме online. Клиенты могут также пользоваться картографическим Web-сервером (http://www.barl.ru/ - адрес разработчика). Кроме того, охранные агентства Иркутска предлагают системы спутникового слежения и охраны. Например, «Сократ-Авто», разработчик системы «Приток-МПО» для контроля за местоположением и охраной автотранспорта и оценки оперативной обстановки по электронной карте через дежурный пульт.
Кирилл Юрченко
Автомаркет+Спорт № 20 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||