ГРЕЛКИ |
||
|
Предпусковой подогрев двигателей в наших климатических условиях, пожалуй, самый действенный способ обеспечить легкий и безопасный запуск после холодной стоянки. Хотя такой подход в эксплуатации автомобиля сам по себе несет целый комплекс благ. В результате исследований выявлено, что зимний запуск предварительно нагретого двигателя снижает его износ до 80%, примерно на столько же сокращаются вредные выбросы, а экономия топлива доходит до 35%. И не теряется самое дорогое - время и нервы. Как известно, двигатели внутреннего сгорания свой максимальный КПД (показатели мощности, приемистости, экономичности, экологичности) развивают только в прогретом до рабочих температур состоянии. И что максимальный уровень износа, токсичных выбросов и расхода топлива приходится именно на его холодный пуск и работу в режиме прогрева. Хотя если на дворе ниже двадцати, то мы обычно думаем только об одном - завестись без проблем, как летом. То есть, расходы на установку предпусковых подогревателей окупаются всесторонне, кроме того, есть подогреватели топливных систем (для дизелей), а также самих салонов автомобилей. На сегодня способы эффективного предпускового нагрева двигателя не изменились - нагрев через его собственный контур охлаждения, при помощи устройств, работающих от бытовой электросети или автономных и полностью автоматических, работающих на топливе. А вот цены в связи с новыми экономическими реалиями изменились в сторону увеличения, особенно на импортные устройства. Отечественные изделия, как и расценки на установку, пока существенно не повысились: специализированных на этом деле фирм стало много, сказывается конкуренция, да и предложение по оборудованию не сокращается, даже наоборот. С него, собственно, и начнем. Электрические подогреватели по своей сути самые демократичные: простая конструкция, где основной деталью является нагревательный элемент по типу «кипятильника», относительно несложная установка и доступные цены. Они делятся на два основных типа. Есть маломощные конструкции (500-800 Ватт в зависимости от рабочего объема двигателя), рассчитанные на «мягкий», но приэтом достаточно эффективный прогрев с учетом установки непосредственно в рубашку охлаждения блока цилиндров, через специальные заглушки, или в толстые шланги системы охлаждения. Теоретически они могут включаться на долгое время, и в базовой комплектации очень просты - только кабель и нагревательный элемент, нет ни реле отключения, ни терморегулятора, ни таймера. Как правило, импортные изделия именно такого типа, и еще предполагают разветвленную гарнитуру за дополнительную плату. А есть устройства, врезаемые в тонкие шланги системы охлаждения - они мощнее (от 1000 Вт), сложнее по конструкции и дороже, но зато более универсальны и проще в плане установки на двигатели. Такой тип «любят» наши производители, хотя аналоги есть и зарубежного исполнения. Топливные (их еще называют жидкостными) предпусковые подогреватели по конструкции гораздо сложнее, их корпус массивней, а стоимость выше в несколько раз. Зато по функциональности такие устройства не сравнить с электрическими. Это мощные (от 4000 Вт) и автономные, то есть независимые от внешних источников подогреватели, которые за короткий период способны нагреть двигатель фактически до рабочей температуры и при этом не потратить много горючего. Главное - наличие топлива в баке и хороший аккумулятор, остальное в заданное время все сделает автоматика: подаст топливо, запустит собственную камеру сгорания, включит встроенный насос и будет гонять нагреваемый антифриз по контуру, пока не прогреет двигатель до необходимой температуры. Предложение по «электрике» принципиально не меняется уже долгое время: продукция тюменских производителей (в первую очередь фирмы «Лидер») и кое-что из импортной, хотя за последние два года здесь наблюдается процесс модернизации и расширение выбора. Во-первых, появился усовершенствованный подогреватель «Северс-М», который врезается в тонкие шланги системы охлаждения и который сменил популярный долгое время «Северс» (называемый еще котлом). В модернизированном устройстве изменили форму и расположение электрической части, внедрили шариковый клапан и даже сливную пробку, а наряду с терморегулятором установили еще и варийный выключатель. Но что характерно, еще есть запасы предыдущей и менее дорогой модели, причем некоторые установщики предпочитают работать именно с ней - конструкция отработанная, и ее легче приспособить к иномаркам.
«Северс-М» оснащен терморегулятором, аварийным выключателем, шариковым клапаном и сливной пробкой
Кроме того, с прошлого года на рынок вышли подогреватели «Альянс», которые представляют собой не что иное, как предыдущий «Северс», только с крашеным корпусом и с более универсальными монтажными комплектами. А в этом году из той же Тюмени появился уже аналог «Северс-М», который называется «Старт-М» и предлагается с неплохим выбором установочных комплектов, причем для популярных иномарок. Есть и самая простая модель, под названием «Лестар» - это маломощные подогреватели для врезки в толстые патрубки системы охлаждения. Они самые доступные по цене, но, к сожалению, не универсальные. Посадочные размеры рассчитаны на установку в отечественные автомобили, и приспособить эти устройства к иномаркам не очень легко или вовсе невозможно. Из импортных электроподогревателей в Иркутске давно были известны устройства шведской фирмы Calix, но сейчас все большее распространение получают аналогичные устройства норвежской фирмы Defa. Здесь представлены базовые комплекты для установки в блок цилиндров, универсальные устройства для врезки в тонкие шланги, а также опциональные приспособления в виде таймеров запуска с дистанционным управлением, зарядных устройств (для подзарядки аккумулятора от бытовой же сети) и салонных обогревателей различного вида. Что касается топливных предпусковых подогревателей, выбор по-прежнему сводится к продукции двух немецких фирм - Hydronic и Webasto, которые при некоторых различиях по форме и содержанию можно считать аналогичными по устройству и принципу работы. Здесь надо отметить, что к таким устройствам идут обширные опциональные гарнитуры, повышающие их функциональность и комфорт управления. В Иркутске сейчас много фирм, специализирующихся на продаже и установке подогревателей. Предложение электрических устройств в силу их несложной конструкции жестко не привязывается к обязательной установке у продавца, при желании автовладельцы их могут поставить и сами, однако современный рынок в основном подразумевает и установку, причем в разных сервисах ассортимент и стоимость установки подогревателей могут различаться. Топливные подогреватели требуют только квалифицированной установки, и у всех продавцов эта услуга обязательна, причем потребители должны быть уверены, что продавец имеет фирменный сертификат на право устанавливать и обслуживать эти системы. Кроме того, услуги по установке топливных подогревателей сейчас предлагают и многие дилерские центры, где стоимость оборудования и установки схожие. В начале сезона цены на продукцию из Тюмени сложились немногим дороже прошлогодних. Cтоимость на устройства «Северс» составляет от 1700 рублей (чем мощнее, тем дороже, но не значительно), на его аналог «Альянс» от 2000 рублей, на «Северс-М» от 1850 рублей (за киловаттный, а стоимость трехкиловаттного доходит до 3500 рублей), а на его аналог «Старт-М» от 2000 рублей. На «Лестар» цены от 1300 рублей. Но все это без учета монтажного комплекта, который для легковых автомобилей стоит в районе 350 рублей, а для грузовых в районе 700 рублей. Плюс установка, которая зависит от подхода к делу фирмы-установщика и модели автомобиля, то есть от сложности и времени установки. Кроме того, сейчас к отечественным электроподогревателям стали предлагать простые таймерные устройства механического типа от альтернативных производителей. Они стоят от 350 рублей. Импортная продукция за кризисный год подорожала куда заметнее. Так, электрические системы Defa теперь предлагаются от 4500 рублей (было от 3000 и в некоторых иркутских фирмах еще сохранились такие цены) за базовый комплект, куда входит нагреватель в блок цилиндров и провод, а если брать в широком комплекте с таймером и подогревателем салона, то стоимость доходит до 15 тысяч рублей. Цены на устройства Calix начинаются от 4900 рублей. Дороже стали и топливные подогреватели, причем Webasto и Hydronic фактически не отличаются по цене. Так, с учетом простого таймера в комплекте, 4-киловаттные устройства (для двигателей объемом до 2,5 литров) теперь стоят в районе 34500 рублей, а 5-киловаттные (для двигателей объемом свыше 2,5 литров) уже 44600 рублей. Плюс немалая стоимость за установку, которая в среднем обойдется в 7,5-8 тысяч рублей. Если понадобятся аксессуары (дистанционный запуск, программируемый на неделю таймер, управление с сотового телефона и т.д.), то такое удовольствие еще прибавит несколько тысяч. Василий ЛАРИН
|
|
Предложение предпусковых подогревателей в Иркутске | ||||
Фирма | Системы | Стоимость установки базового оборудования, руб. | Гарантия на оборудование | Адрес и телефон |
Автономия | Северс | – | 2 года | ул. Рабочего Штаба, 104, тел. 77-91-13 |
Северс-М | ||||
Лестар | ||||
Автодело | Северс | отеч. а/м – от 1100, иностр. – от 1800 | 2 года | район рынка Знаменский, тел. 65-32-32 |
Северс-М | ||||
Альянс | ||||
Арс-Авто | Северс-М | от 2000 | 2 года | ул. Бурденко, 21, тел. 70-59-99 |
Альянс | ||||
Автоком | Calix | – | 1 год | ул. 4-я Советская, 60, тел. 23-43-00 |
Webasto | отеч. а/м – от 4800, иностр. – от 6400 | 2 года | ||
Автоцентр Кузьмиха | Defa | от 1000 | 3 года | ул. Старокузьмихинская, 81, тел. 42-00-24 |
Автодом | Северс | от 800 | 2 года | ул. Рабочего Штаба, 20, тел. 77-98-56 |
Defa | от 1750 | 2 года | ||
Webasto | от 7200 | 2 года | ||
Hydronic | от 7200 | 2 года | ||
Ди-станция | Webasto | от 7000 | 2 года | ул. Старокузьмихинская, 58, тел. 70-84-22 |
Magic Systems | Webasto | от 7000 | 2 года | ул. Челябинская, 26, тел. 77-79-11 |
Регионтехснаб | Северс-М | – | 1 год | ул. Поленова, 18, тел. 53-85-62 |
Лестар | ||||
Совенок | Webasto | от 6400 | 3 года | ТЦ Автоград, пав. 135, тел. 25-51-39 |
Мир автомасел | Северс-М | от 500 | 1 год | ул. Баррикад, 26, тел. 34-08-00 |
Старт | ||||
Альянс | ||||
СТО Горбатый | Старт | от 1000 | 1 год | ул. Красноказачья, 20-А, тел. 53-53-00 |
Альянс | ||||
Сибавтоаларм | Webasto | от 7500 | 2 года | ул. Байкальская, 239, тел. 22-65-08 |
Hydronic | ||||
Технопарк | Северс-М | от 1400 | 2 года | ул. Баррикад, 90, тел. 70-55-10 |
Лестар | ||||
Defa | ||||
Webasto | от 9000 | |||
Hydronic | ||||
Тавил-Иркутск | Северс-М | 2500 | 2 года | ул. Трактовая, 14-Б, тел. 61-82-70 |
Техцентр Контакт | Webasto | от 6400 | 2 года | ул. Ширямова, 10, тел. 65-68-96 |
Hydronic | ||||
Hi-Tec | Webasto | от 6500 | 2 года | ул. Кожзаводская, 6, тел. 72-79-79 |
Stopol Electronics | Webasto | от 6200 | 2 года | ТЦ Автоград, пав. 136, тел. 71-06-84 |