НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страховой рынок региона за последние полгода не претерпел существенных изменений и уж тем более далек от той лихорадки, что коснулась его минувшей осенью. События, названные мировым экономическим кризисом, постепенно сходят на нет, стабилизируется ситуация и у страховых компаний. Между тем, говорить о полном возвращении к «началу координат» не приходится - да, стабильность возвращается, но стабильность иного порядка, чем в «жирные» годы. Прежде всего, обратим внимание на сегмент страхования, касающийся каждого автовладельца - ОСАГО. Весеннее повышение коэффициентов в целом обошло Иркутск стороной, затронув лишь сельскую местность и начинающих водителей. Это хорошо. Но в самом Иркутске аварий меньше не становится, что при сохранении прежних тарифов «автогражданки» и недавнем скачкообразном росте стоимости автомобилей делает этот вид страхования убыточным. Как следствие - многие мелкие страховые компании до минимума сокращают свое присутствие в регионе: закрывают офисы и пункты продаж, зачастую оставляя лишь пару-тройку сотрудников в иркутском представительстве. А это уже плохо, ведь если виновником ДТП становится клиент такой компании, пострадавшему не позавидуешь: ведь случись авария где-нибудь на севере Иркутской области, и ему придется потратить немало сил и времени, чтобы найти уцелевший офис, и еще больше - чтобы предъявить пострадавший автомобиль для обязательной в таких случаях экспертизы. Обнадеживает лишь то, что о полном уходе с регионального рынка пока не заявила ни одна из таких компаний. И, как следовало ожидать, в ситуации, когда ОСАГО в Иркутске оказалось на грани рентабельности, уверенно держатся лишь крупные игроки. В том числе и после появления у пострадавших в ДТП возможности обращаться за компенсацией в «свою» страховую компанию. Схожий баланс сил наблюдается и в секторе КАСКО. Но здесь решающим фактором чаще становится не размер капитала страховой компании, а тарифы, с которыми она пришла на рынок. Как следствие - размеры страховых взносов, порой откровенно демпинговые и призванные в свое время привлечь максимально возможное число клиентов, сегодня неуклонно растут. Конечно, о волне массового повышения тарифов, прокатившейся по региону в конце прошлого года, речь уже не идет, но случаи пересмотра процентных ставок и условий страхования по-прежнему не редкость. Так что поводов для беспокойства у автовладельцев нет, а известия о росте стоимости полиса КАСКО в конкретной страховой компании не следует рассматривать как общую тенденцию для всего рынка. Ибо, повторимся, тарифы продолжают оставаться на уровне конца 2008 года, и предпосылок к их тотальному изменению не предвидится. К тому же сэкономить на КАСКО можно не обязательно за счет минимальных тарифов - для этого существуют специальные предложения и программы (например, «Эконом» за 50% от стоимости обычного полиса в «Росгосстрахе»). Неудивительно, что на фоне неурядиц с ОСАГО и традиционного нежелания части автовладельцев платить деньги за полис КАСКО, особую актуальность приобретает добровольная «автогражданка», или ДСАГО. От угона или ущерба она, конечно, не спасет, но при стоимости полиса порядка тысячи рублей позволяет поднять лимит гражданской ответственности перед имуществом и здоровьем третьих лиц до миллиона рублей. К тому же ДСАГО не привязана к обязательной «автогражданке», и ее полис не требуется приобретать в той же компании, что и ОСАГО. На фоне роста средней стоимости регионального автопарка, когда лимита одного полиса ОСАГО зачастую не хватает для компенсации ущерба пострадавшим, такое решение более чем разумно. Ничего не поделать, страх повредить дорогую чужую машину для нас по-прежнему более актуален, чем забота о сохранности собственного автомобиля. И, наконец, «европротокол», вызвавший в свое время столько споров. Хотя случаи обращения в СК без вызова ГАИ в Иркутске уже отмечены, массовым такое явление не становится. Не потому, что не соблюдаются его условия (в ДТП участвовало не более двух автомобилей, нет пострадавших, материальный ущерб до 25 тысяч и оба полиса ОСАГО выданы после 1 марта 2009 года), а из опасения остаться без выплаты. Все-таки виновник аварии, признавший свою неправоту на месте происшествия, в последующем может от всего отказаться (сославшись, например, на стрессовое состояние), и пострадавшему без протоколов и справок из ГАИ доказать свое право на компенсацию становится практически невозможно. Вот и продолжают участники ДТП либо терпеливо дожидаться ГАИ, либо, по старинке, решать материальные вопросы на месте.
Вячеслав СТАРЦЕВ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||