ЕСТЬ ЗАРЯД! |
||
Рынок аккумуляторов за последние годы стал достаточно цивилизованным - магазины по продаже АКБ предлагают множество услуг, от проверки электрооборудования автомобиля до фактически бессрочного, и что немаловажно, бесплатного обслуживания купленной батареи. А вот новых брендов на рынке крайне мало, и в широком ассортименте только испытанные марки аккумуляторов, наиболее подходящие для эксплуатации в сибирских условиях.
АККУМУЛЯТОРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Сегодня, на фоне объективных факторов экономики, основная доля аккумуляторного рынка Иркутска приходится на трех крупных игроков - компании Centra-Иркутск, АкТрейд и ВСКР. Они же разделили между собой часть розницы, оставшейся после ухода с рынка мелких продавцов. Хотя некоторые пересекающиеся позиции в ассортименте присутствуют, есть и свой «фирменный» ассортимент, в какой-то степени эксклюзивный, или предлагающийся по наиболее выгодным ценам. Ассортимент АкТрейд в первую очередь представлен батареями главного партнера - компании «Аккумуляторные Технологии». Это батареи «Зверь», АкТех и ВСА «Орион», которые производятся на заводе в Свирске. В последнее время компанией АкТех налажено производство батарей с высоким расположением клемм, тонкоклеммных, с обратной полярностью. Две первых марки - «Зверь» и АкТех - отлично известны. Это батареи кальциевого и гибридного типов. «Орион» представляет ту часть производства в Свирске, что до слияния принадлежала компании ВостСибАккумулятор. Эти аккумуляторы с высокими клеммами (азиатское исполнение) также производятся с применением гибридных технологий, и представляют бюджетный сегмент. Также АкТрейд продвигает батареи украинской корпорации Westa. Главная модель и новинка прошлого сезона - модели Docker: для легковой (кальциевые) и грузовой техники (гибридные). Собственно, представлен и основной бренд, Westa. Помимо того, есть выбор АКБ из Тюмени - возможны варианты с разным исполнением клемм. Из импортных батарей основной ассортимент - широкие линейки аккумуляторов Solite (Корея) и TAB (Словения). Эти две зарубежные марки хорошо зарекомендовали себя в наших условиях и оптимальны по соотношению «цена/качество». Также предлагается серия батарей SuperNova и новинка рынка - батареи Unistar и Twistar производства компании GSYuasa. В новом сезоне ожидается широкий ассортимент батарей элитного класса - Bosch и Varta.
ВСА «Орион» - батареи азиатского типа с выгодной бюджетной ценой
Украинские батареи Docker - новинка рынка
Батареи GSYuasa - японские технологии и относительно невысокая стоимость благодаря производству, сосредоточенному в странах Азии
В компании ВСКР представлены такие бренды корпорации WESTA, как Forse и Fire Ball. Аккумуляторы Forse произведены по кальциевой технологии. Fire Ball - гибридные батареи, особенно следует выделить серию Professional Truck для грузовых автомобилей. В большом ассортименте батареи саратовского завода «Электроисточник», кстати, одного из старейших в России - давно известны торговые марки «Пилот» и «Электроисточник», производящиеся по малосурьмянистой технологии. Из «иностранцев» надо выделить «корейцев» - их здесь значительный ассортимент: Atlas, Solite, Rocket. Корейские батареи выпускаются по типоразмерам японских автомобилей и предлагаются в разных вариантах (тонкие клеммы, обратная полярность, иногда с четырьмя клеммами). Неплохими ценовыми и физическими данными обладают кальциевые батареи с микропористыми сепараторами австрийской фирмы Banner - например, серия Uni Bull с запатентованной защитой от протекания (четырехкамерные, двойная крышка). Чуть подешевле - Energy Bull, серия для легковых автомобилей. В магазинах ВСКР также можно приобрести тюменские батареи, а из импортных - АКБ Varta, Bosch, Black Horse. В Centra-Иркутск главный бренд - конечно, батареи Centra, представленные сегодня тремя линейками: Centra Futura, Centra Plus и Centra Standart. Все они изготовлены по кальциевым технологиям. Главные отличия - в различных ноу-хау, так или иначе влияющих на цену. Относительно недавно в ассортименте Centra-Иркутск появились аккумуляторы Moratti (Италия), особенность которых - технологические новшества в конструкции, призванные увеличить срок службы батарей. Выпускается три линейки: Extreme (с увеличенной пусковой мощностью), Ralli (облегченная, малогабаритная), Xtra (защита от протекания при переворачивании). Из старожилов рынка надо выделить торговые марки средней «весовой категории»: Black Horse (Югославия), Topla (Словения), а также Mutlu (Турция), как соответствующие оптимальной цене и качеству. На рынке эти три бренда представлены давно и на практике испытаны в сибирских условиях. Немецкие аккумуляторы Tenax - не что иное, как батареи, ранее выпускавшиеся под брендом Hoppecke. Из немецких батарей выделим также Varta. В группу премиум-класса включим американские Optima, японские Panasonic, FB Gold, а также японский Bosch. Все эти батареи отличает не столько высокая цена, сколько выдающееся качество и характеристики. Там, где предполагается много потребителей питания, эти АКБ - идеальный вариант. Из остальных марок, представленных в Centra-Иркутск, можно выделить белорусские «Зубр», отечественные Евростарт, NORD, Gigawatt, линейку корейских батарей (Atlas, Medalist, Rocket, Solite), а также уже упоминавшихся выше GSYuasa. Недавно Centra-Иркутск стала региональным представителем Exide Technologies, и в новом сезоне следует ожидать появления на рынке батарей Exide. В преддверии сезона трудно указывать какие-либо точные цены, но ориентировочные рамки следующие. Стоимость АКБ бюджетного сегмента емкостью 55-60 Ач составляет 1500-2500 рублей. Средняя ценовая категория - батареи с улучшенными пусковыми характеристиками стоимостью 2500-3000 руб. за отечественные и 3000-3500 руб. за импортные. Соответственно, премиум-класс в сегменте легковых батарей начинается с отметки в 4000-5000 руб.
УСЛУГИ - БОЛЬШЕ И ЛУЧШЕ
Гарантия на большинство марок составляет 1 год, но для некоторых батарей производитель может продлить ее до 24-36 месяцев. Компании ВСКР, Centra-Иркутск и АкТрейд имеют достаточно развитую сеть розничных магазинов, где предлагается спектр услуг по техническому обслуживанию. Вне зависимости от срока гарантии, фирмы предлагают клиенту послегарантийное обслуживание проданных батарей в течение всего срока эксплуатации - проверка степени заряда, уровня, плотности электролита, доливка воды, зарядка. Обычно при установке аккумулятора проводится первичная диагностика электрооборудования автомобиля - замеряется напряжение генератора на холостых оборотах, при включенных фарах, при работающем стартере, проверяется надежность электропроводки. Но не всегда при этом удается выявить скрытые неисправности. Да и батарея, стоящая на полке магазина, не показывает своих полных характеристик. Поэтому, как правило, после установки АКБ покупателю предлагается поездить на автомобиле в течение первых 2-3 недель и приехать на первое ТО. Если заряд упал, этого срока достаточно, чтобы выявить причину. Если все в порядке - в гарантийном талоне ставится отметка, и в дальнейшем рекомендуется подъезжать раз в сезон (АкТрейд - раз в три месяца) на очередное бесплатное обслуживание. Для этого необходимо сохранять гарантийный талон, в котором прописывается марка батареи, номер автомобиля, дата продажи и штамп магазина. Правилом хорошего тона стало размещение в гарантийных талонах инструкций по обслуживанию, хранению и эксплуатации батарей. Правда, сами продавцы отмечают, что среди покупателей много тех, кто не слишком серьезно относится к аккумуляторам - что странно, учитывая не только их стоимость, но и вероятные проблемы, особенно зимой, когда полный заряд необходим как никогда. Отдельно надо отметить проблему подбора батарей для японских автомобилей. На них почти всегда стоят изводство тонкоклеммных батарей освоили некоторые отечественные заводы, все же продавцы рекомендуют переходить на толстые клеммы. В случае чего это позволит поставить взамен любой аккумулятор, а не искать подходящий, что не всегда возможно. Установить новые клеммы, переделать штатную площадку и доработать крепление - такую услугу, к примеру, предлагают в магазинах Centra-Иркутск (стоимость от 200 рублей). При покупке АКБ надо учитывать разницу в ассортименте в зависимости от расположения магазина. К примеру, в «Автограде» всегда шире представлены батареи дорогих марок, а вот ассортимент батарей больших размеров (для грузовых а/м) традиционно меньше, чем вблизи транзитных магистралей (ТЦ «Знаменский», «Меридиан», «Московский» и др.). Принимают в магазинах и отработавшие свое батареи по цене от 6 руб./кг - делают либо скидку при покупке нового аккумулятора, либо выплачивают эту сумму наличными.
ТЕХНОЛОГИИ
Аккумуляторы выпускаются с использованием разных технологий. Классической сегодня считается малосурьмянистая. Для придания прочности решеткам электродов в свинец и ранее добавляли сурьму, но слишком большое ее содержание приводит к серьезным недостаткам - в процессе работы неизбежно разложение электролита с потерей воды. Для компенсации расхода нужно регулярно доливать воду, одновременно проверяя плотность. Производители нашли выход в так называемой малосурьмянистой технологии. Новые АКБ (их относят к разряду малообслуживаемых) стали менее требовательными к эксплуатации, но при этом сохранили один из главных недостатков классической технологии: расход воды у таких батарей хотя и значительно снижен, но остается по-прежнему высоким. Также высока склонность к саморазряду. Не могут похвастать эти АКБ и высокими пусковыми свойствами. Но зато такие аккумуляторы стоят недорого и вполне подходят для повседневной эксплуатации при отсутствии экстремальных условий, кроме того, легко переносят нестабильную работу генератора - им не страшны даже значительные и длительные перепады напряжения. Малосурьмянистую АКБ можно восстановить, если начался процесс сульфатации. Сегодня батареи этого типа составляют значительную часть от общего предложения рынка. В кальциевых аккумуляторах вместо сурьмы используется, соответственно, кальций. Кальциевые батареи отличаются высокими пусковыми токами, имеют высокую удельную емкость (больше ампер-часов при сравнимых размерах с малосурьмянистыми), активнее принимают заряд и почти не склонны к саморазряду - кальциевая батарея при соответствующих условиях может храниться с электролитом до одного года без подзарядки. Вообще, кальциевые АКБ идеально подходят для автомобилей, которые эксплуатируются не ежедневно и с малыми пробегами. Хороши они для дизелей (высокий пусковой ток). Группа кальциевых батарей относится к необслуживаемому типу. Расход воды у них незначителен - к примеру, при нормальной эксплуатации без доливки воды можно обходиться в течение двух лет и более. Однако кальциевые аккумуляторы, помимо прекрасных эксплуатационных свойств, имеют одну особенность, которая может обернуться серьезным недостатком: они весьма чувствительны к плотности электролита. Для них крайне нежелателен как избыток заряда, так и недостаток, а значит, подходят они только для автомобилей, где генератор поддерживает зарядное напряжение с большой точностью. При хронической нехватке заряда постепенное разложение воды приводит кальциевую батарею к необратимой сульфатации, после чего восстановление практически невозможно. Еще одна разновидность АКБ - гибридный тип. Положительные пластины выполняются из кальциевого сплава свинца, отрицательные - из малосурьмянистого. Эти батареи сочетают оптимальные характеристики: достаточно неприхотливы (относятся к необслуживаемому типу), и в то же время обеспечивают более высокий пусковой ток. Многие отечественные производители перешли на выпуск гибридных батарей для коммерческой техники - это оптимальный вариант. Кирилл ЮРЧЕНКО
|
||