ЗАМОРОЗКИ И ОТТЕПЕЛЬ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
На данный момент рынок новых зимних шин сформировался таким (в прямом и переносном смысле), какой есть сама зима с ее межсезоньем и солевой обработкой - морозы, снегопады и опасный гололед чередуются с оттепелями, снежной кашей и мокрым асфальтом. От новых «кризисных» цен на некоторые шины жуткий мороз по коже, однако и оттепель не замедлила ждать, сохранив и даже расширив альтернативное предложение. Новые ценники на ряд востребованных позиций действительно заставляют ежиться, особенно у таких ведущих брендов, как Michelin и Nokian. Некоторые популярные размеры, особенно из числа новых моделей, подорожали почти в полтора раза! Однако в целом по рынку в начале осени ассортимент и цены до конца не стабилизировались, что в том числе связано с «выкаткой» на прилавки еще прошлогодних запасов по «бросовым» ценам. Поэтому на некоторые, даже импортные шины (но только некоторые) в конце сентября можно было видеть прошлогодний прайс, приличную разницу в стоимости у разных продавцов или ценники ниже, чем в сентябре 2008 года! Впрочем, и от ведущих «зимних» шинников на кризисное время и на перспективу видны мудрые маркетинговые решения. Так, компания Nokian производит одну из лучших моделей именно для суровых зимних условий - шипованную HKPL-5, которая по всем тестам столичных СМИ (и по реальному опыту) обладает выдающимися сцепными свойствами и управляемостью на льду и снегу, а также отлично выбрасывает водно-снежную «кашу» и при этом не сильно шумит. А если «шиповки» не нужны, то теми же особенностями в классе фрикционных шин («липучек») наделена модель HKPL-R. Но ценники кусаются, а новинка года HKPL-7 сделала их еще злее. Вместе с тем Nokian подстраховалась от возможных потерь и вывела на рынок шипованные модели Nordman-4 и Nordman SUV. По сути, это HKPL-4, которая под новым названием производится на российском заводе Nokian. Модель хоть и предыдущего поколения, но также обладает высокими параметрами и при этом заметно дешевле. То же в нешипуемом классе - вышла модель Nordman RS (аналог HKPL RSi). Остается увидеть их в хорошем размерном ассортименте.
Nokian HKPL-5
У Michelin тоже завод в России, тоже есть отличная «шиповка» X-Ice North, фигурирующая в лидерах тестов, и в этом году вышли усовершенствованные новинки: X-Ice North 2 и нешипуемая X-Ice 2, однако рыночная политика иная. Цены даже на предыдущие версии фирма выставила очень «приподнятыми». Например, «ходовой» размер 195/65 R15 подорожал почти на 1500 рублей, и никакой альтернативы от самой фирмы пока не видно. Как известно, совершенные на льду и снегу шины пасуют на асфальте - и по сцепным свойствам, начиная с торможения, и по управляемости. Все это справедливо и к вышесказанным героям, и к их европейским коллегам Good Year Ultra Grip Extreme и Gislaved NordFrost-5, которые по тестам обычно идут следом за лидерами. А вот фирме Continental в модели Winter Viking 2 наряду с достойными ледовыми характеристиками удалось добиться сравнительно хороших показателей по сцепным свойствам и управляемости на асфальте, за что обычно модель входит в тройку лидеров среди «шиповок». Да и фрикционные модели этих фирм в условиях снега и льда обычно заслуживают похвальные оценки, особенно у Continental. Но самое важное, что продукция этих трех фирм в новом сезоне не шокировала наценками - рост стоимости виден, но в рамках приличия. А в отношении Gislaved по ряду позиций в нынешних условиях даже можно говорить о демпинге. А ведь в торговле по-прежнему представлены не столь выдающиеся зарубежные производители, и цены у них не «выпендривались», но при этом «ездить» на их продукции тоже можно, а многим теперь и нужно. Например, корейские бренды Hankook и Kumho. Если брать их шипованные модели - Winter i-Pike и I’Zenwis KW19 соответственно, то в тестах они хоть и со своими огрехами, но «отстойно» не выглядят. Так, у Hankook из плюсов отмечаются сцепные свойства на льду и высокое сопротивление аквапланированию, но из минусов уровень управляемости на льду и снегу и высокая шумность. Цены же выросли на 200-300 рублей. У Kumho модель тоже далеко не показательна по управляемости, однако имеет хорошее продольное сцепление на льду и отличается высоким уровнем комфорта, то есть мягкая и бесшумная. При том, цены к началу сезона в местной торговле не поднимались вовсе. Опять же, японские фирмы не сильно рванули вверх по ценовой шкале. Если, конечно, для кого-то среди «японцев» внимание заслуживает только Bridgestone, а рост цен на его шины ходовых размеров на 400-500 рублей принимать как должное. При том, зимние модели этой фирмы в тестах обычно в середнячках по совокупности «активных» характеристик, но комфорт и умеренность в ценах свою роль тоже играют. Кстати, и здесь есть новинка сезона, но в классе фрикционных шин и для автомобилей категории SUV - это Blizzak DM-V1. К сожалению, мы не можем подробно рассмотреть весь сектор таких шин, но в данном случае стоит отметить, что наряду с новинкой будет поставляться и предыдущая модель DM-Z3.
Bridgestone Blizzak WS60
Нельзя не обратить внимание, что с этого года как альтернатива в расширенном ассортименте представлена Yokohama, у которой есть сравнительно недорогая шипованная модель Ice Guard F700Z. Правда, и характеристики тоже «недорогие»: в тестах на скользких покрытиях (сцепные свойства и управляемость) шины вполне хорошо себя показали, однако, как подводят черту в том же «Авторевю», по этим показателям они «не лучше некоторых отечественных». А каких тогда отечественных? Ведь соотношение цены и «отдачи» сегодня актуально как никогда, и российская продукция могла бы здесь показать себя. Не вся, конечно, но может, хотя цены на современные модели тоже подросли и не выглядят безобидно. Во-первых, надо отметить продукцию Amtel, особенно после перехода в эту структуру фирмы Vredestein. От этого брака есть недорогая шипованная модель Ice Trac, которая в тестах хорошо показала себя на зимних покрытиях (почти на уровне Ultra Grip Extreme), но при этом отличилась нормальным поведением и на асфальте. В общем-то, и собственная шипованная модель Amtel Nord Master ST-310 заслуживает внимания. По тестам «Авторевю», по сцепным свойствам и управляемости на скользких покрытиях она набрала даже больше очков, чем Kumho I’Zenwis KW19, разве что заметно жестче и шумнее корейских шин.
Amtel Nord Master ST-310
Из прочих отечественных и шипованных также следует отметить Cordiant Snow Max и Sibir2 MP-51, которые, по крайней мере, достойно показали себя по сцепным свойствам и управляемости в условиях льда и снега (в минусах торможение и управляемость на асфальте). В этом году есть новинка - Cordiant Polar2, но свойства пока неизвестны, тогда как предыдущая модель в тестах среди отечественных показала средненькие результаты. Возвращаясь к фрикционным шинам, которые резонно ставить, если доминирует городская эксплуатация автомобиля, «разброс» характеристик у более доступных шин фиксируется весьма заметный, даже у импортных. Например, Yokohama Ice Guard iG20 и Dunlop Graspic DS-2 неплохо «заточены» по продольным сцепным свойствам на льду и хорошо выбрасывают воду, причем DS-2 еще и прилично тормозит на мокром асфальте, однако в дисциплинах на управляемость в разных дорожных условиях эти шины совсем не блещут. А такая модель, как Toyo Garit G4, из плюсов вообще снискала только акустический комфорт, ничем не проявив себя в «активных» параметрах. Среди отечественных тема фрикционных шин вообще пока в стадии становления, но первые плоды не разочаровывают. Во всяком случае, Amtel Nord Master CL получил лестные отзывы не только от автомобилистов, но и в сравнительных тестах профессионалов, которые отметили «хороший баланс между показателями на скользкой дороге и на асфальте», разве что пожаловались на неважную плавность хода. В заключение все же надо сказать, что к результатам даже инструментальных тестов надо относиться условно. В Сибири морозы не те, что на «западе», температура и влажность действуют на состав резины протектора и состояние дороги, и ездовые показатели могут отличаться в «широком диапазоне», до с точностью наоборот. Как одно из следствий - при определенных температурах фрикционные шины могут тормозить лучше шипованных. Поэтому важно, чтобы зимние шины сохраняли стабильность характеристик в самых разных условиях. При подготовке материала использованы данные шинных тестов из «Авторевю» и «За рулем». ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕКОТОРЫХ МОДЕЛЕЙ И РАЗМЕРОВ ЗИМНИХ ШИН В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ИРКУТСКА (типичные цены на конец сентября 2009 г.)
|