Обзор регионального авторынка
Просмотров: 4227
20 Сентября 2009

УПАДОК СИЛ И АНТИДЕПРЕССАНТЫ












Обзор регионального авторынка

Если бы не знать, что в стране экономический спад, то по внешним признакам рынок новых автомобилей в Иркутске за истекшие полгода не переживал особых трудностей: структура дилерских центров не только сохранилась, но даже расширилась, а обновление модельного ряда шло своим чередом. Да и продажи в автосалонах вовсе не остановились - отдельные дилеры даже могли похвастать перевыполнением планов. И все же проблемы сбыта не миновали официальный рынок, и второе полугодие уже выглядит не так оптимистично, как первое. А вот на авторынке в Рабочем - этом оплоте second-hand перемены весьма заметны - ряды автомобилей медленно, но верно редеют.

РЫНОК НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Встретить экономический спад и удержаться на плаву в начале 2009 года позволили разные антикризисные действия и хороший запас автомобилей 2008 года выпуска с увеличенным квотированием на год текущий. Плюс расширение производства иномарок на российской территории. Конечно, рост цен и отток «кредитных» покупателей заметно сказались на показателях продаж, строительство некоторых автоцентров даже приостановилось, а из-за кризиса на автозаводе Kia в Ижевске фактически перестал функционировать местный дилер этой марки.

И все же говорить о рухнувшем дилерском рынке не приходится. С одной стороны, за лето истощились прошлогодние запасы, подросли цены и наблюдался спад покупательской активности, но с другой, очереди на ряд дефицитных моделей сошли на нет, в Иркутске за это время открылось два новых дилерских центра - Hyundai и Peugeot, а нынешней осенью откроется автосалон Suzuki. И только эти три новых дилера способны закрыть большой потребительский круг - от компактов до кроссоверов, минивэнов и даже представительских седанов.

Пожалуй, реальный «кризис» предложения возник только в секторе автомобилей эконом-класса. Свободный ассортимент и действительно умеренные цены смогли сохранить Renault Logan, Fiat Albea и Chevrolet Lanos. А вот две другие значимые здесь модели - Kia Spectra и Hyundai Accent, по разным причинам перестали поставляться на иркутский рынок. Введение госсубсидий, действие фирменных льготных программ по кредитованию и всякие скидочные акции некоторым образом стимулировали спрос, причем на автомобили в достаточно широком ценовом диапазоне, однако эти меры привели к тому, что многие «выгодные» варианты ушли из свободной продажи, вынуждая потребителей становиться в очередь.

Было предположение, что в этой связи резко подскочит спрос на легковые модели китайской компании Chery, цены на которые, несмотря на отсутствие производства в России, остаются весьма невысокими, а предложение у дилера свободное и на выбор. Однако никакого ажиотажа вокруг этих автомобилей не наблюдалось. Здесь важнее оказался факт появления переднеприводного паркетника Tiggo с 2,0-литровым двигателем и АКП. Он и до того был у нас самым продаваемым автомобилем Chery, а с такой версией только закрепил свой скромный, но все же успех.

Кстати, в период экономического спада именно в классе SUV китайская продукция оказалась наиболее востребованной. Правда, не вся. Так, если дилер Great Wall не в состоянии обеспечить должное предложение рамных внедорожников Safe и особенно Hover ввиду их популярности на рынке России, то внедорожники Derways Aurora не пользуются спросом даже при своих «демпинговых» ценах. Вообще, период спада заметно повлиял на конъюнктуру спроса не только в массовом легковом сегменте, но и в секторе SUV. Например, как только Toyota LC200 после новых пошлин и пересчета курсов сразу подорожал на миллион с лишним, от него отвернулись многие потенциальные покупатели. В то же время собираемые ныне в России внедорожники SsangYong в это время только прибавили в объеме продаж, поскольку их изначально привлекательная цена почти не изменилась.

Но что характерно, за период спада не был заявлен ни один новый автомобиль эконом-класса, способный дополнительно привлечь небогатых покупателей. Притом на рынке сохраняется классовая «несправедливость» из разряда парадоксов. Так, еще до кризиса завод ГАЗ сумел организовать производство недорогого люкс-седана Volga Siber, а весной 2009-го установил на него антикризисную стоимость в районе всего 480 тысяч рублей - цена, которая продержалась до самой осени! Притом машина периодически поступала в свободную продажу, а все слухи о свертывании ее производства не подтвердились. Это прецедент для российской иномарки такого класса, и в данном случае даже таганрогский Hyundai Sonata не смотрится в столь выгодном свете.

Тем не менее, других седанов подобного класса и цены в России не выпускают, разве что Ford Mondeo в базовых и маломощных комплектациях, да и тот подороже будет. А VW Passat, и тем более Toyota Camry, в эти рамки никак не вписываются, хотя российская Camry в трудные времена выглядит заметно дешевле японского аналога и тем самым сохранила за собой довольно высокий спрос. Опять же, летом с конвейера российского завода Nissan начали сходить седаны Teana нового поколения, и цены на них стали немного ниже, чем на импортируемые аналоги, хотя разница не такая выгодная, как у Camry. Следом должны появиться российские кроссоверы Nissan X-Trail.

Последние полгода не были застойными и в плане обновления модельных рядов - свои антидепрессанты подготовили многие автокомпании. Причем не обошлось без специфичных маркетинговых шагов согласно духу времени. Так, фирма Mitsubishi изрядно удивила тем, что летом возобновила поставки в Россию седана Lancer предыдущего (девятого) поколения. Неплохо упакованный автомобиль с 1,5-литровым двигателем предложили в двух версиях по коробке: с МКП за 499 тысяч и с АКП за 529 тысяч рублей. И надо отметить, это оригинальное антикризисное решение попало в точку - Lancer IX привлек внимание покупателей.

Фирма Toyota «размениваться» на малобюджетные варианты не стала, а просто хорошо «перетряхнула» имеющийся модельный ряд: вышли рестайлинговые Camry и RAV4 (включая 5-местную версию с 2,4-литровым двигателем на удлиненной базе), а также Avensis очередного поколения. И это уже настоящая новинка, ведь по дизайну, размерам и в технической части новый Avensis стал совсем другим, более взрослым и дорогим. А для Corolla вернули нормальную АКП, поскольку в России этот автомобиль с МКП и роботом не хотели покупать.

От Honda дождались обновленный Jazz, в котором все заметно преобразилось в лучшую сторону, однако на поводу у кризиса эта модель не пошла: цена оказалась довольно высокая - от 615 тысяч рублей. Да и выбор коробок не в пользу наших потребностей - только МКП или робот. К тому же двигатель один, объемом всего 1,3 литра, хотя его 100 сил (благодаря 16-клапанной головке и системе i-VTEC, чего у первого Jazz не было) вполне достаточно. И все же, надо заметить, что почти одновременно Nissan выпустил свой рестайлинговый хэтчбек-вэн Note, у которого два двигателя (1,4 и 1,6 литра), МКП и классическая АКП, и цены от 586 тысяч рублей. Напомним, что на рынке теперь появились и такие модели, как Fiat Sedici/Suzuki SX4 или Citroen C3 Picasso. Так что, выбор в этом классе есть.

Но что действительно встряхнуло рынок массовых автомобилей - это начало продаж новой модели в С-сегменте: Chevrolet Cruze, пришедшего на смену Lacetti и производство которого разворачивается под Питером. Размеры почти D-сегмента, интересный стиль, далеко не экономичное исполнение салона и хорошее базовое оснащение (включая 1,6-литровый двигатель), а цены начинаются от 540 тысяч рублей, то есть базовые варианты еще и попадают под госсубсидии при покупке в кредит.

Это ли не сильный антидепрессант в нынешних условиях? Если количественное предложение будет обеспечено в должном виде, без очередей на популярные версии, то новичка ждет очевидный успех. Например, другая новинка сезона под крылом еще общего хозяина GM - Opel Insignia, пришедшая на смену Vectra, хоть и позиционируется в более престижном сегменте, и вышла по всем статьям удачной, но вряд ли у нас станет очень популярной в ближайшие год-два.

Кстати, новостей в престижных сегментах хватало и без Insignia. Так, на базе нового VW Golf появилось спорткупе Sсirocco, которое после долгого перерыва вернуло на рынок забытое название, но уже на ином техническом уровне. Дилер Mercedes начал регулярные поставки не только новейшего кроссовера GLK, но и седанов Е-класса следующего поколения. Линейка BMW претерпела рестайлинг и модернизацию, да и Lexus предложил востребованный RX 350 в новом виде, в том числе разумно упростив ему полный привод и упразднив для нашего рынка пневматическую подвеску.

А что же исконный отечественный автопром? Увы, международный экономический спад не пошел ему на пользу: объемы продаж и производства сократились, а выход новинок из-за финансовых проблем задержался. Весной слегка обновился компактный внедорожник Chevrolet Niva, а летом объявилась Lada Priora в кузове универсал - вот, пожалуй, и все значимые новости по «нашим» модельным рядам.

В общем, ближайшее и дальнейшее будущее все равно остается за импортом и новыми автосборочными производствами. И будущее это довольно светлое - вопреки или даже благодаря экономическому упадку сил, уже скоро нас ожидают очередные преобразования, в том числе в связи с покупкой «Сбербанком» части активов Opel, да и все серьезные автопроизводители только наращивают свое присутствие на российском рынке. Соответственно, быстро меняя тактику и стратегию под новые реалии.

АВТОРЫНОК В РАБОЧЕМ

По будним дням торговая площадка авторынка редеет настолько, что при желании среди машин можно играть в футбол

Похоже, что лучшие времена авторынка в Рабочем прошли, и на этот раз совершенно точно: повышенные таможенные пошлины продлены, новые поступления автомобилей из Японии снизились в разы, старые запасы постепенно распродаются, а на некогда забитых автомобилями торговых площадках появляется все больше пустых мест. Большинство продавцов, что вполне естественно, оптимизма от этого не испытывают. Некоторые из них еще питают надежду на возможность переориентации своей деятельности в направлении местного secondhand, однако перспективы здесь совсем небольшие.

С момента последнего повышения таможенных пошлин на авторынке отмечалось несколько волн падения и роста предложения японского second-hand. Однако в этот раз депрессия затянулась и, похоже, былой баланс спроса и предложения уже не восстановится. Даже не особо хорошо разбирающиеся в автомобилях обыватели отмечают, что выбор стал заметно скромнее, причем абсолютно во всех сегментах. А на многие достойные экземпляры ще и ценники явно нескромные. Впрочем, именно в ценовом плане сегодня наблюдается как никогда широкий диапазон. К примеру, в сентябре были замечены минивэны Honda Odyssey третьего поколения (2004-2005 год выпуска), стоимость которых составляла 475 и даже 450 тыс. руб., тогда как еще недавно найти подобный автомобиль дешевле 550 тысяч казалось нереальным. Трехлетние универсалы Nissan Wingroad со стандартным для Японии оснащением можно приобрести всего за 360-365 тысяч рублей, за которые менее года назад предлагались схожие машины двумя-тремя годами старше. Но такие предложения немногочисленны и серьезного влияния на ценообразование не оказывают.

О перспективах можно косвенно судить по новинкам, появляющимся в продаже. К сожалению, здесь ситуация полностью подтверждает предыдущие наблюдения: их становится все меньше. Тот же Nissan Wingroad, впервые появившийся в Рабочем в начале

лета, на момент подготовки материала свою популяцию увеличил всего до трех экземпляров. Лишь парой машин отмечался Honda Stream второго поколения. А две последних премьеры Рабочего - грузо-пассажирский универсал Honda Partner последнего поколения и хэтчбек Toyota Ist - и вовсе появлялись единожды.

Среди машин с местным пробегом тоже не все радужно. Цены на многие экземпляры неоправданно высоки - особенно на бывшие дилерские машины, возрастом от

года до трех: некоторые из них продаются по ценам ненамного ниже, чем у дилера. И почему-то особенно много таковых среди популярных моделей Honda: Civic и Accord. К примеру, двухлетнего возраста хэтчбеки Civic предлагаются за 620-700 тысяч рублей и более. Изредка появляющиеся Ford Focus II или Mitsubishi Lancer X обычно доступнее. Но и в продаже такие машины, как правило, не задерживаются. Еще более адекватная стоимость у подержанных Renault, но здесь на цену влияет меньшая востребованность машин этой французской марки.

На этом фоне вызывает вопросы будущее развитие инфраструктуры авторынка. Еще полгода-год тому назад можно было питать надежды на то, что данную площадку полностью заасфальтируют, и даже обустроят проезд к дальним воротам (сейчас участок улицы Баррикад за рынком и дорога к садоводствам находятся в непотребном состоянии). Сегодня, в свете разговоров о переносе авторынка, на это можно не рассчитывать. Плюс ко всему после каждого уик-энда территория рынка оказывается захламленной мусором, убирать который никто не торопится. Все это, естественно, не оправдывает 160 рублей за въезд на его территорию. Неудивительно, что большинство частников, продающих личные автомобили, предпочитают найти свободное местечко на прилегающих к авторынку улицах, из-за чего проезд по ним становится крайне сложным, а иногда и вовсе блокируется. При этом уже отмечены случаи взимания оплаты даже за такую стоянку - естественно, без предоставления каких-либо документов, но с недвусмысленными намеками на последствия в случае отказа.

Вопрос о переносе авторынка на новое место ставится не первый год, но с мертвой точки он сдвинулся только в конце прошлого года. Однако реальных подвижек почти нет: определена лишь площадка. Все остальное зависит от продавцов. Но желания с их стороны не видно, к тому же на новом месте авторынок станет менее доступным для безлошадных покупателей, что также не будет способствовать его популярности.

Сегодня авторынок пока занимает ранее освоенные территории. Причем вновь открыта площадка у верхнего моста через Ушаковку (в прошлом году ее закрыли по требованию природоохранных нормативов). Именно на ней в будние дни могут поставить машину на стоянку посетители рынка. Но в выходные дни единственное официальное место для парковки – через дальние ворота рынка, на задворках торговой площадки, куда проехать, да еще и заплатить за въезд на совершенно необустроенную и неохраняемую, по сути, территорию 50 рублей, желают немногие.

Василий ЛАРИН, Алексей СТЕПАНОВ

Весь автомобильный Иркутск № 20

Поделиться ссылкой
Другие материалы номера
Важное на форуме

Автофирмы Иркутска







Весь каталог