США
|
Американская виза дается с трудом, зато позволяет посещать США
в течение года несколько раз | 14 штатов США и один
Мексики, 9908 километров (или 6158 миль), 7 отелей — в Нью-Йорке, Детройте,
Чикаго, Солт-Лейк-Сити, Сан-Франциско, Лас-Вегасе и Лос-Анджелесе и три
внеплановых ночевки в придорожных мотелях. Такой маршрут по дорогам США мы с
другом проехали за 28 летних дней, повторив путь советских классиков И. Ильфа и
Е. Петрова 70-летней давности. Книга «Одноэтажная Америка» тогда открыла США и
«американский образ жизни» для граждан СССР. Сегодня про «Штаты», благодаря
Голливуду и телевидению, мы знаем едва ли не больше, чем о соседних регионах. Но
Америка, знакомая, но непознанная — манит. И — мы сели в Boeing-767 и полетели в
Нью-Йорк.
* Все цитаты из книги И. Ильфа и Е. Петрова «Одноэтажная
Америка»
ПРЕДСТАРТОВЫЕ ХЛОПОТЫ
«Нью-Йорк — город пугающий. Миллионы людей мужественно ведут здесь борьбу за
свою жизнь. В этом городе слишком много денег» * | Идея
проехать по США родилась сразу после памятного прошлогоднего 28-дневного вояжа
через 11 стран Европы на купе-кабриолете Peugeot 307. Старый свет покорили, пора
приниматься за Новый. Экипаж тот же, закаленный и спаянный совместными поездками
в Маньчжурию, Абхазию, Туву и Европу — журналист «А+С» и директор известного
иркутского дилерского центра.
Когда еще в Иркутске стали прокладывать маршрут, оказалось, что
купить дорожный атлас США в России — уже проблема, нет даже в
Internet-магазинах. Маршрут чертили едва ли не по политической карте мира. Идея
была проста — проехать через всю страну, по возможности как можно дольше
останавливаясь в наиболее приметных городах и у природных памятников. От
кольцевого маршрута отказались — для этого потребовалось бы как минимум два
месяца, а мы располагали четырьмя неделями. Нет, если ехать на скорость и время,
можно проехать и 20000 км, но не увидеть ничего, кроме дороги — нас этот вариант
не устраивал. Поэтому, скрепя сердце, пришлось вычеркнуть из маршрута Даллас и
Майами, Новый Орлеан и Хьюстон и, что было жалко более всего — Аляску. Но мы еще
там обязательно побываем! В итоге маршрут напоминал причудливо заломанную по
карте США букву Г. Прилетаем в Нью-Йорк, живем там 8 дней и отправляемся через
всю страну в Лос-Анджелес, останавливаемся в «городе ангелов» на неделю и
улетаем домой.
С гостевой визой возникли проблемы — надежных друзей или просто
родственников в США, которые могли бы прислать приглашение, не нашлось. Пришлось
оформлять туристическую, но для этого необходимо забронировать отели на все
время пребывания в стране. В Москву летели, даже не зная — а куда мы, собственно
говоря, направляемся. Получение визы в США связано с множеством бюрократических
проволочек: необходимо собрать кучу разных бумажек, которые должны доказать, что
ты не останешься в США навсегда. Впрочем, понять американцев можно — вот уже
сотни лет весь мир стремится в Америку и страна уже не справляется с
многомиллионным потоком нелегальных эмигрантов. Что поделать — «Страна равных
возможностей», где полмира мечтает найти свое счастье.
В американское посольство необходимо явиться лично — чтобы
засвидетельствовать свою благонадежность. Документы в Москву мы отправили еще в
конце апреля, а вызов на собеседование получили только на 23 июня, а уже на 28-е
у нас были забронированы билеты до Нью-Йорка. Заранее решили — если даже один из
нас визу не получает (говорят, «заворачивают» до половины прошений, но реально,
как мы убедились — не более 20%), домой не возвращаемся — полетим на месяц на
Кубу, куда никаких виз вообще не нужно.
Но все оказалось совсем не сложно: офицер задал пару ничего не
значащих вопросов, что-то типа «В каких городах вы планируете побывать» и вскоре
мы уже держали паспорта с долгожданными наклейками, причем с возможностью
посещения США в течение года неограниченное количество раз. У меня вообще
сложилось впечатление, что если у тебя в жизни все нормально — есть семья,
работа, стабильный доход, недвижимость и счет в банке (все это надо подтвердить
документально), проблем с доступом в Америку не возникнет.
Когда еще улетали, в Шереметьево-2 возник крайне неприятный
эпизод. Досмотр на рейсы в США очень строгий — таково требование американцев.
Так что пришлось вываливать на транспортер все содержимое ручной клади, включая
и интимные вещи. А дальше случилось совсем нехорошее. В самолет пошли последними
переждав всю суету посадки. И — меня не пускают! Оказывается, в билете не
хватает одного листа, того самого, по которому надо пройти на этот рейс. Минут
пять я лихорадочно искал его по всем карманам — посадка закончена, самолет стоит
под парами. И тут прибегает служащая аэропорта — с тем самым листочком от
билета. Его просто случайно оторвали на предыдущем контроле. Приключения
начинаются!
СТОЛИЦА МИРА
|
На Манхэттене не редкость – вот такие альтернативные средства
передвижения |
|
| Вопреки опасениям 11
часов полета до Нью-Йорка пролетели быстро — благодаря «антидепрессантам» и
хорошему собеседнику. Из Москвы мы вылетели в 3 часа дня, а в Нью-Йорк прилетели
в 18.00 — 8 часов «съели» часовые пояса. Разница во времени между Иркутском и
Нью-Йорком – 13 часов, а с Лос-Анджелесом – все 16. Когда мы поздно вечером
звонили домой из Калифорнии, там уже был полдень следующего дня.
|
Вертолет для Манхэттена — не роскошь, а способ избежать
многочисленные заторы на дорогах |
|
«А почему Нью-Йорк зимой и летом желтый? Да потому что очень
много в нем такси...» — певец Вилли Токарев не врет |
| До отеля добрались
более чем удачно — в Шереметьево нас попросили передать русские газеты, а
встречавшие в знак благодарности нас «подбросили». Выйти из гостиницы на осмотр
достопримечательностей (мы оказались в центре острова Манхэттен – делового и
культурологического центра Нью-Йорка, районе, многим хорошо известном по
многочисленным фильмам, в частности, сериалу «Секс в большом городе») сил уже не
хватило. А первое знакомство с городом у меня состоялось в 3 часа ночи, когда,
выспавшись, я вышел прогуляться. И был немало удивлен: на улицах было полно
машин и прохожих, работали магазинчики и кафе. Нью-Йорк, и правда — настоящая
столица мира: город живет круглые сутки, все куда-то бегут, торопятся.
Манхэттен — это настоящий пуп земли: солнце заслоняют
небоскребы, а концентрация человеческой биомассы превышает все мыслимые и
немыслимые пределы. На небольшом пятачке 21.5 х 3.7 км живет 1,5 миллиона
человек плюс работает еще несколько раз по столько же. От такого скопления
людей, машин, кондиционеров и грохочущего под самым уровнем асфальта метро над
Нью-Йорком даже глубокой ночью стоит равномерный технократический гул — как в
самолете. Нам, провинциалам, здесь тяжело: другой ритм жизни, давящие на психику
небоскребы днем, как следствие кошмары ночью. Помните, как у В. Токарева:
«Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой».
|
Впереди — место, где стояли башни-близнецы Всемирного торгового
центра. Сейчас здесь пустырь, а к 2009 году будет построено самое высокое здание
планеты | Пожалуй, самые сильные впечатления от
«пешеходных» дней в Нью-Йорке (а мы прошли Манхэттен вдоль и поперек, плюс еще
съездили на такси в легендарный русский район Брайтон-Бич, больше напоминающий
резервацию) — это два восхождения на небоскреб Эмпайр-Стайт-Билдинг (ставший
всемирно известным благодаря многочисленным сиквелам «Кинг-Конга») и грандиозный
салют на День независимости.
ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ НЬЮ-ЙОРКА В ВАШИНГТОН И ОБРАТНО
«Безумие думать, что по американской федеральной дороге можно ехать
медленно. Одного желания быть осторожным мало. Рядом с вашей машиной идут еще
сотни машин, сзади напирают целые тысячи их, навстречу несутся десятки тысяч. И
все они гонят во весь дух, в сатанинском порыве увлекая вас за собой. Вся
Америка мчится куда-то. Среди миллионов автомобилей и мы пролетели от океана до
океана — песчинка, гонимая бензиновой бурей, уже столько лет бушующей над
Америкой!» |
| Лишь на седьмой день
пребывания в Нью-Йорке у нас был запланирован первый серьезный выезд — в столицу
страны Вашингтон, расположенный в 370 км по первой нашей серьезной трассе №95.
Вот совпадение — дорога между двумя столицами Америки и России имеет один и тот
же индекс (трасса Е-95 связывает Москву и Санкт-Петербург).
Доехать планировали часа за три, но только на то, чтобы
вырваться из вялотекущего потока на Манхэттене, ушло полтора часа. Даже после
того как выехали из тоннеля Линкольна на «большую землю» (вопреки информации из
путеводителей за проезд по нему плата не взималась), еще минут тридцать плелись
в плотном потоке и лишь потом, несмотря на то что автомобили очень плотно
двигались в 4 ряда в каждую сторону, скорость стала крейсерской, на пределе
ограничения (65 миль/час) – в районе 110 км/час. Когда проезжали по штату
Нью-Джерси, два встречных потока разделял не широкий, засаженный кустарником
газон, а бетонные блоки — вот откуда пошел термин «разделительный барьер типа
Нью-Джерси», часто встречающийся на страницах «Автомаркета» и даже в официальных
документах дорожников.
|
Бруклинский мост считался главным инженерным сооружением XIX
века и так и остался одним из символов Нью-Йорка | На
первой же Service Area сделали, пожалуй, самое ценное приобретение — подробный
атлас США/Канады/Мексики. Мало того что в нем были карты всех дорог, включая
самые мелкие, так еще и всех более-менее крупных городов, что потом нам здорово
помогло. А стоил огромный многостраничный фолиант всего $14,95.
|
На Манхэттене солнце заслоняют
небоскребы | Едва отъехали от Нью-Йорка километров
100, как хлынул просто-таки сумасшедший ливень — стена дождя, видимость – хуже,
чем в тумане. И так с перерывами — до самого утра. Случись подобное в России —
движение бы просто парализовало. Нам же пришлось убедиться в качестве дренажа
американских дорог. По всей вероятности, полотно сделано с небольшим уклоном или
выпуклостью (внешне это никак не заметно), но вода на асфальте не скапливается,
как следствие даже при таком мощном водном потоке и высоких скоростях, за редким
исключением, не возникает эффекта аквапланирования.
|
Такая разная Америка — небоскребы Манхэттена и дома в
Пенсильвании |
|
| В Вашингтон доехали
часа за три, и, увлекшись поисками центра города — Капитолий видно издалека, а к
Белому дому мы вырулили совсем случайно, едва не попали в серьезный переплет.
Когда решили дозаправиться, АЗС исчезли (в центральной части крупных городов их
практически не бывает — за «откаты» здесь земельные участки не выделяют). Ясно,
что покрутиться по городу не удастся. Идем на выезд в надежде встретить АЗС,
попадаем в пробку… Бензин может кончиться в любой момент, и тогда — множество
проблем. «На тачке» на заправку здесь не съездишь, да и останавливаться на
обочине нельзя: тут же появится полиция, потом — эвакуатор. Наконец, на самом
выезде из Вашингтона обнаруживаем спасительную АЗС и клянемся всегда
заправляться, когда останется не менее четверти бака топлива.
|
«Перекресток мира» — Таймс-сквер — это даже не площадь, а
просто пересечение Бродвея и Седьмой
Авеню | Удивительно, но в центре Вашингтона нам
удалось найти бесплатный туристический паркинг, причем в самом центре — вдоль
национального парка Молл, правда, пришлось с полчаса покружить. Капитолий,
Монумент Вашингтона, Белый Дом. Жаль, что знакомство было беглым, но впечатление
от Вашингтона мы составили. Небольшой столичный город (около 500 тыс. жителей)
по своему характеру отличается от Нью-Йорка: жизнь здесь более спокойна и
размеренна, а на улицах царствуют госчиновники в костюмах и с надменными
взглядами.
|
Эмпайр-Стэйт-Билдинг, хоть и утратил титул самого высокого
здания мира (449 м), но по прежнему остается самым высоким в Нью-Йорке. Каждый
год на его смотровую площадку поднимаются миллионы
туристов | Обратно, по настоянию штурмана, решили
ехать по другой дороге — с многообещающим номером 1, которая на самом деле
оказалась и намного длиннее, и тяжелее. И этот непрекращающийся ливень — из-за
проблем с обзором часто приходилось двигаться со скоростью не более 50 км/час.
По сути, это была уже не трасса, а местная дорога, пронизывающая два крупных
города — Балтимор и Филадельфию (которые удалось посмотреть в ночном свете). Уже
глубокой ночью, часа в три, мне пришло видение — заправка «Лукойла», потом
вторая, третья... Позже я узнал, что российская нефтяная компания владеет почти
двумя тысячами АЗС на Восточном побережье. Больше никаких следов российского
бизнеса, за исключением водки «Столичная», которая есть повсеместно, мы в США не
встретили. А в Нью-Йорк приехали в 5 утра, и уже через 4 часа взяли курс на
Детройт.
HERE BEGIN REAL AMERICA
«Америка по преимуществу страна одноэтажная и двухэтажная. Большинство
американского населения живет в маленьких городках, где жителей три тысячи
человек, пять, десять, пятнадцать тысяч» |
|
Парковка и стоянка в условиях стесненности больших городов
порождает оригинальные решения | «Здесь начинается
настоящая Америка» — такой плакат встретил нас на границе штата Пенсильвания,
когда мы, наконец, вырвались из душного Нью-Йорка. Вообще в этот день у нас был
забронирован отель в Детройте (995 км), но мы не проехали до него даже половину
пути. В силу ряда причин локального характера (отправка дневника путешествия на
«автомаркетовский» Internet-сайт, покупка сувениров) из Нью-Йорка выехали только
в районе 14.00, скорректировали задачу, решив ехать до Буффало (640 км), в
окрестностях которого расположен Ниагарский водопад, но в итоге не добрались и
до него. Как только свернули с 80-й трассы на местную 219-ю дорогу, ведущую в
Буффало, скука от однообразной дороги прошла. Вот, наконец, настоящая Америка,
знакомая по многочисленным кинофильмам: аккуратные домики с вывешенным перед
ними американским флагом, идеальные газончики. По этой дороге мы проехали
недолго — километров 30 (всего за день — 510). Остановились у первого же
попавшегося мотеля и поняли, что хотим здесь остаться. Большой уютный номер
всего за $54, тишина вокруг — что еще нужно для счастья после 8 бессонных ночей
в Нью-Йорке. Нет, был еще замечательный ужин и истинное радушие хозяев. Мы
оказались здесь первыми посланниками России!
Впервые вот уже за 9 дней пребывания в Америке мы спали так
долго и крепко — проснулись аж в 10.30 в прекрасном расположении духа. Тишину
вокруг нарушали лишь щебетанье птиц да шум от работающей вдали газонокосилки. В
мотеле мы уже были единственными постояльцами — если вечером машины стояли у
каждого номера, то сейчас все парковочные места пустовали.
К Ниагарскому водопаду со всеми остановками прибыли только в 2
часа дня. Найти его оказалось несложно — уже за много километров виден столб из
водяной пыли. Точнее, водопад не один, их два: Подковообразный (дуга длиной 792
м) и Американский (длина 300 м). Оба имеют высоту в 50 м и возраст около 10000
лет. Вода камень точит — каждый год водопады отступают примерно на 1 метр.
Впечатления — самые сильные. Где еще можно вот так напрямую соприкоснуться с
воплощением мощи природы, как не у самых крупных в Северной Америке водопадов.
Тем более что есть возможность не только полюбоваться панорамой со специальных
обзорных площадок, но и подойти к стене из воды почти вплотную – так, что до
низвергающихся мощных потоков можно дотянуться почти рукой и подплыть на
специальном теплоходике в царство беснующейся водной стихии — находясь в
сплошном грохоте и облаке водяной пыли (чтобы не стать насквозь мокрым, выдаются
специальные целлофановые накидки).
«Обдаваемые водяной пылью, мы долго смотрели на водопад, обрушивавший с
высоты небоскреба тысячи тонн воды» |
|
Ниагарский водопад — материальное воплощение мощи
природы | По реке Эри, которая и образует водопады,
проходит канадско-американская граница. Мы даже дошли до мостового перехода и
были немало удивлены либеральностью порядков. Если на автомобильной части
перехода вроде как еще проверяются какие-то документы, то на пешеходной никого
из «официальных лиц» просто не было — проходи не хочу. О том, что у нас
мультивиза, мы случайно узнали много позже, когда канадская граница была уже
далеко. Так что свой шанс хоть немного побыть в стране Кленового листа
упустили.
БРОСОК НА ЗАПАД
|
В Детройте вдоль дорог – бесчисленные выставки-продажи
автомобилей | В Детройт |