США
«Автомобильная поездка по Америке похожа на путешествие через океан, однообразный и величественный. Когда ни выйдешь на палубу, утром ли, вечером ли, в шторм или штиль, в понедельник или четверг, — всегда будет вода, которой нет ни конца, ни края. Когда ни выглянешь из окна автомобиля, всегда будет прекрасная гладкая дорога и однообразный пейзаж. Все это видел уже вчера и позавчера и знаешь, что увидишь то же самое завтра и послезавтра» | Ехать по американскому хайвэю русскому человеку — скука страшная: в самолете лететь и то веселей. Идеально ровное и прямое многополосное шоссе с широкой разделительной полосой-газоном, одна и та же скорость, одни и те же соседи по потоку (бывает — сотни километров подряд) и один и тот же пейзаж, зачастую напоминающий российский: бесконечные поля кукурузы, степь с перелесками. Где колдобины, покосившиеся избушки, гаишные засады?... Тоска!
|
Бесконечные и скучные
американские интерстейты |
Мне довелось ездить по дорогам почти 30 стран, но в Америке они — лучшие. Нет, качество инженерии, асфальта, разметки безупречно и в Италии, и в Германии, и в Китае. Отличие — в организации движения и инфраструктуре.
Карта федеральных дорог США напоминает густую паутину. И это при том, что в стране очень развита система авиасообщений (многие американцы летают даже на работу), есть и железнодорожный транспорт (большей частью для грузоперевозок, пассажирский в основном пригородный — Центральный вокзал Нью-Йорка ежедневно отправляет полмиллиона пассажиров). Америка очень мобильная страна, здесь мало кто, как у нас, годами сидит на одном месте. Когда в течение многих дней смотришь на бесконечный многополосный поток, двигающийся во всех возможных направлениях, создается впечатление, что вся страна одновременно снялась с места и пустилась в дальний вояж.
|
Капотные траки – короли американских дорог |
Магистральные дороги в США трех видов. Самые главные I (Interstate – «интерстейты») — основные национальные магистрали, связывающие все крупные города страны, общая протяженность – 66 тыс. км. Построены они были в середине 30-х годов, когда из-за «великой депрессии» правительство США решило задействовать миллионы безработных на строительстве дорог. Дороги с четными номерами идут с Востока на Запад, причем направление (W/West-на запад, E-East – на восток) также заложено в индекс дороги. Так большую часть нашего пути мы проехали по легендарной трассе I-80W Нью-Йорк-Сан-Франциско, связывающей промышленный северо-восток с курортным юго-западом и «золотым штатом» Калифорния. Дороги под нечетными номерами идут с севера на юг. Так по другой, не менее легендарной трассе I-15 Лас-Вегас-Лос-Анджелес, американцы едут «оторваться». На «интерстэйтах» не бывает светофоров, перекрестков, крутых поворотов (даже если дорога проходит через перевал). Видимость на километры вперед. В районе крупных городов часто есть выбор — проехать через центр с удобным выездом в любой район или обойти по кольцу, к таким дорогам дополняется дополнительный индекс – скажем, 780, но она обязательно вновь соединится с «объездной» 80-й трассой. В крупных городах «интерстэйты» это еще и важнейшее средство внутреннего скоростного перемещения.
|
Этот указатель на интерстэйте «читается» так — город Москва находится в 1 миле при съезде на 267 выходе на 38-ю местную дорогу |
Ограничения скорости на таких магистралях 65 (105 км/час), чаще — 75 миль (120 км/час). Развязки только в разных уровнях. Как минимум две полосы в одном направлении, но в основном больше (в Калифорнии — до 8). Многометровый разделительный газон с кустарником, бывает, направления и вовсе расходятся на километры. Остановки только на RestArea (большие парковки с туалетами, дорожной информацией и автоматами с напитками) или ServiceArea (огромные паркинги с заправками, закусочными, магазинами, мотелями и прочей инфраструктурой). Расположены «эрии» не реже чем каждые 70 км (между ними оборудованы только аварийные карманы с телефоном), а на напряженных участках и чаще. В живописных местах встречаются и смотровые площадки —ViewArea. Отдохнуть, заправиться или перекусить, как и развернуться можно и чаще – на многочисленных выходах (exit), которые ведут в населенные пункты и на дороги низшей категории.
|
Единственный встретившийся нам участок гравийной дороги – в районе Гранд-Каньона в пустыне Аризоны |
Дороги второй категории (U.S) отличаются тем, что иногда могут иметь светофоры и перекрестки (ограничение скорости 45-55 миль/72-80 км/час), на третьей (Rte) они уже зачастую не разделены по направлениям и могут иметь по одной полосе в каждую сторону с ограничением скорости 35-45 миль в час. Самое большое ограничение скорости — 10 миль (16 км/час) — в центре крупных городов. Как и «интерстейтовские» дороги, более мелкие трассы имеют свои логично выстроенные номера. Но даже на «третьесортных» дорогах асфальт будет безупречного качества — пассажир может читать бесконечно долго без всякой усталости глаз. Дорожные работы ведутся повсеместно (причем на участках, по российским меркам, отличного качества), что становится причиной заторов. На магистралях перекрывается часть дороги (об этом за много километров начинают предупреждать временные знаки и мобильные электронные табло с надписью «Road work ahead»), либо организуется объезд по соседним магистралям (весь объезд сопровождают временные знаки с красной табличкой Detour). На дорогах меньшей категории могут пустить автомобили по одному направлению или организовать попеременный проезд. В любом случае ремонтируемый участок огораживается вешками — однажды в районе Буффало мы ехали вдоль таких вешек два часа подряд!
На американских хайвэях не принято менять полосы, в крайнем случае для обгона или съезда/выезда — только одну. Движение — строго по полосам (разметка везде в безупречном состоянии), такого, чтобы кто-нибудь ехал по разметке, я не видел ни разу. В каждой шутке есть только доля шутки. Когда сатирик Задорнов говорит, что у него сорвался концерт в Нью-Йорке, потому что выпал снег в 1 см и зрители не пришли, так как транспорт не работал из-за того, что не было видно разметку, знайте – он не шутит.
На американских дорогах ничто не отвлекает от движения — даже удивительно однообразный пейзаж: смотреть решительно не на что. Дорожных знаков — минимум, только те, что жизненно необходимы. «Наружка» если и встречается, то редко и находится в стороне от трассы — на повсеместно огороженной частной земле (хотя, судя по попадающимся время от времени тушкам животных, они на дорогу умудряются просочиться). А вот дорожных указателей в избытке — километраж (точнее милиметраж) и, главное, информация о въездах/выездах (Exit) и дорожной инфраструктуре — бесчисленных заправках, мотелях и фаст-фуде (поесть привычным нам «салатом-первым-вторым и компотом» в Америке большая проблема). О любом въезде/выезде информация начинается за 5-10 миль, а за две мили становится постоянной. Но неожиданной она не станет: все «экситы» имеют свой номер, но не порядковый, как в других странах, а расстояние по трассе до границы штата. Если выходов на этом участке несколько, добавляется буквенный индекс. Скажем, Exit 32B обозначает третий выход на 32-й миле дороги в этом штате. Имея дорожный атлас, на котором обозначены все «экситы», всегда знаешь и расстояние до границы штата, и до необходимого выхода. В карту можно даже не смотреть, заранее составив легенду. Скажем, дорога из центра Манхэттена до Ниагарского водопада (600 км) у меня выглядела так. «Из Манхэттена выезжаю по 95-й трассе «север» через Линкольн-туннель. На 68-м «экзите» выезжаю на 80-ю трассу «запад». Следую до 97-го «экзита» в Пенсильвании и поворачиваю на 219-ю федеральную трассу «север». При пересечении с 90-й трассой в районе Буффало беру направление «север». На 50-м выходе сворачиваю на 290-й «интерстейт» север и следую по указателям до водопада».
О том, что найти выход на трассу легко едва ли не с любого перекрестка, мы уже говорили. Так же легко вписаться в поток — поначалу мне было даже непривычно: полоса разгона выполнена так, что при выезде на трассу не надо даже смотреть по сторонам — просто держать скорость.
В таких расслабляющих условиях (особенно учитывая разницу во времени от 13 до 16 часов) главной проблемой для нас стало — не уснуть. Судя по следам юза на асфальте от уходящих на обочину — это проблема и для американцев. Сразу за сплошной белой линией, ограничивающей проезжую часть, идет полоса «стиральной доски» (напоминает след от танковой гусеницы) — стоит на нее наехать колесом, как автомобиль колотит от тряски плюс раздается резкий звук. Но мы до такого способа побудки дело не доводили. Проверено на себе – если засыпаешь, не помогает ничего – ни крепкий кофе, ни физические нагрузки. Только — «вторые руки» штурмана и короткий сон на заднем сиденье.
|