Крутящий момент. Дорожный посол (Личное мнение)
Просмотров: 3875
25 Декабря 2009
Личное мнение

Зима в этом году выдалaсь ранней: уже в ноябре выпало много снега, а температура уверенно опустилась за отметку минус 20. Но с приходом холодов на дорогах вместо снега автовладельцы Иркутска увидели слякоть, которая быстро превращала все автомобильное разнообразие города в одинаково грязную четырехколесную массу.

О причине появления слякоти при минусовой температуре знают все: это подсыпка дорог антигололедными реагентами, роль которых в России давно и уверенно исполняет обычная техническая соль. В дискуссиях о плюсах и минусах применения соли в качестве дорожной подсыпки сломано немало копий. Соль является одной из причин коррозии у автомобилей, увеличивая ее минимум в пять раз. При этом антикоррозийная защита только сдерживает, но не останавливает процесс. С не меньшим усердием соль «поедает» и бетон, и асфальт, при этом износ дорожного полотна на подсыпаемых солью дорогах увеличивается в два раза. Портится одежда и обувь пешеходов. И в буквальном смысле умирает придорожная растительность — ведь применяемые у нас технологии подсыпки не гарантируют попадания соли только на дорожное полотно. А весной изрядная часть того, что было высыпано на дороги, с тающим снегом попадет в грунт и водоемы, убивая все живое и там.

Впрочем, есть в применении соли и плюсы. Достаточно вспомнить, какими были зимние дороги города всего-то десяток лет тому назад. Накаты и снежная колея даже на оживленных дорогах были распространенным явлением, а на остановках общественного транспорта образовывались безобразные ледяные «шишки»-надолбы. Зато я не припомню, чтобы снежные наносы, колея или сугробы на дорогах серьезно мешали движению автомобилей в последние год-два. Скорее наоборот: после ночных осадков уже к обеду на основных магистралях мало что напоминает о выпавшем снеге.

Бесспорно, соляные дороги ведут к снижению числа ДТП, и наверняка спасли уже чьи-то жизни. И в данном случае это оправдывает все. Вот только является ли соль оптимальным выбором для борьбы с гололедом? Тем более, что она фактически перестает «работать» уже при -10-15°С, а при более низких температурах требуется подсыпка инертными материалами, а еще лучше — оперативная уборка снега. Однако в минувшую зиму соль сыпали на дороги (хотя официальные лица отрицали это) и при температуре ниже -20°С.

Наши и зарубежные ученые постоянно ищут новые способы борьбы с гололедом. Наиболее распространенным на сегодня является применение хлористого кальция, который, в отличие от соли, оказывает меньше вреда и для экологии, и для машин, и для дорог. Создаются и другие ноу-хау, направленные на предотвращение гололеда — к примеру, добавление в асфальт специального антигололедного наполнителя «Грикол». В конце концов, все та же техническая соль, только более тонкого помола, позволяет получить требуемый эффект по растапливанию льда с меньшим расходом реагента и, соответственно, с меньшим ущербом живому и неживому. Почему мы далеки от этих поисков?

Кстати, ради интереса я попытался выяснить в Интернете стоимость антигололедных реагентов. И получилось, что простая техническая соль (хлорид натрия) по стоимости мало чем отличается от других антигололедных реагентов: Айсмелта, Биомага, Бишофита, Бионорда и т.п. Относительно безопасный хлористый кальций, правда, немного дороже, но и тут разница в стоимости непринципиальна.

Алексей Степанов

Автомаркет+Спорт № 37/2009

Поделиться ссылкой
Другие материалы номера
Важное на форуме

Автофирмы Иркутска







Весь каталог