БайкалМоторШоу - 2008
Subaru Cross Sport Евгения Корешкова
Звездный воин
|
Очень холодно, зимнее солнце стоит низко, а искрящийся снег слепит глаза до рези и слез. По кольцу на льду Иркутского водохранилища одна за другой проносятся машины, разметая в мелкую белую пыль оградительные брустверы. Среди них год назад в классе полноприводных машин штурмовала льды и знакомая всем Subaru Impreza WRX Евгения Корешкова. Помню, поехала тогда пассажиром в этой машине на прогревочном круге, и в дальнем повороте на всех парах автомобиль припечатался к твердому слежавшемуся под солнцем и ветром снежному ограждению левой стороной — от всей, как говорится, души, вдарив меня плечом об дверь. Мои синяки тогда оказались пустяками — машина разулась, помялось крыло, вылетел поворотник и погнуло рычаг. Именно тогда Евгений и заговорил о гоночном «головном» рубильнике, который на пару с мозгом в гражданской машине не дает потерять чувство самосохранения и заставляет умерить пыл. И о том, что для таких подвигов нужна настоящая боевая машина — чтоб на ней хоть в бруствер, хоть в соперника — не жалко. Для того и боевая. С тех пор прошло меньше года. В гараже у него стоит вожделенный звездный воин — боевая машина под кодовым именем Cross Sport с россыпью звезд на решетке радиатора, с довеском в виде гоночного кроссового сезона и первого спортивного разряда. Сопротивление продолжается...
ВооружениеВообще-то, сама машина — Subaru Impreza — была найдена задолго до зимника: еще в ноябре 2006-го. Причем под квалификацию гоночной боевой подруги оказалась как нельзя кстати — битая в зад, она стоила всего 1500 долларов в Хабаровске. Купить ее удалось только в феврале, перевоз из-за снежных бурь и заносов во Владивостоке тоже оказался долгим. По прибытии машины в Иркутск оказалось, что размер катастрофы был недооценен: на фотографиях одно, а на деле — замотанные пленкой проемы дверных стекол и пятой двери, убитая кузовщина кормы, смятый задний лонжерон, отрицательный развал задних колес. Сильно отрицательный. С этого момента и по сей день Cross Sport переживает в своей нелегкой жизни знаменательную пору — становление в ранг профессиональных гоночных автомобилей. Работа началась с того, что машину качественно вытянули до состояния «как новенькая», после чего, впрочем, развал остался прежним. «Регулировали» его молотком — по задним продольным рычагам. Результат — от заводского не отличишь. Были закуплены все необходимые запчасти, укомплектован запас инструмента, и начался самый ответственный момент — от восстановления машины дело перешло к процессу «переквалификации» ее из гражданской в кроссовую. От того, что приехало в Иркутск на борту автовоза, до того, что все могли видеть на третьем БМШ, прошло около 3-4 недель. Что самое интересное, двигателей у этой машины... посчитаем... 4 штуки (5 вместе с самым первым «сердцем»)! Это, видимо, у Евгения сказывается опыт последнего драгового сезона, когда на его гражданской (если можно так сказать) Impreza полетели 2 мотора за лето. Боевая Cross Sport изначально была 1,8-литровым полноприводным сереньким «вагончиком» с механической КП. Уж потом на нее установили 2-литровый однотурбовый двигатель от Subaru Legacy 1992 г. в. Что самое интересное — коса электропроводки на машине не менялась, а сращивалась (!) — проводка от старого мотора с проводкой от нового. Кто хоть раз имел дело с проводкой, поймет, насколько это убийственный труд. Позднее был куплен еще один мотор (третий в «сердечной» коллекции), который собирали на всем новом. Блок подвергся расточке, были установлены шатунные вкладыши Power Enterprise, новый коленвал, а также усиленные шатуны. Старыми в блоке оставили только поршни — родные, длинноюбочные, за счет чего степень сжатия на данный момент находится в диапазоне показателей 8,7-9.0 (для турбовой машины это даже не потолок, это немного выше потолка). Головки встали от WRX. Все это «приправлено» субаровским процессором и старым добрым чипом Prodrive, который верой, правдой и эффективностью служил еще на «драгово-гражданской» WRX Евгения. Нетронутой в моторе оставили лишь турбину — старенькую IHI VF10. Да, древненькая, да, немощная... да просто умирает, откровенно говоря, тихой смертью. Давления более «полуочка» она не держит. Благо, что пока хватает и этого. Но ради обновки стоит потерпеть. А в качестве обновки будет выступать не кто иная, как TD05 (и, несмотря на то, что турбина уже есть на руках, может статься так, что ее место займет и новенькая чуть более производительная IHI — над этим Евгений пока размышляет). В любом случае, в ближайших планах вывести рабочее давление во время гонок на уровень хотя бы 0,9-1. В маленькой турбине, кстати, есть свои хитрости — «работать» она начинает уже в районе 2500 об/мин, хоть и «сдувается» к 5000. А вот большие турбины начинают крутиться только с 3000 об/мин в лучшем случае. В кроссе же такой рабочий диапазон турбонагнетателя не всегда хорош. Также были проведены кое-какие работы по системе охлаждения. Хотя бы взамен старого водяного кулера с моторчиком, которого вначале вполне хватало, установили после первых же «ушей» обычный кулер системы «воздух-воздух» от WRX. Под капотом же поселился blow-off от Blitz. В традициях классики жанра удален компрессор кондиционера. Ну, и стандартный фронт работ — замена ремня ГРМ, всех роликов, расходников и т.д. В процессе переделок автомобиль посадили на жесточайшую «диету»: во-первых, облегчили проводку (килограмма эдак на 3 «лишних» проводов). Во-вторых, выпотрошили весь салон, оставив только водительское омологированное Международной автомобильной федерацией «седло» Sabelt Racer со всеми сопутствующими принадлежностями (а это омологированные же FIA четырехточечные ремни безопасности), россыпь датчиков, расположившихся на оставленной стандартной панели — 80-миллиметровый «будильник» давления наддува от GReddy, датчики давления и температуры масла AutoGauge, датчик температуры охлаждающей жидкости и контроль за температурой выхлопа от Omori. Далее на алтарь в жертву малому весу пошел кузов. Металлическая пятая дверь, задние пассажирские двери и капот были заменены идентичными по форме легкими пластиковыми деталями. Ниша под запасное колесо в багажном отсеке также нещадно была вырезана и закрыта пластиком. Передние двери было решено пока оставить металлическими. Потому как водительская дверь должна оставаться металлической по техническим требованиям. Хотя облегчили в них все, что можно. Салонное пространство, кстати, пополнилось еще и болтовым каркасом безопасности от Cusco, который доработали под требования международного спортивного кодекса. Неподалеку от водителя закреплен аккумулятор (тоже в салоне), а по соседству с ним — и бачок омывателя, и огнетушитель. Вот и все — остальное внутри Impreza голо и пусто, как Сахара в сезон засухи. Далее были проведены широкомасштабные действия по приведению коробки в физическую форму, соответствующую тяжелым боевым условиям. Для начала помудрили со сцеплением — выжим из прямого стал обратным. Был поменян маховик — ныне там установлен Toda Racing, также под замену пошли выжимной подшипник, главный и рабочий цилиндры сцепления и корзина. С самой коробкой тоже не все просто: «С КП немного «поигрались», — рассказывает сам Евгений Корешков. — Всех фирменных секретов выдавать не буду, но коробка получилась «веселая» — главная пара 4,44, первые две передачи сделали подлиннее, а третью — чуть короче». Правда, оставили все же в ней небольшой огрех — четвертой нет. Несмотря на то что саму КП четырежды снимали, перебирали и ставили на место, заветная четвертая передача так пока и не появилась. Так что все имеющиеся гоночные результаты получены на трех первых с переходом на пятую передачах. Далее в трансмиссии началось колдовство над блокировками. Передняя межколесная блокировка в коробке передач стоит от Cusco — 1 way. Межосевая там же — уникальной конструкции, изготовленная руками умудренных опытом российских гонщиков и имеющая копирайт «by Решетнев» (для тех, кто не в курсе: это кемеровчанин — обладатель кубка России в автокроссе 2006 и лидер чемпионата СФО 2007 года). Ну, и напоследок, имеется еще и задняя блокировка. Точнее, вроде как даже две — либо стандартная дисковая (R 160), либо вискомуфта. В зависимости от условий гонки, сезона и погоды эти две блокировки меняются. По подвеске работы только в зачаточном состоянии. Пока автомобиль сбалансировали перевернутыми стойками Bilstein — машина стала повыше, а вот пружины, наоборот, поставили б/у — чтобы придать мягкости. Часть подвесочных резинок (например, «линки») нещадно заменились на полиуретановые изделия. Все остальное пока — стандартный «сток». И ведь мужественно работало. Только вот рычаг один «порвался» (причем именно порвался — разошлось железо) на гонке в Улан-Удэ. Вкупе ко всему этому в гараже имеется самый настоящий шинный развал. Во-первых, комплект покрышек НИИШП Ралли-2000 средней мягкости/жесткости. Во-вторых, комплект «Матадора» для грунтовки. В-третьих, грунтовая же Yokohama (прошла через несколько машин, начав свой путь аж на Чемпионате Европы по ралли). Ну и в-четвертых, это новенький комплект грязевого KX (205/75/15), ласково именуемый Евгением «тракторным» — из-за размеров. Вот в таком виде Impreza прошла свой первый гоночный сезон, видоизменяясь понемножку от этапа к этапу, ибо опыт — он сын ошибок трудных, которые искоренялись по мере их выявления в условиях открытого боя. В целом, можно сказать, что для «звездного воина» Cross Sport это была лишь разминка, пусть и напряженная, с прыжками с мотоциклетных трамплинов и аж двумя переворотами, но всего лишь разминка. Все самое интересное, как всегда, впереди. И в гонках, и в гараже. Вот об этом подробнее в интервью с самим Евгением Корешковым, потому как наблюдать реализованные — в будущем пока еще — проекты вам, дорогие читатели, можно будет на четвертом БайкалМоторШоу.
План «Перехват»
«А+С»: Евгений, это наверняка не конечный вариант подготовки автомобиля к кроссу. Каковы планы на ближайшее будущее? — Планов на самом деле много. Реализуем их потихоньку, учимся на своих ошибках и «пристреливаемся» пока к профессиональным гонкам. С |