БайкалМоторШоу. Три Тонны для «Тритона». (Toyota HiLUX SURF)









Toyota HiLUX SURF

Виктор Суриков, создатель «Тритона»:

— Мы не столь обеспечены, как наши идейные товарищи на западе России. Участвуя в «Ладоге», не раз приходилось наблюдать такие картины. Среди топи тропинка более-менее твердая через «ворота» из деревьев. Узкие! И «Нива» напротив — видно, что не пройдет. Но разгоняется — треск, скрежет, зеркала долой, борта всмятку — прошла! Мы в недоумении, а пилот все логично объясняет — дескать, мне на ней завтра на работу не ехать. Спортивный, боевой автомобиль!

Сибирский джипер в своем большинстве не может позволить себе иметь боевой «экипаж», предназначенный только для спорта. Приходится идти на компромисс. «БиДжей» для повседневного использования был приспособлен плохо. Минимум комфорта, тракторная управляемость. А ведь на нем я ездил и на работу, и с семьей по городу. Surf в этом плане, конечно, существенно приятнее. К тому же на нем можно отправляться в дальние, продолжительные рейды. На «Сороке» это было проблематично.

Отмечу также, что автомобиль, заказанный и купленный под документы, обошелся в постройке достаточно дешево. И комплектация его устраивает. Теоретически рассматриваю вопрос замены в будущем 3L на 1KZ — в рейдах, думаю, с этим дизелем машина будет во многом приятнее.

Гламурный парень! Ну, или когда-то им был. Глядя на лак кузовных панелей, на небольшие расширители арок и хромированные бамперы, так и представляешь, как этот стиляга в далеком 1989-м паркуется у фешенебельного ресторана, и обладатели старых Surf завистливо цокают языками. Какие, к черту, неразрезные мосты и «квадратный» дизайн? В Японию пришла новая «внедорожная» эра, а что до атмосферного 3L и «механики», так это вроде как еще предусмотрено законами жанра и существует по отнюдь не островному принципу «чтобы было». Впрочем, зоркий обывательский глаз не в Японии почти 20 лет назад, а здесь и сейчас уже заметил нестандартно большие колеса, нехарактерно высокую посадку кузова и спереди ту самую цельную балку, которую на Toyota HiLux Surf в Стране восходящего солнца предали анафеме в конце 80-х годов.

ОТГОЛОСКИ ПРОШЛОГО

— Да скажи честно — комфорта захотелось!

Если бы в каких-то комиксах или фантастической литературе создавался образ современного кентавра — этакого получеловека-полумашины — то Виктор Суриков и Toyota Land Cruiser BJ43, в миру «Сорока», по крайней мере, для меня стали бы его олицетворением. Идеальный дуэт водителя с многолетним опытом езды по очень тяжелому бездорожью и джипа, который, во-первых, именно для таких условий создавался, а во-вторых, был еще и весьма серьезно к ним подготовлен.

— Видишь ли, Макс, «Сорокой» я просто наигрался. Выжал из нее для off-road все возможное. А Surf... Он открывает некоторые другие горизонты. И к тому же давно мне нравится, в том числе с точки зрения комфорта.

Безусловно, сравнение тут неуместно. «БиДжей» с его дерматиновой обивкой и лючками для сушки на ходу портянок не многим отличался от УАЗа, уступая в красоте «меблировки» разве что Patriot. Даже тарахтел и вибрировал, как дизель трактора-трелевочника. Ну, разве только тише и с некоторым бархатцем в голосе. А в звуке 3L уже чувствуется лояльное отношение к органам слуха его обладателя. Да и вообще, какие тут могут быть тактильно-зрительно-слуховые аналогии! Но чего у «Сороки» не отнять, так это источаемой ею харизмы. На бездорожье машина до сих пор ведет себя не как рядовой представитель отряда пернатых, но как мифическая и бессмертная птица Феникс. Surf получил позывной «Тритон»...

Впрочем, не будем обвинять создателя в том, что он «спустился с небес на землю». Тем более, что такому названию есть логичное объяснение. Как говорит Виктор, «он зеленый, длинный, среда его обитания по-прежнему не ограничится земной твердью, к тому же имя дал ребенок». И оно, надо сказать, хорошо вписывается в начальный конструктивный план, как сам автомобиль в конечном варианте должен вписаться в три тонны полной со всеми пассажирами и багажом массы.

Пока позади у Surf лишь две off-road-вылазки, впереди остаточный, ранее прекрасно отработанный апгрейд в виде шноркеля, экспедиционного багажника, защит, возможно, силовых бамперов, лебедки. И испытания, испытания. Однако в целом даже без последних ясно, что концепция сложилась и если требует коррекции, то незначительной. В общем, принимайте и пробуйте!

СМЕНА КУРСА

— При передней независимой подвеске и на стандартных колесах в моем понимании он, конечно, не внедорожник. Но это не значит, что из Surf нельзя вырастить настоящее «земноводное».

Говоря так, Виктор подразумевает массу — при всех его японских интерьерных ценностях Surf значительно легче LC 80 и Safari. И центр тяжести у него явно ниже. И двигатель есть для своего «четырехцилиндрового класса» просто-таки отличный — 3L. И передаточное отношение в «раздатке», работающей с механической коробкой, после долгого изучения литературы, по словам Виктора, открылось, словно подарочное — 2,6:1. И сама «раздатка» оказалась не с традиционным пневмоприводом включения «передка», а с кондовым рычажным. При такой-то «закваске» да не вырастить нечто вездеходное?!

В том, какие элементы при строительстве внедорожника будут основными, создатель не сомневался. Off-road-схема с использованием ульяновских портальных мостов в наших условиях единственный, по сути, конструктивный способ (не считая помещения в арки больших по диаметру колес, что, естественно, тоже требует целого комплекса работ) увеличения дорожного просвета. Можно, разумеется, мечтать об известных балках Volvo C303 или каких-то независимых системах, но в реальности уазовское «железо», вопреки всей его противоречивости, пока что дает идеальное соотношение клиренса, ремонтопригодности и цены. У Сурикова же есть богатый опыт владения им.

Это именно он первым поставил свой «БиДжей» на «портал» и никогда об этом не жалел. Не было сомнений в его выборе и сейчас. Однако Surf, несмотря на предполагаемую схожесть ходовой части, определил несколько иные подходы к ее созданию.

Но для начала необходимо оговориться, что Виктор в некотором смысле изменил свои внедорожные пристрастия. «Сорока», в сущности, трактор, для которого дороги общего пользования — наказание, а для водителя истязание. Очередным же автомобилем хотелось иметь нечто универсальное, как заявляет хозяин, способное не утомлять в дальних рейдах, легко использоваться ежедневно и вместе с тем не пасовать на сравнительно тяжелом бездорожье.

Уазовские военные мосты в основном отвечали последнему требованию. Теоретически подкатить их под тойотовский кузов не составляло труда (выход справа из «раздатки» переднего карданного вала даже не потребовал менять местами чулки моста; родным, тойотовским, остался задний кардан; передний же был подкорректирован по длине). Чтобы воткнуть в арки 35-ю «резину», не касаясь «болгаркой» элегантных крыльев, достаточно было проставками и рессорами прилично разнести их с рамой (фактически силовому надругательству отрезным диском подвергся только бампер, скошенный в месте контакта с колесом). Но суть в том, что первые две из вышеозначенных областей применения («рейд» и «город») исключали тупое использование рессорной подвески.

Сзади Виктор от нее полностью не ушел. Surf-то достался в эксклюзивной комплектации, с кормой на рессорах, и грех было лишать его столь крепкого и простого упругого элемента. Автор лишь приварил к самому краю рамы аналогичную часть от подобной же сюрфовской конструкции, опустив, таким образом, на 100 мм задние точки крепления рессор (спереди рама также была продублирована, в данном случае для установки лебедки, поскольку штатная силовая поперечина, как считает Виктор, слишком слабая). Но в пакетах при этом он оставил всего по четыре листа, восполнив работу подвески на сжатие пружинами от ВАЗ-2108. Решение, проверенное еще на «БиДжее».

Вот к схеме передней подвески, как будущего залога комфортных марш-бросков, пришлось подходить творчески. Виделась она исключительно пружинной, что требовало включения в нее продольных, удерживающих мост рычагов, по-простому «лыж».

Таковые виделись либо отечественными, от пружинных УАЗов, либо импортными с многочисленным разнообразием вариантов. Однако последнее не устояло перед сермяжной ульяновской правдой — несмотря на, казалось бы, абсолютную простоту исполнения и несомненную идентичность, уазовские «лыжи» по заднему креплению, как выяснилось, проще. И при этом на обоих концах рычагов у сайлент-блоков в отечественном исполнении заметно больше резины, что не может не сказаться на ходах подвески. А что до небольшой переделки задних точек крепления на поперечной балочке под «раздаткой», так она далась безболезненно.

Виктор ходом штурмует запорошенный снегом холмик. Surf легко вскакивает на вершину, кормой почему-то демонстрируя всякое отсутствие «растяжки». Помнится, в аналогичных ситуация «Сорока» (да честно говоря, и многие другие подготовленные внедорожники) запросто дотягивалась до земли, а «Тритон», будто заправский кобелек, уже вскинул «ножку». Рано, рано...

— Без «мягких» блокировок межколесных дифференциалов, наверное, и не заехал бы.

К блокировкам даже с приставкой «само» у всех отношение разное, и Суриков еще совсем недавно был их противником, полагая, что в тяжелых условиях полуосям в уазовских мостах ни к чему дополнительная нагрузка, а отсутствие возможности оперировать крутящим моментом зачастую удается компенсировать грамотным пилотированием и большими ходами колес. Сейчас, балансируя на трех колесах, Surf показал, что, во-первых, его хозяин резко изменил своим трансмиссионным пристрастиям, во-вторых, лег на иной подвесочный курс.

И ладно бы он занимался только голой инсталляцией — иными словами, подкатил под раму мосты и сформировал ходовую часть. Нет, Surf, уже готовый сойти со стапеля, задержался на нем по воле хозяина, желавшего сообразно предполагаемой универсальности автомобиля придать подвеске особые качества.

— Я не ставил перед собой цели добиваться какой-то чудовищной артикуляции балок. В рейдах, сам понимаешь, важней несколько иные ценности.

Более того, дабы в будущем не испытывать неудобств на ровном «рейдовом» грунте, Виктор принудительно ограничил артикуляцию. Сзади подобное далось, в общем-то, просто. Посчитав рабочие ходы пружин и амортизаторов, создатель таким образом расположил верхние крепления последних, чтобы на отбое штока хватало на величину разжатия пружины.

Однако передок снова подкинул задачку — увязка пружин и амортизаторов от LC 80, не по-тойотовски объединенных в стойки, с оригинальными верхними чашками крепления и продольных рычагов, требовала какого-то компромиссного по величине хода решения, не приходившего достаточно долго.

Toyota HiLUX SURF | Очевидно, что ходы колес у Surf далеки от внедорожного идеала. Но на дальних дистанциях это обстоятельство должно наделять автомобиль другим качеством — сносной для лифтованного джипа управляемостью

— Периодически созывая «коллег» для «технических совещаний», я все-таки добился той вертикальной величины, которой хотел.

Он оценивает ее в 350 мм. Замеров мы не проводили, но и без них видно, что артикуляция мостов для внедорожника у Surf далеко не образцовая. Кроме того, показалось, что передняя пара «копыт» может «рыть землю чуть глубже». Хотя то, как Hi Lux непринужденно вздернул заднюю «ножку», можно связывать и с развесовкой, которая у него, прямо скажем, тоже не идеальная.

Опять же если проводить какие-то сравнения или вообще говорить об этом качестве применительно к джипам, то «БиДжей» здесь вне конкуренции. Не знаю, как там у него с 50:50, этим автомобильным аналогом женского 90/60/90, однако наметанный глаз при взгляде в профиль без труда находит не характерные для современного джипа существенно сдвинутый назад двигатель и водителя, сидящего не просто в базе, а почти у заднего моста.

У Surf, как у собирательного образа нынешней джип-плеяды, с этим все гораздо банальнее. Преобладание салонного простора над грамотной компоновкой в умах инженеров не оставило от исключительности BJ43 камня на камне. Налицо перегруженный передок, что не компенсируется ни отодвинутым вперед мостом, ни, по словам владельца, возможной загрузкой багажника. Быть может, в той судьбе, что уготована машине, это не принципиально?

КУРСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

По словам Виктора, слабенькая на 3L задняя опора здесь заменена им на более мощную от 1HZ, что привело к возрастанию виброфона. Я ничего не замечаю. Рычаг коробки, само собой, барабанит «морзянку», но для четырехцилиндрового «атмосферника» разработки дремучей японской древности, без балансирных валов, это так же естественно, как для любого нормального джипера — отказ от кондиционера с переквалификацией его компрессора в шинный насос (здесь такая «мутация» уже произошла).

Кстати, естественны, а лучше сказать, адекватны другие, помимо подвески, составляющие ходовой. Вся адаптация рулевого управления свелась к переносу на противоположный поворотный кулак сошки с необходимым ее изгибом при оставшихся родными гидроусилителе и редукторе. По тормозам же, в отличие от барабанного сзади Surf (что говорить об УАЗе!), виделась исключительно дисковая схема, которая и была воплощена. В движении мы сконцентрируемся именно на этих тонкостях, в длительных путешествиях первостепенных.

Toyota HiLUX SURF | Кажется, что артикуляция переднего моста больше, нежели заднего

Заострять внимание на работе двигателя и трансмиссии нет нужды. Можно разве что наслаждаться мягким урчанием дизелька, не позволяющего запросто, по-грузовому, трогаться со второй и все же непринужденно вращающего 35-ю «обувь». Всего-то 91 силенка, а какова тяга, каков подбор отношений «на пути вверх», если точно орудовать рычагом с длинными ходами (на третьей эта «кочерга» где-то под коленом), превращающий коробку в чистый вариатор. Хозяин, правда, жалуется, что старый серии B агрегат вообще не «требовал газа», этот же, будто молодая дизельная поросль, иной раз просит «подбросить». Все, видите ли, относительно.

Но ходовая! К ней, когда речь идет об обычных дорожных условиях, предъявляются достаточно мягкие требования. Однако в данном случае, учитывая предназначение, хочется спросить с нее со всей строгостью. А спросив, отдать должное ее создателю.

Глупо было бы рассчитывать, что «Тритон», будучи «обутым» в Pro Comp Mud Terrain размерности 35х12,5R15, вдруг поедет как свой стандартный собрат или еще лучше. Неподрессоренные резиновые массы плюс тяжеленные балки — это вам не воздушная легкость «независимых» рычагов либо пускай даже тойотовских мостов, не отягченных бортовыми редукторами. Но машина по грубой гравийке пошла на удивление очень мягко, прощупывая колесами камни с какой-то отстраненностью. И мягко пошла не только передком, но и разгруженной кормой, которая по всем правилам в порожнем состоянии должна биться в виброэкстазе. А тут неплохая, в принципе, отработка и мелочи (на которой свою роль, очевидно, играют пружинки), и крупных неровностей, где в дело вступают рессоры.

На асфальте та же ситуация. Surf не замечает лежачих полицейских, слегка барабаня подвеской на рельсах, что с учетом опять же его неподрессоренных масс вполне простительно.

Но как он рулится! Родное передаточное отношение редуктора вкупе с уазовской трапецией заставляет пренебрегать размером колес. Безусловно, на прямой «Тритон» чуть плавает, но подруливания здесь не чета тем, которые лихорадочно выполняет водитель стандартного УАЗа. И в повороты, благодаря не великим ходам подвески, можно входить как на легковушке. Руль, отвечающий реактивным действием, наполняется прозрачным усилием, позволяющим четко следовать по траектории, а ожидаемые крены не возникают.

Тормоза по приводу, распределению усилий и, в конце концов, по динамике замедления вообще близки к идеалу, словно заводская система, чья разработка велась в кабинетах, а доводка на полигоне.

Не обнадеживая себя поисками бездо

тут были комменты. RIP!






Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог