Nissan Fairlady 280ZX

НЕ ПОВТОРЯЕТСЯ ТАКОЕ НИКОГДА

Nissan Fairlady 280ZX

А может, все-таки повторяется? — с наивной надеждой хочется даже не спорить, а умолять поэта за столь категоричные строки. Ведь в жизни все так зыбко и непредсказуемо, а многие вещи так хотелось бы вернуть из глубины времен. Впрочем, еще великий Бендер в «Золотом теленке» как-то мудро отрезал по поводу тех мгновений, Что иногда дарят Человеку ощущение счастья: «А на самом деле никогда этого больше не будет».

Nissan Fairlady 280ZX
Автомобильный мир, понятно, развивается по той же диалектике «невозможности войти в одну воду дважды». Тем более, именно он олицетворяет технический и социальный прогресс, что не терпит никаких «возвратов». И кто бы как ни старался повторить историю и пересечь ветки ее спирали, все равно получится только видимость и самообман. Но в этот великий ход иногда вмешиваются иные силы, иногда можно не только краем глаза заглянуть в прошлое, но еще и повторить его хотя бы в каких-то деталях. Иногда для этого нужно всего лишь сильное желание и следование принципам.

Двойной удар

Nissan Fairlady 280ZX
Он тогда крайним стоял на той злополучной палубе. По нему первому и пришелся безжалостный удар корабельной кран-балки, сорвавшейся из-за чьего-то разгильдяйства. Раритетный автомобиль, который найти и вывезти из Японии стоило таких трудов, усилий и затрат, по трагическому стечению, прикрыл собой дебелый молодняк. Они тоже все пострадали — их плотную шеренгу спрессовало в брикет, но что стало с тем спортивным купе, невозможно было смотреть. Вдрызг, всмятку, в клочья!

Nissan Fairlady 280ZX
Для его хозяина, читинского предпринимателя Вячеслава Овчинникова, несомненно, это тоже было ударом не меньшей силы. В Иркутске тогда шла подготовка ко второму Фестивалю тюнинга, на котором Вячеслава, ставшего у нас известным после первой выставки по «брежневскому» Nissan President, вновь ждали с чем-нибудь этаким. И свое новое «этакое» он хотел привезти и показать, не располагая временем для каких-то «доводок». Да в этом и нужды не было — раритет погиб, будучи в прекрасном оригинальном состоянии.

Другой бы, наверное, впал в глубочайшую депрессию, но Вячеслав действовал по какому-то известному только ему принципу. Знакомые «аукционщики» в Японии, перелопатившие по спецзаказу всю страну и трепетно отправившие так удачно найденный экземпляр, были в шоке, когда Вячеслав через несколько дней не просил, а уговаривал ребят во что бы то ни стало помочь срочно найти еще один такой же автомобиль! Реальной возможности как будто не было никакой — таких машин в хорошем состоянии в Японии почти не осталось.

Nissan Fairlady 280ZX

После перетяжки кресел и дверей в светлую кожу салон выглядит отменно

Nissan Fairlady 280ZX
Nissan Fairlady 280ZX
И вот каким-то чудесным образом подобную модель — Nissan Fairlady 280ZX все же удалось отыскать, причем довольно быстро. Чем, собственно, уже можно попрекнуть вышеизложенный тезис о «неповторяемости». Однако экземпляр сам по себе все же оказался неповторимым. Нашли его на самом юге Японии, где «огненная леди» в буквальном смысле «загорала». Не ездила, а стояла, поскольку родной пробег был всего 2,5 тысячи(!) км.

В столь мизерный пробег для машины 1978 года выпуска невозможно поверить, но не верить тоже нельзя — никто там ничего не скручивал, а все основные узлы и агрегаты подтверждали цифры своим «нетронутым» состоянием. Ввозить машину в Россию имело смысл только «под документы», и возможность такая была, и вместе с доставкой в Читу раритет в «нулевом» состоянии обошелся примерно в $16000.

Но, как известно, автомобиль в статике стареет быстрее, чем в движении. И по машине это было видно. За годы «простоя» под субтропическим солнцем многие уплотнительные резинки салона и пластиковые детали рассохлись и растрескались. Вакуумные трубочки двигателя покрылись паутиной и требовали замены. Шины тоже «задубели». К тому же японский хозяин, вероятно, пытался увековечить раритет на свой лад и экспериментировал с раскраской кузова и салона, сделав последний в мрачных черных тонах.

Собственно, в таком чисто японском варианте этот изящный заднеприводный спорткар и прикатил на второй фестиваль в Иркутск, причем своим ходом, в сопровождении почетного эскорта в виде двух представительских седанов Nissan President. Вячеслав тогда не скрывал, что в таком виде машина его не устраивает, и он намерен ее слегка реставрировать. Так что, в тот момент подробно рассказать о машине не было ни «мотивации», ни, собственно, времени. Кто-то из коллег заметил тогда, что ни в коем случае нельзя было это упускать. Мол, потом может не получиться.

И все же получилось, назло законам. Вот она, приземистая «огненная леди», отдыхает в закутке теплого бокса на окраине Читы, много места не занимает, почти миниатюрная, и уже после некоторой реставрации. Хотя еще предстоит кое-что сделать.

Легендарный «Феррари для бедных», как лестно называли первые Z-ки в Европе, хоть и предстал уже в несколько ином виде, но все доработки только косметические и в рамках дозволенного. Кузов перекрашен, кресла Recaro перетянуты светлой кожей, шины, резиновые шланчики, уплотнения и ряд пластиковых деталей заменены. Все сделано качественно, тщательно, сразу видно — с душой. Машина будто только вчера с конвейера.

Nissan Fairlady 280ZX

Сейчас на спидометре чуть больше 9 тысяч километров, а из Японии машина вывозилась с пробегом всего 2,5 тысячи!

Nissan Fairlady 280ZX

Дополнительный блок приборов включает электронные часы, а также аналоговые вольтметр, градусник и измеритель давления масла

Зимой Fairlady практически не «выгоняется», к тому же резина с летней на зимнюю не меняется, но в те дни погодка стояла хорошая, дороги были почти сухими, и Вячеслав любезно согласился выкатить красавицу на читинские дороги.

Пару ведерок теплой водички, чтобы аккуратно смыть осевшую на эмаль пыль. И вот уже «огненная леди», будучи без малого 30 лет от роду, соблазнительно переливается плотными покатыми формами. Жарко дышит отраженными лучами солнца, которое, кажется, только и ждало, на кого бы бросить жадный после зимней спячки огонь в этой серо-весенней, авитаминозной местности.

Стандарты красоты

Когда японцы проектировали такие машины, они уже уверенно стояли на ногах и хорошо представляли, что нужно для поглощения самых престижных рынков. Точнее, уже знали, что привлекать народ надо не только кошельком, но и сердцем — самым, пожалуй, сильным аргументом при выборе автомобиля, тем более спортивного.

Мы знаем, какими гиперполнотелыми были стандарты женской красоты в эпоху возрождения, какими естественными в целомудренные годы ХХ века и какие «надуманные» образы существуют сейчас. Понимаем, что мода на те или иные стандарты всегда может вернуться, но никогда не увидим точных копий пропорций, характерных для своего времени.

Nissan Fairlady 280ZX
Nissan Fairlady 280ZX

С боковых зеркал на крыльях довольно удобно «снимается» задний обзор, и для каждого зеркала предусмотрен отдельный и стильный рычажок перед центральным боксом

В сущности, ничего уж такого особенного в этом фигуристом Nissan и нет. К тому же это даже не купе в чистом виде, а псевдокупе, по сути — трехдверный хэтчбек, или спортбек, если угодно. А смотрится все равно крайне интересно! Как интересно смотреть кинофильмы и фотографии поколения 60-х, где женщины столь обаятельны в своей натуральности. Вот и в этой Fairlady есть своя магнетическая естественность 60-х, которая никогда не повторится, кто бы как нынче ни старался. Другое дело, стоит ли уж так сразу все отождествлять с женскими прелестями? Во всяком случае, женственности в Fairlady нет и в помине.

Причем, если уж говорить об идеалах красоты апологии Z, то более всего притягательно именно первое поколение, с характерной округлостью задних боковых окошек. Здесь же, то есть во втором поколении Z-ки, эти окошки заострились, как и некоторые линии по кузову, автомобиль явно стал выглядеть «жестче». Однако черты спортивного классицизма — длинный капот со смещенной назад капсулой салона и волнующие изгибы крепкого тела, остались.

И особенно это понимаешь на фоне третьего поколения модели, когда Fairlady словно постриглась в монахини — машину грубо заковали в плоские страшненькие латы, лишив ее всякой природной привлекательности и самобытности. «Освобождение» от аскетизма 80-х случилось в четвертом поколении, когда Nissan, по признанию общественности, в своей новой Fairlady воплотил на тот момент одни из лучших достижений японского автопрома. И в области дизайна, и с технической точки зрения. То была Fairlady /300ZX, которая становится известной и у нас, причем как в экспортном, так и внутрияпонском исполнении.

Nissan Fairlady 280ZX

Родной выхлопной тракт заменен на прямоточный, но без огромной банки, чтобы не «чиркать» им на дорогах

Но даже в отношении первых двух поколений фаны по всему миру не упускают возможности переделывать их на свой лад: укорачивают или удлиняют нос, ставят большие колеса, обвешивают аэродинамическими элементами и так далее. В общем, осовременивают в хот-роды.

Здесь же ничего такого нет, и не предвидится — все останется согласно заводским параметрам тех лет, а различные доработки лишь призваны подчеркнуть первоисточник и никоем образом не допускают «самодельщины». Например, установка так называемых фандеров, то есть пластиковых накладок на дуги крыльев, соотносится с обычным явлением по части фирменных аксессуаров, предусмотренных для этих моделей в индустрии спорттюнинга.

Из этой же области есть желание установить на глубокие глазницы фар стеклянные колпаки — это и практично, и аэродинамично. Но стоимость таких в Японии оказалась совсем уж наглой: $300 за штуку! Так что, пока это дело отложено. Даже шины на замену подыскивались согласно штатным предписаниям: 205/60 R15 впереди и 215/60 R15 сзади. Некоторым самостийным «модерном» можно считать разве что установку прямоточного выхлопного тракта. В родном исполнении таковой носил абсолютно «гражданский» характер, тогда как «слышать» машину хочется совсем по-другому.

Не сочетается такое никогда?

С точки зрения конструкции и оснащения, Fairlady 280ZX совмещает, кажется, несовместимое. Грубый спорт и светский шарм! Полностью независимая рычажная подвеска с 4-ступенчатой регулировкой жесткости амортизаторов, причем делается это при помощи отвертки «подкручиванием» специальных винтов на каждом амортизаторе. А также дисковые тормоза всех колес. Для тех времен среди «народных» спорткаров это уже нечто, ведь многие типажи еще довольствовались неразрезным задним мостом, листовыми рессорами и барабанными тормозами, и только породистые европейские спорткары щеголяли подобным уровнем.

Апология Z

Nissan Fairlady 280ZX

Datsun 240Z•1969

Nissan Fairlady 280ZX

Nissan 300ZX•1984

Созданию спортивных автомобилей легендарной серии Z и началу их серийного производства предшествовало много разных событий для компании Nissan, тогда еще носившей название Datsun. С технической точки зрения до 60-х годов автомобили этой фирмы не представляли собой ничего особенного, в том числе попытки создания «лицензионных» и совместных спортивных моделей. Но в 1966 году Nissan купил японскую же автофирму Prince Motor Company, существовавшую как одна из послевоенных ветвей знаменитого авиазавода Nakajima, где в 40-х выпускали истребители Mitsubishi Zero. В этой фирме был собственный испытательный трек, и работало много авиаинженеров, стараниями которых на свет появились автомобили с такими названиями, как Skyline и Gloria, с технической точки зрения намного опережавшие автомобили Nissan.

Был еще одержимый «мировым господством» менеджер Ютака Катаяма, живший в США и любивший быструю езду, который и «замутил» проект Z-ки (эта буква, по преданию, изначально была внутренним заводским обозначением дизайн-проекта нового спортивного автомобиля). И разрабатывалась машина, прежде всего, для североамериканского рынка. В итоге в 1969 году на свет появляется Datsun 240Z — относительно компактный спорткар с легким несущим кузовом и полностью независимой подвеской, с 2,4-литровой 150-сильной рядной шестеркой, способной разгонять машину до сотни менее чем за 9 секунд. Это был фурор — по цене $3500 автомобиль по количеству продаж обогнал все именитые спорткары и даже «выстроил» на себя очереди на полгода вперед.

Nissan Fairlady 280ZX

Nissan 300ZX•1990

Nissan Fairlady 280ZX

Nissan 350Z•2003

Уже в 1973 году появляется более мощная версия 260Z, а в 1975 году 280Z с инжекторным 2,8-литровым двигателем. В 1978 году на рынок выходит второе поколение модели с обозначением 280ZX, в том числе через два года появилась ее турбоверсия, и эти автомобили также успешно продавалась до 1984 года. Затем вышло третье поколение модели, известной как Nissan 300ZX (заводское обозначение Z31), выпускавшейся до 1988 года с 3,0-литровым V6 мощностью 160 сил в атмосферном варианте и 200 сил в версии с турбонаддувом, однако повторить рыночный успех предыдущих моделей уже не получилось. В 1990 году свет увидело четвертое поколение модели, Nissan 300ZX (Z32), с 3,0-литровым V6 мощностью 230 сил и 300 сил в турбоверсии. Совершенный во всех отношениях спортивный автомобиль уже не был столь доступным по сравнению с конкурентами, к тому же в середине 90-х спрос на такие автомобили резко упал. В 1996 году модель была снята с производства без продолжения «рода-племени», в том числе из-за финансового кризиса компании Nissan.

Всего же за это время по всему миру было продано более 1,65 млн. автомобилей серии Z. И только в 2003 году обновленная компания Nissan выпустила на рынок достойного потомка легендарной серии, пятое поколение Z, известного как Nissan 350Z, с 3,5-литровым двигателем мощностью 287 сил. Имя Fairlady для автомобилей Z всех поколений в основном было известно в самой Японии, причем так называли еще двухместный родстер, созданный с оглядкой на европейские модели MG и Austin, который вышел на рынок США еще в 1961 году.

Nissan Fairlady 280ZX

На каждом амортизаторе есть винт — отверткой можно «включить» один из четырех уровней по жесткости

Nissan Fairlady 280ZX

Родные сборные диски и дисковые тормоза всех колес

Но вряд ли породистые спорткары при этом могли похвастать оснащением, которое в Z-ке предусмотрели, по крайней мере, для японского рынка. И дело даже не в электронных часиках, хотя и они о чем-то говорят. При механической КП здесь имеется круиз-контроль, который можно задействовать на 5-й передаче! А как не отметить автоматический кондиционер или, например, автоматическую временную подсветку в области ног при открывании дверей?

А какой водитель не оценит наличие в автомобиле системы самодиагностики «по требованию»? Нажимаешь кнопочку, и на маленьком экранчике со светодиодной индикацией «листаются» названия некоторых важных систем организма (тормоза, электрика, система охлаждения двигателя и др.), а потом зажигается «OK»! То есть «все параметры в норме, к взлету готов». Можно ехать. Для кого-то эта опция покажется немножко игривой, но свое дело она знает — создает какой-то особый настрой, как будто готовишься управлять действительно чем-то очень серьезным.

Но как можно предвкушать здесь поездку, персонально не поприветствовав двигатель? Впечатляющий, харизматичный агрегат — рядная шестерка L28 Е, оснащенная распределенным впрыском бензина. В разных источниках данные о мощности разнятся, будем принимать нечто среднее — 160 сил.

Nissan Fairlady 280ZX

Установлены фирменные накладки на крылья, а вот фирменных колпаков на фары из-за дороговизны пока нет

Любопытно вот что — 2,8-литровый одновальный L28 с карбюраторным питанием устанавливался даже на внедорожниках Patrol ранних генераций! И вид у него действительно, скажем так, бесконечно ресурсный — никаких лишних ремешков и прочего «хлипкого» обвеса. Но работает, надо сказать, шумновато, к тому же с нехарактерными для рядных шестерок «волнами» низкочастотных вибраций.

А то, что состояние у него идеальное, подтверждает не только внешний вид, но и штатный датчик давления масла. На синтетике Mobil 5W-50 стрелка хорошо «давит» и на холостых оборотах. Вячеслав даже думает перейти на менее вязкое масло, чтобы двигатель ненароком где-нибудь не «запотел».

Посадка в низкое кресло Recaro сравнительно легкая, само же кресло жестко, но очень надежно «обжимает» тело — не шелохнуться, особенно под ремнем. Всего две регулировки? А здесь больше и не требуется. И так хорошо, сидишь будто в скафандре. Спортивная баранка, высоко поставленный рычаг, близкое соседство двери и низкий потолок — натуральный кокпит. Двигатель бубнит, в автомобиле чувствуется некоторая дрожь нетерпения. И вот, система самодиагностики дает добро на «взлет». Хотя, надо признаться, гонок не будет — негде, да и неприлично как-то терзать раритет.

Повторите!

Nissan Fairlady 280ZX
Nissan Fairlady 280ZX

Съемные тонированные половинки крыши стали одной из характерных черт Z-серии

Амортизаторы установлены на максимальную жесткость, и это чувствуется. Везде: на руле, на кресле, на стыках салонных панелей — неровности читинских дорог буквально сотрясают машину. Это почти та самая «табуретка», которой любят мерить демпфирующие свойства подвесок. Но я бы сказал — табуретка с подстилкой. Резиновый такой демпфер, смягчающий грубые стыки и выбоины до терпимого уровня. Зато пробить подвеску или «чиркнуть» кузовом от резонансной раскачки исключено.

На хорошем асфальте машина едет, как будто стоит истуканом. Нет ни кренов заметных, ни недостатка поворачиваемости. В поворот Fairlady вкручивается, как по резьбе, красиво и послушно «вырезая» траекторию под газом. Главное, в порыве азарта не переусердствовать с «тягой» на педаль, иначе в отсутствии систем стабилизации эта огненная сила, того и гляди, вспыхнет протуберанцем заноса.

Двигатель хоть и прост, но для столь незначительной массы автомобиля естественно эластичен и «взрывоопасен» одновременно. Трогаться можно «внатяг», как на дизеле, для движения в режиме променада хватает диапазона 1000-2000 оборотов, причем «выход» из этого состояния происходит едва ли медленней, чем при «газовании» вхолостую. Мотор рычит прямотоком, но ничуть не напрягается.

Запаска-секретка

Интересно здесь решен вопрос с запаской. Она из разряда «докаток», но особого, «гибридного» типа. В стандартном виде находится без воздуха и похожа на маленькое колесо со сверхнизкопрофильной покрышкой. При накачивании покрышка «распрямляется», и запаска приобретает вид нормального колеса. Потом через специальный клапан воздух стравливается, резина сама «складывается» и занимает исходную компактную форму. Сегодня подобное приходилось встречать, например, на внедорожниках VW Touareg, но там в штатной комплектации имелся и электрокомпрессор. Был ли такой на Nissan 280ZX, неизвестно.

Nissan Fairlady 280ZX

Походное положение

Nissan Fairlady 280ZX

Процесс накачки

Nissan Fairlady 280ZX

«Сдуваем» через специальный клапан на диске, и шина «складывается»

Настоящий же «спортинг» начинается с 3500 оборотов. Тогда ускорение сполна «понимаешь» удобным профилем ложемента, шейные мышцы включаются в активную работу, а шум двигателя огрубевает не на шутку. Условия не позволяли выжать из машины максимум, но Вячеслав говорит, что ездил со скоростью 180 км/час и по всем ощущениям, можно было больше.

Коробка работает как часовой механизм. Тик-так, тик-так. Бывают и лучше «часики», особенно в плане амплитуды ходов рычага, но и здесь все очень «зажигательно» — с тем приятным маслянистым усилием и фиксирующим «защелкиванием», когда никаких сомнений по поводу включения передачи не возникает. Вот они, синхронизаторы и шестерни, на самых кончиках пальцев. Управляешь ими напрямую, и в исполнительности они, по большому счету, безупречны.

Руль с гидроусилителем, но «тугой» до той степени, когда в существование усилителя просто не верится. Тяжелый хоть на скорости, хоть на «месте», и мощное реактивное действие не испорчено никакой «гидравликой». Вероятно, именно так инженеры пытались «остеречь» водителя от резких «размашистых» движений рулем, ведь реакции на него точны и быстры, почти мгновенны. И что примечательно, эту «жесткую» особенность руля отмечали еще наездники на первых Z-ках, в том числе спортсмены, и такие же отзывы приходилось читать у тест-драйверов от управления современным потомком Nissan 350Z. Черты характера, пронесенные через поколения!

Не знаю, никогда не ездил на Ferrari, но верю, что знатоки тех времен не зря приписали Z-ке столь лестные эпитеты. Относительно жесткие здесь и педаль тормоза, и педаль газа, зато отклик у них что надо. А вот сцепление по настройке не столь спортивное. Оно хоть и упругое, но вовсе не короткоходное и не тугое, и «по-граждански» информативное. Вполне сгодится и для городского движения.

И все равно «углубленное» живое знакомство с этим автомобилем поставило жирный вопрос над его собственным именем. Как это японцы додумались уравнять с леди, пусть и огненной, суровый, в общем-то, явно мужеского толка спорткар? Шутники, однако. Во всяком случае, никакой женственности в поведении Z-ки нет и в помине.

Недаром легенда гласит, что основатель и первый президент американского отделения Nissan и вдохновитель проекта Z, проамериканский японец Ютака Катаяма, лично срывал лэйблы Fairlady с первых машин, поступивших из Японии в США. Понимая, что спортивный автомобиль не мог здесь показаться на людях с подобным названием. Так и повелось, что за границей Z-ку знали именно по цифровым и буквенным индексам.

Тем не менее имя из истории не сотрешь, да и глупо это делать. Наоборот, без фирменного лейбла Fairlady 280ZX, снятой перед покраской, автомобиль выглядит как-то сиротливо. Но Вячеслав обязательно ее установит, как было изначально. А мне остается надеяться, что с этой машиной или подобной еще доведется увидеться. Иногда события в жизни все же повторяются.

Некоторые технические характеристики
Nissan Fairlady 280ZX 1978 г. вып.
Длина/ширина/высота, мм 4620/1690/1300
Колесная база, мм 2520
Снаряженная масса, кг 1280
Объем багажника, л 225
Диаметр разворота, м 11,3
Двигатель L28E, рядный 6-цилиндровый, с распределенным впрыском бензина
Рабочий объем, куб. см 2753
Мощность, л. с./об.мин 160/5200
Момент, Н.м/об.мин 221/4200
Максимальная скорость, км/ч 207
Время разгона до 100 км/ч, сек 9,1
Емкость топливного бака, л 80

Василий ЛАРИН

Автомаркет+Спорт № 15/2007

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог