В ней сохранили традиционную компоновочную схему, восходящую к «BMWR71», - с оппозитным мотором, дуплексной рамой и карданной передачей к заднему колесу. С точки зрения спортсменов, такая передача обладала существенным недостатком. Пару конических шестерен для ведущего колеса наши заводы могли делать только одного типоразмера - с передаточным числом 4,62. А это затрудняло подбор наивыгоднейшего передаточного числа для каждой трассы. Экипажная часть подверглась изменениям: машину комплектовали большим - 35-литровым бензобаком, объединенным с обтекателем рулевой колонки. Тормозные барабаны не только сделали более .'широкими, но и снабдили продольными ребрами охлаждения. Начали устанавливать рукоятку управления дросселем катушечного типа. Часть машин ИМЗ укомплектовал дисковыми колесами - это те, что без проволочных спиц. Больше всего изменений - в двигателе. Новые карбюраторы К95 завода «Лен- карз» - с увеличенным (с 40 до 43 мм) диаметром тарелки впускных клапанов, впускные каналы большего сечения - дали повышение мощности. И внешне двигатель М-77 стал другим, отличным от тех, что на М-75 и М-75М: на нем единая (а не из двух частей) клапанная крышка. Для кольцевых гонок мотоциклов-оди- ночек модель М-77, как и ее предшественницы, не совсем удобна. Ширина двигателя непомерно велика - 756 мм, а значит, корпуса цилиндров превращались в ограничители при наклонах мотоцикла в поворотах (нижнеклапанный мотор у М-72 был заметно уже - 603 мм). М-75, М-75М, М-77 практически не устанавливали и на кроссовые мотоциклы - с их цилиндрами-«веслами» возрастал риск зацепиться за пни и кочки. Самые «изобретательные» гонщики для кроссов на мотоциклах с колясками пытались испробовать чудовищный самодельный гибрид - мотор с левым нижнеклапанным цилиндром и правым верхнеклапанным (наверное, до такого могли додуматься только у нас). Теоретически мощность такого гибрида составляла бы 11 + 18 = 29 л. с., но неравномерно нагруженный кривошип быстро разрушался. Специально для кроссов ИМЗ выпускал малыми партиями (по 5 штук) М-72К. От дорожного М-72 он отличался поднятыми кверху выпускными трубами, высоко посаженными колесными щитками, новой крышкой распределительных шестерен, реконструированных для того, чтобы удобно расположить привод магнето. В «К» поселился эффективный воздушный фильтр. Двигатель подвергался умеренной форсировке, направленной не столько на повышение мощности, сколько на увеличение крутящего момента и расширение рабочего диапазона по оборотам.
С началом выпуска на ИМЗ дорожной модели М-52 (собирали ее недолго) родилась и ее спортивная модификация. К 1957 году на смену М-75М и М-77, которые в кольцевых гонках уже практически вышли из употребления, пришел мотоцикл М-52С. В своей основе это все тот же «75-й», но с 500-кубовым мотором. Внешняя отличительная черта машины - клапанная крышка стремя продольными ребрами... Остался ли, пусть полуживым, хотя бы один такой мотоцикл?..