ЛЕДОВЫЙ ПОХОД |
||
|
Ездить зимой на летних или даже всесезонных шинах сегодня решится, разве что, совсем уж «безбашенный» водитель. Это не оправдано ни морально, ни экономически. Кстати, известно, что зимние шины зимой изнашиваются в той же степени, что и летние летом. А главное, «отвертеться» от зимних шин под предлогом отсутствия выбора никак не получится. Глядя на новые зимние шины, создается впечатление, что после мирного завоевания автомобильного рынка России зарубежный капитал решил бескомпромиссно оккупировать у нас и шинный рынок. Причем не лишь бы чем, как это наблюдалось в 90-х годах, а с очень серьезным арсеналом против суровых зимних условий. Каких «там», за редким исключением, и не бывает. Посмотрите на ассортимент - что ни новая модель в последнее время, то со словом «Ice» - лед, значит. Получается, крупнейшие компании в последние годы бросили огромные средства на разработку и выпуск зимних шин, ориентированных именно на российские условия. Ведь в «Европах» зимы в основном «мокрые», в ходу шины «твердых пород», для мокрого и легко заснеженного асфальта. А для нас-то нужны или шипованные шины, или нешипуемые, но обязательно с мягким и мелколамельным протектором - по-модному говоря, фрикционные, а по-народному «липучки». А каково у «захватчиков» знание тонкостей! Например, в официальных проспектах непременно можно встретить фразы о назначении шин для экстремальных зимних условий эксплуатации, и что хитрый состав резины шин с большим содержанием «благородных» компонентов сохраняет эластичность протектора при температурах ниже -20°С. Хотя доводы вроде «ниже -30°», что больше бы соответствовало экстремальным условиям, почему-то не в ходу. А сколько научно обоснованных аргументов в пользу современных шипованных шин с фирменной, заводской ошиповкой! Количество и конфигурация шипов, высота их выступа и метод посадки - все представляет собой высокотехнологичный прорыв и на всем зарабатывается внимание покупателей. Которые, между прочим, за это должны платить немалые деньги, особенно за модели с посадочным диаметром от 14 дюймов. Впрочем, язвить здесь совсем неуместно. Ведущие зарубежные компании действительно предлагают нашему рынку отличные зимние шины, о чем свидетельствуют регулярные профессиональные тесты и отзывы автомобилистов. Более того, чтобы приблизить свою продукцию к народу, самые активные уже построили в России свои заводы, в том числе с цехами по ошиповке, а также технологически сотрудничают с перспективными российскими предприятиями. Помимо всего, это позволило ряд популярных размеров предложить по меньшим ценам. Номенклатура иностранных шин сейчас такова, что на «вчерашних» моделях можно и не заострять внимание - они в продаже еще есть, характеристики по-прежнему высоки, и с учетом более доступных цен выглядят привлекательно для покупки. Заострить внимание хотелось бы именно на новых разработках и на том, насколько изменилась тактика производителей по отношению к выгодным рынкам сбыта. В этой связи в глаза сразу бросается Nokian - представитель братской по заснеженным зимам Скандинавии, с репутацией одного из лучших производителей зимних шин. А также всегда дорогих и в ограниченном количестве. Но это было в прошлом, сейчас же Nokian основательно «взялась» за российский рынок. Шины стали еще лучше, и теперь их много, ценовая и гарантийная политика стала гибче. Авангард ассортимента на эту зиму - шипованная модель Hakka 5 и нешипуемая Hakka 5 RSi. Да, не многим доступно, но в продаже пока есть шипованные модели предыдущих поколений, и это тоже отличный выбор. Кроме того, именно в более доступном ценовом секторе Nokian представила нешипуемую модель Hakka WR. Другой знаменитый скандинав - Gislaved, ныне принадлежит концерну Continental, но это ничего не меняет, в том смысле, что культовая шипованная модель Nordfrost продолжает совершенствоваться и сегодня представлена под индексом 5. Минус модели, разве что, в не столь эффектном дизайне, как раньше, но по цене и характеристикам это один из лучших выборов на рынке. Да и под самой маркой Continental на выбор предлагаются передовые зимние шины. В шипованном классе пока еще очень актуальна конструктивно продвинутая модель Winter Viking 2, а в нешипованном надо обратить внимание на новую модель с асимметричным рисунком протектора Conti Viking Contact 3. Когда-то и Michelin не считался у нас «зимним» брендом, но сейчас две его модели непременно числятся в лидерах по эксплуатационным свойствам, причем именно в суровых зимних условиях. Это фрикционная модель X-Ice и шипованная X-Ice North, при разработке которых учитывался именно российский рынок. Компания Good Year прославилась своей «шиповкой» Ultra Grip 500, которую еще можно найти в продаже, однако нешипуемая модель Ultra Grip 7 у нас потерпела фиаско, именно из-за своей ориентации на европейские зимы - ее красивый, но твердый скоростной протектор на наших зимних дорогах вел себя как корова на льду. Сейчас ошибки исправлены. Во-первых, в авангард шипованных шин GY встала новая модель Ultra Grip Extreme, которую внешне отличает агрессивный дизайн с направленным рисунком протектора. А во-вторых, с прошлого года предлагается конкурентоспособная фрикционная модель Ice Navi, по приемлемым ценам. Более того, в этом сезоне на рынок уже вышла ее усовершенствованная версия Ice Navi Zea, причем тот случай, когда стоимость не увеличилась, а по некоторым позициям даже уменьшилась. Конечно, у нас не остался незамеченным дебют сезона от народного японского бренда - Bridgestone. Компания представила свое дальнейшее развитие нешипуемой серии Blizzak, а именно новую модель WS 60, которую отличает направленный рисунок протектора в любых типоразмерах (предшественник такой рисунок предлагал только в более престижных размерах). Цена стала выше, чем на семейство WS 50, однако и эта модель пока широко встречается в продаже, по сравнительно выгодным ценам. Например, популярнейший размер 185/65 R14 в прежней версии WS 50 можно купить примерно на 1200 рублей дешевле аналогичного размера в версии WS 60. Из шипованных шин еще с прошлого года Bridgestone представляет новую разработку Ice Cruiser 5000 с направленным протектором. Эта модель среднего класса от своего предшественника WT-17 отличается 12-рядной ошиповкой и, как заявляется, существенно лучшими сцепными свойствами на льду. Хотя если судить по итогам сравнительных тестов в СМИ, модель по характеристикам так и осталась в твердых середняках. В этом же смысле, причем хорошем с точки зрения цены и совокупных характеристик, надо сказать еще об одной новинке сезона - шипованной модели BF Goodrich G-Force. Учитывая, что известный нам BF Goodrich входит в группу Michelin, эта модель заслуживает внимания. И вообще, мы говорили о продукции, которая рассчитана на самые массовые сектора легковых автомобилей, хотя у шинных лидеров есть и другое предложение, премиум-сегмента. Шины, разработанные для высокомощных престижных автомобилей, включая кроссоверы. Правда, в этом случае речь чаще идет как раз о моделях не «ледовых», а больше для голого или мокрого асфальта. Например, высокоскоростная Continental Cross Contact Winter, которая в размере 275/40 R20 у нас встречалась по цене 14130 рублей. Или в размере для серьезных внедорожников - Michelin Latitude Tour HP 275/70 R17 по цене 6320 рублей. Под маркой GY или Pirelli тоже можно присмотреть эксклюзивные зимние модели, в том числе для популярного ныне сегмента SUV. Для таких автомобилей, кстати, существует специальное предложение и на базе массовых моделей шин. Однако обольщаться не стоит. Если говорить о достойных наших зимних условий моделях, то, начиная с 17-дюймовых шин, наличный выбор размеров совсем «дохлый». В сегменте 18-дюймовых тем более провал, даже в модельных рядах именитых производителей. То есть, шины такие существуют, но до нашего рынка они доходят в какихто ограниченных количествах. Надо заказывать и ждать, или ехать за ними куда-нибудь в Москву. А что нам преподнесла в новом сезоне родная шинная промышленность? И насколько она теперь «родная»? В общем-то, не важно, лишь бы делала конкурентоспособные шины, которые бы соответствовали своей ценовой нише. И это в последние годы явно получается. Более того, наблюдается процесс стирания граней, по крайней мере, между современной «родной» продукцией и той импортной, которая идет за технологическим авангардом. Здесь сразу напрашивается Amtel, который сумел не только восстановить часть отечественной шинной промышленности, но и предложить достойный ассортимент зимних моделей шин, причем в широких размерных линейках. Более того, на рынок выпущена фактически первая для российской промышленности фрикционная модель - Nord Master CL. Это событие, поскольку остальные зимние модели «чисто» российской разработки все-таки предназначены под ошиповку. Это значит, что без шипов нормально работать на обледенелых дорогах они не будут, в отличие от настоящих «липучек», которые в определенных условиях даже на льду ведут себя лучше, чем «шиповки». Недавно под опеку Amtel взят и Московский шинный завод, результатом чего стал выпуск новой шипуемой модели Nord Master 2. Однако в этом сезоне основное «шипованное» предложение будет связано с моделью Nord Master ST-310. Другие шинные «фабрики» скупы на новинки. Даже Нижнекамский завод не блещет ни новыми разработками, ни размерными линейками. Хотя обладает современной производственной линией, построенной при помощи Pirelli. Многообещающая серия Kama-Euro пока не «завалила» нас вожделенной продукцией. В продаже видна только шипуемая модель 518, да и то без особого выбора размеров. Благо, что шипуется она тоже в заводских условиях. После агрессивной контратаки своим Cordiant Polar Ярославский завод выпустил на рынок новую версию Cordiant Snow-Max, направленный рисунок которой уже так явно не копирует какой-нибудь известный иностранный бренд. Еще одна новость доползла из омского Matador - новая шипуемая модель MP-51. В остальном ассортимент известен еще по прошлому сезону, включая всякие громкие на названия модели, вроде Tunga Extrem из Екатеринбурга. При выборе шин надо иметь в виду то, что протектор шипуемых моделей делается из более твердых сортов резины. Из-за этого они «слабо» держатся за лед в нешипованном варианте, и все нормальные производители, вообще-то, не допускают выхода на рынок шипуемых моделей в «голом» виде. И что характерно, шипуемые модели имеют сравнительно высокие скоростные индексы. Даже Kama-Euro 518 обладает скоростным индексом Т - 190 км/час. Мягкие фрикционные шины в силу своей специфики ограничены в способности держать боковые и продольные нагрузки, поэтому большинство таких шин имеют невысокие индексы скорости, как правило, Q - 160 км/час. Вот еще почему высокоскоростные нешипуемые модели не могут делаться из мягкой «микропористой» резины и не могут хорошо «держаться» за лед в принципе. А выбор между шипами и «фрикционами» - это индивидуальный выбор. При частых поездках по обледенелым, не очищаемым и не посыпаемым дорогам «шиповки», конечно, предпочтительней. Василий Ларин
|
|