Обзор рынка новых автомобилей
Просмотров: 2814
20 Сентября 2007

ЗАТИШЬЕ НЕ ПЕРЕД БУРЕЙ









Обзор рынка новых автомобилей

Тенденции на рынке новых автомобилей прежние - интерес к сугубо отечественным изделиям падает, а к иномаркам в различном исполнении и вариантах сборки растет. Однако в последние полгода можно отметить некоторое затишье. И не то чтобы не было новостей в развитии дилерской сети и модельных рядах, просто не было кардинальных поворотов событий. Все было прогнозируемо, а некоторые любопытные перемены еще только ожидаются.

Мы уже говорили о том, что рынок продаж новых автомо билей сегодня переживает тот этап, когда во главу угла ставятся не рекорды объемов продаж автомобилей, а развитие качественного сервиса. Многие дилеры уже столкнулись с тем, что техническая база просто не готова нормально принимать и обслуживать машины в гарантийный и тем более постгарантийный период. Сервисы не соответствуют ни идеалам официальных представительств автокомпаний, ни, самое главное, нормальным потребностям клиентов. Поэтому в дальнейшем будут выживать те, кто сумеет обеспечить достойным сервисом всех, кого «при- ручили» продажей автомобиля.

ОТЧЕ НАШ

Этот вопрос пересматривают и дальновидные дилеры российских автозаводов. Сейчас ВАЗы, «Волги» и даже УАЗы в отдельных случаях перебрались в цивильные автосалоны, да и техническая база, учитывая полный переход «наших» на соответствие Евро2, расширяется и хоть как-то совершенствуется. Хочешь не хочешь, а людей отправляют на учебу и закупают новое диагностическое оборудование, поскольку с одной отверткой сейчас не «подлезешь» даже к древнему УАЗику - у него теперь система распределенного впрыска с электронным управлением.

Однако все новые шоу-румы строятся, скорее, с прицелом наперспективные новинки, показывать которые на улице нельзя в принципе. Например, новый автосалон ГАЗ обязательно приютит «Волгу» на исходе ее бесконечной биографии, однако ждать будет новую проамериканскую модель Saiber, которую завод обещает выпустить с конвейера весной 2008 года. Пожалуй, это событие и надо считать самым главным в секторе легковых моделей ГАЗ.

Ведь тот очередной рестайлинг, что претерпела «Волга» именно в прошедшем полугодии, уже мало на что может повлиять. Хотя рестайлинг-то довольно заметный, особенно внутри: полностью новая передняя панель из более качественных материалов с вставками под дерево, новое управление климатом с ж/к дисплеем, CD с MP3 и другое. Снаружи обновленная решетка радиатора и задние фонари. В общем, сладкую пилюлю для оставшихся поклонников ГАЗ завод подкинул, хотя машины при этом ощутимо подорожали.

У дилеров ВАЗ, кроме увеличения официальной гарантии до 2 лет, тоже был свой козырь в удержании рынка сбыта, причем речь идет не о рестайлинге, а появлении новой модели. Это Priora, которая постепенно должна сменить модельный ряд «десяток». Измененная внешность, мягкий пластик в салоне, богаче базовое оснащение (подушка безопасности для водителя, электрозеркала с подогревом и др.).

Впрочем, первые машины появились у дилеров в «урезанной» комплектации, а настоящие люксовые версии, где предусмотрены подушка для пассажира, задние подголовники и электроподъемники стекол, обивка салона из более дорогих материалов, подсветка порогов, звуковая сигнализация о невыключенном свете, сигнализация об открытом капоте и крышке багажника, противотуманки, ABS и даже кондиционер - ожидаются именно с осени. Если точнее, то в Иркутске не ранее ноября.

Кроме того, как раз в течение последнего полугодия семейство «Самар» претерпело смену моторного ряда, точнее, старые 1,5-литровые двигатели вытеснил 1,6-литровый, известный еще по обновленным «десяткам». При том это никак не отразилось на ценах, что для ВАЗа, наверное, впервые. Впрочем, стабильность цен в ушедшем сезоне была характерна для всех российских автомобилей, что связано с явным их перепроизводством.

Развивались события и в семействе «Калина». Кроме уступок в цене, в продаже появились «полулюксовые» седаны и хэтчбеки - версии с дополнительным индексом 22. Внешне их сразу можно отличить по наличию легкосплавных 14-дюймовых дисков и молдингов, а внутри у них две подушки, электроподъемники всех стекол и более качественная обивка сидений и дверей. «Люкс» подойдет именно осенью - это будут «Калины» с полным электропакетом, очечником, противотуманками, однако и это только «переходная» версия.

Настоящий люкс, куда войдут ABS и кондиционер, надо ждать только с января 2008 года. А ведь еще запущены в производство версии с новым 1,4-литровым 16-клапанным двигателем, которые ожидаемо будут дороже 1,6-литровых. При том завод сделал демократичный реверанс и, наряду с подготовкой дорогих «Калин», выпустил на рынок самую простую версию с индексом 21, где нет ни электропакета, ни даже усилителя руля. В общем, позиции на рынке удерживаются всеми возможными силами и средствами.

Примерно то же пытается делать УАЗ. С одной стороны, модернизирована линейка Patriot, где появились версии с обновленным интерьером (в первую очередь, новые сиденья, с широким диапазоном регулировки для водителя, а также индивидуальный подвод воздуха к задним пассажирам) и с ABS. А с другой стороны, для более доступного семейства Hunter по «многочисленным просьбам трудящихся» сделана еще большая уступка в виде подготовки бюджетной модификации под названием Classic.

В ней нет ничего лишнего (в том числе пластиков), а задняя часть выполнена, как у старых моделей, то есть не с цельной «калиткой», а двустворчатой - с откидным бортоми верхней крышкой. Правда, выпуск этой «долгожданной» версии завод значительно задержал от обещанных ранее сроков, более того, выпустил по более высокой цене, чем планировалось.

Однако уже осенью наш рынок УАЗ ознаменовался, пожалуй, самой интересной за полугодие новостью, которая будет влиять на структуру малотоннажных коммерческих автомобилей. А именно: в продаже появился серийный пикап УАЗ-23602 на базе Patriot! И что самое лавное, эта утилитарная версия предложена по нормальной для себя цене - в районе 365 тысяч рублей. Это дороже, чем старый «головастик», но заметно дешевле самого доступного Patriot, цены на который осенью немного поднялись.

НОВЫЕ ИДОЛЫ

Если спрос покидает насиженные места отечественных производителей, куда же он устремляется? Частично его корректируют сами же отечественные производители, переманивая на продукцию совместного производства. Первый тому пример - автозавод в Ижевске. Выпуск «старья» там уже предельно сократили, а производство автомобилей Kia, наоборот, широко разворачивают.

Так, после становления седана Kia Spectra, в прошедшем полугодии дело уже дошло до сборки новой модели рангом чуть ниже - Kia Rio, а также престижной модели - внедорожника Kia Sorento. Правда, цены пока от этого ничуть не снизились по сравнению с импортируемыми аналогами. Спрашивается, ради чего затевать российскую сборку? Но дело в том, что спрос высокий, и для снижения цен, якобы, нет мотива и рыночных предпосылок. По большому счету, менеджерам Kia-ИжАвто пока все равно, что в Иркутске с такими ценами их машины не столь конкурентоспособны, как хотелось бы.

Или вот другой российско-корейский производитель - ТагАЗ, который не только разрядил сложную обстановку в секторе полноприводных SUV выпуском новой модели, но и сумел предложить ее по адекватной цене. Речь идет о паркетнике Hyundai Santa Fe Classic. Сама модель Santa Fe не новая, первого поколения, но теперь она производится в Таганроге, с дополнительным обозначением Classic, в различных версиях, а первая партия машин поступила к иркутскому дилеру как раз в разгар лета.

Что характерно, эта модель будет выпускаться даже с дизельным двигателем и в переднеприводном варианте! Для «новорусских» сборочных проектов это прецедент. Цены от 697 тысяч рублей за переднеприводную 2,0-литровую версию и от 766 тысяч рублей за полноприводную. Топовая версия Santa Fe с бензиновым 2,7-литровым V6 стоит в районе 820 тысяч рублей. Правда, в свободную продажу «возрожденный» Santa Fe поступает пока в сильно ограниченном количестве.

Вообще, надо отметить, как раз в классе SUV в ушедшем сезоне жизнь кипела со всех сторон. Например, в нижней ценовой границе появилась совершенно новая модель от Nissan, компактный и сравнительно недорогой кроссовер Qashqai. Он сразу стал страшным дефицитом, несмотря на многочисленные версии, в том числе переднеприводные (можно не сомневаться, что другие производители в ближайшее время последуют столь удачной новации). А с другой стороны этой бесконечно раздуваемой вселенной, в иркутских автосалонах объявились такие гранды, как Porsche Cayenne или новейшая модель: Mercedes R-класса - «внедорожный» минивэн, созданный на платформе нового ML.

Надо ли говорить, чем отличаются такие кроссоверы от «простых смертных» моделей, кроме размеров и мощности многолитровых двигателей? Дорогая кожа, адаптивные подвески с активными стабилизаторами, телефонные модули, чехлы для лыж в качестве штатных принадлежностей, камеры заднего вида, TV/DVD, электропривод складывания кресел третьего ряда, мультимедийный комплекс для задних пассажиров - в общем, отличаются.

Но что важно, между названными новинками из разных полюсов SUV происходили свои события в «середине», то есть в более ожидаемом и самом востребованном сегменте. Впервые официально поставляемый в Россию RAV-4 объявился с более мощным 2,4-литровым двигателем, что, несомненно, сразу расширило для него конкурентную нишу. В начале осени на рынок вышел Opel Antara - технический двойник дефицитного паркетника Chevrolet Captiva. Также с 2,4-литровым двигателем, который хоть и менее мощный, чем у RAV-4, но является базовым. В текущем полугодии появятся и более дорогие версии с 3,2-литровым V6.

А в середине лета в Иркутске начались продажи нового Nissan X-Trail, и сразу на выбор с двумя бензиновыми двигателями: базовым 2,0-литровым и 2,5-литровым. Дизельных версий, доступных европейцам, в России пока не будет. К сожалению, конкурирующий в этом же сегменте Honda CR-V насчет более мощного мотора пока отмалчивается, хотя все «карты» указывают на скорейшее появление 2,4-литровой версии.

Среди легковых моделей чисто японского производства масштабных событий не происходило. Существенная новость из мира массовых моделей касалась выхода на рынок нового Mitsubishi Lancer, да и то машина теперь перешла в более высокий ценовой диапазон. Из европейских марок летом «засветился» новый купе-кабриолет со складной жесткой крышей VW Eos, созданный на платформе Golf. Но этот автомобиль, понятно, лишь дополнение к существующей модельной гамме VW. Более важно то, что не так давно состоялся выход нового Ford Mondeo, который «нагло» ступил в бизнес-класс, оставаясь при этом в широком ценовом диапазоне. Интересно также, что еще летом в Иркутске прошла экспромт-презентация марки Skoda и было объявлено об открытии осенью дилерского центра по продаже и обслуживанию чешско-немецких автомобилей.

Кстати, за эти полгода наметились свои очередные шаги в дилерской инфраструктуре. В некоторых случаях даже глобальные. Так, после лишения дилерских полномочий автоцентра Ford на Ракитной, новый автоцентр Ford открылся на Ширямова, причем офис и шоу-рум во временных условиях работы - ожидается возведение рядом огромного мультибрендового автосалона, где будут представлены Ford, Volvo и Land Rover, а позже и другие марки. А на Ракитной теперь мультибрендовый сервис. На Трактовой строится гигантский автоцентр Toyota, также в Иркутске две компании борются за право стать дилерами Lexus.

Но что хотелось бы отметить в заключении - хотя спрос на новые иномарки только растет, времена ажиотажного дефицита проходят. Просто потому, что очевидными темпамирастет и предложение. Сегодня немало моделей можно купить свободно. Один лишь факт - именно в текущем году даже Ford Focus вышел из разряда патологического дефицита, стал предлагаться свободно на выбор, что само по себе символизирует стабилизацию спроса-предложения. И все же, наиболее востребованные в России модели пока еще приходится ждать, причем долго - по два, три и более месяцев.

Василий Ларин

Весь автомобильный Иркутск № 16

Поделиться ссылкой
Другие материалы номера
Важное на форуме

Автофирмы Иркутска







Весь каталог