СОГРЕТЬ И СОХРАНИТЬ |
||
|
Предпусковой подогрев двигателя, как известно, приносит много благ автовладельцам. В сущности, он кардинально избавляет от всех многочисленных проблем, связанных с извечной нашей «карой» - эксплуатацией техники в суровых зимних условиях. Даже проблемные в плане холодного запуска автомобили в принципе перестают беспокоить возможными отказами. Иркутск автомобильный приспосабливается к зиме всевозможными способами, в том числе осваивая системы предпускового подогрева, то есть возможность преждевременно и «целиком» нагревать неработающий (читай: стылый) двигатель через его же контур охлаждения. То есть, даже в стужу запуск мотора безболезненно для него и для вас пройдет при теплой (или даже горячей) температуре антифриза. Нет критического износа, нет массированного выброса токсичных веществ, нет потерь времени и вреда собственному здоровью! Правда, говоря «системы», приходится лукавить, поскольку по принципу действия и промышленному исполнению их не так много, а реальное воплощение на нашем массовом рынке и вовсе нашли единицы, без особой конъюнктуры. Однако важно другое - долго искать, где приобрести устройства и где их установить, теперь не требуется. Сейчас это вполне состоявшийся сегмент рынка услуг, причем со своими естественными законами развития - «непотребные» устройства уходят, а зарекомендовавшие себя предлагаются довольно широко, причем с модернизацией ассортимента и конструкций, в том числе совершенствуются способы управления при помощи современных коммуникационных средств. По типу действия у нас пока прижились самые распространенные в «холодном» мире подогреватели: электрические и топливные. Электрические работают от бытовой сети и по своей «идеологии» относятся к самым демократичным: простая конструкция, где основной деталью выступает нагревательный элемент по типу «кипятильника», и доступные цены. Среди них есть маломощные конструкции (500-800 Вт, в зависимости от рабочего объема двигателя), рассчитанные на «мягкий» прогрев без риска «вскипятить» контур. Такие устройства особенно просты в исполнении и даже не предполагают термореле, и теоретически могут включаться на долгое время (хотя экономия электроэнергии и безопасность со счетов сбрасываться не должны). А есть мощные нагреватели (от 1000 Вт), предназначенные для более быстрого и высокотемпературного прогрева. Эти сложней по конструкции и, разумеется, дороже. Когда-то в качестве маломощных в Иркутске предлагались в основном устройства шведской фирмы Calix, которые предполагают установку нагревательного элемента непосредственно в блок цилиндров через специальные заглушки. Чем и достигается высокий КПД даже при малой мощности, хотя их установка зачастую не так проста, как может показаться. Сейчас эти устройства тоже есть, разве что не для всех двигателей их можно подобрать. Мощные же нагреватели с терморегуляторами предлагались отечественного производства, тюменской фирмы «Лидер», и рассчитаны они были на отечественные же автомобили, включая грузовики. Сейчас такие устройства широко известны под названием «Северс», а в народе слывут «котлами» - за характерную конструкцию и эффективную «отдачу». Эти устройства необходимо буквально «врезать» в систему охлаждения, используя не заглушки в блоках, а резиновые патрубки. Но со временем «Лидер» тоже выпустил некие аналоги Calix, маломощные и недорогие модели «Беспризорник» и «Лестар», однако вселенского счастья это не принесло. Первый рассчитан на установку в блок цилиндров, однако исключительно ВАЗовских моторов, что практически исключало применение его в иномарках. Второй рассчитан на «врезку» в толстые патрубки системы охлаждения, и тоже для российских двигателей, однако в данном случае есть практическая возможность приспособить такой и ко многим импортным моторам. В результате «Беспризорники» практически исчезли, к тому же завод заявлял об остановке их производства. А вот «Лестар» благодаря способности к адаптированию распространение получил. Однако самым ходовым устройством «Лидера» по-прежнему остается «Северс», некоторые фирмы только его и предлагают, не «заморачиваясь» на других. И что отрадно, этот популярный «котел» совершенствуется согласно массовым потребностям. Во-первых, к нему стали появляться монтажные комплекты с расчетом на импортные двигатели. А во-вторых, что самое интересное, уже в этом сезоне ожидается масштабный выход на рынок универсальной модели нового поколения - «Лестар М», где, по сравнению с предшественником, многое модернизировали: изменили расположение электрической части и форму нагревательной камеры, а также внедрили шариковый клапан (был менее надежный резиновый), аварийный термовыключатель (кроме терморегулятора) и даже сливную пробку! Новое устройство, правда, обойдется дороже прежнего, хотя все равно останется доступным. Не все фирмы, кто продает электрические подогреватели (надо еще учитывать возможность приобретения устройств специально для грузовиков, в том числе для топливных систем), предлагают их установку (но при этом могут порекомендовать сервис). К тому же в ряде случаев автовладельцы делают это самостоятельно, а стоимость установки в сервисах различается в зависимости от сложности и «политики» фирмы, однако в целом устоялась на невысоком уровне. В этой связи некоторые сервисы вообще не связываются с электроподогревателями, объясняя это тем, что их нормальная профессиональная установка должна стоить дороже, чем принято повсеместно. Зато второй тип подогревателей предполагает обязательную установку в квалифицированных сервисах. Это топливные предпусковые подогреватели, которые по стоимости в отсутствие альтернатив можно причислить к элитным устройствам. Но они и по функциональности не чета электрическим. Самое главное отличие и преимущество в их автономности: они совершенно не привязаны к каким-либо источникам энергии, поскольку питание получают из штатного бака автомобиля. Для них главное - наличие топлива и хороший аккумулятор, все остальное сделает автоматика: закачает бензин (или солярку), разведет огонь в «топке», включит встроенный насос и будет гонять нагреваемый антифриз по контуру, пока не прогреет двигатель. А поскольку эти устройства весьма мощные (от 4000 Вт), сделают это быстро и эффективно, притом без особого расхода «горючки». И все это «упаковано» в сравнительно небольшую коробочку, что при умелом подходе позволяет установить их даже под капотами с плотной компоновкой (но иногда приходится использовать и полость за бампером). Уже много лет на рынке представлены топливные подогреватели двух немецких фирм - Hydronic и Webasto. Их принцип работы одинаков, хотя по «гарнитуре» управления есть свои особенности, а по мощности основным спросом пользуются модели в 4000 Вт (для двигателей объемом до 2,5 литров) и в 5000 Вт (от 2,5 до 4,0 литров и более), хотя в наличии бывают или можно заказать более мощные, рассчитанные на тяжелые грузовые автомобили. Например, 10000-Ватный, но и стоить такой будет в два раза дороже (пример есть в таблице). Надо иметь в виду, что минимальная стоимость таких устройств предполагает (в таблице это оговорено) либо «голый» блок, либо в начальной комплектации с простым таймером, или, как его еще называют, «суточным». А вообще опцион управления для них разнообразен и выбирается по желанию и возможностям клиентов. Так, если простой таймер сегодня стоит около 2500 рублей, то «недельный» (то есть с возможностью программировать работу подогревателя на неделю вперед) - уже в районе 3600 рублей. Более того, можно установить дистанционное управление с пультом (дальность действия до километра) и стоить это будет от 11 тысяч рублей (эта цифра называлась для Webasto) или даже от 16000 рублей (для Hydronic). Сегодня также доступна опция управления через сигнализацию и посредством мобильного телефона. Например, для Webasto предлагается GSM-модуль Termocall стоимостью около 22000 рублей. Прибавьте сюда возможность «запитывать» работу подогревателя и на систему отопления салона, хотя эту услугу предлагают не везде и не для всех автомобилей. Плюс ко всему довольно весомые расценки за установку, которые диктуются большим объемом сложных работ. В большинстве фирм расценки за установку даются отдельно, хотя где-то они уже включены в стоимость минимального комплекта. Кстати, если подключение системы отопления салона не вызывает трудностей, то дополнительных денег за это не берут, а если есть технические сложности, то еще прибавьте от 1000 рублей. Впрочем, все базовые данные от специализированных фирм Иркутска мы попытались свести в таблицу, хотя всяких нюансов на этом рынке остается много. Например, кроме покупки и установки этих сложных устройств с электронной начинкой, очень важным вопросом остается квалифицированная диагностика и ремонт, ведь они хоть и по-немецки надежны, но тоже выходят из строя и требуют периодического обслуживания. Но что характерно, альтернативы «немцам» у нас до сих пор по-настоящему и нет. Ни от китайцев, ни, что самое удивительное, от нашей ракетно-космической державы. В свое время на рынок попытались выйти аналоги из Самары под названием Teplostar, которые обходились в два раза дешевле. Но проблемы с надежностью электроники и даже механической части как-то быстро «отсеяли» эти устройства. Сейчас, насколько нам известно, в Иркутске ими никто не занимается. Вместе с тем нельзя не отметить, что за год цены на все подогреватели почти не изменились (читай: не поднялись), а значит, с учетом инфляции они даже снизились. Однако не факт, что в течение сезона цены на этом рынке будут в точности отвечать приведенным в таблице (данные на начало октября 2007 года).
АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ ФИРМАвтономия - ул. Рабочего Штаба, 104, тел. 77-91-13 Арс-Авто - ул. Бурденко, 21, тел. 705-999 Технопарк - ул. Баррикад, 90, тел. 99-64-37 Горбатый - ул. Красноказачья, 20-А, тел. 53-53-00 Ди-станция - ул. Старокузьмихинская, 58, тел. 70-84-22 Контакт - ул. Ширямова, 10, тел. 65-68-96 Мир Автомасел - ул. Баррикад, 26, тел. 34-08-00 Magic Systems - ул. Челябинская, 26, тел. 777-911 Регионтехснаб - ул. Поленова, 18, тел. 53-85-62 СибАвтоАларм - ул. Байкальская, 239, тел. 22-65-08 Совенок - ТЦ «Автоград», пав. 135, тел. 25-51-39 Тавил-Иркутск - ул. Трактовая, 14-Б, тел. 61-82-70 Hi-Tec - ТЦ «Автоград», пристрой 30, тел. 53-66-53 Stopol Electronics - ТЦ «Автоград», пав. 136, тел. 53-86-84 Василий Ларин
|
|