СТАВОК БОЛЬШЕ НЕТ |
||
|
Сегодня можно с известной долей уверенности констатировать - так называемый «аукционный» рынок в Иркутске сформирован, и внести в него сумятицу под силам разве что непреодолимым стихиям. Таким, например, как полный запрет ввоза праворульных автомобилей, 300-процентные таможенные барьеры или коренное изменение японского законодательства с ликвидацией института автомобильных аукционов. Но пока ни одна из вышеупомянутых стихий не стала реальностью, заметно повзрослевший и «окультурившийся» рынок обзавелся более или менее внятной структурой и даже специализацией. Более полную информацию по деятельности конкретных аукционных фирм можно почерпнуть в специализированных разделах текущего выпуска «Всего автомобильного Иркутска», мы же в рамках обзора постараемся ограничиться рассмотрением основных тенденций. Итак, несмотря на периодическое фонтанирование новых аукционных фирм, то поодиночке, а то и целыми группами возникающих в этом, казалось бы, давно и прочно освоенном сегменте, общая «аукционная статистика» региона существенно не меняется, и основной поток автомобилей по-прежнему идет посредством деятельности давно известных компаний. Что, в принципе, неудивительно - для завоевания сколько-нибудь заметных позиций под аукционным солнцем требуется привнести на этот рынок нечто особенное, привлекательное для потенциальных клиентов. Но сегодня все пути для расширения спектра аукционных услуг, включая всевозможные кредитные схемы, уже исчерпаны, и ознаменовать свое появление на этом рынке какими-то невиданными бонусами и льготами вряд ли возможно. Если, конечно, речь не идет об откровенно мошеннической деятельности. Таким образом, все аукционные фирмы региона (как уже имеющиеся, так и те, что только подумывают об открытии) можно условно разделить на три категории. К первой относятся мелкие и недавно открывшиеся фирмы. Таких на сегодняшний день численное большинство, но суммарный объем успешно выполненных ими заказов невелик - как правило, ежемесячное количество договоров в каждой такой компании не превышает десяток машин. А чаще и того меньше. Имеет ли смысл обращаться в такую фирму? Однозначного ответа нет, все зависит от конкретной компании, хотя некоторые общие (не поголовные, а именно общие) плюсы и минусы такого обращения просматриваются. Прежде всего, здесь могут гораздо больше времени и усердия потратить на поиск и выполнение заказа - отсутствие «конвейерного» потока к этому располагает. Разумеется, при условии отработанной схемы поиска, покупки и доставки машины, а этим-то как раз не каждая фирма-новичок может похвастать. Далее, здесь отсутствует вероятность переплаты за «честное имя и многолетний опыт», но последнее вовсе не означает, что конечная стоимость автомобиля окажется низкой. Всему виной малое количество заказов, заставляющее фирму «выжимать» максимум из каждого. Что поделать, производственные нужды фирмы и личные потребности ее работников требуют средств… Вторая категория аукционных фирм - пожалуй, самая известная. Здесь представлены организации, чей опыт работы на этом рынке исчисляется годами, а их названия, как правило, у всех на слуху. Тут имеется стабильный поток клиентов, обширные связи с японскими и приморскими посредниками, выход в самые интимные уголки аукционной статистики и, как следствие, возможность быстрого и оптимального подбора автомобиля. Более того, имея достаточно средств на личные расходы, такие фирмы нередко приобретают на японских автоаукционах довольно выгодные (с позиций дальнейшей реализации) варианты, которые затем пускают в свободную продажу. И покупателю такого авто сплошная выгода - машина гарантированно аукционная и «б/п по РФ». А ее техническое состояние и степень «залеченности», как правило, ничем не отличается от большинства тех, что ежедневно блестят полированными бортами на авторынке в Рабочем. Плюсы обращения в такую фирму уже назывались, но есть и минусы. Так, чем больше клиентов - тем меньше абсолютного времени на конкретный заказ, тем меньшее количество аукционов «обшарит» сотрудник такой фирмы, предпочитая ограничиться поиском в давно проторенных местах и подбором не стопроцентно соответствующих запросу, а максимально похожих на него вариантов. Конечная стоимость автомобиля здесь также не константа - все зависит как от предполагаемой платежеспособности клиента, так и от уровня самооценки менеджеров аукционной фирмы. Третья группа «аукционщиков» весьма неоднородна по своему составу, но объединена общим моментом - участие в аукционных торгах здесь не считается основным видом деятельности. Ведь сегодня о такой «попутной» услуге, как поставка автомобилей с аукционов, заявляют даже банки и автосервисы. Однако основную роль здесь продолжают играть продавцы из Рабочего, потому и максимальная концентрация таких фирм наблюдается на «главном авторынке области» и ближайших к нему комиссионных площадках. Продолжая заниматься привычным делом, то есть перегоном автомобилей с Дальнего Востока для свободной продажи в Иркутске, эти компании не упускают случай привезти машину под конкретный заказ как из Приморья, так и непосредственно с японских стоянок и аукционов. Среди плюсов обращения в такие фирмы - самые либеральные условия покупки - от заказа автомобиля без всякого первоначального взноса до принятия уже имеющейся в распоряжении клиента машины в зачет стоимости нового авто, порой даже по ее рыночной стоимости. Плюс, конечно, постоянное наличие в продаже вполне осязаемых и конкретных, а не виртуальных автомобилей - всегда имеется вероятность, что взгляд клиента «зацепится» за что-нибудь, и желание выбирать варианты с последующим двухмесячным ожиданием отпадет само по себе… К минусам следует отнести как зачастую довольно туманный способ доставки автомобиля в Иркутск, так и не стопроцентную вероятность его «истинно аукционного» происхождения. Не всегда и не везде, но привычный бизнес есть привычный бизнес - приморские рынки не грешат отсутствием выбора, изготовлением «нужных» аукционных листов давно никого не удивить, а сквозной автомобильный проезд с Дальнего Востока до столицы Восточной Сибири по-прежнему существует. Камни по знакам Зодиака Впрочем, сегодня все аукционщики, независимо от своей принадлежности к той или иной группе, успешно справляются с главной задачей - вселить в ориентированного на second-hand покупателя уверенность в отсутствии «подводных камней» как в биографии, так и в техническом состоянии приобретаемого автомобиля. Кому отдать предпочтение, какие факторы считать основополагающими, решать только нам. По-другому не будет - аукционный рынок, как уже говорилось, сформирован и останется таким впредь. Как минимум до тех времен, пока мы не начнем в массовом порядке пересаживаться на новые автомобили из дилерских шоу-румов…
Вячеслав Старцев
|
|
|