ФАКТОР СОХРАННОСТИ |
||
|
Pandect 470 – сегодня хит сезона среди иммобилайзеров. На очереди модель 477 Ситуация с угонами в регионе складывается спорная. С одной стороны, правоохранительные органы рапортуют, что показатели преступности в этой категории постепенно снижаются, однако, что бы они там ни заявляли, любому владельцу автомобиля от этого ни холодно, ни жарко - вероятность остаться без машины существует и потенциально касается каждого из нас. С другой стороны, сами преступники становятся все более изощренными, технически подкованными. А страховые компании, чтобы не прогореть, на некоторые особо угоняемые модели повышают процентные ставки. Не становится меньше и хулиганов, которым чужая машина нужна лишь для того, чтобы покататься. Так что, как говорится, налицо все предпосылки для дальнейшего развития противоугонных систем. Покуда жива тяга к чужому имуществу, этот рынок не умрет. Так что же нового нам предлагают?
ЗА КРЕПКУЮ СВЯЗЬ
В большинстве систем команды между брелоком и центральным блоком подаются при помощи радиосигнала. Это одно из самых слабых мест традиционных «противоугонок» - на качестве связи отрицательно сказываются и влияние помех, и неустойчивая работа приемопередатчика, различные сбои, ошибки и так далее, не говоря уже о возможностях сканирования и перехвата кодовой посылки. Поэтому основная борьба, конечно, ведется за качество связи и ее дальность. Последнее особенно важно для систем с двухсторонней связью. Если приводить примеры, то бесспорными лидерами по помехозащищенности и дальности связи профессионалы называют такие системы, как SherKhan Magicar (начиная с 5-й модели), Pandora DeLuxe 1500 и Stalker MS-600. При испытаниях в условиях, приближенных к реальности, они показывают неплохую дальность связи. На извещение - порядка 1000-1500/400-700 метров (поле/город), на команду - 300-500/200-300 м (поле/город). Совсем немного лидерам в классе уступают люксовые модели StarLine и Tomahawk. Кстати, все эти перечисленные системы считаются наиболее популярными в Иркутске и «держат» за собой львиную долю рынка. Следует отметить, что дальность связи очень сильно зависит и от качества элементов питания. Чтобы батарейка в пейджере служила не менее 2-3 месяцев, покупать надо заведомо качественные элементы (Duracell, Energizer и др.), которые по определению не могут стоить дешево. Что касается криптостойкости (возможности защиты от интеллектуального взлома), то и тут ведутся серьезные разработки, хотя поводов для беспокойства возникает гораздо больше. Ведь возможность захвата секретных посылок, которыми обмениваются основной блок комплекса и пейджер, может привести к тому, что злоумышленники, используя специальное устройство для обработки кода, начнут управлять охранной системой помимо воли хозяина. Камень преткновения в том, от чего отталкиваются создатели сигнализаций - от противоугонных возможностей или от уровня сервисных услуг. И здесь возникает существенная разница между уже названными лидерами рынка. Например, очень популярная недавно модель SherKhan Magicar 5 при всей своей функциональной навороченности, по отзывам специалистов, обладает очень невысокой взломоустойчивостью по сравнению с другими системами того же класса (возможно, с появлением SherKhan 8 эта проблема отчасти решится). Для StarLine и Tomahawk характерны средние показатели. Лучшими в классе оказываются модели семейств Pandora и MS Stalker - в них используется оригинальный принцип шифрования информации, а также настоящий «диалог» по принципу «свойчужой», в отличие от хитроумных, но не до конца честных заявлений конкурентов, что их системы тоже работают по диалоговому принципу. Реализованы в этих системах и богатые возможности дополнительных блокировок, чем, опять же, не могут похвастать другие производители. Однако, при всех своих неоспоримых противоугонных преимуществах, Pandora и Stalker крайне требовательны к технической подготовке установщиков и при неграмотной инсталляции будут сведены к уровню более простых систем. Не зря, кстати, этими системами занимается ограниченный контингент установочных центров Иркутска. Теперь непосредственно о новинках указанных брендов. Например, в ближайшие недели ожидается массовое появление Sher-Khan Magicar 8, премьера которой состоялась летом этого года. В новой модели брелоккоммуникатор теперь может быть использован для управления двумя автомобилями (если на обоих стоит система Sher-Khan). Изменена активация функции «свободные руки» - теперь нужно нажать две, а не одну кнопки, как раньше (чтобы не допустить ошибочного включения). Для более надежной работы системы в центральный блок добавлен датчик перепада напряжения. Есть выход для дополнительного внешнего датчика (помимо штатного ударного). Из других интересных новшеств выделим парковочный таймер, полноценный будильник, более совершенный режим энергосбережения. Система может работать с несколькими дополнительными брелоками, а благодаря режиму синхронизации на дисплее брелока-коммутатора схематично отображаются все манипуляции, производимые с автомобилем даже при помощи дополнительного брелока. По заявлению производителя, в системе используется более совершенный принцип кодирования передаваемой информации. В целом можно говорить, что новая модель сохраняет традиции предыдущих - сигнализации Sher-Khan всегда считались лидерами по уровню предлагаемого сервиса. Модернизирована линейка сигнализаций Stalker MS-600. После того как была создана модель 600NB с усовершенствованным приемопередатчиком, последовала серия мелких модернизаций. Сегодня линейка включает в себя несколько моделей, немного отличающихся по параметрам, а наличие цифровой шины, характерное для Stalker всех поколений, позволяет легко адаптировать сигнализацию для установки в современные высокотехнологичные автомобили, где для управления бортовым электрооборудованием используется мультиплексная шина обмена данных. Уже созданы модули сопряжения для а/м разных марок. Сегодня это одно из важных направлений, которым следуют разработчики Magic Systems. В семействе Pandora подвергнута модернизации модель DeLuxe 1500, получившая индекс «i». Напомним, что модель 1500 имеет очень гибкий алгоритм автозапуска, встроенный иммобилайзер, работающий с электронными ключамитаблетками. Есть и уникальные моменты - например, в системе используется интегрированный акселерометр, на основе которого реализованы интеллектуальные датчики наклона, движения, удара - не нужно тянуть дополнительные провода, к тому же это упрощает установку без потери качества. В целом, сигнализации Pandora позиционируются как системы премиум-класса с очень выгодным соотношением цена/качество. Изменения, реализованные DeLuxe 1500i, заслуживают подробного рассмотрения. Прежде всего, улучшения коснулись радиотракта, и по дальности связи это сегодня одна из лучших моделей на рынке. Изменился брелок - теперь используется ЖК-дисплей увеличенной яркости и с более широким углом обзора. Соответственно увеличились пиктограммы. Также появилась возможность «перепрошивать» встроенное программное обеспечение - по мере дальнейших модернизаций. Автозапуск стал еще более интеллектуальным - добавился второй датчик температуры. Для потенциальных приобретателей может быть немаловажным то, что Pandora DeLuxe 1500i полностью совместима с предыдущими моделями серии DeLuxe (100% соответствие всех кабелей и разъемов), и переход на новое поколение обойдется с минимальными затратами. Скоро должны начаться продажи 2000-й модели Pandora. Все лучшее взято из предыдущего поколения, но еще более усовершенствован радиотракт (в частности, повысилась скорость передачи данных). Изменения коснулись и функций, необходимых для контроля и управления системой - некоторые упрощены, добавлены новые. Раз уж разговор зашел о Pandora, нельзя оставить без внимания иммобилайзер Pandect - продукт производства той же компании «Алармтрейд». В этом устройстве впервые был использован гигагерцевый диапазон частот, что обеспечило уникальную компактность изделия - сам блок и цифровые реле имеют очень малые размеры. Сегодня Pandect представлен моделью IS-477. Новый иммобилайзер может работать совместно с Pandora DeLuxe 1500i и позволяет реализовать режим «свободные руки» (отпадает необходимость каждый раз жать кнопку на брелоке - система сама «опознает» хозяина). К системе можно подключать до 3-х удаленных реле, есть возможность работы с противоугонными метками предыдущих поколений. Специально для Pandora и Pandect разработаны реле управления капотом. Управляются они кодированным сигналом по цифровой шине. Кстати, компания «Ультрастар» тоже запустила в производство цифровые реле-иммобилайзеры StarLine DRR, которые предназначены для совместной работы с системами StarLine Twage серии «В» (B6 и B9 - сегодня хиты продаж этой фирмы). Внедрение новинки - реальный способ повысить противоугонные характеристики этих неплохих, в общем-то, систем, которым раньше серьезно не хватало чего-то подобного. Как и у других производителей, где цифровые реле используются давно, StarLine DRR скрыто устанавливается в штатную проводку и не требует дополнительного проводного соединения с центральным блоком. Создали в «Ультрастар» также цифровой иммобилайзер StarLine Smart 2.4G с частотой канала 2,4 ГГц, как и у Pandect. У этих двух систем есть определенная схожесть - диалоговый код, малые размеры. Кстати, нельзя отрицать и визуальное сходство. Но есть и существенные отличия по характеристикам, по организации блокировок. Специалисты отмечают, что обе системы имеют как свои плюсы, так и минусы (скажем, у Pandect есть встроенный датчик движения, а Smart чуть компактнее). В «Ультрастар» готовят к выходу еще более свежую модель. Стало известно о появлении еще одного образца, работающего на той же частоте 2,4 ГГц - иммобилайзера DF-KEY, производства компании «DEFENgroup». В том же направлении ведутся разработки и у других производителей автомобильных охранных систем. Как бы там ни было, в конечном итоге для потребителей конкуренция только на руку. Несмотря на широкое распространение систем «two-way» с ЖК-дисплеями, есть еще примеры дальнейшего развития систем, где по старинке используются светодиодные индикаторы. Поскольку даже суперсовременные ЖК-дисплеи плохо переносят морозы, а светодиоды не подведут, даже если брелок лежит в наружном кармане куртки. К тому же не всем покупателям так уж нужны разбросанные по экрану хитроумные пиктограммы - главное, получить подтверждение, что отправленная команда выполнена, а также, чтобы система вовремя известила о тревоге. Благодаря светодиодным индикаторам значительно снижено и энергопотребление. И это, кстати, идеальный вариант для водителей, страдающих дальнозоркостью - разобрать пиктограммы на дисплее им порой очень трудно. А цена при этом в сравнении с ЖК-системами может отличаться в разы. Неплохое предложение именно светодиодных коммуникаторов демонстрируют многие производители, например, «трехтысячный» ряд Pantera (модели XS-3100 и 3150). Эксперты отмечают хорошую дальнобойность этих систем, вполне достаточную информативность. Но главное достоинство подобных сигнализаций - их невысокая стоимость. Разумеется, не забыты Pantera и ЖК-системы - в свет вышла XS-3500 с усовершенствованными параметрами автозапуска.
ВСЕ ДАЛЬШЕ И ДАЛЬШЕЕсли столь популярные сегодня системы с двухсторонней связью имеют серьезные ограничения по дальности приема/передачи сигнала (максимум до 1500 м), то при установке модуля сотовой связи (GSM-пейджера) проблема дальности решается кардинально - не будут препятствием даже сотни и тысячи километров. Связь возможна повсюду, где работают мобильные телефоны. Стоит добавить навигационный модуль GPS - и автомобильная охранная система позволит определять координаты местоположения автомобиля и сообщать их на телефон владельца или диспетчера охранной службы. Такой модуль может подключаться отдельно или изначально входит в состав системы (GSM/GPS-пейджеры). Не стоит забывать, что пейджеры еще со времен создания первых образцов были наделены противоугонными функциями. Сегодня эти возможности более расширены. Так что появление на борту еще одного устройства только усилит возможности охранной системы. Нельзя не отметить тенденцию - все больше людей готовы тратить деньги на дальнюю связь для управления сигнализацией. В прошлом обзоре мы отмечали GSM-пейджер ELITA, который пользуется популярностью у иркутских установщиков. На этот раз из новинок GSM-пейджеров следует отметить модуль SOBR GSM-100 (SOBR - торговая марка новосибирского предприятия ООО «Абсолют»). Пейджер может передавать на телефон владельца разнообразную информацию о состоянии автомобиля и охранной сигнализации: количество и причины срабатывания тревоги; напряжение бортовой сети; температура в салоне и т.д. Можно включить блокировку двигателя, дистанционный запуск, предпусковой подогреватель. Одно из достоинств пейджера SOBR - Л бюджетная цена при относительно неплохо развитом функционале. Управлять системой можно не только с сотового (отправив SMS с командой), но и с любого телефона, имеющего режим тонального набора. В отличие от системы ELITA, у «собра» есть датчик движения и реализована функция прослушивания салона (через микрофон).
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
В последнее время больший упор делается на универсальные охраннопоисковые системы, где GSM-пейджер и GPS-модуль составляют одно целое. Такое устройство, например, впервые предлагает компания Star Line - это модуль Space, возможности которого наиболее полноценно реализуются при работе совместно с сигнализациями StarLine моделей А2, А4, 24V, В6, В9, которые оснащены шиной Twage Data. Впрочем, он может работать и практически с любыми сигнализациями других производителей - для этого нужен специальный блок интерфейса StarLine Link. Magic Systems развивает тему своего «хитового» пейджера PGSM - выпущено третье поколение. Главная особенность новинки - MS-PGSM 3 имеет встроенную память на 2 Mб. Это позволяет сохранять в памяти несколько фотографий с установкой в салоне фотокамеры, а также вести запись о перемещениях транспортного средства в течение довольно длительного промежутка времени, в случае если пропала GSM-связь За счет применения более современных технологий удалось существенно снизить стоимость изделия в сравнении с предыдущим образцом. В новинке применен высокочувствительный GPS-приемник на чипсете нового поколения, он не требует наличия внешней антенны, а это, в свою очередь, повышает скрытность установки. При работе в режиме резервного питания (если аккумулятор сел или умышленно выведен из строя) реализован ряд энергосберегающих алгоритмов - комбинированное отключение питания различных модулей. Однако навигация и точные координаты - это ничто, если они не подкреплены соответствующим сервисом. Только лишь одних данных, полученных через SMS, недостаточно. К сожалению, пока говорить о каком-то действительно глобальном шествии охранно-поисковых систем не приходится. Впрочем, региональные охранные агентства уже вовсю используют новое направление и обеспечивают одновременнно поиск, охрану и сопровождение транспортного средства в режиме реального времени. В Иркутске эта услуга налажена охранными агентствами «Сократ», «Желдорохрана», «Евраас», «Авангард», «Новый город» и другими. Правда, не все агентства дают владельцу возможности для самостоятельного мониторинга, если его цель - не только охрана собственной машины. На сегодня объективно только пейджер MS PGSM-3, который используется в ОА «Желдорохрана», включен в общедоступный онлайновый мониторинг - когда любой желающий может контролировать свой автомобиль с помощью Интернета. Компании «Евраас» и Magic Systems развивают еще и маршрутизацию - совершенно новое направление, построенное на основе охранно-поисковых систем. Речь идет о создании диспетчерских центров для специализированных транспортных компаний, куда стекается полная информация не только о перемещениях транспортных средств, но и о всевозможных параметрах (начиная от расхода топлива и заканчивая регистрацией погрузки-выгрузки), что позволяет контролировать рабочий цикл любого предприятия. Еще одно перспективное направление - это видеорегистрация. В автомобиль ставится устройство, включающее в себя флэш-плеер и камеру (или несколько камер). Все, что происходит в салоне или вне автомобиля, записывается на плеер. Объем записи ограничен физическим размером памяти устройства. Возможны варианты - запись по команде или по событию, или постоянно циклически, в течение неограниченного времени. Вероятно, вскоре эта пока еще дорогая услуга (в Иркутске бюджетный вариант обойдется в 30-35 тыс. руб.) станет нормой безопасности и охраны. Пока она реализуется с помощью специализированных модулей, но скоро можно ожидать такой функции и от сигнализаций. Другое обстоятельство, пока сдерживающее эту услугу, - сибирские холода, которые способно выдержать не каждое оборудование. Кирилл Юрченко
|
|