Эдуард Викторович Борисов,
коммерческий директор компании «Агат-Авто»
Компания «Агат-Авто» (http://agatauto.ru/). Основана в июне 2000 года. В Иркутске представляет отечественную марку ГАЗ, с 2006 года - японский автоконцерн Nissan (официальный дилер с 2008 года), а также коммерческое направление компании Hyundai. Одна из новых сфер для «Агат-Авто» — сегмент техники для активного отдыха, где представлены квадроциклы и другая техника производства отечественной компании «Балт-Моторс». Президент компании — Александр Валерьевич БОГАТЫРЕВ.
— Эдуард Викторович, не могу не затронуть тему насущную. Расскажите, как ударил кризис по планам вашей компании?
— Конечно, сегодняшняя экономическая ситуация — тема номер один для любого предприятия. На сегодня мы сосредоточились на продвижении двух марок — автомобилях ГАЗ и Nissan, так как это две основных позиции, на которых держится наш бизнес. И это направление в целом оценивается позитивно. С остальными марками — Hyundai и Great Wall, которыми мы активно занимались до прошлого года, ситуация пока в подвешенном состоянии. В силу разных причин — у дистрибьюторов, продвигавших эти марки, тоже назрели какие-то свои внутренние организационные вопросы. Как и что будет, время покажет. По итогам года будем делать какие-то выводы. Но одно можно сказать точно — к примеру, мы не намерены отказываться от востребованного рынком коммерческого направления Hyundai. Что касается продукции ТаГАЗ, то пока трудно говорить о перспективах. А вот с Great Wall ситуация несколько иная и довольно интересная. Если раньше свой флагман - внедорожник Hover - они собирали из машинокомплектов, то сегодня компания делает ставку на более глубокую сборку, благодаря чему удастся войти в иные таможенные нормативы. Завод в Подмосковье реконструируется, и уже в ближайшее время, возможно, к концу года, мы возобновим активное сотрудничество с Great Wall.
— Значит, китайские автомобили еще покажут себя?
— Какой еще внедорожник в богатой комплектации, с кожаным салоном, можно приобрести за 700 тысяч рублей? А дистрибьюторы обещают, что им удастся еще больше оптимизировать цену. Уверен, она окажется весьма интересной, особенно для жителей регионов. Люди спрашивают, интересуются, то есть спрос есть. Качество вполне достойное, хотя, конечно, по ресурсу Great Wall уступает автомобилям японской сборки, но и стоимость несопоставима. Не каждый ведь может позволить себе новый Nissan или Toyota. Будут ли китайцы иметь серьезную долю рынка — не уверен. Ведь им еще многое нужно сделать. В первую очередь, вкладываться в свои бренды. Как это делают титаны автомобилестроения — колоссальные средства тратят на рекламу, маркетинг. Китайцы пока далеки от этого.
— Как удается сочетать два все-таки столь разных по духу направления - отечественные и зарубежные автомобили?
— Тут можно говорить о двух стратегиях. Очень разных. Но мы пытаемся их совместить. Во-первых, отличаются потребители. На продукцию ГАЗ больше ориентируются юридические лица, муниципалитеты. Последних довольно серьезно поддерживает государство и помогает приобретать автомобили специального назначения — различную коммерческую и коммунальную технику. Во-вторых, к сожалению, автозавод не имеет сегодня достаточно внятной концепции легкового автомобиля. Как оказалось, ошибкой был проект Siber. В тех объемах, что он выпускался и расходился на рынке, держать модель на конвейере стало невыгодно. А вот по коммерческому направлению ГАЗ сегодня практически вне конкуренции на внутреннем рынке. Тут, правда, есть и свои минусы — отсутствие конкуренции создает атмосферу расслабленности. От этого и все недостатки, главный из которых плохое качество. Все мы знаем, какова пропасть между отдельно взятой иномаркой и отечественным автомобилем. И хочется, чтобы не было стыдно за те автомобили, что ты продаешь и обслуживаешь. Объемы продаж по ГАЗ серьезные, только не всегда и не все есть в наличии — завод порой не успевает удовлетворить насущные запросы дилеров. Потом для потребителей отечественной техники характерна ситуация, когда люди попросту отказываются от гарантийного обслуживания, так как уже внутренне готовы к тому, чтобы решать проблемы с машинами самостоятельно. Но это не цивилизованный подход, и двигаться в его поисках — совместная задача и завода, и нас как дилеров.
— Иное дело — Nissan. Это, как говорится, совершенно полярный подход. Для нас Nissan — в основном частный клиент. Тут своя специфика, иная политика производителя. Это автомобили, которые не только выгодно, но еще интересно продавать.
Статус официального дилера мы приобрели только к концу прошлого года. Этому предшествовала масса работы — необходимо было соответствие стандартам концерна. Но усилия стоили того. Официальный статус — не только имидж. Это различные инструменты, которыми можно успешно пользоваться, привлекая клиента. Финансовая поддержка потребителей, тест-драйв на любые модели, широкий ассортимент на складе. Еще и московская цена. И этот набор инструментов позволил нам не упасть по продажам. Более того — сегодня мы потихоньку идем в гору. Если учесть, что рынок новых автомобилей в Иркутске в целом упал на 50%, такой частный рост — многого стоит. В первую очередь, это означает, что те люди, которые могли позволить себе купить автомобиль, пришли к нам. Задача минимум любого дилера — научиться работать так, чтобы завлечь клиента. Заинтересовать его предложением. Качественно обслужить при покупке автомобиля. И этому мы уже научились. Сейчас предстоит второй этап — научиться оставаться привлекательным для клиента после продажи автомобиля.
— Судя по тому, сколько жалоб идет от покупателей на очереди на ремонт и обслуживание, это большая проблема для многих.
— Есть такое. И нас не миновала эта ситуация. Мы видим проблемы. Знаем, как их решать. Когда стало не хватать места — пришлось расширяться. И сегодня, пока идет строительство нового центра, изыскиваем внутренние резервы. Например, перешли на ежедневный режим работы — то есть все подразделения нашего автоцентра работают семь дней в неделю. Сервис перешел на двухсменный график работы.
— В гарантии есть такое понятие, как перепробег? Насколько серьезно это в применении к Nissan?
— Мы понимаем, что в некоторых случаях роль играет отдаленность. Область большая. И где-то идем навстречу клиенту. С другой стороны, межсервисный интервал Nissan — 15 тысяч. А мы рекомендуем сократить его до 10 тысяч, учитывая жесткие условия эксплуатации. Как бы нас не обвиняли в попытках заработать лишнее на обслуживании, визуальная разница между тем же фильтром, замененным через 15 или 10 тысяч, заметна, и клиенты это понимают. Но данная цифра - всего лишь рекомендованная. И если человек нацелен на обслуживание в промежутке 10-15 тысяч, никаких проблем не будет.
— Каковы ваши планы по расширению присутствия на рынке?
— В сегодняшней ситуации мы озаботились тем, чтобы быть ближе к клиенту. Если вернуться к предыдущему вопросу, то, к примеру, имея станцию в Иркутске, сложно продавать автомобили в Братск, Усть-Илимск или другой отдаленный район. Возникает вопрос сервисной поддержки. Сегодня мы ищем станции в регионах, которые могли бы обслуживать наших клиентов, чтобы у тех отпала необходимость ехать в Иркутск за сотни километров. Ну и, конечно, в планах на перспективу — новый, более современный дилерский центр. Сейчас, правда, нелегко говорить о сроках, но строительство начато. Новый центр будет находиться на улице Трактовой, где сегодня собралась серьезная компания из иркутских дилеров. Могу смело сказать, что наш центр станет одним из крупнейших в Иркутской области. Планы амбициозные — и у нас, и у Nissan.
— Оцените конкурентную среду в вашем секторе рынке?
— Здесь не избежать параллелей с другими известными мировыми марками, например, с Toyota. На мировых рынках Nissan и Toyota идут вплотную друг к другу. Как два, пожалуй, главных конкурента, присутствующих во всех нишах — начиная с небольших автомобилей, заканчивая крупными внедорожниками. Обе марки японские, а к этим автомобилям уважение давно воспитано в наших земляках праворульными экземплярами. Но долго в Иркутске новая Toyota была практически единственным вариантом японского автомобиля с левым рулем. Затем появились Honda, Mitsubishi. Так что сегодня нам приходится работать в достаточно жесткой конкуренции.
Так сложилось, что по легковому ряду у Nissan не очень высокое конкурентное преимущество. В плане цены у других компаний могут быть и более выгодные позиции. Исключение — Nissan Teana. У этого автомобиля, я считаю, сегодня один конкурент — Camry. И только с ней, пожалуй, нам приходится делить сегмент бизнес-класса. В полноприводном классе совсем другая картина. Мы предлагаем гамму автомобилей, что не всегда возможно у конкурентов. Nissan Qashqai, Pathfinder, Patrol, X-Trail — кроссовер или джип на любой вкус. Qashqai уже три года на рынке, а до сих пор на него умопомрачительный спрос. Patrol до прошлого года вообще был в дефиците. А ведь это автомобиль более практичный, чем тот же Land Cruiser. Менее пафосный. Реальный внедорожник. Скоро ожидаются X-Trail российской сборкой — по более выгодной цене. Про Mr Bit Casino
— Понятно, что большинство клиентов не ориентируются строго на марку. Для них главное качество обслуживания, какие-то визуальные моменты. И мы делаем все, чтобы люди оценили преимущества Nissan. Мы живем в конкурентном духе, смотрим на то, чего достигли наши соперники, делаем какие-то выводы. Стараемся учиться на чужих ошибках, перенимать опыт. — Возвратимся к экономике. Чем-то пришлось жертвовать в тяжелый период?
— Кризис помог нам определить те резервы, которые раньше мы не сразу видели. Раньше было проще привезти машин побольше и постепенно продавать. Сейчас главное — срок оборачиваемости. Выбирать реально востребованные модели. Неприятное для людей долгое ожидание автомобилей — это есть, и не у нас одних только. Над всем надо работать. Что касается социального фактора, то удалось сохранить коллектив. Самое интересное, что со второго полугодия мы даже начали привлекать новые кадры. Растет ориентация на клиента — требуются сотрудники. Нужна информация — быстрая, интересная, насущная — помогают наши сайты, где мы пытаемся изложить для клиента все в самое подробном виде.
— Как вы оцениваете себя в качестве руководителя?
— Требовательным, наверное. Без этого никак. Но в то же время ни одно предложение или вопрос от подчиненного не могу оставить без внимания. Даже если это будет отказ — важно ответить в том или ином виде. Ничего нельзя пропустить. Где-то я гибок, иду навстречу подчиненным. Правда, иногда ловлю себя на желании, наоборот, закрутить гайки. Учусь отсекать все маловажные для общей работы моменты. Хотя мне приходится раздавать задания узкому кругу лиц, спектр общения очень широк. Когда проводили реконструкцию, я настоял на том, чтобы двери моего кабинета были как можно ближе к входу. В этом плане я совершенно открыт, свободен для общения напрямую по любым вопросам. Считаю важным требовать от работников креатива. Иначе будем топтаться на месте. Постоянно обсуждаем что-то новое, интересное. Ищем у конкурентов. Придумываем сами. Например, из-за нашей удаленности придумали проект — «Метро от Агат-Авто». Клиентам, приехавшим на сервисное обслуживание, предлагаем доставку до центра города бесплатно. А если клиенты хотят приехать к нам в салон — по их звонку мы заказываем такси.
— Как вы отдыхаете?
— За прошедшие годы у меня сложилось свое понимание того, как люди отдыхают и как должны отдыхать. Есть стереотипы, их нужно ломать. Конечно, через пляжный отдых проходишь, но потом понимаешь, что этого мало. Стараюсь вести активный образ жизни, и сына с женой привлекаю к этому. Так что путешествуем семьей. Часто отдых бывает связан с автомобилем. При всем многообразии видов отдыха не могу исключить из своей программы Байкал. Хотя бы раз в год поехать туда, прочувствовать атмосферу, и лучше, когда сезон еще не начался. В прошлом году покорял бездорожье до Замы за рулем Hyundai Santa Fe таганрогского производства. Дорога никакая, было много адреналина. Сегодня езжу на Nissan X-Trail. Очень удачный автомобиль.
На рабочем месте глубоко погружаюсь в дела. Куча писем, всем надо раздать распоряжения. Если начинали мы с восьми человек в штате, то сегодня — больше ста сотрудников. Бюрократическая составляющая работы очень напрягает. Поэтому стараюсь быть чаще в движении. Даже с рабочего места выходить, поехать в город, отправиться в командировку. Прочувствовать другой ритм. По стране много езжу. Если бываю за границей - пытаюсь понять психологию той жизни, направления. Если сидеть на месте, не получается какого-то драйва. Не будет и активного движения компании вперед.
Беседовал Кирилл ЮРЧЕНКО