Сергей Борисович Нескоромных,
директор компании «Фильтр»
Компания «Фильтр» существует на рынке с 1994 года. Направления деятельности: оптовая и розничная продажа расходных материалов; сеть фирменных СТО. Компания — один из крупнейших поставщиков расходных материалов в регионы Восточной Сибири, Якутии, Бурятии и Дальнего Востока. Интернет-магазин компании – www.filters.com.ru.
— Сергей Борисович, чем живет Компания «Фильтр» в настоящее время?
— Сегодня мы ощущаем себя относительно стабильно. В немалой степени благодаря тому, что удалось заранее спрогнозировать ситуацию и принять ряд антикризисных мер. Еще осенью заморозили все долгосрочные проекты. Было введено жесткое регулирование расходов. И все же рынок упал ощутимо. Люди свои машины не перестали обслуживать, но стали предпочитать бюджетные материалы. И если, скажем, раньше клиенты меняли масло строго через 10 тысяч, то сегодня многие затягивают с заменой. Другими словами, работы убавилось ненамного, а в денежном выражении произошел существенный спад. Неизбежна была наценка на валютный товар. Но, несмотря на эти трудности, рабочие места мы не сокращали, и зарплата сотрудников осталась на прежнем уровне. Это, наверное, главный показатель правильности действий. Не стали сокращать и рекламный бюджет. Решили в итоге, что в кризис реклама не менее важна. Мало того, после обвала цен на рекламу, в объеме она даже прибавилась.
Ситуация начала стабилизироваться к середине лета. Мы позволили себе открыть новую СТО в Марата. О рентабельности пока говорить не приходится — станция еще какое-то время потребует затрат, пока не выйдет на самоокупаемость. Но объект планировался давно, и строительство это было делом принципа. Мы создали новые рабочие места, расширили свою сеть и стали ближе для многих клиентов. Когда станет видно, что ситуация в экономике кардинально выправляется, мы реализуем и другие проекты. Единственное, что можно сказать, и это общее мнение руководства — на сегодняшний день сеть Компании «Фильтр» сформирована, и в перспективе открытие новых СТО не планируем. Дальнейшие планы связаны с совершенствованием внутренней базы, увеличением ассортимента, качества и количества услуг.
— Что нового Вы предлагаете своим потребителям?
— Сегодня мы продвигаем комплексное обслуживание европейских автомобилей как альтернативу обслуживанию в дилерских центрах. У нас расширился ассортимент расходных материалов для этих машин, приобретена аппаратура — как для замены жидкостей, так и диагностические стенды. Материалы представлены в двух сегментах — элитное и бюджетное направления.
Еще одна актуальная тема — сервисная книжка для клиентов. Сегодня она универсальная, однако у каждого производителя свои требования, и наши специалисты будут составлять график обслуживания для конкретного автомобиля. Владелец будет знать — когда он должен приехать на очередное ТО, какие процедуры нужно пройти, от которых будет зависеть техническое состояние его автомобиля, сколько ориентировочно потребуется денег. Существует предварительное оповещение — через электронную почту или sms-рассылку.
Все акции, которые нами были заявлены на заре нашей компании: программа «найди дешевле», системы корпоративного обслуживания и накопительных скидок — все это действует. Мы ничего не убираем, только дополняем.
— «Если найдете товар дешевле, мы компенсируем разницу!» — насколько эта акция показала свою эффективность?
— Люди, которые подключались к этой программе, помогали нам мониторить рынок. Помогают и сейчас. И мы им очень благодарны. Бывало, что наши финансисты ошибались, и цены по некоторым позициям оказывались незаслуженно высокими. Если взять корпоративные карточки и накопительную систему, то ведь необязательно, чтобы они были доступны большим фирмам. Люди между собой, друзья, знакомые — они тоже представляют собой часть клуба наших постоянных клиентов. И карточку даже не нужно показывать — достаточно назвать ее номер и фамилию владельца, чтобы получить приличную скидку.
А вообще, лояльность клиента нужно завоевывать не только выгодной ценой, а качественным хорошим обслуживанием, приятными, умными, грамотными сотрудниками. Удобством расположения и времени работы, наконец. Ну, и продукт должен быть высокой пробы. Мы абсолютно все свои материалы, прежде чем пустить их в продажу, проверяем на чистоту происхождения, легальность поставок, контролируем их качество.
— Есть у Компании какие-нибудь особенности в кадровой политике?
— В целом кадровая политика устоялась, но и стать новым сотрудником компании — в этом нет никаких проблем. Сегодня мы можем позволить себе обучать людей, повышать квалификацию персонала. Конечно, если речь идет о должности начальника отдела, то здесь мы предъявим самые строгие требования к соискателю. Но, к примеру, всегда брали и будем брать на работу студентов, выпускников. Некоторые наши сотрудники начинали с ночных слесарей во время учебы и теперь многие из них работают или администраторами, или в офисах компании. То есть карьерный рост возможен. Не скрою — многое мы взяли от социализма. Например, соцсоревнования между сменами, между бригадами. И решающее значение имеет не столько выручка, сколько отсутствие замечаний, наличие положительных отзывов со стороны клиентов. Существует коэффициент трудового участия — выставляется ежедневно. А так как фонд заработной платы единый, то любой штраф для наказания плохо работающего сотрудника одновременно служит поощрением его добросовестных коллег.
— Тяжело управлять большим коллективом?
— Люди обучаемые, желающие работать — опора каждого руководителя. У меня на стене висит фотография — сотрудники, проработавшие в фирме не менее 5 лет и получившие от компании золотой значок. В конце года группа дополнится фотографиями еще семи человек. Эти люди составляют ядро компании. Когда мы все связаны, зависим друг от друга, организованы, обязательны, ответственны перед коллегами, получается единая команда. Если у кого-то трудности, неприятности в быту, стараемся помочь: начиная от жизненного совета, заканчивая каким-то финансовым участием. Здоровая атмосфера — тоже неотъемлемая часть единства. У нас бывали случаи, когда в бригадах пятеро из шести сотрудников оказывали недоверие шестому. Кто бы ни был этот человек, если окажется недостаточно внимания нашего психолога, он будет или переведен на другую должность или на другую станцию. Такие ситуации без внимания оставлять нельзя. Но и бездумно увольнять, разбрасываться специалистами я не в праве. Так в итоге и создается коллектив. Я своим сотрудникам часто говорю — сегодня сложно понять, кто кого пригласил на работу. Мы воспитали вас, квалифицированных специалистов, и если что-то вдруг случится с фирмой, то место «Фильтра» на рынке займет другая компания, а вы без труда найдете там себе работу. А меня уже никто никуда не возьмет. Скажут, вы молодой человек (или уже не молодой) одну компанию развалили, теперь хотите за другую взяться? (смеется).
Если серьезно, то моя цель — чтобы для каждого было честью работать в Компании «Фильтр», и чтобы фирменный флажок на его столе был символом взаимовыгодного сотрудничества. Жизнь в коллективе должна быть частью личной жизни. Но в то же время не надо «убиваться» на работе. То есть 12-часовой рабочий день — не в моих правилах, и я не требую этого от коллег. Считаю, что люди должны успевать все делать в рабочее время.
— Среди автомобильных фирм Иркутска Ваша Компания одной из первых обзавелась сайтом в Интернете. Тогда это была дань моде или необходимость?
— Сначала мы открыли сайт, затем создали интернет-магазин, в нашем направлении первый в Иркутске и области. Что касается сайта, он постоянно обновляется, даются анонсы, объявляются вакансии. На всех наших точках есть возможность установить бесплатный Wi-Fi. Как только появится спрос, мы это организуем. А вообще, технологии очень помогают. Камеры показывают, что происходит на станциях, и наблюдать может не только охрана, но и розничный отдел, или дома я могу подключиться и на экране наблюдать картинку. Так что без Интернета никуда. Это часть нашей жизни.
— Автомобиль тоже часть нашей жизни. Но каждый находит в нем что-то свое.
— Я очень люблю автомобили и всегда старался в них разбираться, хотя и не специалист. При этом не любитель часто менять машины. Никогда не стремился к тому, чтобы как-то улучшать или дорабатывать автомобиль какими-то опциями. Бетанлим Он прекрасен такой, какой есть. При том, что очень люблю ездить, по натуре я не гонщик. А вот авантюрный дух присутствует. Когда бываю за рубежом, если есть возможность взять автомобиль напрокат, никогда не упускаю этот шанс. Оказаться в чужом городе на незнакомом автомобиле — это и адреналин, и безумно интересно. В какой-то степени даже проверка водительского мастерства.
— Заключительный вопрос. Ваш прогноз о развитии рынка.
— Оптимистический. Я вообще по жизни оптимист. К тому же это не первый кризис. Десять лет назад было значительно сложнее. Но и тогда, и сейчас я своим коллегам говорил одно: будь кризис только для нас, для Компании «Фильтр» — вот, что было бы действительно ужасно. А так как эта беда для всех, надо лишь уметь выгодно отличаться. Жизненная практика показывает — быстро подняться можно только на волне кризиса. Во все остальные времена, когда все стабильно — идешь мелкими-мелкими шажками вперед или стоишь какое-то время на месте. А в такой период, пусть не гигантские, но вполне значимые шаги можно сделать.
На заре деятельности были предложения и от производителей, и от крупных поставщиков — сменить название «Фильтр» и работать под чужой вывеской. Несмотря на финансовые трудности, мы от этих заманчивых предложений всегда отказывались. И наше имя для нас вещь абсолютно святая. И за имя боремся. Своему предприятию пятерку я никогда не поставлю — будем совершенствоваться до бесконечности. Вот твердую четверку — пожалуй.
Беседовал Кирилл ЮРЧЕНКО