Авторынок региона: цены и тенденции
Просмотров: 6260
21 Сентября 2010
Теги: авторынок

ПЕРЕЗИМОВКА И ОТТЕПЕЛЬ




Обзор регионального авторынка


Обзор регионального авторынка

Истекшие полгода иркутский рынок новых автомобилей лихорадило в струе общероссийских тенденций – итоги региональных продаж за 2009 год, где спрос по отдельным дилерам сократился до трех раз, и приостановка строительства новых крупных автоцентров – тому свидетельство. А в начале 2010 года некоторые модели продавались еще хуже, чем в начале прошлого года. И все же, в целом нет причин для скепсиса: во-первых, далеко не все дилеры «просели» в разы, а во-вторых, автокомпании в трудное время сумели оптимизировать маркетинговую политику и вступили в 2010 год с интересными предложениями.

РЫНОК НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

В Иркутске у ряда иностранных брендов (Toyota, Ford, Renault, Skoda) по сравнению с «цветущим» 2008-м спад не превысил и 20% – это не столь существенно на фоне общероссийских показателей. А некоторые модели (Focus, Camry) по реализации даже смогли превзойти докризисные значения! Стоит обратить внимание, что такое положение вещей наблюдается по тем брендам, у кого есть производство в России – именно на них рассчитывало правительство, когда принимало новые заградительные пошлины на ввоз иномарок. И это сработало не где-нибудь, а на иркутском рынке! Но премиум-бренды с импортируемой продукцией тоже не «встали», а компания Audi в Иркутске даже смогла увеличить продажи. Тут уже сработал другой фактор – удачная для клиентов этой марки новинка: в начале 2009-го появился кроссовер Q5, на который сразу возник ажиотажный спрос.

В то же время последний зимний отрезок показал, что автокомпании могут ошибаться с прогнозами рынка и в стратегии: в прайсах дилеров автомобили 2008 года выпуска фигурировали даже в начале 2010-го, с приличными скидками, тогда как перед кризисом те же модели могли быть в дефиците, и за ними «стояла» очередь. Более того, с их стороны можно видеть весьма грубые просчеты. Например, одновременно с Audi Q5 фирма Volvo вывела на рынок аналогичного класса премиум-кроссовер XC60, который тоже мог бы стать палочкой-выручалочкой для фирмы и ее дилеров в России. Но не стал, во всяком случае, в Иркутске – за год продали всего один (!) автомобиль, и причина вовсе не в отсутствии спроса, а в ценах и квотах, которые не соответствовали сложившимся условиям. В результате иркутский дилер Volvo, который серьезно рассчитывал на эту модель, оказался в затруднительном положении.

Неоднозначной ситуация складывалась и среди эконом-брендов, которые в трудные времена «обязаны» были возглавить списки продаж. Так, недорогие автомобили китайской марки Chery вопреки прогнозам не подняли, а потеряли спрос, причем в два раза. И даже переднеприводный паркетник Tiggo в версии с АКП не смог исправить ситуацию. Но еще более странные результаты показали автомобили Fiat, и в первую очередь седан Albea – продано едва более десятка машин, причем это модель российской сборки! И в чем тут первопричина – завышенные цены, недостаток рекламы или все вместе, непонятно, но эти машины в народ идут неохотно. Возможно, ситуацию изменит программа продаж новых автомобилей за счет утилизации старых, которая должна заработать и в нашем регионе.

Для полноты минорной картины прошедшего полугодия стоило бы добавить сравнительно скромные подвижки по обновлению модельных рядов, зато это случилось практически во всех классах, а каждая новость имела куда более значительный вес, чем раньше. И потом, еще с середины прошлого года, в Иркутске один за другим открылись три новых дилерских центра: Hyundai, Peugeot и Suzuki, которые все вместе «обновили» официальный модельный потенциал региона сразу по десяткам позиций. Открытие этих центров, представляющих актуальные бренды в малом и среднем ценовом диапазоне, оказалось оправданным – автомобили пользуются спросом, в том числе в популярном классе SUV. Например, кроссовер Hyundai Tucson за «отчетный период» смог узурпировать 2/3 объема продаж среди прочих моделей фирмы. Хороший старт взял и Suzuki Grand Vitara, который тоже составил основу торговли у дилера, к тому же в своем классе этот SUV не имеет аналогов по типу шасси и выбору комплектаций, плюс разумные цены. Впрочем, время не остановилось и в других автоцентрах, где развернулась настоящая борьба за «посткризисного» покупателя.

И так, холодная зима 2009-2010 принесла немало теплых весточек, начиная с компакт-класса. Первым делом – это новый хэтчбек/микровэн Mitsubishi Colt, который вышел в корпоративном дизайне и на сей раз с двумя вариантами кузова, 3-х и 5-дверном. С учетом базового 1,1-литрового двигателя и МКП это позволило предложить умеренные цены – от 450 тысяч рублей при неплохом оснащении. А уже в году Mitsubishi представила «малобюджетный» вариант Outlander XL с 2,0-литровым двигателем и передним приводом, благодаря чему базовые цены стали ниже 900 тысяч. В недорогом для себя классе заявился и Volkswagen, представив новое поколение Polo. Повзрослевший во всех отношениях хэтчбек был предложен по ценам от 475 тысяч рублей, хотя «минималка» – это 3-дверный кузов, 1,2-литровый 3-цилиндровый двигатель, МКП и очень скромное базовое оснащение. Практически все блага компания предоставила выбирать опционально, да и более серьезные базовые версии с 1,4-литровым двигателем и 7-ступенчатым роботом DSG стоят заметно дороже, притом обычная АКП не предлагается.

И все же, учитывая продажи за 2009 год, в эконом-классе самый оптимистичный прогноз связан с появлением обновленного седана Renault Logan, который начал поступать в свободную продажу строго по «расписанию» – с 16 января. Обновлений не так много, но для этой модели они существенны: посвежевший облик, улучшенная функциональность салона (один факт регулировки руля по высоте уже много значит), а также появление 16-клапанной 102-сильной версии 1,6-литрового двигателя. По-прежнему не предусмотрена даже самая простая АКП, зато уровень цен поднялся незначительно – от 318 тысяч рублей. А позже «тему продолжил» другой малобюджетный автомобиль – хэтчбек Renault Sandero, технически соответствующий Logan, и сборка которого теперь тоже налажена в России. Цены адекватные – от 328 тысяч рублей, а ближе к осени модель обещают оснащать 4-ступенчатой АКП.

Интересное событие произошло и в сегменте компактных SUV: выход абсолютной новинки Skoda Yeti, что явно не хватало этому бренду для расширения сферы влияния, хотя позиционирование Yeti, по меньшей мере, необычное. Формально это одноклассник Nissan Qashqai, в том числе по выбору шасси – передний или полный привод. Но технически все самобытно: два турбированных мотора – 1,2-литра в 105 сил и 1,8-литра в 152 силы, первый идет только с передним приводом, второй с полным, причем в обоих случаях с 6-МКП, а робот DSG доступен только с 1,2-литровым мотором! Цены почти от 700 тысяч рублей с учетом хорошего оснащения уже в базе (включая кондиционер и систему стабилизации), и все же для полного «понимания» этой новинки нашим людям не хватает, например, обычного 1,6-литрового двигателя. А если с ним еще упростить базовое оснащение, то машину можно бы предложить гораздо дешевле. Но, как говорится, «там» виднее. В начале весны также стали поступать рестайлинговые Nissan Qashqai, а позже на рынок выйдет новейший кроссовер Hyundai ix35.

Нельзя назвать застойным это полугодие и для премиум-сегмента. Land Rover представил обновленную и еще более дорогую продукцию, дилер BMW обзавелся новым культовым кроссовером X1 и новой нишевой моделью – купе-седаном GT. Дилер Audi в этом модном нынче ключе также представил свою новинку – купе-седан A5 Sportback. Но, пожалуй, самое значимое событие осталось за Toyota, выпустившей обновленный Land Cruiser Prado. И дело даже не в его внешних и внутренних обновах, а в полном пересмотре роли модели на российском рынке. Теперь машина представлена в широком выборе по комплектациям (всего их шесть по ценам от 1730 тысяч), и главное – как с бензиновым, так и с дизельным двигателем, о чем до кризиса покупатели не могли и мечтать. Следом на его базе в Иркутске появился и Lexus GX460.

Ошибкой будет считать, что жизнь замерла у продавцов исконно российских брендов. Да, с новинками здесь и впрямь туго, но продажи не упали: автомобили УАЗ реализуются на уровне 2008 года, а на продукцию АвтоВАЗа даже вырос спрос – примерно на треть, хотя опять в основном за счет «классики». Но если говорить о заметных новинках, то отличился только ГАЗ и только в коммерческом секторе: в начале года состоялась презентация основательно модернизированного семейства под названием «Газель-бизнес». У них новая облицовка и панель салона, CD и даже кондиционер, но главное – это комплексный заводской «тюнинг» по всем системам и узлам с использованием импортных комплектующих, начиная от манжет и заканчивая амортизаторами. Двигатель оставили прежний – 2,9-литровый УМЗ, иначе нельзя обеспечить адекватные цены, которые и без того теперь начинаются от 425 тысяч рублей. 

Василий ЛАРИН

РЫНОК ПОДЕРЖАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Обзор регионального авторынка

В будние дни особенно хорошо видно, насколько сократилось количество продаваемых в Рабочем автомобилей: еще год-полтора тому назад в этой части рынка свободных машиномест не было 

Авторынок в Рабочем, на первый взгляд, серьезных изменений не претерпел: здесь по-прежнему много машин в продаже, а оживление происходит по выходным. В эти дни и торговые площади уже не выглядят полупустыми, и окрестности рынка по традиции превращаются в стихийную автобарахолку, и выбор автомобилей по-прежнему остается велик.

Но будни многое расставляют на свои места. Среди недели особенно хорошо видно, насколько снизилось предложение машин в Рабочем: там, где раньше яблоку негде было упасть, сегодня полно пустых мест: по предварительным оценкам, количество выставленных на продажу машин в сравнении с докризисными объемами сократилось почти вдвое. Но даже среди этого количества все больше автомобилей после местной эксплуатации: не менее половины с местными транзитными номерами, а многие из них уже и рамок из-под госномеров «не стесняются». Рынок second-hand становится таковым в полном смысле этого слова.

Это то, что «лежит на поверхности». От непосвященного взгляда укрывается другой нюанс: низкий спрос на автомобили. Слишком много машин на рынке, что называется, «зависают». Причем далеко не всегда это объясняется завышенной стоимостью или неважным состоянием: нет, зависнуть может и достаточно свежее авто, в том числе без местного пробега.

А таковые, кстати, как ни странно, в явном меньшинстве, хотя на территории рынка есть несколько участков, где они до сих пор составляют основу предложения. При этом нельзя сказать, что сам факт отсутствия местной эксплуатации делает машину дороже: если и есть разница в цене, то она чаще всего непринципиальная. Другое дело, что былого разнообразия здесь давно уже нет, поскольку в условиях кризиса и снижения покупательской активности даже самые ярые любители автоэкзотики предпочитают привозить наиболее массовые и популярные модели.

Впрочем, «новинки» встречаются, но значительно реже, чем раньше. Когда-то такие машины под грифом новизны уходили едва ли не с колес, даже несмотря на завышенную стоимость. Теперь же они могут запросто зависнуть в продаже на месяц, а порой и на два-три, а второго-третьего экземпляров можно и не дождаться. Именно так произошло с кроссовером Honda Crossroad, с утилитарным универсалом Honda Partner нового поколения, с молодежными моделями Toyota Ist и bB… Другие модели, вроде универсала Nissan Wingroad или минивэна Honda Stream нового поколения, не единожды появлялись на рынке. Но и здесь о какой-либо массовости речи не идет.

Многие предрекали скорую замену на авторынке праворульных автомобилей на леворульные. Однако этого пока не произошло, хотя многие продавцы делают попытки переквалифицироваться на данный сегмент. В продаже стало больше машин, пригнанных из европейской части России. Встречаются среди них и варианты «без российского пробега» – из стран еврозоны. Но ни они, ни местный леворульный second-hand пока что погоды не делают: более-менее массово здесь сегодня представлены корейские модели да внедорожники Toyota. Причем среди «корейцев», что характерно, также не менее половины ассортимента приходится на внедорожники и кроссоверы, тогда как другую часть занимают коммерческие модели – микроавтобусы, фургоны и грузовички-полуторки.

Ч то стоит ожидать от авторынка в Рабочем в ближайшем будущем? Основываясь на реалиях и политико-экономических решениях правительства, можно прогнозировать, во-первых, дальнейшее снижение доли машин «без местного пробега», а во-вторых, по- прежнему высокий уровень цен – поскольку, исходя из жесткой позиции Минпромторга, ожидать в ближайшее время снижения таможенных пошлин на автомобили, а вместе с этим и их стоимости, нет оснований. При этом есть большая вероятность того, что уже осенью ввоз праворульных машин из Японии может оказаться под формальным запретом: в новый техрегламент, который, собственно, и является главным «убийцей» правого руля, до сих пор не внесены обещанные поправки и изменения, касающиеся некоторых нюансов регистрации и эксплуатации праворульных машин (в частности, жесткая регламентированность расположения руля, расшифровка идентификационных номеров японских машин, согласование экологических норм и т.п.). Впрочем, запрета на регистрационные действия и даже эксплуатацию уже ввезенных автомобилей с правым рулем в ближайшие несколько лет можно не опасаться, поскольку любое подобное ограничение идет вразрез с основным законом страны – Конституцией РФ.

Алексей СТЕПАНОВ

 

Общие продажи автомобилей иркутскими дилерами в 2009 году

1

Toyota

1100

2

ВАЗ

927

3

Ford

698

4

УАЗ

694

5

Chevrolet (вкл. Niva)

448

6

Mitsubishi

429

7

Renault

371

8

Honda

234

9

Volkswagen

200

10

Nissan

190

11

Audi

182

12

Skoda

166

13

BMW

149

14

Hyundai

118

15

Opel

100

16

Land Rover

91

17

Subaru

88

18

Peugeot

79

19

Ssang Yong

70

20

Citroen

46

21

Suzuki

45

22

Fiat

39

23

Volvo

38

24

Chery

28

25

Lexus

19

26

Hummer

16

27

Cadillac

6


Пять самых популярных автомобилей иркутского рынка в 2009 году

1

Ford Focus

394

2

Toyota Camry

293

3

Renault Logan

286

4

Chevrolet Niva

257

5

Toyota Land Cruiser 200

201

Весь автомобильный Иркутск № 21/2010

 
Поделиться ссылкой
Другие материалы номера
Важное на форуме

Автофирмы Иркутска







Весь каталог