|
Истекшие полгода иркутский рынок новых автомобилей лихорадило в струе общероссийских тенденций – итоги региональных продаж за 2009 год, где спрос по отдельным дилерам сократился до трех раз, и приостановка строительства новых крупных автоцентров – тому свидетельство. А в начале 2010 года некоторые модели продавались еще хуже, чем в начале прошлого года. И все же, в целом нет причин для скепсиса: во-первых, далеко не все дилеры «просели» в разы, а во-вторых, автокомпании в трудное время сумели оптимизировать маркетинговую политику и вступили в 2010 год с интересными предложениями.
РЫНОК НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
В Иркутске у ряда иностранных брендов (Toyota, Ford, Renault, Skoda) по сравнению с «цветущим» 2008-м спад не превысил и 20% – это не столь существенно на фоне общероссийских показателей. А некоторые модели (Focus, Camry) по реализации даже смогли превзойти докризисные значения! Стоит обратить внимание, что такое положение вещей наблюдается по тем брендам, у кого есть производство в России – именно на них рассчитывало правительство, когда принимало новые заградительные пошлины на ввоз иномарок. И это сработало не где-нибудь, а на иркутском рынке! Но премиум-бренды с импортируемой продукцией тоже не «встали», а компания Audi в Иркутске даже смогла увеличить продажи. Тут уже сработал другой фактор – удачная для клиентов этой марки новинка: в начале 2009-го появился кроссовер Q5, на который сразу возник ажиотажный спрос.
В то же время последний зимний отрезок показал, что автокомпании могут ошибаться с прогнозами рынка и в стратегии: в прайсах дилеров автомобили 2008 года выпуска фигурировали даже в начале 2010-го, с приличными скидками, тогда как перед кризисом те же модели могли быть в дефиците, и за ними «стояла» очередь. Более того, с их стороны можно видеть весьма грубые просчеты. Например, одновременно с Audi Q5 фирма Volvo вывела на рынок аналогичного класса премиум-кроссовер XC60, который тоже мог бы стать палочкой-выручалочкой для фирмы и ее дилеров в России. Но не стал, во всяком случае, в Иркутске – за год продали всего один (!) автомобиль, и причина вовсе не в отсутствии спроса, а в ценах и квотах, которые не соответствовали сложившимся условиям. В результате иркутский дилер Volvo, который серьезно рассчитывал на эту модель, оказался в затруднительном положении.
Неоднозначной ситуация складывалась и среди эконом-брендов, которые в трудные времена «обязаны» были возглавить списки продаж. Так, недорогие автомобили китайской марки Chery вопреки прогнозам не подняли, а потеряли спрос, причем в два раза. И даже переднеприводный паркетник Tiggo в версии с АКП не смог исправить ситуацию. Но еще более странные результаты показали автомобили Fiat, и в первую очередь седан Albea – продано едва более десятка машин, причем это модель российской сборки! И в чем тут
первопричина – завышенные цены, недостаток рекламы или все вместе, непонятно, но эти машины в народ идут неохотно. Возможно, ситуацию изменит программа продаж новых автомобилей за счет утилизации старых, которая должна заработать и в нашем регионе.
Для полноты минорной картины прошедшего полугодия стоило бы добавить сравнительно скромные подвижки по обновлению модельных рядов, зато это случилось практически во всех классах, а каждая новость имела куда более значительный вес, чем раньше. И потом, еще с середины прошлого года, в Иркутске один за другим открылись три новых дилерских центра: Hyundai, Peugeot и Suzuki, которые все вместе «обновили» официальный модельный потенциал региона сразу по десяткам позиций. Открытие этих центров, представляющих актуальные бренды в малом и среднем ценовом диапазоне, оказалось оправданным – автомобили пользуются спросом, в том числе в популярном классе SUV. Например, кроссовер Hyundai Tucson за «отчетный период» смог узурпировать 2/3 объема продаж среди прочих моделей фирмы. Хороший старт взял и Suzuki Grand Vitara, который тоже составил основу торговли у дилера, к тому же в своем классе этот SUV не имеет аналогов по типу шасси и выбору комплектаций, плюс разумные цены. Впрочем, время не остановилось и в других автоцентрах, где развернулась настоящая борьба за «посткризисного» покупателя.
И так, холодная зима 2009-2010 принесла немало теплых весточек, начиная с компакт-класса. Первым делом – это новый хэтчбек/микровэн Mitsubishi Colt, который вышел в корпоративном дизайне и на сей раз с двумя вариантами кузова, 3-х и 5-дверном. С учетом базового 1,1-литрового двигателя и МКП это позволило предложить умеренные цены – от 450 тысяч рублей при неплохом оснащении. А уже в году Mitsubishi представила «малобюджетный» вариант Outlander XL с 2,0-литровым двигателем и передним приводом, благодаря чему базовые цены стали ниже 900 тысяч. В недорогом для себя классе заявился и Volkswagen, представив новое поколение Polo. Повзрослевший во всех отношениях хэтчбек был предложен по ценам от 475 тысяч рублей, хотя «минималка» – это 3-дверный кузов, 1,2-литровый 3-цилиндровый двигатель, МКП и очень скромное базовое оснащение. Практически все блага компания предоставила выбирать опционально, да и более серьезные базовые версии с 1,4-литровым двигателем и 7-ступенчатым роботом DSG стоят заметно дороже, притом обычная АКП не предлагается.
И все же, учитывая продажи за 2009 год, в эконом-классе самый оптимистичный прогноз связан с появлением обновленного седана Renault Logan, который начал поступать в свободную продажу строго по «расписанию» – с 16 января. Обновлений не так много, но для этой модели они существенны: посвежевший облик, улучшенная функциональность салона (один факт регулировки руля по высоте уже много значит), а также появление 16-клапанной 102-сильной версии 1,6-литрового двигателя. По-прежнему не предусмотрена даже самая простая АКП, зато уровень цен поднялся незначительно – от 318 тысяч рублей. А позже «тему продолжил» другой малобюджетный автомобиль – хэтчбек Renault Sandero, технически соответствующий Logan, и сборка которого теперь тоже налажена в России. Цены адекватные – от 328 тысяч рублей, а ближе к осени модель обещают оснащать 4-ступенчатой АКП.
Интересное событие произошло и в сегменте компактных SUV: выход абсолютной новинки Skoda Yeti, что явно не хватало этому бренду для расширения сферы влияния, хотя позиционирование Yeti, по меньшей мере, необычное. Формально это одноклассник Nissan Qashqai, в том числе по выбору шасси – передний или полный привод. Но технически все самобытно: два турбированных мотора – 1,2-литра в 105 сил и 1,8-литра в 152 силы, первый идет только с передним приводом, второй с полным, причем в обоих случаях с 6-МКП, а робот DSG доступен только с 1,2-литровым мотором! Цены почти от 700 тысяч рублей с учетом хорошего оснащения уже в базе (включая кондиционер и систему стабилизации), и все же для полного «понимания» этой новинки нашим людям не хватает, например, обычного 1,6-литрового двигателя. А если с ним еще упростить базовое оснащение, то машину можно бы предложить гораздо дешевле. Но, как говорится, «там» виднее. В начале весны также стали поступать рестайлинговые Nissan Qashqai, а позже на рынок выйдет новейший кроссовер Hyundai ix35.
Нельзя назвать застойным это полугодие и для премиум-сегмента. Land Rover представил обновленную и еще более дорогую продукцию, дилер BMW обзавелся новым культовым кроссовером X1 и новой нишевой моделью – купе-седаном GT. Дилер Audi в этом модном нынче ключе также представил свою новинку – купе-седан A5 Sportback. Но, пожалуй, самое значимое событие осталось за Toyota, выпустившей обновленный Land Cruiser Prado. И дело даже не в его внешних и внутренних обновах, а в полном пересмотре роли модели на российском рынке. Теперь машина представлена в широком выборе по комплектациям (всего их шесть по ценам от 1730 тысяч), и главное – как с бензиновым, так и с дизельным двигателем, о чем до кризиса покупатели не могли и мечтать. Следом на его базе в Иркутске появился и Lexus GX460.
Ошибкой будет считать, что жизнь замерла у продавцов исконно российских брендов. Да, с новинками здесь и впрямь туго, но продажи не упали: автомобили УАЗ реализуются на уровне 2008 года, а на продукцию АвтоВАЗа даже вырос спрос – примерно на треть, хотя опять в основном за счет «классики». Но если говорить о заметных новинках, то отличился только ГАЗ и только в коммерческом секторе: в начале года состоялась презентация основательно модернизированного семейства под названием «Газель-бизнес». У них новая облицовка и панель салона, CD и даже кондиционер, но главное – это комплексный заводской «тюнинг» по всем системам и узлам с использованием импортных комплектующих, начиная от манжет и заканчивая амортизаторами. Двигатель оставили прежний – 2,9-литровый УМЗ, иначе нельзя обеспечить адекватные цены, которые и без того теперь начинаются от 425 тысяч рублей.
Василий ЛАРИН
РЫНОК ПОДЕРЖАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
В будние дни особенно хорошо видно, насколько сократилось количество продаваемых в Рабочем автомобилей: еще год-полтора тому назад в этой части рынка свободных машиномест не было
Авторынок в Рабочем, на первый взгляд, серьезных изменений не претерпел: здесь по-прежнему много машин в продаже, а оживление происходит по выходным. В эти дни и торговые площади уже не выглядят полупустыми, и окрестности рынка по традиции превращаются в стихийную автобарахолку, и выбор автомобилей по-прежнему остается велик.
Но будни многое расставляют на свои места. Среди недели особенно хорошо видно, насколько снизилось предложение машин в Рабочем: там, где раньше яблоку негде было упасть, сегодня полно пустых мест: по предварительным оценкам, количество выставленных на продажу машин в сравнении с докризисными объемами сократилось почти вдвое. Но даже среди этого количества все больше автомобилей после местной эксплуатации: не менее половины с местными транзитными номерами, а многие из них уже и рамок из-под госномеров «не стесняются». Рынок second-hand становится таковым в полном смысле этого слова.
Это то, что «лежит на поверхности». От непосвященного взгляда укрывается другой нюанс: низкий спрос на автомобили. Слишком много машин на рынке, что называется, «зависают». Причем далеко не всегда это объясняется завышенной стоимостью или неважным состоянием: нет, зависнуть может и достаточно свежее авто, в том числе без местного пробега.
А таковые, кстати, как ни странно, в явном меньшинстве, хотя на территории рынка есть несколько участков, где они до сих пор составляют основу предложения. При этом нельзя сказать, что сам факт отсутствия местной эксплуатации делает машину дороже: если и есть разница в цене, то она чаще всего непринципиальная. Другое дело, что былого разнообразия здесь давно уже нет, поскольку в условиях кризиса и снижения покупательской активности даже самые ярые любители автоэкзотики предпочитают привозить наиболее массовые и популярные модели.
Впрочем, «новинки» встречаются, но значительно реже, чем раньше. Когда-то такие машины под грифом новизны уходили едва ли не с колес, даже несмотря на завышенную стоимость. Теперь же они могут запросто зависнуть в продаже на месяц, а порой и на два-три, а второго-третьего экземпляров можно и не дождаться. Именно так произошло с кроссовером Honda Crossroad, с утилитарным универсалом Honda Partner нового поколения, с молодежными моделями Toyota Ist и bB… Другие модели, вроде универсала Nissan Wingroad или минивэна Honda Stream нового поколения, не единожды появлялись на рынке. Но и здесь о какой-либо массовости речи не идет.
Многие предрекали скорую замену на авторынке праворульных автомобилей на леворульные. Однако этого пока не произошло, хотя многие продавцы делают попытки переквалифицироваться на данный сегмент. В продаже стало больше машин, пригнанных из европейской части России. Встречаются среди них и варианты «без российского пробега» – из стран еврозоны. Но ни они, ни местный леворульный second-hand пока что погоды не делают: более-менее массово здесь сегодня представлены корейские модели да внедорожники Toyota. Причем среди «корейцев», что характерно, также не менее половины ассортимента приходится на внедорожники и кроссоверы, тогда как другую часть занимают коммерческие модели – микроавтобусы, фургоны и грузовички-полуторки.
Ч то стоит ожидать от авторынка в Рабочем в ближайшем будущем? Основываясь на реалиях и политико-экономических решениях правительства, можно прогнозировать, во-первых, дальнейшее снижение доли машин «без местного пробега», а во-вторых, по- прежнему высокий уровень цен – поскольку, исходя из жесткой позиции Минпромторга, ожидать в ближайшее время снижения таможенных пошлин на автомобили, а вместе с этим и их стоимости, нет оснований. При этом есть большая вероятность того, что уже осенью ввоз праворульных машин из Японии может оказаться под формальным запретом: в новый техрегламент, который, собственно, и является главным «убийцей» правого руля, до сих пор не внесены обещанные поправки и изменения, касающиеся некоторых нюансов регистрации и эксплуатации праворульных машин (в частности, жесткая регламентированность расположения руля, расшифровка идентификационных номеров японских машин, согласование экологических норм и т.п.). Впрочем, запрета на регистрационные действия и даже эксплуатацию уже ввезенных автомобилей с правым рулем в ближайшие несколько лет можно не опасаться, поскольку любое подобное ограничение идет вразрез с основным законом страны – Конституцией РФ.
Алексей СТЕПАНОВ
Общие продажи автомобилей иркутскими дилерами в 2009 году |
1
|
Toyota
|
1100
|
2
|
ВАЗ
|
927
|
3
|
Ford
|
698
|
4
|
УАЗ
|
694
|
5
|
Chevrolet (вкл. Niva)
|
448
|
6
|
Mitsubishi
|
429
|
7
|
Renault
|
371
|
8
|
Honda
|
234
|
9
|
Volkswagen
|
200
|
10
|
Nissan
|
190
|
11
|
Audi
|
182
|
12
|
Skoda
|
166
|
13
|
BMW
|
149
|
14
|
Hyundai
|
118
|
15
|
Opel
|
100
|
16
|
Land Rover
|
91
|
17
|
Subaru
|
88
|
18
|
Peugeot
|
79
|
19
|
Ssang Yong
|
70
|
20
|
Citroen
|
46
|
21
|
Suzuki
|
45
|
22
|
Fiat
|
39
|
23
|
Volvo
|
38
|
24
|
Chery
|
28
|
25
|
Lexus
|
19
|
26
|
Hummer
|
16
|
27
|
Cadillac
|
6
|
Пять самых популярных автомобилей иркутского рынка в 2009 году |
1
|
Ford Focus
|
394
|
2
|
Toyota Camry
|
293
|
3
|
Renault Logan
|
286
|
4
|
Chevrolet Niva
|
257
|
5
|
Toyota Land Cruiser 200
|
201
|
Весь автомобильный Иркутск № 21/2010
|