Прохождение техосмотра
Просмотров: 13261
29 Сентября 2010

ПРО ТО

Прохождение техосмотра
Владимир Миклошевич, директор ООО «Диавто»




C 2008 года техосмотр в Иркутской области проходит с применением средств технического диагностирования. Часть автовладельцев уже прошла стадию получения «талона». Другая с волнением ждет эту процедуру. 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

При ТО с применением средств технического диагностирования для начала проводится проверка соответствия марки, модели, модификации (типа), цвета, года выпуска, идентификационного номера (VIN), если он есть, номеров шасси (рамы), кузова (коляски, прицепа), двигателя, государственного регистрационного знака данным, указанным в документах. В случае выявления изменений, подлежащих внесению и не внесенных в регистрационные документы, эксплуатация такого ТС запрещается.

Транспортное средство, техническое состояние и оборудование которого не отвечают хотя бы одному из требований безопасности дорожного движения, считается неисправным, и его эксплуатация запрещается. При проведении повторного осмотра такого транспортного средства в срок не позднее 20 дней с момента предыдущего, проверка технического состояния проводится только по тем показателям, которые при предыдущем осмотре не соответствовали требованиям. Если автомобиль предоставляется на ТО в третий раз, диагностическая карта приобретается заново, так как в «старой» карте уже использованы все строчки, а на полях писать не положено.

После 20 дней с момента предыдущего осмотра проверка технического состояния проводится в полном объеме.

Согласно ГОСТу металлические части передних «кенгуринов» должны иметь мягкие покрытия для уменьшения травм, которые могут быть нанесены пешеходам. К тому же «кенгурины» не должны загораживать регистрационные номера и внешние световые приборы. Техрегламент, который только планируется принять, предусматривает запрещение эксплуатации автомобилей с кенгуринами. Разрешено ставить легкие решетки для защиты фар от камней и пластиковые накладки, но они должны легко сниматься при эксплуатации машины ночью.

Перед ТО необходимо проверить техническое состояние автомобиля. Можно самому, а лучше в автосервисе. Выявленные неисправности надо устранить – это значительно увеличит шансы прохождения ТО.

Огнетушитель может быть любой, но с действующим сроком годности. Правда, емкость огнетушителя должна быть 2 л. В автобусах необходимо иметь два огнетушителя – один у водителя, второй в салоне. У пенных огнетушителей нужно обращать внимание на индикатор давления: стрелка в красной зоне – перекачали, зеленая – в норме, желтая – давление низкое. Согласно ГОСТ Р 4127–2001 знак аварийной остановки состоит из двух треугольников. Внешний треугольник – большой со светоотражающей пленкой (каждая из его сторон должна быть длиной 50 см +/-5 см). На внутреннем треугольнике – флюоресцирующее покрытие, которое видно в полной темноте.

Автоаптечка должна иметь сертификат и перечень вложения с не истекшим сроком годности. Ее необходимо пополнять по мере использования лекарств, перевязочных средств. В автобусах должно быть две аптечки. Случается, что вы купили аптечку, а срок ее годности истек или заканчивается через месяц. Поэтому будьте внимательнее – срок годности автоаптечки 1,5-2 года.

Все внешние световые приборы должны быть без разбитых рассеивателей и работать в установленном режиме, иметь свет согласно Правилам дорожного движения. Габариты и фары спереди должны быть белыми, повороты желтыми или оран- жевыми. Другой цвет запрещен. Также знак автопоезда впереди – желтый. Задние фонари и стоп-сигналы — красные, «повороты» желтые, освещение госномера и задняя скорость белые, повороты желтые. Все боковые, габаритные огни желтые. При включении омывателя должны работать дворники. Болты крепления номеров имеют цвет поля номера. Машину надо помыть: в соответствии с Приказом №190 МВД РФ водители обязаны предоставлять ТС чистым, чтобы сотрудники ГАИ, контролеры могли беспрепятственно проверить номера агрегатов, а также исправность рулевой и тормозной системы.

Основной документ при прохождении технического осмотра в России – ГОСТ Р 51709–2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». Но в нем имеются ссылки на другие ГОСТы, например, по выбросам в атмосферу, по автомобильным стеклам, единые предписания, касающиеся треугольников аварийной остановки, и другие.

ТОНИРОВКА

Светопропускаемость переднего ветрового стекла – не менее 75%, передних боковых – не менее 70%. На оставшихся стеклах тонировка может быть любая, кроме зеркальной. Разрешается применять прозрачные, цветные пленки сверху ветрового стекла шириной не более 140 мм (14 см). На больших автобусах пленка не должна заходить в зону стеклоочистителя. Также необходимо снять защиту с передних фар, так как она может снизить яркость света, и это запишут в недостатки. Необходимо, чтобы у водителя не была просрочена медицинская карточка, которая действует 3 года. Сегодня «водительскую» медкомиссию можно без проблем пройти в здании поликлиники УВД (пер. Пионерский, вход со стороны ул. Литвинова, 10). Кроме документов и денег (400 руб.), необходимо иметь фотографию 3x4. Если во время ТО возникла спорная ситуация, обратитесь к инспектору ГИБДД или к руководству пункта инструментального контроля. Если меры не предпринимаются – надо обращаться в Комитет по защите прав потребителей.

АВТОМОЙКА

На ТО транспорт предоставляется чистым. Это влияет на качество проверки. Часто грязь, попадающая на дорогостоящее оборудование, выводит его из строя. Грязь сыпется на контролеров в яме. А главное, из-за нее иногда не видно тормозных шлангов, шплинтов, трубок, что затрудняет проведение техосмотра.

Чтобы подсушить тормоза после мойки, достаточно 3-4 раза притормозить, и их свойства восстанавливаются.

ИНДИКАТОРЫ

Все индикаторы и контрольные приборы должны загораться при включении зажигания и через некоторое время гаснуть. Исключение: контрольные лампочки наличия топлива в баке и жидкости в бачке омывателя. Также проверяющие смотрят на панель управления при включении зажигания. В этот момент загораются датчики ABS – если есть, подушек безопасности и т.д. Затем они гаснут. Не гаснущий датчик сигнализирует о неисправности.

ТОРМОЗА

Тормозные стенды показывают усилия, которые возникают при торможении, и они должны быть в допустимых пределах – для каждой марки и типа автомобилей. Современные тормозные стенды сами определяют эти пределы. На одной оси не должно быть значительных расхождений значений тормозных сил. Это может привести к заносу. Разное давление в шинах на одной оси приводит к большой разнице тормозных усилий. Площадь пятна на слабо накаченном колесе больше, поэтому машину заносит в эту сторону. Течь всех эксплуатационных жидкостей недопустима. Трещины на тормозных шлангах – повод для их замены.

ШИНЫ

Разница давления воздуха в шинах сказывается не только на управляемости, но и на работе тормозной системы. На вентилях шин должны быть колпачки. Без них требуемое давление в шинах удержать проблематично. Нередко перед заездом на тормозной стенд просят выровнять давление в колесах или подкачать их, если видят, что шины «слабоваты». Причина – при разности давления в шинах происходят изменения усилий на одной оси. Слабое колесо, как правило, показывает на стенде большее усилие, чем накаченное. Если же давление в шинах в пределах нормы, а усилия на оси остаются разными, неисправность надо искать непосредственно в тормозной системе.

Проверяя, на какой резине должна эксплуатироваться машина, в ИК смотрят на таблички, приклеенные в проемах дверей. Не допускается использование дисков большего диаметра, чем рекомендовано производителем, также нельзя на одной оси использовать разную резину. Одинаковым должен быть тип шин и рисунок протектора. Шипованные шины должны стоять на всех колесах. Не проходят ТО машины, «обутые» в шины, отличающиеся размерами и нагрузкой.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Он обязательно присутствует при прохождении ТО. Любые уверения о том, что техническое состояние транспортного средства проверяется при помощи компьютера – просто слова. Например, есть несколько способов забраковать автомобиль на тормозном стенде. Допустим, резко нажать на тормоз. Тогда при замерах прибор может выдать искаженное значение, что будет диагностироваться как неполадки в тормозной системе. Второй способ: машина заехала на тормозной стенд немного боком. В этом случае одно из колес стоит не на двух роликах, а на одном, или на второй ролик колесо заезжает слегка. При этом датчик его видит, но компьютер не распознает и, продолжая тестировать тормозную систему, выдает неисправность. Если проверяющий заинтересован забраковать машину, он чуть-чуть подвернет руль – владелец машины этого не увидит, а тормоза окажутся неисправны.

ГБО

Согласно инструкции по технике безопасности машины с газобаллонным оборудованием при заезде в бокс должны переключиться на бензин, чтобы проверить выхлопные газы на СО. В этот момент контролер проходит мимо с течеискателем, с помощью которого проверяется утечка газа. Случается, что прибор начинает пищать, как только машина заходит в бокс. При тщательной проверке течи не обнаруживается – оказывается, машину только что заправили газом.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

У современной машины в 99% случаев нет люфтов в рулевых механизмах, или они находятся в допустимых пределах. У российских машин все наоборот. На ТО заезжали маршрутки «Газель», у которых люфт доходил до 59-70 градусов. Есть люфты у «Жигулей», «Москвичей», на «Волгах». Бывают проблемы с рулевым у Kia Besta, Hyundai Grace, SsangYong Istana (эти микроавтобусы используются как маршрутные такси, поэтому эксплуатируются на износ). Одной из причин стука в рулевой рейке бывает износ механизма зацепления. Чаще изнашиваются втулки, которыми рейка крепится к кузову. Ремонтировать рулевой механизм должен грамотный специалист, иначе руль будет «закусывать» или вообще заклинит.

СВЕТ

У европейских автомобилей верхний угол фар освещает правую сторону – обочину и пешеходов. Свет американских автомобилей ровный по горизонту – претензий к нему нет. У японских машин также приподнят угол, но уже влево. На старых японских авто можно развернуть цоколь лампы на 15% (если у нее есть «абажур»). На Челябинской «лишний свет» праворульных машин убирают с помощью прямоугольных наклеек на фары. Бояться этого не надо и сдирать пленку после ТО не стоит – она в действительности помогает решить проблему «праворульного света».

Проблемы создают китайские лампочки: бывает, что их устанавливают вверх ногами, к тому же в процессе эксплуатации провисает нить накаливания, отчего пучок света уходит куда угодно. Если подобные лампы установлены на японских автомобилях с правым расположением руля, то свет фар становится непредсказуем.

КСЕНОН

В последнее время появились ксеноновые лампы с цоколями, позволяющие установку в фары, предназначенные для галогенных ламп. Их фокусные расстояния не совпадают, и на экране образуется белый пучок наподобие шара. Отрегулировать его невозможно, и он сильно слепит встречный транспорт. Машины с подробными лампами ТО не проходят.

Теоретически без корректора ксенон не устанавливают. На практике многие автомобили обходятся без него. И самое удивительное, ГОСТом его установка не предусмотрена, так как производители не предполагали, что кто-то додумается устанавливать газоразрядные лампы без корректора. И теперь транспорт, оборудованный ксеноновыми лампами без автокорректора, сталкивается на ТО с большими трудностями.

СТЕКЛО

Трещины ветрового стекла в районе щеток стеклоочистителя со стороны водителя являются нарушением – придется менять стекло. Оно должно быть чистым, без сколов и потертостей от «дворников».

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗНАКИ

Водители нервничают, когда вдруг выясняется, что госномер установлен с нарушением ГОСТа. Даже рамки под госномера, продающиеся в магазинах, часто не соответствуют ГОСТу. Те, что просто защелкивают госномер, брать нельзя: номер необходимо прикручивать белыми саморезами или болтами. Согласно ГОСТу цвет болта/катафота должен быть в цвет номера. На переднем номере светоотражающие катафоты – белые. Сзади их ставить нельзя, только красные (или белые болты без катафотов). Нельзя устанавливать лестницы, которые загораживают госномер. Сам госномер не должен закрывать часть фонарей. Даже брызговики (точнее, их отсутствие) могут закрыть путь к заветному талону. Грязезащитные устройства должны быть на автомашинах, где они предусмотрены конструкцией. Иногда обвесы заменяют роль брызговиков.

ТОКСИЧНОСТЬ

При измерении токсичности выхлопных газов (ГОСТ 52033-2003) особых проблем не возникает, разве что у владельцев российских УАЗов и ГАЗов, поэтому владельцам подобных машин перед техосмотром неплохо бы сделать диагностику двигателя. Измерение дымности дизельных автомобилей (ГОСТ 52160–2003) порой вызывает споры. Как правило, перед замерами дизелю дают время погазовать, затем делают восемь нажатий на педаль газа до упора, стараясь совместить плавность хода с быстротой нажатия педали. Если нет шального значения (что-то из глушителя подняло и т.д.), прибор делает замеры по четырем последним нажатиям. Иногда владельцы дизельных автомобилей снимают термостаты, и двигатель даже под нагрузкой не нагревается выше 50 градусов, но при этом коптит. Многие водители маршрутных такси перед техосмотром так «закручивают» аппаратуру, что даже в бокс заезжают с трудом – мотор не коптит, но и мощность не развивает. Многое зависит и от сорта дизельного топлива. Иногда стоит перейти на качественную солярку, и дымность исчезает.

СРОКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ТО

Новые легковые и грузовые а/м массой до3,5 тонн — раз в 3 года (талон ТО выдается на36 месяцев, включая год выпуска).

ТС возрастом не более 7 лет, включая год выпуска — 2 года (талон выдается на 24месяца).

ТС старше 7 лет — 1 год (талон выдается на12 месяцев).

ТС категории С проходят техосмотр ежегодно.

ТС категории Д и перевозящие опасные, крупногабаритные грузы ТО проходят каждые 6 месяцев.

 

ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ ОСМОТРЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ:

  • Документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • Действующее водительское удостоверение;
  • Действующая медсправка (срок – 36 месяцев после выдачи, после 60 лет водители должны проходить медицинскую комиссию ежегодно).
  • Документ, подтверждающий право собственности (ПТС);
  • Свидетельство о регистрации ТС;
  • Квитанции (платежные поручения) об уплате за проведение осмотра, в том числе с использованием средств технического диагностирования.
 

СТОИМОСТЬ ПРОВЕРКИ ТС (ОПЛАЧИВАЕТСЯ НА СТАНЦИИ ТО, РУБ.)

1. Легковые автомобили – 345.

2. Грузовые автомобили с массой без нагрузки до 3,5 тонн – 394

от 3,5 до 12 тон – 529

свыше 12 тонн – 599.

3. Автобусы с массой без нагрузки до 5 тонн – 449

свыше 5 тонн 574.

4. Мототранспортные средства 160.

5. Прицепы с массой без нагрузки до 0,75 тонн – 130

от 0,75 до 3,5 тонн – 235

свыше 3,5 тонн – 290.

6. Полуприцепы 365.

7. Транспортные средства для перевозки крупногабаритных или опасных грузов, специальные и специализированные транспортные средства с массой без нагрузки до 3,5 тонн – 513

от 3,5 до 12 тонн – 688

свыше 12 тонн – 779.

Государственная пошлина 300 руб., оплачивается в Сбербанке

ГДЕ ПРОХОДИТЬ

На территории Иркутской области сегодня работают 12 станций инструментального контроля, на которых проводится ТО.

Предприятие «Диавто» проводит ТО транспортных средств, стоящих на учете в Кировском, Октябрьском и Куйбышевском районах Иркутска (ул. Челябинская, 25, тел.: 779-134).

Предприятие «Транспарк» проводит ТО транспортных средств, стоящих на учете в Ленинском и Свердловском районах Иркутска (ул. Набережная Иркута, 1, тел.: 400-200, 400-400).

Предприятие ДСК проводит ТО в Слюдянском районе (Слюдянка, ул. Слюдяная, 4 «А», тел.: 8 (39544) 535-71).

Предприятие Усолье-Сервис проводит ТО в Усолье-Сибирском и Усольском районе (Усолье-Сибирское, ул. Менделеева, 45, тел.: 8 (39543) 647-42).

ИП Столярский А.В. проводит ТО в Черемховском районе (Черемхово, ул. Е. Бердниковой, 15, тел.: 8 (39546) 352-23).

ИП Маякова М.В. проводит ТО в Зиминском районе (Зима, ул. Западная, 10 «А», тел.: 8 (39554) 325-77).

ИП Зилинская М.В. проводит ТО в Тулунском районе (Тулун, м/р Угольщиков, 36, тел.: 8 (39530) 603-37).

ИП Стасов А.В. проводит ТО в Тайшетском районе (Тайшет, ул. Транспортная, 48 «Н», тел.: 8 (39563) 500-04).

Предприятие «АвтоЛайт» проводит ТО в Братском районе (Братск, ул. Муханова, 52 «А», тел: 8 (3953) 425-635).

Предприятие ИП Савчугова В.А. проводит ТО в Усть-Илимском районе (Усть-Илимск, Промкомзона, Тойота Центр Илим и промплощадка ЛПК, тел.: 8 (39535) 255-75).

Предприятие Диагностика-ГТО проводит ТО в Усть-Кутском районе (Усть-Кут, 405-й городок, терр. МП «Трансссервис»).

Предприятие АвтоДиК ТО в Нижнеилимском районе (Железногорск-Илимский, п. Донецкий).

 

РАСПИСАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХОСМОТРА В ИРКУТСКЕ:

В Затоне

Ежедневно с 9-00 до 17-40, выходной – воскресенье. Тел.: 400-200, 400-400.  Автомойка, тел.: 73-55-23 (мытье арок кузова перед техосмотром 150 руб., кузов седана 320 руб., внедорожника 400 руб.).

• В Правобережном округе

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница с 9-00 до 18-00, суббота с 9-00 до 17-00, выходной – воскресенье. Выдача и прием документов производится в рабочие дни до 17:00.

В субботу до 16 часов. Телефон пункта ТО на Челябинской: 77-91-34. Автомойка 100-300 руб. Регулировка фар 250-350 руб.

 


 

Анатолий ЯМБАЕВ,
Владимир МИКЛОШЕВИЧ,
директор ООО «Диавто»

Весь автомобильный Иркутск № 21

 
Поделиться ссылкой
Другие материалы номера
Важное на форуме

Автофирмы Иркутска







Весь каталог