ГРАДУС КИПЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
При исправной системе охлаждения двигатель не должен перегреваться даже в летнюю жару. Но проблемы, накапливаясь, имеют обыкновение таиться до поры до времени и открыто проявляются именно в теплый сезон, когда склонность к перегреву может появиться и у далеко не старого автомобиля.
ТЕОРИЯ ОХЛАЖДЕНИЯ Температура в цилиндрах двигателя при сгорании топливно-воздушной смеси достигает 2000 градусов. Понятно, что без достаточного охлаждения никакие механизмы долго не выдержат такой тепловой нагрузки. В классическом двигателе внутреннего сгорания используется жидкостная система охлаждения, в состав которой входят: – рубашка охлаждения двигателя (блока и головки цилиндров); – водяной насос (помпа); – радиатор, крышка радиатора, расширительный бачок; – вентилятор охлаждения радиатора; – термостат, датчики температуры; – соединительные патрубки и шланги. Система должна быть герметична, по уровню заполнена охлаждающей жидкостью (ОЖ) с необходимыми рабочими параметрами. Водяной насос (помпа) обеспечивает циркуляцию жидкости по системе. Радиатор – основной элемент охлаждения: именно через него основная масса тепла выводится в атмосферу. Вентилятор включается по сигналу температурных датчиков и необходим для увеличения потока воздуха, проходящего через радиатор. Крышка радиатора и расширительный бачок компенсируют изменение объема и давления жидкости в системе при ее нагревании/ охлаждении. Термостат (регулятор) должен поддерживать оптимальный тепловой режим в двигателе в зависимости от окружающей температуры и режимов эксплуатации. При закрытом термостате ОЖ циркулирует по «малому кругу» (т.е. только внутри двигателя), при открытом – циркуляция осуществляется через радиатор. ПРОФИЛАКТИКА От исправности всех перечисленных элементов зависит работоспособность системы охлаждения. Оценить ее состояние можно диагностическими методами. В случае необходимости осуществляются плановое обслуживание и ремонт. Некоторые работы можно проводить самостоятельно, например, регулярный профилактический осмотр. Так, не должно быть следов утечки ОЖ или следов «потения» (белые натеки: их можно заметить в местах соединения резиновых шлангов с патрубками или на трубках треснувшего радиатора). Необходимо следить за уровнем ОЖ. Допускается небольшая естественная убыль вследствие испарения, если концентрированный антифриз был разбавлен водой. В серьезных случаях значительное снижение уровня ОЖ может свидетельствовать о внутренних утечках. Элементарная проверка термостата – после пуска холодного двигателя отводящий (нижний) шланг радиатора должен некоторое время оставаться холодным. Быстрый нагрев нижнего шланга указывает на наличие циркуляции, чего не должно быть, пока двигатель не прогреется до рабочей температуры. Шланги должны быть достаточно мягкими – резина грубеет по мере старения. Если на остывшем двигателе при сдавливании любого из шлангов чувствуется хруст, значит, внутри образовалась накипь, и не только в шлангах, но и во всей системе, что ухудшает отвод тепла и циркуляцию. Накипь и продукты коррозии в пробке радиатора могут привести к чрезмерному повышению давления в системе. Помпа очень чувствительна к двум факторам: качеству антифриза, который служит естественной смазкой подшипника и к натяжению приводного ремня – если он сильно натянут, возможен быстрый износ подшипника. Необходимо, чтобы был чистым радиатор. Периодически следует продувать его (в направлении, обратном потоку воздуха), очищая соты от пуха и пыли. При малейших подозрениях на неисправность системы охлаждения необходимо обращаться в сервис. ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ Автосервисы, в которых предусматриваются работы с системой охлаждения или отдельными ее элементами, можно условно разделить на несколько групп. Сервисы, специализирующиеся на плановом техническом обслуживании, предлагают узкий набор услуг – диагностика, замена ОЖ, промывка системы с помощью аппаратуры и химических средств (в легких случаях помогает избавиться от накипи). В качестве дополнительной услуги возможна установка подогревателей. Однако эти фирмы могут предложить значительный ассортимент антифризов любых марок, расходных материалов на различные двигатели – термостаты, температурные датчики, кольца-прокладки, радиаторные пробки. Есть станции, предлагающие и ремонт, но мелкий и агрегатный – то есть замене подлежит узел целиком (помпа, радиатор). В любом случае возможности сервиса следует уточнять. Другой ряд СТО – как правило, универсальные автосервисы, где по системе охлаждения предлагается не только обслу-живание, но и любой ремонт, включая сложный, связанный с разборкой двигателя. Многие из таких сервисов имеют магазины и склады, что существенно облегчает выбор запчастей и материалов. Особо следует выделить автосервисы, где предлагается и ремонт радиаторов. Не всегда он производится собственными силами, иногда привлекают сторонних мастеров, но в списке услуг такой пункт имеется. Собственно, сам ремонт радиаторов тоже имеет свои особенности. Есть ряд фирм, специализирующихся только на радиаторах. Но некоторые из них работают лишь с пластмассовыми деталями (запайка, заварка трещин в бачках). Другие проводят любой ремонт вне зависимости от материала (пластмасса, медь, алюминий), включая разборку и чистку радиаторов. СКОЛЬКО СТОИТ? Замена жидкости на аппарате обойдется немногим дороже, чем привычная замена вручную – ориентировочно от 500 руб. Попутно проверяется состояние системы (давление, отсутствие утечек). Промывка системы с использованием моющего состава – 650-700 рублей. Стоимость антифризов сильно варьируется. Самые недорогие – отечественные «тосолы» (от 60-70 руб. за литр). Подороже – фирменные антифризы отечественных производителей (красный, синий, зеленый) – от 80-90 руб./л. Стоимость импортных составов – от 120 руб./л. и выше. Замена термостата при свободном доступе к нему стоит от 200 руб. В отдельных случаях, если доступ к термостату осложнен, стоимость может вырасти до 500 рублей и выше. Цена непосредственно термостатов зависит от типа и модели двигателя и варьируется от 200 до 1000 руб. Замена помпы сама по себе услуга недорогая – от 500-800 руб. Но зачастую она связана с рядом других работ, когда приходится снимать навесное оборудование, приводные ремни и т.п. В совокупности общая стоимость ремонта может доходить до 2000-2500 руб. и выше. Собственно, помпа в среднем обойдется в 1000-2000 руб. Самая дорогая деталь в системе охлаждения – радиатор. Стоимость нового радиатора для легкового а/м – в среднем 5-7 тыс. руб. Контрактного 3-4 тыс. руб. Замена — от 400-500 руб. Если радиатора под замену нет, и его необходимо отремонтировать, это будет стоить от 500 до 2500 руб. в зависимости от сложности работ и необходимости использования разных видов сварки и пайки (пластмасса, алюминий, медь, сталь).
Кирилл ЮРЧЕНКОВесь автомобильный Иркутск № 21/2010 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||