НОРМЫ КАЧЕНИЯ |
|
|
Шины на летний сезон для легковых автомобилей, с одной стороны, выбрать просто. Для них нет такого четкого разделения, как для автомобилей категории SUV – асфальтовые, «вседорожные» (или универсальные) и класса off-road. Практически все современные шины для легкового транспорта имеют сугубо «асфальтовый» тип корда и протектора, то есть с расчетом на твердые качественные покрытия. Но вот «катятся» они все равно по-разному: сцепление на сухой и мокрой дороге, сопротивление качению, комфорт, качество изготовления – все их основные параметры далеко не одинаковы. Это зависит от технологий изготовления и позиционирования летних шин, которые все же делятся на три основные группы: эконом, средний и премиум, с ориентиром на соответствующего класса автомобили. Это деление вовсе не связано производителя, например, Китай, Россия и Европа. Все серьезные зарубежные шинники сегментируют свою продукцию как раз на три таких типа, причем в каждом – широкий размерный выбор. Один из главных показателей статуса летней шины – ее скоростной индекс, хотя в наших условиях больше скоростных данных обычно ценится комфорт и «ходимость». Отечественные производители такой роскошью предложения похвастать пока не могут, но они к этому стремятся. Тот же Amtel предлагает несколько семейств летних шин с хорошим выбором размеров. Качество шин этой группы признается (в том числе в профессиональных сравнительных тестах) достаточно высоким среди российских брендов: например, серия Planet Т-301 высоко отмечается не только по сцепным свойствам на сухом и мокром асфальте, но и по комфорту качения – они вполне мягкие и нешумные. Хотя границы между эконом, средним и премиум-классом в группе Amtel несколько размыты. Зато цены заметно ниже, чем на продукцию ведущих зарубежных марок. Стоит внимательней присмотреться и к шинам Amtel Vredestein – еще в самостоятельную бытность голландской марки по соотношению цена/качество эти шины признавались весьма достойными. «Подтягиваются» и другие наши производители. Тот же Нижнекамский завод сравнительно четко обозначил новую модель в своей «продвинутой» серии Kama-Euro, выпускаемой на технологической линии Pirelli: семейство с индексом 129 отличается не только модным нынче и выразительным асимметричным рисунком, но и выбором размеров. Во всяком случае, тех размеров, что востребованы массовым авторынком, не исключая автомобили среднего класса. Так, размер 205/55 R16 до этого в данной серии не фигурировал. Кроме того, НШЗ выпустил новую летнюю модель Кама-235 в размере 215/70 R16, которую можно считать альтернативой шинам для зарубежных паркетников типа RAV4, по цене в 2-2,5 раза дешевле своих иностранных размерных аналогов. Компания Matador-Omskshina еще в прошлый сезон выпустила новую модель Cordiant Sport 2, которая оказалась не разновидностью предшественника по рисунку протектора, а действительно шиной новой концепции. Такой, что по виду ее можно легко спутать с асимметричными шинами фирмы Nokian. Пусть имеется дизайнерская схожесть, но исполнение шины и впрямь качественно иное: с однородной резиновой смесью, гладкими герметичными бортами, лучшей сбалансированностью – всем этим предыдущий Cordiant Sport не обладал. При этом экономический спад вовсе не оттеснил на задний план зарубежные бренды. Да, цены за последний год на продукцию привычных нам брендов поднялись, но стали активно продвигаться другие марки, также известные, но ранее у нас широко не распространенные. Опять же, фавориты рынка тоже принимали меры к адаптации в изменившихся условиях, пополняя ассортимент новыми моделями, в том числе эконом-класса по разумным ценам. Так, еще в прошлом году довольно ощутимо подорожали шины Michelin, хотя наиболее массовые размеры производятся на российском заводе компании. Но появилась новая массовая модель Energy Saver – дальнейшее развитие экономичных (с низким сопротивлением качению) шин наиболее доступной «зеленой» серии. Оптимальный баланс по сцепным свойствам, управляемости и комфорту, а также стабильность характеристик и приличная «ходимость» всегда были качественным признаком шин марки Michelin, поэтому новинка должна поддержать интерес к марке. Подорожали и шины Bridgestone, но здесь тоже произошла рекогносцировка ассортимента. В среднем классе остается модель Turanza ER300, которая по результатам тестов не блещет отточенной управляемостью, особенно на обводненном асфальте, зато слывет очень комфортной шиной – мягкой и бесшумной, за что и любима в народе. А вот нишу наиболее доступных в рядах концерна шин с этого сезона будет отстаивать новая для нашего рынка модель В250. Приемлемые цены этим шинам обеспечивают не самые крутые технологии фирмы и, не последний фактор – производство в Таиланде. Вообще, наличие заводов в странах с недорогой рабочей силой для шинных гигантов теперь значит гораздо больше для успешной торговли на российском рынке. Взять тот же Dunlop: раньше шины этой марки у нас и так не были в числе самых дорогих (впрочем, как и шины высоких сбалансированных параметров), но теперь этот бренд «раскручивается» с новой силой. Как результат видим не только появление новой версии в не самом дорогом среднем классе – SP Sport LM-703, но и новинку в эконом-классе – симпатичные по дизайну шины ЕС-201, которые выпускаются в Индонезии. Кстати, Dunlop вывел на рынок и новую «вседорожную» модель для SUV (Grandtrek AT-3), но это тема отдельного обзора. Компания Nokian по летнему ассортименту «перевооружилась» совсем недавно, поэтому в новом сезоне принципиальных новинок нет. Главное, что остается массовая и наиболее приемлемая по ценам модель Hakka i3, которая выпускается в России и успела зарекомендовать себя как хорошо сбалансированная, стоящая своих денег шина. По заявлению производителя, это шина экологического класса и разработана специально для семейных автомобилей недорогого сегмента – об этом говорит и не слишком широкая размерная линейка с посадочным диаметром от 13 до 15 дюймов, без низкопрофильных вариантов. Также и фирма Good Year выступает с уже известным ассортиментом, причем из предложения не ушла и давно известная модель Hydra Grip, которая, действительно, как рыба в воде чувствует себя на мокром асфальте (в первую очередь, эксперты отмечают высокое сопротивление аквапланированию) и при этом отличается хорошей плавностью хода. Кроме того, теперь на рынке обосновались шины Fulda – марка, принадлежащая компании Good Year. С учетом немецкого производства и не самых высоких цен, шины должны привлекать внимание. Другая немецкая марка – Continental относится к мировым шинным лидерам, а ее модель Eco Contact 3 считается одной из лучших среди импортных шин в массовом сегменте: показательный баланс характеристик на сухом и мокром асфальте, разве что отмечается повышенная шумность. Разумеется, нельзя не заметить активное продвижение на наш рынок продукции компании Yokohama. Анализ сравнительных тестов показывает, что летние шины этой марки не относятся к оптимально сбалансированным – они показывают высокие результаты только по отдельным параметрам. Так, сейчас на виду модель среднего класса C.Drive, которая очень достойно ведет себя на мокром асфальте в плане тормозных свойств и управляемости, но по комфорту качения плюсов не заслужила – она довольно шумная и жесткая. Очевидно, дисбаланс потребительских качеств надо относить к типичным особенностям всех импортных шин, позиционируемых в не самом дорогом ценовом сегменте. И наверняка это еще в большей степени касается корейской продукции: тех же шин марки Hankook, которые сейчас также расширяют свое влияние на рынке за счет многих потребительских ниш, начиная от новой модели в эконом-классе (Optimo K-715) и заканчивая шинами для внедорожников. Цены здесь и не самые низкие среди «импорта» (к слову, на рынке есть и чисто китайские бренды почти по стоимости российских шин), но все же весьма конкурентоспособные. Кстати, указанные в таблице цены надо воспринимать как ориентировочные: по таким была возможность приобрести шины до начала активной фазы сезонной смены, то есть в марте. С апреля же многие ценники будут переписываться, причем, возможно, с повышением до 15 и даже 20%. |
НЕКОТОРЫЕ МОДЕЛИ И РАЗМЕРЫ ЛЕТНИХ ШИН В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ИРКУТСКА (типичные цены на март 2010 г.)
|
|
|
Василий ЛАРИН
Весь автомобильный Иркутск № 21/2010