ПОД ОКОМ GPS |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Возможности спутниковой навигации многогранны – от определения собственного местоположения и прокладки маршрутов до дистанционного контроля и наблюдения за объектами. Все зависит от потребностей пользователя. ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ С помощью спутниковой навигации можно легко ориентироваться на улицах незнакомого города или на перепутьях сети шоссе. Отыскать нужный объект и проложить к нему путь. Узнать свою скорость и время прибытия в точку назначения. Все, что нужно для этого – устройство с поддержкой GPS, визуально отображающее на дисплее карту. Это может быть автонавигатор, портативный компьютер или смартфон/коммуникатор. Другой пример использо- вания GPS – охрана и/или мониторинг подвижных объектов. Для этого применяются охранно-поисковые системы – устройства, объединяющие GPS-приемник, определяющий координаты, и модуль сотовой связи (GSM), который должен передавать координаты на пульт диспетчера или непосредственно пользователю. Если к системе подключить веб-камеры, видеорегистраторы, различные дополнительные устройства, датчики, то в итоге можно создать комплекс, рассчитанный на самый широкий круг задач, наблюдать за которым и управлять можно с мобильного телефона или компьютера, фактически находясь в любой точке мира. Частный вариант мониторинга – трекинг, наблюдение за людьми, домашними животными с помощью компактных устройств наподобие мобильного телефона (трекеров). Правда, нужно отметить, что в GPS/GSM системы работают только в пределах зоны охвата сотовой связи. КАРТЫ В ПОМОЩЬ Удобство использования автомобильной навигации зависит от того, насколько подробны и точны предлагаемые карты. Если говорить о специализированных автонавигаторах, то наибольшее развитие получили изделия американской фирмы Garmin, а также устройства, использующие программное обеспечение «Навител Навигатор». Именно эти два конкурента предлагают пользователям наибольшее количество карт не только России, но и непосредственно Иркутска, региона в целом или отдельных областей. Карты для Garmin в регионе предлагает официальный представитель Garmin – фирма «Навигатор». Карта Иркутска входит в состав комплекта «Дороги России». Стоимость – 2500 руб. Карты для «Навител Навигатор» можно приобрести через официальный сайт разработчика (navitel.su). Стоимость полной версии блока «Карта России» – от 1340 до 1900 руб. в зависимости от способа оплаты. Карты областей и городов Сибири (в т.ч. и водные карты) для Garmin и «Навител» можно приобрести и от альтернативных разработчиков. Например, с сайтов www.gps-baikal.ru и www.sibreg.org. Эти известные среди любителей навигации ресурсы работают в тесной взаимосвязи с пользователями, благодаря чему карты регулярно обновляются. ШПИОН НА БОРТУ Фирм, предлагающих услуги мониторинга для производственных задач (маршрутизации), становится все больше. В каждом случае это соответствующий программный сервис, рассчитанный на работу с тем комплектом оборудования, что устанавливается на машину. Состав комплекса зависит от того, какие именно параметры будут отслеживаться. Установленное на борту GPS/GSM-устройство собирает данные с разнообразных бортовых датчиков и передает их на пульт диспетчера (пользователя). По желанию в любой момент можно получить полнейший отчет . Диспетчерский «софт», устанавливаемый на компьютере, если не считать каких-то отличий в интерфейсе, работает, в общем-то, по одному принципу: сбор информации со всех элементов комплекса и подача ее в наглядном и понятном виде. Один из самых востребованных параметров, часто подразумеваемых по умолчанию – расход топлива, что особенно важно сегодня как для организаций с большим автопарком, так и для небольших фирм со служебным автомобилем. Бывают и случаи вандализма, когда водители, привыкшие совершать левые рейсы или продавать излишки топлива, пытаются сломать систему или помешать ее работе, но и эти ситуации отслеживаются, и диспетчеру сообщается о неполадках, т.е. система контролирует сама себя. На GPS/GSM-устройство можно возложить охрану автомобиля, поскольку к этим системам, точно так же, как и в сигнализациях, подключаются ударные, объемные датчики, концевики дверей, сирена. Есть и возможность блокировки двигателя. Это может происходить автоматически или централизовано с диспетчерского пульта, если пользователь является абонентом охранного агентства. Обычно происходит так. В случае каких-либо несанкционированных действий в отношении автомобиля, установленная система отправит сообщение в диспетчерский центр охраны или мониторинга. Становится известно местоположение автомобиля и характер ситуации. Диспетчер связывается с дежурной частью или собственной службой охраны, и экипаж группы быстрого реагирования прибывает на место происшествия или отслеживает автомобиль по маршруту следования. В зависимости от ситуации диспетчер может в любой момент подать команду на остановку двигателя. Под «мониторингом» в охранных агентствах часто подразумевается именно отслеживание и поиск автомобилей. ПРОДАЖА И УСТАНОВКА Если говорить об автомобильных навигационных системах, то сегодня они предлагаются во многих фирмах, торгующих автоэлектроникой, а также в салонах бытовой техники. Цены – от 3500-4000 руб. за компактные устройства, которые можно носить и в кармане. Эти гаджеты обладают мультимедийными возможностями (проигрывание аудио, видео, чтение книг и т.д.). Установкой специализированных охранно-поисковых систем занимаются центры установки автосигнализаций, а также фирмы, предлагающие услуги мониторинга и охраны. Ассортимент оборудования достаточно обширный, и каждая компания специализируется на оборудовании определенных производителей. Стоимость базового комплекта оборудования для мониторинга и маршрутизации примерно 10000-18000 руб. Если необходимо контролировать расход топлива с максимальной точностью, не полагаясь на штатный датчик автомобиля, то понадобится установка дополнительного высокоточного датчика. Цена его – в среднем 10-12 тыс. руб. Но затраты на установку окупаются быстро. Помимо разовых затрат на установку оборудования, необходимо оплачивать трафик GPRS-сообщений, необходимых для функционирования мониторинга. Если услуга осуществляется через диспетчерский центр, оплата трафика входит, как правило, в абонентскую плату. У разных фирм она составляет ориентировочно от 700-1000 рублей. Вопрос, какое оборудование использовать, на самом деле не так важен. Если оборудование устанавливалось в одной фирме, а затем возникло решение стать абонентом другой компании, нет необходимости менять «железо». Диспетчерские комплексы мониторинга и охранно-поисковые службы могут работать с любым GPS/GSM оборудованием, поскольку у всех систем принцип работы одинаков, а различия минимальны и легко устраняются службой технической поддержки. Даже такой нюанс, как возможная смена сотового оператора, через сеть которого осуществляется связь между диспетчерским центром и устройством в автомобиле, не должен заботить клиента, если подключение осуществляется «под ключ».
Оборудование для GPS навигации, услуги мониторинга и охраны в Иркутске
Кирилл ЮРЧЕНКОВесь автомобильный Иркутск № 21/2010 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||