МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВОПРОС |
||||||
|
Даже у самого нетребовательного автовладельца со временем возникает желание заменить аудиоаппаратуру на что-то более интересное, современное. Причин много: отсутствие поддержки новых форматов, ограниченность в радиоприеме (в особенности касается штатного радио автомобилей с правым рулем), да и просто желание улучшить качество звучания.
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ
Сегодня обязательным для всех устройств является поддержка MP3-формата, преимущества которого несомненны, особенно учитывая возможность создавать любые музыкальные коллекции на перезаписываемых дисках. Конечно, рынок предлагает богатый выбор мультимедийных устройств, поддерживающих и другие современные аудио и видеоформаты, но до сих пор наиболее популярной остается аппаратура классического типа – магнитолы в стандартном DIN корпусе. Эти устройства в сочетании с CD/MP3 способны удовлетворить основные запросы покупателей. Но прежде, чем сделать выбор головного устройства и решиться на замену аппаратуры, особенно морально устаревшей, нужно отдавать себе отчет в том, что без каких-либо переделок, хотя бы минимальных, обойтись невозможно. Вероятно, потребуется декоративное вмешательство, подгонка креплений, адаптация под штатные разъемы и т.п. Если качество звучания ставить во главу угла, то, скорее всего, понадобятся и следующие шаги. Ведь даже после замены магнитолы покупатель может столкнуться с проблемой несоответствия аппаратуры штатной акустике. Поэтому перед покупкой необходимо заранее решить еще один очень важный вопрос. Подразумевается ли дальнейшее развитие аудиокомплекса с обновлением компонентов акустики, подключением усилителя, сабвуфера? Если апгрейд в перспективе планируется, то однозначно следует ориентироваться на более высокую ценовую категорию магнитол, где по умолчанию имеются возможности расширения. В противном случае может оказаться, что деньги попросту выброшены на ветер.
ГОЛОВА НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ
Что касается выбора бренда, то здесь многое зависит от пристрастий самих покупателей. Но предпочтение все же следует отдавать продукции известных производителей. И это не просто блажь. Только именитые фирмы могут позволить себе серьезные экспериментальные исследования в области звука, первыми внедрять новые конструктивные решения и технологии. Впрочем, новичков тоже не следует сбрасывать со счетов, подчас они предлагают довольно интересные варианты, выгодные в плане стоимости. Магнитолы бюджетной ценовой категории (до 3000-3500 руб.), как правило, не обладают возможностями для расширения. Линейный выход один или вовсе его может не быть. Сложные регулировки звука недоступны, используется обычный регулятор тембра, возможен лишь набор предустановок. Однако благодаря своей невысокой стоимости и неплохим характеристикам, этот класс – оптимальный выбор для значительной части покупателей. Следует выделить три безусловных лидера по соотношению цена/характеристики. Это Clarion, Kenwood, Pioneer. Из производителей попроще – Panasonic, Sony, JVC. Они могут предложить интересный дизайн, неплохой функционал, хотя по характеристикам немного уступают лидерам. Можно еще отметить, что модели известных производителей в этой ценовой категории могут не иметь новомодных штучек вроде USB-порта или разъема под флэш-карту. Если важна совместимость с этими стандартами, либо придется останавливать свой выбор на продукции менее именитых брендов (при этом заранее мириться с использованием в аппаратуре недорогих компонентов), либо присматриваться к более высокой ценовой категории.
Магнитолы средней ценовой категории – это диапазон 3500-6000 руб. По характеристикам аппаратура идентична бюджетному классу, но имеет более развитый функционал. Обязательно совместимость с SD и USB, Bluetooth. Открываются базовые возможности расширения – один или даже два линейных выхода. Например, при установке аудиосистем в компактные машины, где нет необходимости в значительной мощности акустики, на второй линейный выход можно подключить тыловую акустику или даже сабвуфер. Не идеальный вариант, но достаточно интересный по бюджету. Однако в верхнем сегменте этого класса отдельные модели встречаются с тремя линейными выходами (фронт, тыл, отдельно выход на сабвуфер). Это задатки для построения серьезного аудиокомплекса. Лидеры в среднем классе те же, но особо можно выделить Clarion. От аппаратов этой фирмы в данном ценовом диапазоне реально получить все наиболее востребованные функции. Причем считается, что при выборе Clarion любители разных жанровых направлений пострадают менее всего, и каждый найдет свою музыкальную нишу. Магнитолы верхнего класса (от 6000 руб. и выше) предлагают максимально возможный функционал, большие удобные дисплеи, богатство настроек и повышенное качество звучания. Если это отдельный выход на сабвуфер, то обязательно с регулировкой. Если эквалайзер, то многополосный. Магнитолы этого класса предлагают и более мощный уровень сигнала на линейных выходах, что полезно с точки зрения подавления помех. Совместимость с Bluetooth предполагает уже не только громкую связь, но и потоковую передачу аудио. Характерной особенностью становится дизайн, рассчитанный на дорогие автомобили. Несмотря на то, что лидеры остаются прежними, в плане функционала и богатства сервиса в этой весовой категории очень удачно смотрится аппаратура JVC. В этой категории появляются аппараты фирмы Alpine, которая являет собой эталон качества и надежности. Считается, что при цене от 7 до 11 тыс. руб. Alpine несомненно проще своих оппонентов по сервису, но по качеству звука с легкостью отметает 2/3 конкурентов, оставляя на ковре только Clarion и Pioneer (причем исключительно топовые модели этих фирм).
ЧТОБ ЗВУЧАЛО!
Хорошая магнитола со штатными автомобильными динамиками вероятнее всего не даст ожидаемого эффекта звучания. Причина в самой штатной акустике – как правило, ради снижения издержек производитель устанавливает динамики с изначально невысокими характеристиками. Совет здесь один – хотя бы заменить фронтальную (переднюю) акустику. Пусть это несколько накладно, однако результат будет заметен. И крайне желательно, чтобы передняя акустика была 2-компонентной, что позволит создать два яруса звучания для построения комфортной сцены. Только в этом случае возникает полный эффект присутствия в хорошем зале. Задняя акустика замены вероятно и не потребует – она в первую очередь предназначе-на для того, чтобы создавать эффект объемного звучания, и в эконом-варианте штатные задние колонки вполне могут справиться с этой задачей. Если же ставится задача максимум, то и заднюю акустику следует заменить на 2-х компонентную (особенно в больших машинах – универсалах, джипах), правда, в отсутствие штатных гнезд под дополнительную пару высокочастотных динамиков, может понадобиться вмешательство в интерьер.
Когда производители акустики пишут на коробках показатели мощности с умопомрачительными цифрами в 150Вт, а то и 400Вт, у потребителей складывается ложное впечатление о характеристиках. Меж тем номинальная выходная мощность магнитолы редко превышает 16Вт, пиковая – 50Вт. Поэтому, если наличие внешнего усилителя не предусматривается, при выборе акустики необходимо ориентироваться не на выходные характеристики, а на возможность ee работать с маломощным усилителем магнитолы. И в первую очередь обращать внимание на такой параметр, как чувствительность (sensitivity), которая должна составлять 92-93дБ, и чем выше, тем лучше. Только в этом случае колонки будут выдавать свои показатели с минимальной нагрузкой на магнитолу. Не всегда решение приобрести акустику того же производителя, что и у магнитолы, будет оправданным. Если качество звучания ставится превыше всего, то при выборе брендов предпочтение все же следует отдавать фирмам, специализирующимся именно на производстве акустики. Не стоит забывать, что здесь тоже возможны жанровые специализации. Например, «живую музыку» (вокал, классика, джаз, рок) прекрасно играют колонки Morel, System Audio, Peerless, Hertz и др. Есть фирмы, более направленные на электронные музыкальные жанры: Boston, JBL, Polk Audio, Fusion, Signat и др. Подбор всегда должен вестись индивидуально. Головное устройство и акустика должны дополнять друг друга, чтобы в итоге звучание было максимально ярким по всему диапазону. Бывает, что фронтальная акустика неважно отыгрывает нижнюю часть диапазона – это можно компенсировать правильным подбором тыловой акустики, которая природно хорошо может воспроизводить эти частоты. Порой лучше вживую сравнить меж собой звучание колонок разных производителей на одинаковой громкости. И выбрать наиболее подходящие. В ценовой категории до 2,5-3 тыс. руб. выбор известных брендов более чем достаточный.
ДАВИ НА БАС!
Отдельного разговора требует сабвуфер – акустическая система (одна колонка), воспроизводящая звуки очень низких частот. Бывают сабвуферы активные (с собственным усилителем) и пассивные, подключаемые к магнитоле или внешнему усилителю. Разделяются сабвуферы в т.ч. и конструктивно. Открытый сабвуфер (free air) врезается непосредственно в детали салона автомобиля (например, в заднюю полку) и закрывается декоративной сеткой. У корпусного сабвуфера динамик врезается в одну из стенок герметичного ящика: изолированное внутреннее пространство позволяет динамику выдерживать большую мощность. Есть сабвуферы-фазоинверторы – с выводом в виде трубы, из которой выходит воздушно-звуковой поток, отталкиваемый от задней стенки диффузора динамика. Это значительно повышает отдачу на низких звуковых частотах. Еще одна разновидность – бандпасс (bandpass) – ящик с двумя камерами разного объема и одним-двумя фазоинверторами. КПД еще выше. Корпусный сабвуфер больше устроит любителей электронных музыкальных направлений. Для воспроизведения нюансов живых инструментов лучше подойдет открытый сабвуфер – он будет «давить», пусть не так сильно, но музыкальнее. В общем, и здесь выбор зависит от того, что любит слушать владелец.
Кирилл ЮРЧЕНКОВесь автомобильный Иркутск № 21 |
|||||