Техника для активного зимнего отдыха
Просмотров: 8123
18 Октября 2011

СНЕЖНЫЙ КОМ

Техника для активного отдыха в Иркутске
Когда-то считалось, что зимой в Сибири жизнь замирает, но не сейчас – на улицах машин не меньше, чем летом, а загородный отдых, причем далеко вне общих дорог, можно организовать с помощью специальной современной техники – снегоходов. Транспорт сугубо сезонный, но какой еще может быть лучше приспособлен для покорения нашего зимнего бездорожья, которых длится 5–6 месяцев? Впрочем, эта техника сегодня тоже делится на разные классы и служит многим целям – для развлечений, спорта и работы, хотя именно активный отдых в основном и формирует нынешний рынок снегоходов.

За рубежом снегоходы начали свое широкое распространение еще с конца 50‑х годов прошлого века. Как считается, благодаря канадскому инженеру Жозефу Бомбардье, который первым смог наладить серийный выпуск легких снегоходных машин с резиновой гусеницей и лыжами. Казалось бы, Россия с ее снегами как национальной гордостью могла стать лидером по этой части, но не случилось. У нас по снегу пробовали передвигаться на так называемых аэросанях, которые могли ездить лишь по открытой ровной местности, и только в 1974 году появился компактный «снегокат» на гусеничном ходу, с бензиновым мотором и вариаторной коробкой. Причем это был снегоход с двумя гусеницами и одной лыжей, назывался «Буран», который без принципиальных изменений выпускается до сих пор. На сегодня кроме «Бурана» рыбинской фирмой «Русская механика» выпускается более современный снегоход «Тайга», причем в разных модификациях, а также Уфимским МПО выпускаются снегоходы «Рысь».

Техника для активного отдыха в Иркутске
Российские снегоходы выпускаются в нескольких версиях, хотя все в классе многоцелевых
Но наш «снегоходный» рынок в основном формируют как раз не российские машины, а импортные, и у всех в Иркутске есть дилеры. Если не включать узкоспециализированные фирмы, зарубежных массовых производителей снегоходов насчитывается всего четыре – Bombardier (Канада), Polaris (США), Arctic Cat (США) и Yamaha (Япония), но их ассортимент покрывает всевозможные запросы. Причем Bombardier (BRP) совместно с финнами также выпускает снегоходы под маркой Ski Doo и Lynx, везде используя моторы Rotax. Компания Arctic Cat применяет японские моторы Suzuki, компания Polaris ставит свои моторы, а Yamaha, ясное дело, тоже только свои.

Техника для активного отдыха в Иркутске
Мощные горные снегоходы в своей стихии
Техника для активного отдыха в Иркутске
Мало купить снегоход, к нему еще полагается трейлер и подходящее для буксировки авто
Сегодня выбор снегоходов требует куда более тщательного подхода, чем это могло казаться раньше, что особенно актуально для пользователей-новичков. За полвека эволюции этой техники за рубежом сформировалось четыре основных класса снегоходов, разных по характеристикам и отвечающих нескольким потребительским задачам. Это утилитарные машины (они же транспортные или многоцелевые), туристические, спортивные и горные. Их назначение определяют такие конструктивные особенности, как ширина и длина гусеницы, высота «грунтозацепов» гусениц, число посадочных мест, размер багажника и емкость топливного бака, тип и мощность двигателя, характеристика подвески и другое. Как следствие динамика, управляемость, проходимость, эргономика – все эти параметры имеют разные значения.

Утилитарные снегоходы не только самые универсальные, но и самые доступные (если сравнивать базовые варианты), туристические самые комфортные (в том числе предусмотрен подогрев сидений) и предназначены в основном для езды по проложенным маршрутам. Спортивные снегоходы (как водится, одноместные) самые легкие и мощные, а горные, предназначенные для штурма крутых склонов, самые «проходимые», но при этом также мощные и облегченные.

Однако сегментация в этой отрасли продолжается по типу автомобильной, и в последнее время получают распространение гибридные варианты. Своего рода снегоходные «кроссоверы», совмещающие, например, достоинства спортивных и горных снегоходов, или туристические версии повышенной проходимости, а также экспедиционные. Кроме того, появились детские снегоходы, а также совсем упрощенный вид снегоходов – так называемые мотобуксировщики.

Производители снегоходов, как и автомобильные, регулярно обновляют и расширяют свои модельные ряды. Так, в этом сезоне от Bombardier будут новые модификации, а фирма Arctic Cat в связи со своим 50‑летним юбилеем выводит целую гамму новых моделей в популярных ныне горном и спортивном классе, а также появятся новые «кроссоверы». Кстати, спрос на такой тип снегоходов растет и в нашем регионе, что связано с активизацией данного вида отдыха, в том числе любительских соревнований. Дилеры снегоходной техники предоставляют сервисное обслуживание (если снегоходы приобретаются для прокатных целей, то срок гарантии может сокращаться в два раза) и обеспечивают различными аксессуарами: багажники, прицепы, допзащита, личная экипировка. Дилеры также могут предлагать снегоходы second-hand.

Если же говорить о ценах на новые, то снегоходы тоже стоят на уровне автомобилей. Даже отечественная продукция нынче стоит в районе 200 тысяч рублей. Что уж говорить об импортной, где цены в этом сезоне начинаются примерно от 310 тысяч рублей с учетом не менее чем 540‑кубовых моделей, и уходят далеко за 600 тысяч. Менее дорогие детские снегоходы: около 120–130 тысяч, но привозят их в основном только на заказ – спрос пока единичный. Самыми доступными получаются снегоходные мотобуксировщики – в районе 60 тысяч рублей, хотя найдут ли эти специфичные механизмы широкое у нас распространение, пока не ясно.

Кроме того, покупатели снегоходов, особенно живущие в городе, должны позаботиться и о способе их транспортировки, а это, как правило, прицеп и желательно крепкий мощный автомобиль повышенной проходимости.

Техника для активного отдыха в Иркутске
Объем двигателей у снегоходов доходит до 1000 кубиков и выше
Силовая часть снегоходов подразумевает вариаторную передачу момента, а вот двигатели используются как 2‑х, так и более экономичные 4‑тактные, причем оба типа могут применяться в любом классе, но есть свои закономерности. Обычно в спортивных и горных снегоходах для снижения веса и максимальной отдачи используют именно 2‑тактники, хотя в линейке Yamaha такие моторы присутствуют только в утилитарном классе. По рабочему объему в основном фигурируют модели с моторами от 500 до 800 кубиков, хотя есть особые версии горных, утилитарных и туристических снегоходов с двигателями 1000, 1100 и даже 1200 кубиков. Есть варианты спортивных и даже туристических снегоходов с турбомоторами, мощностью около 180 л. с., хотя в рамках тюнинга мощность снегоходов доводят до 300 сил и более.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ СНЕГОХОДОВ В ИРКУТСКЕ   
Фирма Марки снегоходов Гарантия 
Барс Arctic Cat 1 год 
Адреналин
(Сава) 
Polaris, «Буран», «Тайга» 1 год 
Nautilus 
(Альпиндустрия)
Bombardier 2 года 
Toyota-центр Bombardier 2 года 
Yamaha-центр Yamaha 1 год 

Василий ЛАРИН,
фото автора

Весь автомобильный Иркутск № 24/2011

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог