СНЕЖНЫЙ КОМ
За рубежом снегоходы начали свое широкое распространение еще с конца 50‑х годов прошлого века. Как считается, благодаря канадскому инженеру Жозефу Бомбардье, который первым смог наладить серийный выпуск легких снегоходных машин с резиновой гусеницей и лыжами. Казалось бы, Россия с ее снегами как национальной гордостью могла стать лидером по этой части, но не случилось. У нас по снегу пробовали передвигаться на так называемых аэросанях, которые могли ездить лишь по открытой ровной местности, и только в 1974 году появился компактный «снегокат» на гусеничном ходу, с бензиновым мотором и вариаторной коробкой. Причем это был снегоход с двумя гусеницами и одной лыжей, назывался «Буран», который без принципиальных изменений выпускается до сих пор. На сегодня кроме «Бурана» рыбинской фирмой «Русская механика» выпускается более современный снегоход «Тайга», причем в разных модификациях, а также Уфимским МПО выпускаются снегоходы «Рысь».
Российские снегоходы выпускаются в нескольких версиях, хотя все в классе многоцелевых |
Мощные горные снегоходы в своей стихии |
Мало купить снегоход, к нему еще полагается трейлер и подходящее для буксировки авто |
Утилитарные снегоходы не только самые универсальные, но и самые доступные (если сравнивать базовые варианты), туристические самые комфортные (в том числе предусмотрен подогрев сидений) и предназначены в основном для езды по проложенным маршрутам. Спортивные снегоходы (как водится, одноместные) самые легкие и мощные, а горные, предназначенные для штурма крутых склонов, самые «проходимые», но при этом также мощные и облегченные.
Однако сегментация в этой отрасли продолжается по типу автомобильной, и в последнее время получают распространение гибридные варианты. Своего рода снегоходные «кроссоверы», совмещающие, например, достоинства спортивных и горных снегоходов, или туристические версии повышенной проходимости, а также экспедиционные. Кроме того, появились детские снегоходы, а также совсем упрощенный вид снегоходов – так называемые мотобуксировщики.
Производители снегоходов, как и автомобильные, регулярно обновляют и расширяют свои модельные ряды. Так, в этом сезоне от Bombardier будут новые модификации, а фирма Arctic Cat в связи со своим 50‑летним юбилеем выводит целую гамму новых моделей в популярных ныне горном и спортивном классе, а также появятся новые «кроссоверы». Кстати, спрос на такой тип снегоходов растет и в нашем регионе, что связано с активизацией данного вида отдыха, в том числе любительских соревнований. Дилеры снегоходной техники предоставляют сервисное обслуживание (если снегоходы приобретаются для прокатных целей, то срок гарантии может сокращаться в два раза) и обеспечивают различными аксессуарами: багажники, прицепы, допзащита, личная экипировка. Дилеры также могут предлагать снегоходы second-hand.
Если же говорить о ценах на новые, то снегоходы тоже стоят на уровне автомобилей. Даже отечественная продукция нынче стоит в районе 200 тысяч рублей. Что уж говорить об импортной, где цены в этом сезоне начинаются примерно от 310 тысяч рублей с учетом не менее чем 540‑кубовых моделей, и уходят далеко за 600 тысяч. Менее дорогие детские снегоходы: около 120–130 тысяч, но привозят их в основном только на заказ – спрос пока единичный. Самыми доступными получаются снегоходные мотобуксировщики – в районе 60 тысяч рублей, хотя найдут ли эти специфичные механизмы широкое у нас распространение, пока не ясно.
Кроме того, покупатели снегоходов, особенно живущие в городе, должны позаботиться и о способе их транспортировки, а это, как правило, прицеп и желательно крепкий мощный автомобиль повышенной проходимости.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ СНЕГОХОДОВ В ИРКУТСКЕ | ||
Фирма | Марки снегоходов | Гарантия |
Барс | Arctic Cat | 1 год |
Адреналин (Сава) | Polaris, «Буран», «Тайга» | 1 год |
Nautilus (Альпиндустрия) | Bombardier | 2 года |
Toyota-центр | Bombardier | 2 года |
Yamaha-центр | Yamaha | 1 год |
Василий ЛАРИН,
фото автора
Весь автомобильный Иркутск № 24/2011