НАПРОЛОМ
Иркутский рынок в целом повторяет общероссийские тенденции, но как обычно со своей спецификой. Так, если по результатам продаж среди иностранных брендов Toyota у нас по-прежнему на первом месте «с запасом», то по России в целом не входит и в тройку. Есть и другие особенности в развитии регионального спроса-предложения, которые мало кто мог предвидеть. Например, марка Nissan показала резкий прогресс и вырвалась на второе место, потеснив, казалось бы, незыблемый Ford. Однако на третье место теперь еще серьезно претендуют Hyundai, Mitsubishi и Peugeot, которым в первом полугодии удалось обойти Renault. Интрига за призовые места будет сохраняться до конца года!
Автомобили С-сегмента продолжают оставаться одними из самых популярных иномарок, а в текущем году стали свободно предлагаться даже остро-дефицитные модели |
Что касается иркутского феномена Nissan, то здесь налицо комплексный подход: открытие нового крупного автоцентра, хороший наличный выбор автомобилей, в том числе благодаря размещению производства в РФ, и регулярно обновляемый модельный ряд с широкой «зоной покрытия» – от разных легковушек до премиум-кроссоверов. Новинки здесь интересные и востребованные, хотя в погоне за рейтингом уже наблюдаются несвойственные марке трансформации. Так, с перевоплощением Patrol в большой люкс-паркетник семья лишилась легенды и настоящего внедорожника, имея в качестве утилитарного джипа лишь безликий пикап NP300. И наоборот, в следующем году должна выйти новая модель малобюджетного класса, но не повредит ли она имиджу Nissan, который воспринимался все же как знающий себе цену японский бренд? Не перестанут ли покупать дорогие модели этой марки? Что ж, маркетологам видней, оставим этот вопрос на будущее.
В сегменте недорогих иномарок по-прежнему удается лидировать только марке Renault. Например, Fiat так и не смог здесь составить достойную конкуренцию |
Характерная и в чем-то закономерная черта времени – это укрепление автохолдингов, каждый из которых объединяет несколько брендов. Таковых сейчас можно насчитать, по меньшей мере, семь, хотя львиную долю иркутского рынка новых иномарок контролируют только три: «Россо», «Агат-Авто» и «Автоколонна № 1». По логике вещей, крупные компании если не поглощают, то здорово мешают жить фирмам помельче. Кажется, что новых независимых дилеров уже не появится, но это не так.
Во всяком случае, нашлись ниши в малобюджетном секторе, где еще можно «зацепиться». Так, еще в конце 2010 года открылось представительство UzDaewoo, и время показало, что не зря – продажи неплохие, а летом текущего года скромно, но тоже с прицелом на спрос открылся дилер ZAZ Chance (бывший Chevrolet Lanos). Но есть и другие факты «деления» рынка, когда от одного холдинга «отпочковывается» какой-то бренд и «прописывается» под крышей другого. Когда-то это случилось с дилером Ford, в прошлом году с Mercedes, а в этом году то же самое произошло с маркой Citroen. И в целом на сегодня в Иркутске уже не осталось пустующих брендовых ниш, за исключением некоторых экзотических и маловостребованных.
И что, да здравствует всепобеждающий официальный рынок? Совсем нет. У «легальных» дилеров остаются уязвимые места. Одно из таких – это недостаток самих автомобилей. По разным причинам. Например, базовые версии массовых моделей не интересно продавать ни самим автопроизводителям, ни их дилерам – «навар» мизерный. Для «затравки» борьбы на рынке их громко повсюду заявляют, но в реальности производят «для галочки», в минимальных количествах (вряд ли более 5% от общего количества), отчего и очереди на такие версии самые большие. При этом маркетинг работает изощренно: базовые версии если и дорожают, то незначительно, сохраняя лицо марки невинным, в то время как популярные модификации и пакеты опций «отвязываются».
Поэтому ничего удивительного, что другим логическим явлением времени стало возвращение альтернативных предприятий по типу автофирм 90-х с выставочными площадками под открытым небом. То есть образование «серых дилеров», торгующих не в таких цивилизованных условиях, как официалы, зато с демократичным ассортиментом, в том числе включающим новые модели, не поставляемые в РФ официально. Например, в Иркутске уже есть фирмы, специализирующиеся на продаже новых леворульных внедорожников Land Cruiser 70, выпускаемых в Японии небольшими тиражами для некоторых стран юга-востока.
Более того, есть довольно крупные фирмы, специализирующиеся на продаже новых и б/у автомобилей из Кореи, тех же марок Ssang Yong, Hyundai и Kia. И свою долю они тоже имеют, причем в разных сегментах. Например, грузопассажирские модели Kia Bongo, в том числе с очень востребованным у нас полным приводом, через официалов не поставляются, а благодаря «серым дилерам» они стали в ряд весьма популярных коммерческих автомобилей. Кроме того, открываются независимые площадки по продаже дорогих автомобилей престижных марок.
Получается, что потребности рынка сегодня гораздо выше и многообразнее, нежели это может обеспечить официальный дилерский рынок. И та вдохновляющая цифра итоговых продаж новых автомобилей в Иркутске, выходит, не отражает всей действительности спроса-предложения. Конечно, альтернативные продажи не составляют сколь-нибудь весомую долю на фоне официалов, тем не менее, по-своему это тоже сила.
У многих сейчас вызывает удивление, что и в нашем регионе лидером продаж среди новых авто остается отечественный автопром, а конкретно АвтоВАЗ. Показатели действительно передовые, но с оговоркой, что речь о продажах с учетом филиалов на северных территориях области, где спрос на ВАЗы по-прежнему высок и вполне оправдан с учетом их условий эксплуатации. Кроме того, свою лепту внесла программа по утилизации, с завершением которой в объемах реализации ВАЗов ожидается спад. И уже вряд ли появление новой модели Lada Granta в конце этого года сможет восстановить баланс.
ОБЩИЕ ПРОДАЖИ НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ У ОФИЦИАЛЬНЫХ ИРКУТСКИХ ДИЛЕРОВ (С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОТДЕЛЕНИЯМИ) ЗА ЯНВАРЬ-ИЮНЬ 2011 ГОДА (ДАННЫЕ AUTOMARKET.SU И АССОЦИАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОГО БИЗНЕСА) | |
Lada | 1605 |
Toyota | 850 |
Nissan | 580 |
Hyundai | 506 |
Ford | 478 |
Mitsubishi | 412 |
Peugeot | 363 |
Renault | 352 |
Skoda | 229 |
GM-АвтоВАЗ | 201 |
Иж-Авто | 197 |
Volkswagen | 183 |
Honda | 176 |
Fiat | 161 |
GAZ | 130 |
Kia | 122 |
Uz-Daewoo | 121 |
Audi | 120 |
Mercedes | 105 |
Chevrolet | 96 |
Citroen | 93 |
BMW | 90 |
Ssang Yong | 82 |
Cadillac | 29 |
Chery | 8 |
ТОП-ПЯТЕРКА САМЫХ ПОКУПАЕМЫХ МОДЕЛЕЙ ЗА ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ 2011 ГОДА | |
Ford Focus | 396 |
Renault Logan/Sandero | 278 |
Hyundai Solaris | 226 |
Chevrolet Niva | 201 |
Toyota RAV-4 | 170 |
Василий ЛАРИН
Весь автомобильный Иркутск № 24/2011