Зимние автомасла
Просмотров: 5913
18 Октября 2011

МАСЛООТРЯД

Зимние автомасла в Иркутске
Смазочные материалы, применяемые сегодня в двигателях и трансмиссии, представляют собой сложную физико-химическую структуру и несут много функциональных качеств – смазывание, охлаждение, очищение и другое. Но с наступлением холодов в нашем регионе к ним особо предъявляется требование по низкотемпературным свойствам, к способности сохранять текучесть на морозе. Двигатель в этом случае будет безопасно заводиться, а трансмиссия сохранит «подвижность», работоспособность и сэкономит топливо.

МОТОРНОЕ МАСЛО в «одиночку» обеспечивать холодный запуск не может, есть еще такие факторы как электрика, электроника, топливо и, наконец, пресловутая «прокладка». Но в любом случае моторное масло всегда должно быть в боевой готовности, то есть в момент пуска должно позволить провернуть коленвал и прокачиваться по смазочным каналам. Даже в летних условиях масло не сразу в полном объеме поступает к парам трения, особенно в уязвимые верхние точки смазки (поршни, узлы ГРМ, подшипники турбины), что уж говорить об условиях с застывшим маслом.

Большинство современных моторных масел всесезонные, они способны работать в широком температурном диапазоне. Но если летом можно воспользоваться сравнительно недорогими минеральными и полусинтетическими сортами с не самыми лучшими низкотемпературными показателями, то зимой для надежной эксплуатации не обойтись без более дорогих продуктов на чисто синтетической основе.

В этой связи важнейшая характеристика моторных масел определяется по классу вязкости SAE, особенно по его «зимней» категории W (Winter). Она регламентирует максимально допустимую вязкость при определенной температуре, и чем меньше цифра перед буквой W, тем лучшей текучестью и «морозоустойчивостью» обладает масло. Притом кроме сугубо «табличного» ориентирования в классификации, на этот счет есть конкретные «пожелания» от самих производителей автомобилей. Например, в некоторых инструкциях по эксплуатации можно увидеть запрет на использование масла с зимней вязкостью 10W при температурах ниже 20 градусов.

В нашем регионе зимой спокойнее всего будет, если в картер двигателя залито полу- или полностью синтетическое масло с вязкостью 5W или 0W. Даже если машина хранится не на улице, имеет предпусковой подогреватель, все равно двигателю будет гарантирована лучшая защита. Из всего ассортимента моторных масел в этот обзор мы включаем именно сорта с зимней вязкостью 5W и 0W, а вот что касается второго цифрового значения в классификации SAE, об этом тоже важно сказать. Цифры справа дают представление о высокотемпературных свойствах масла – чем больше цифра, тем «гуще» масло при рабочих температурах.

Чаще всего людей интересует, какой именно класс вязкости выбрать. В инструкциях к автомобилям обычно есть рекомендации, но реальные условия с учетом возраста, конструкции двигателя и особенностей эксплуатации не всегда позволяют строго им следовать. Масла с зимней категорией вязкости 5W можно считать самыми универсальными, они подойдут буквально всем. Что касается высокотемпературной категории, то здесь есть варианты. Если очень обобщенно, для автомобилей 90‑х годов выпуска принято применять масла класса 40, для автомобилей выпуска после 2000 года менее вязкие при рабочей температуре масла класса 30, которые кроме всего за счет снижения трения могут способствовать экономии топлива (энергосберегающие масла с высокими антифрикционными свойствами). В последнее время стали применяться масла класса 20, но в отношении российского рынка, где нет строгих требований к энергосбережению, широкого «хождения» они пока не имеют.

Итого по вязкости наиболее подходящими для нашего зимнего сезона, в том числе благодаря умеренным ценам, являются моторные масла класса SAE 5W‑40 и 5W‑30, а также более дорогие продукты класса 0W40, 0W‑30 и 5W‑50. Широта рабочего диапазона последних обусловлена полностью синтетической основой, тогда как в первых двух случаях нередко применяются менее дорогие технологии с «подмешиванием» минеральных компонентов – обычно продуктов гидрокрекинга.

ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА представляют собой нечто особенное. Для них не столь важны, например, моющие свойства. Зато кроме высоких смазывающих свойств, они должны обеспечить определенный коэффициент трения – в синхронизаторах, фрикционах, блокирующих устройствах и т. п. в зависимости от агрегата трансмиссии и назначения масла. И здесь применение фирменных продуктов от автопроизводителей как раз оправдано. И даже обязательно, если масла предписываются только оригинальных спецификаций (например, для вариаторных коробок), не встречающихся на уровне типовых стандартов.

Но в большинстве случаев исходить надо из общепринятых обозначений. То есть, для механических коробок и редукторов по SAE и API, а для АКП по спецификации Dexron. У нас масла для механических коробок и мостов лучше использовать «зимнего» класса вязкости SAE 75W, потому что они сохраняют нормальную текучесть при низких температурах и помимо всего способны экономить топливо. Правда, это в основном более дорогие синтетические продукты. Оптимальный высокотемпературный класс в этом случае 90, хотя для переднеприводных коробок чаще идет менее вязкий класс 85, а для высоконагруженных мостов наоборот, нередко высоковязкий класс 140.

А вот какие масла предназначены для механических коробок, а какие для мостов, подскажет стандарт API по трансмиссионной спецификации GL. Она в основном указывает на содержание противоизносных и противозадирных присадок. Больше цифра – больше таких присадок. Для коробок, как правило, идет уровень GL-3 и GL-4, а для мостов с гипоидными редукторами (такие у большинства автомобилей) уровень GL-5. Есть продукты с двойным обозначением: GL-4/5 для комбинированных коробок, а также универсальные GL-4, GL-5, подходящие и для МКП (но как правило в заднеприводных авто), и для мостов.

Жидкости для автоматических трансмиссий, даже на минеральной основе, относятся к маловязким при высоких, и легкотекучим при низких температурах маслам. Поэтому любые из них пригодны для наших зим, хотя синтетические продукты в этом смысле имеют лучшие показатели.

С покупкой моторных масел трудностей нет, причем СТО и розницу заполонили и так называемые марочные оригинальные продукты, в основном поставляемые из Японии. Надо ли использовать их, каждый решает сам, но в любом случае при выборе масла разумнее ориентироваться на продукты, которые официально поставляются на рынок России. Это поможет избежать сверхэкологичных малозольных сортов масел с «облегченным» составом присадок. То есть тех, что хороши в условиях идеально чистого топлива по нормам Euro4 и 5, но применять которые с нашим топливом нежелательно. Для нас важны хорошие антиокислительные, противоизносные, моюще-диспергирующие и прочие «экстремальные» свойства масел с высоким щелочным числом, что как раз определяется наличием богатого пакета присадок.

Эксплуатационный уровень моторных масел определяется двумя основными стандартами качества – американским API и более жестким европейским ACEA. Наиболее распространен первый: вторая латинская буква «растет» в алфавитном порядке по мере модернизации масел. Наиболее высокий показатель качества для универсальных масел – API SM/CF (где S – бензиновые, C – дизельные двигатели), он действует еще с 2005 года. В 2010-м был введен новый уровень SN/CF, а также появился новый регламент качества по АСЕА, но выход на рынок соответствующей им продукции процесс обычно длительный и «выборочный». По АСЕА для подавляющего большинства случаев подходят универсальные масла категории А3/В3, появляющиеся в последнее время энергосберегающие масла категории А1/В1 можно применять по специальным допускам автопроизводителей (например, у Ford).

КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ SAE      
Класс по
SAE 
Низкотемпературная вязкость  
Высокотемпературная вязкость   
Проворачивание Прокачиваемость Вязкость, мм2/c при 100°C  
Вязкость,
мПа.с при
150°C и
скорости сдвига
106 c-1, min 
Максимальная вязкость, мПа.с,
 при соответствующей температуре 
min max 
0W 6200 при -35°C 60000 при -40°C 3,8   
5W 6600 при -30°C 60000 при -35°C 3,8   
10W 7000 при -25°C 60000 при -30°C4,1   
15W 7000 при -20°C60000 при -25°C5,6   
20W 9500 при -15°C 60000 при -20°C 5,6   
25W 13000 при -10°C 60000 при -15°C 9,3   
20   5,6 9,3 2,6 
30   9,3 12,5 2,9 
40   12,5 16,3 2,9* 
40   12,5 16,3 3,7** 
50   16,3 21,9 3,7 
60   21,9 26,1 3,7 
* – для классов 0W-40, 5W-40, 10W-40      
** – для классов 15W-40, 20W-40      

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ЦЕНА НА НЕКОТОРЫE НИЗКОЗАМЕРЗАЮЩИЕ
 МОТОРНЫЕ МАСЛА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ИРКУТСКА
     
Основа Класс
вязкости
SAE
 
Уровень
качества API 
Цены в руб. за емкость   
1 литр 2 литра 5 литров 
bp      
синт.0W-40 SM/CF 560 2080 – 
п/синт.5W-40 SM/CF 380 1440 – 
п/синт.5W-30 SL/CF 400 1480 – 
Castrol      
синт.0W-30 SM/CF 680 2520 – 
синт.0W-40 SM/CF 670 2520 – 
синт.5W-40SM/CF 490 1800 –  
синт.5W-30SM/CF 510 1880 –  
синт.5W-30SM/CF 490 1800 –  
ELF      
синт.5W-40 SM/CF 385 1420 1470 
п/синт. 5W-30 SL/CF 330 –  1750 
синт. 5W-50 SG/CD 405 1500 –  
G-Energy      
синт. 5W-40 SM/CF 390 1460 –  
синт. 5W-30 SM/CF 380 1400 –  
Honda      
п/синт. 0W-20 SM –  1890 –  
синт. 5W-40 SM –  3900 –  
п/синт. 5W-30 SM –  2340 –  
Lukoil      
синт. 5W-40 SM/CF 345 1200 –  
п/синт. 5W-40 SL/CF 255 830 1100 
п/синт. 5W-40 SG/CF 195 650 800 
Mannol      
синт. 0W-40 SM/CF 500 1950 –  
синт. 5W-40 SL/CF 375 1425 –  
синт. 5W-30 SL/CF 325 –  1420 
синт. 5W-50 SL/CF 355 1250–  
Mobil      
синт. 0W-40 SM/CF 705 2750 –  
синт. 5W-50 SM/CF 685 2550 –  
синт. 5W-40 SM/CF 490 1870 –  
п/синт. 5W-30 SL/CF 330 1250 –  
Motul      
синт. 5W-40 SL/CF 485 –  2420 
синт. 5W-30 SL/CF 490 –  2370 
синт. 5W-30 SL/CF –  2900 –  
Nissan      
синт. 0W-20 SM –  2600 –  
синт. 5W-40 SL 400 1980 –  
синт. 5W-30 SM 560 1800 –  
Neste      
синт. 0W-40 SM/CF 575 2200 –  
синт. 5W-50 SL/CF 420 1400 –  
синт. 5W-40 SL/CF 410 1660 –  
синт. 5W-30 SL/CF 385 1420 –  
Shell      
синт. 0W-30 SM/CF 650 2500 –  
синт. 5W-40 SM/CF 500 1950 –  
синт. 5W-40 SL/CF 460 1750 –  
синт. 5W-30 SM/CF 595 2320 –  
п/синт. 5W-40 SM/CF 370 1450 –  
Spectrol      
синт.0W-40 SM/CF 360 1350 –  
синт. 0W-50 SM/CF 420 1550 –  
синт. 5W-50 SM/CF340 1230 –  
п/синт. 5W-40 SL/CF 200 675 –  
Toyota      
синт. 5W-40 SL/CF –  –  2330 
п/синт. 0W-20 SM 650 2290 –  
п/синт. 5W-30 SM –  1800 –  
минер. 5W-30 SL 
1200–  
ТНК      
синт. 5W-40 SM/CF 370 1240 –  
синт. 5W-40 SL/CF 240 770 –  
п/синт. 5W-30 SL/CF 225 730 –  
ZIC      
синт. 0W-40 SM/CF 770 2450 –  
синт. 5W-40 SM 400 1250 –  
синт. 5W-30 SM 400 1300 –  
п/синт. 0W-30 SM 300 960 –  
п/синт. 5W-30 SL 260 860 –  

Василий ЛАРИН,
фото автора

Весь автомобильный Иркутск № 24/2011

тут были комменты. RIP!






Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог