МАСЛООТРЯД
МОТОРНОЕ МАСЛО в «одиночку» обеспечивать холодный запуск не может, есть еще такие факторы как электрика, электроника, топливо и, наконец, пресловутая «прокладка». Но в любом случае моторное масло всегда должно быть в боевой готовности, то есть в момент пуска должно позволить провернуть коленвал и прокачиваться по смазочным каналам. Даже в летних условиях масло не сразу в полном объеме поступает к парам трения, особенно в уязвимые верхние точки смазки (поршни, узлы ГРМ, подшипники турбины), что уж говорить об условиях с застывшим маслом.
Большинство современных моторных масел всесезонные, они способны работать в широком температурном диапазоне. Но если летом можно воспользоваться сравнительно недорогими минеральными и полусинтетическими сортами с не самыми лучшими низкотемпературными показателями, то зимой для надежной эксплуатации не обойтись без более дорогих продуктов на чисто синтетической основе.
В этой связи важнейшая характеристика моторных масел определяется по классу вязкости SAE, особенно по его «зимней» категории W (Winter). Она регламентирует максимально допустимую вязкость при определенной температуре, и чем меньше цифра перед буквой W, тем лучшей текучестью и «морозоустойчивостью» обладает масло. Притом кроме сугубо «табличного» ориентирования в классификации, на этот счет есть конкретные «пожелания» от самих производителей автомобилей. Например, в некоторых инструкциях по эксплуатации можно увидеть запрет на использование масла с зимней вязкостью 10W при температурах ниже 20 градусов.
В нашем регионе зимой спокойнее всего будет, если в картер двигателя залито полу- или полностью синтетическое масло с вязкостью 5W или 0W. Даже если машина хранится не на улице, имеет предпусковой подогреватель, все равно двигателю будет гарантирована лучшая защита. Из всего ассортимента моторных масел в этот обзор мы включаем именно сорта с зимней вязкостью 5W и 0W, а вот что касается второго цифрового значения в классификации SAE, об этом тоже важно сказать. Цифры справа дают представление о высокотемпературных свойствах масла – чем больше цифра, тем «гуще» масло при рабочих температурах.
Чаще всего людей интересует, какой именно класс вязкости выбрать. В инструкциях к автомобилям обычно есть рекомендации, но реальные условия с учетом возраста, конструкции двигателя и особенностей эксплуатации не всегда позволяют строго им следовать. Масла с зимней категорией вязкости 5W можно считать самыми универсальными, они подойдут буквально всем. Что касается высокотемпературной категории, то здесь есть варианты. Если очень обобщенно, для автомобилей 90‑х годов выпуска принято применять масла класса 40, для автомобилей выпуска после 2000 года менее вязкие при рабочей температуре масла класса 30, которые кроме всего за счет снижения трения могут способствовать экономии топлива (энергосберегающие масла с высокими антифрикционными свойствами). В последнее время стали применяться масла класса 20, но в отношении российского рынка, где нет строгих требований к энергосбережению, широкого «хождения» они пока не имеют.
Итого по вязкости наиболее подходящими для нашего зимнего сезона, в том числе благодаря умеренным ценам, являются моторные масла класса SAE 5W‑40 и 5W‑30, а также более дорогие продукты класса 0W40, 0W‑30 и 5W‑50. Широта рабочего диапазона последних обусловлена полностью синтетической основой, тогда как в первых двух случаях нередко применяются менее дорогие технологии с «подмешиванием» минеральных компонентов – обычно продуктов гидрокрекинга.
ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА представляют собой нечто особенное. Для них не столь важны, например, моющие свойства. Зато кроме высоких смазывающих свойств, они должны обеспечить определенный коэффициент трения – в синхронизаторах, фрикционах, блокирующих устройствах и т. п. в зависимости от агрегата трансмиссии и назначения масла. И здесь применение фирменных продуктов от автопроизводителей как раз оправдано. И даже обязательно, если масла предписываются только оригинальных спецификаций (например, для вариаторных коробок), не встречающихся на уровне типовых стандартов.
Но в большинстве случаев исходить надо из общепринятых обозначений. То есть, для механических коробок и редукторов по SAE и API, а для АКП по спецификации Dexron. У нас масла для механических коробок и мостов лучше использовать «зимнего» класса вязкости SAE 75W, потому что они сохраняют нормальную текучесть при низких температурах и помимо всего способны экономить топливо. Правда, это в основном более дорогие синтетические продукты. Оптимальный высокотемпературный класс в этом случае 90, хотя для переднеприводных коробок чаще идет менее вязкий класс 85, а для высоконагруженных мостов наоборот, нередко высоковязкий класс 140.
А вот какие масла предназначены для механических коробок, а какие для мостов, подскажет стандарт API по трансмиссионной спецификации GL. Она в основном указывает на содержание противоизносных и противозадирных присадок. Больше цифра – больше таких присадок. Для коробок, как правило, идет уровень GL-3 и GL-4, а для мостов с гипоидными редукторами (такие у большинства автомобилей) уровень GL-5. Есть продукты с двойным обозначением: GL-4/5 для комбинированных коробок, а также универсальные GL-4, GL-5, подходящие и для МКП (но как правило в заднеприводных авто), и для мостов.
Жидкости для автоматических трансмиссий, даже на минеральной основе, относятся к маловязким при высоких, и легкотекучим при низких температурах маслам. Поэтому любые из них пригодны для наших зим, хотя синтетические продукты в этом смысле имеют лучшие показатели.
С покупкой моторных масел трудностей нет, причем СТО и розницу заполонили и так называемые марочные оригинальные продукты, в основном поставляемые из Японии. Надо ли использовать их, каждый решает сам, но в любом случае при выборе масла разумнее ориентироваться на продукты, которые официально поставляются на рынок России. Это поможет избежать сверхэкологичных малозольных сортов масел с «облегченным» составом присадок. То есть тех, что хороши в условиях идеально чистого топлива по нормам Euro4 и 5, но применять которые с нашим топливом нежелательно. Для нас важны хорошие антиокислительные, противоизносные, моюще-диспергирующие и прочие «экстремальные» свойства масел с высоким щелочным числом, что как раз определяется наличием богатого пакета присадок. |
Эксплуатационный уровень моторных масел определяется двумя основными стандартами качества – американским API и более жестким европейским ACEA. Наиболее распространен первый: вторая латинская буква «растет» в алфавитном порядке по мере модернизации масел. Наиболее высокий показатель качества для универсальных масел – API SM/CF (где S – бензиновые, C – дизельные двигатели), он действует еще с 2005 года. В 2010-м был введен новый уровень SN/CF, а также появился новый регламент качества по АСЕА, но выход на рынок соответствующей им продукции процесс обычно длительный и «выборочный». По АСЕА для подавляющего большинства случаев подходят универсальные масла категории А3/В3, появляющиеся в последнее время энергосберегающие масла категории А1/В1 можно применять по специальным допускам автопроизводителей (например, у Ford). |
КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ SAE | |||||
Класс по SAE | Низкотемпературная вязкость | Высокотемпературная вязкость | |||
Проворачивание | Прокачиваемость | Вязкость, мм2/c при 100°C | Вязкость, мПа.с при 150°C и скорости сдвига 106 c-1, min | ||
Максимальная вязкость, мПа.с, при соответствующей температуре | min | max | |||
0W | 6200 при -35°C | 60000 при -40°C | 3,8 | ||
5W | 6600 при -30°C | 60000 при -35°C | 3,8 | ||
10W | 7000 при -25°C | 60000 при -30°C | 4,1 | ||
15W | 7000 при -20°C | 60000 при -25°C | 5,6 | ||
20W | 9500 при -15°C | 60000 при -20°C | 5,6 | ||
25W | 13000 при -10°C | 60000 при -15°C | 9,3 | ||
20 | 5,6 | 9,3 | 2,6 | ||
30 | 9,3 | 12,5 | 2,9 | ||
40 | 12,5 | 16,3 | 2,9* | ||
40 | 12,5 | 16,3 | 3,7** | ||
50 | 16,3 | 21,9 | 3,7 | ||
60 | 21,9 | 26,1 | 3,7 | ||
* – для классов 0W-40, 5W-40, 10W-40 | |||||
** – для классов 15W-40, 20W-40 |
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ЦЕНА НА НЕКОТОРЫE НИЗКОЗАМЕРЗАЮЩИЕ МОТОРНЫЕ МАСЛА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ИРКУТСКА | |||||
Основа | Класс вязкости SAE | Уровень качества API | Цены в руб. за емкость | ||
1 литр | 2 литра | 5 литров | |||
bp | |||||
синт. | 0W-40 | SM/CF | 560 | 2080 | – |
п/синт. | 5W-40 | SM/CF | 380 | 1440 | – |
п/синт. | 5W-30 | SL/CF | 400 | 1480 | – |
Castrol | |||||
синт. | 0W-30 | SM/CF | 680 | 2520 | – |
синт. | 0W-40 | SM/CF | 670 | 2520 | – |
синт. | 5W-40 | SM/CF | 490 | 1800 | – |
синт. | 5W-30 | SM/CF | 510 | 1880 | – |
синт. | 5W-30 | SM/CF | 490 | 1800 | – |
ELF | |||||
синт. | 5W-40 | SM/CF | 385 | 1420 | 1470 |
п/синт. | 5W-30 | SL/CF | 330 | – | 1750 |
синт. | 5W-50 | SG/CD | 405 | 1500 | – |
G-Energy | |||||
синт. | 5W-40 | SM/CF | 390 | 1460 | – |
синт. | 5W-30 | SM/CF | 380 | 1400 | – |
Honda | |||||
п/синт. | 0W-20 | SM | – | 1890 | – |
синт. | 5W-40 | SM | – | 3900 | – |
п/синт. | 5W-30 | SM | – | 2340 | – |
Lukoil | |||||
синт. | 5W-40 | SM/CF | 345 | 1200 | – |
п/синт. | 5W-40 | SL/CF | 255 | 830 | 1100 |
п/синт. | 5W-40 | SG/CF | 195 | 650 | 800 |
Mannol | |||||
синт. | 0W-40 | SM/CF | 500 | 1950 | – |
синт. | 5W-40 | SL/CF | 375 | 1425 | – |
синт. | 5W-30 | SL/CF | 325 | – | 1420 |
синт. | 5W-50 | SL/CF | 355 | 1250 | – |
Mobil | |||||
синт. | 0W-40 | SM/CF | 705 | 2750 | – |
синт. | 5W-50 | SM/CF | 685 | 2550 | – |
синт. | 5W-40 | SM/CF | 490 | 1870 | – |
п/синт. | 5W-30 | SL/CF | 330 | 1250 | – |
Motul | |||||
синт. | 5W-40 | SL/CF | 485 | – | 2420 |
синт. | 5W-30 | SL/CF | 490 | – | 2370 |
синт. | 5W-30 | SL/CF | – | 2900 | – |
Nissan | |||||
синт. | 0W-20 | SM | – | 2600 | – |
синт. | 5W-40 | SL | 400 | 1980 | – |
синт. | 5W-30 | SM | 560 | 1800 | – |
Neste | |||||
синт. | 0W-40 | SM/CF | 575 | 2200 | – |
синт. | 5W-50 | SL/CF | 420 | 1400 | – |
синт. | 5W-40 | SL/CF | 410 | 1660 | – |
синт. | 5W-30 | SL/CF | 385 | 1420 | – |
Shell | |||||
синт. | 0W-30 | SM/CF | 650 | 2500 | – |
синт. | 5W-40 | SM/CF | 500 | 1950 | – |
синт. | 5W-40 | SL/CF | 460 | 1750 | – |
синт. | 5W-30 | SM/CF | 595 | 2320 | – |
п/синт. | 5W-40 | SM/CF | 370 | 1450 | – |
Spectrol | |||||
синт. | 0W-40 | SM/CF | 360 | 1350 | – |
синт. | 0W-50 | SM/CF | 420 | 1550 | – |
синт. | 5W-50 | SM/CF | 340 | 1230 | – |
п/синт. | 5W-40 | SL/CF | 200 | 675 | – |
Toyota | |||||
синт. | 5W-40 | SL/CF | – | – | 2330 |
п/синт. | 0W-20 | SM | 650 | 2290 | – |
п/синт. | 5W-30 | SM | – | 1800 | – |
минер. | 5W-30 | SL | – | 1200 | – |
ТНК | |||||
синт. | 5W-40 | SM/CF | 370 | 1240 | – |
синт. | 5W-40 | SL/CF | 240 | 770 | – |
п/синт. | 5W-30 | SL/CF | 225 | 730 | – |
ZIC | |||||
синт. | 0W-40 | SM/CF | 770 | 2450 | – |
синт. | 5W-40 | SM | 400 | 1250 | – |
синт. | 5W-30 | SM | 400 | 1300 | – |
п/синт. | 0W-30 | SM | 300 | 960 | – |
п/синт. | 5W-30 | SL | 260 | 860 | – |
Василий ЛАРИН,
фото автора
Весь автомобильный Иркутск № 24/2011