Зимние шины
Просмотров: 8608
18 Октября 2011

ЦЕПЛЯЮТСЯ И КАТЯТСЯ

Зимние шины в Иркутске
Шины для сибирской зимы вещь гораздо важнее, чем шины для лета, и лучше всего их познавать в сравнении. Уже не ставится вопрос, нужны ли зимние шины вообще, и каковы возможности их приобретения. Когда-то зимних шин у нас совсем не было, но и движение в то время было другим, а в нынешнем ритме жизни зима требует хорошей зимней «резины». И проблема давно в том, чтобы такое удачное по цене и свойствам взять исходя из индивидуальных потребностей. Ведь шины, особенно ведущих брендов – товар недешевый и от сезона к сезону только дорожающий, например, по сравнению с прошлым периодом нынешний ассортимент зимних шин поднялся в цене на 5–8% и более.

ТОРМОЗНОЙ СЛЕД

Сегодня зимняя «резина» – это не просто категория шин, по ряду свойств отличающаяся от летних или даже всесезонных. Среди самих зимних шин, как показывают профессиональные тесты, даже внутри обособленных классов шипованных и нешипуемых, существует такая иерархия потребительских качеств, что впору вводить ограничения по допуску этого товара на рынок из соображений национальной безопасности на дорогах.

Скажем, если какая-то шипованная модель российского или китайского производства на льду со скорости всего 50 км/час оставляет тормозной путь на 20 и более метров длиннее, чем качественная зарубежная «шиповка», то это повод глубоко задуматься, во что мы обуваем свою машину на зиму.

Но в том-то и дело, что не одним лишь тормозным следом на льду определяются рабочие функции зимних шин. Одно дело, торможение или разгон с места, что характеризует сцепные свойства сугубо в продольном направлении, и совсем другое – управляемость на разных скользких покрытиях и курсовая устойчивость. В одной шине эти параметры могут проявляться по-разному – одно на отлично, другое только на удовлетворительно, и наоборот.

Кроме того, кто не хотел бы от зимних шин акустического комфорта, плавности хода, низкого сопротивления качению и при этом хорошей проходимости в глубоком снегу? Последнее, кстати, актуально не только на селе, но и на городских улицах. Опять же, города и даже междугородные трассы зимой бывают вполне чистыми от снега и льда, и зимняя шина должна обеспечивать нормальное сцепление на асфальте. А как быть в межсезонье, когда вокруг мокрый асфальт или снежно-водяная каша (способность ее выводить, не всплывая и не теряя управляемость, называют сопротивлением слашплэнингу), перед которыми зимние шины тоже не должны пасовать? В общем, зимняя шина по-своему должна быть универсальной, и далеко не всем даже ведущим производителям удается это воплотить в одной модели.

ШИПпотреб?

Еще сложней вопрос выбора закручивается, когда начинаешь гадать, шипованные нужны шины или нешипуемые (они же фрикционные, soft-шины (мягкие) или по-народному «липучки»). Как советуют эксперты, шипованные необходимы в суровых зимних условиях с «глобальным обледенением», а в больших городах с их возможностями по снегоуборке и «модой» поливать дороги химией, оправдано использовать «липучки».

Но, опять же, не все здесь так гладко, как молодой байкальский лед. В Иркутске – да, применение химии способствует «самоликвидации» льда и колеи, но уже в соседнем Шелехове, Ангарске и Усолье химией «не балуются», там на дорогах накаты и «разделительные брустверы». Да и в самом Иркутске чистота обычно на магистральных дорогах, а чуть свернул в «районы» – те же накаты и глубокие колеи. Плюс ко всему неровный профиль города с крутыми горками, которые требуют хорошего сцепления шин.

Загвоздка еще в том, что при температурах примерно от -15 и ниже преимущества шипованных шин перед «липучками» на скользких покрытиях начинают исчезать. Первые обычно имеют более твердый протектор для надежного крепления шипов, такой протектор быстрее «дубеет» на морозе, а шипы, в свою очередь, хуже впиваются в мерзлый лед. Протектор фрикционных шин мягче, ламелей у них больше, и на морозе они способны дольше сохранять сцепные свойства.

Вообще, иные высококлассные «липучки» в любых условиях могут держаться на льду лучше, чем весьма посредственные «шиповки». Однако мягкий протектор неважно работает на асфальте, особенно при поперечных нагрузках – отсюда худшая управляемость, «размытые реакции» и в целом неуверенность при активном вождении. В этом смысле шипованные шины с более твердой резиной обычно лучше выдерживают «активные упражнения» на асфальте.

Стоит добавить, что именно сибирские и северные регионы подразумевают зарубежные фирмы с серьезным подходом к делу, когда разрабатывают и выводят на российский рынок свои шипованные модели. Ведь в совокупности на льду у «шиповок» больше преимуществ, а как раз такие условия характерны для основной части нашего региона. И можно сказать, что лучшие образцы шипованных шин для наших условий зачастую остаются наиболее универсальным решением на зиму.

ЗА ЦЕНОЙ НЕ СКОЛЬЗИМ

Конечно, лучшие образцы и стоят соответственно. И как ни убеждай себя, что это вложение в безопасность и комфорт в среднем на 3–4 сезона, а надежда на решение вопроса в меньшем диапазоне стоимости никогда не уйдет. Что ж, шины второй и третьей ценовой линии тоже есть весьма неплохие, в том числе российские, и теперь даже в нешипуемом классе.

Надо только понимать, что в менее дорогих шинах приоритеты свойств могут быть смещены в какую-то одну сторону, получить желанную сбалансированность маловероятно. Плюс возможные проблемы с качеством изготовления у шин эконом-класса, и это тоже принципиально важно. Например, все те же тесты показывают, что российским шинам до сих пор не чужда проблема производственной нестабильности. Так, в одном сезоне какая-то новая модель может показать себя на достойном уровне, а уже в следующем сезоне она же сильно «проваливается». Стабильность качества ошиповки у наших шин тоже оставляет желать лучшего. Подобные огрехи водятся и за импортной продукцией, но все же не в таких масштабах.

В данном обзоре как раз на основании анализа тестов, проводимых ведущими автоизданиями России, мы постарались охарактеризовать ряд востребованных зимних шин, которые в этом сезоне представлены на иркутском рынке.


Василий ЛАРИН
фото автора

Весь автомобильный Иркутск № 24/2011

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог