Техника для активного летнего отдыха
Просмотров: 6847
4 Мая 2011

КВАДРОФОРМУЛА

Техника для активного отдыха

Когда мы называем автомобиль средством для активного отдыха, в этом есть только часть правды. Потому что автомобиль по своей сути нечто фундаментальное, а для активного отдыха давно существует специальная техника и средства. Теперь это отдельная глобальная индустрия, а из всего ее многообразия сегодня выделим некий симбиоз авто и мото – такое гениальное и в то же время очевидное изобретение как квадроцикл, он же ATV (All Terrain Vehicle), он же мотовездеход. Весьма символичо, что в этом году эта техника будет активно демонстрироваться 28-29 мая на площади перед Дворцом спорта во время БайкалМоторШоу – вместе с дилерскими авто – как полноценные участники местного авторынка.

Родиной техники этого класса считается Северная Америка, а идейными вдохновителями и техническими популяризаторами – вездесущие японские компании. Именно Honda на рубеже 60 и 70-х годов первой выпустила на рынок США серийный ATV, тогда еще с тремя колесами (трицикл), с шинами низкого давления и без всякой подвески. Поначалу мотовездеходы воспринимались как техника для развлечений и как средства передвижения рыбаков и охотников. Со временем их практическая функциональность укреплялась, особенно с появлением в начале 80-х первого 4-колесного ATV, то есть настоящего квадроцикла, выпущенного фирмой Suzuki. Потом появились и 6-колесники.

Вся техника ATV сегодня делится на две основные категории – спортивные и утилитарные, причем данные продаж говорят почти о равнозначном их применении у потребителей. Их назначение в особых комментариях не нуждается, хотя есть свои нюансы. Грани в этих спецификациях зачастую размыты, между «пляжным» исполнением, «охотничьим» и «фермерским» порой трудно уловить разницу. Многих представителей этой армии можно отнести к универсальным, по классификации отдельных производителей они так и называются – спортивно-утилитарные. Возможности комбинаций уже родили подкласс туристических или даже круизных. И все же ряд моделей подчеркивают именно тот или иной статус, что ярко выражено в особенностях исполнения.

Спортивные «квадрики», кроме характерного дизайна, имеют облегченную упрощенную конструкцию, одно посадочное место и нередко только задний бездифференциальный привод и механическую коробку с цепной передачей момента на задние колеса, что роднит их с багги. Кстати, спортивные модели обычно относят к кроссовым, хотя они бывают разных категорий: для езды по горам, пескам, снегам или для трофи, а в последнее время выпускаются варианты и для города, с пониженным клиренсом и асфальтовой резиной.

Техника для активного отдыха

Kawasaki KFX 450 Cross – типичный представитель сугубо спортивных ATV: 450-кубовый мотор, механическая коробка и цепной привод на заднюю ось

  Техника для активного отдыха

Arctic Cat Mud Pro 1000 – среди ATV настоящий Off-road- монстр: с литровым двигателем, мощным защитным обвесом, грязевой резиной Maxxis и даже со шноркелем

Утилитарные модели многофункциональны и отличаются брутальным основательным исполнением. Бывают одно и двухместные, с выраженными багажными местами, с увеличенным баком или двумя, привод, как правило, полный отключаемый с понижающей передачей и блокировками, коробка-вариатор, задний мост в зависимости от весовой категории может быть цельным. Все большее применение находит усилитель руля. Передняя лебедка, клиренс не менее 240 мм, а также шины класса Mud-Terrain с нарочито внедорожным протектором, как у минитракторов – тоже из типичных признаков. Отдельные экземпляры и вовсе выглядят готовыми «котлетами» для тяжелого off-road (как Arctic Cat Mud Pro 1000).

«Кубатура» применяемых двигателей на сегодня очень широка – от маленьких (детских) ATV с 50-150-кубовыми моторами до самых матерых представителей «взрослого» класса с моторами 750, 800 и даже 1000 «кубиков» Хотя, если говорить по-автомобильному, больше всего производятся и пользуются спросом машины с двигателями объемом от 0,4 до 0,65 литра, мощностью в диапазоне примерно 25-42 силы.

Конструктивно все это одно и двухцилиндровые моторы, в основном с жидкостным охлаждением, и практически все 4-тактные (в том числе у спортивных версий), что дает меньшую тягу на низах, зато большую экономичность, экологичность и увеличенный ресурс. А вот питание до сих пор широко применяется двух видов – впрыск и карбюратор. Пока еще мало, но дизельные двигатели тоже начинают находить здесь применение, что продиктовано новыми веяниями.

Эволюция ATV логично вырастила другую интересную ветку – машины с автомобильной компоновкой «side by side», то есть с расположением раздельных кресел «бок о бок». Они с каркасом, обычной «баранкой» и большим багажным кузовом, и за их выраженную утилитарность получили обозначение UTV. А отдельные экземпляры можно прямо называть мотогрузовиками. Ярчайший представитель чего – Kawasaki Mule 4010 Diesel 4x4 с кузовомсамосвалом, а главное – с дизельным 3-цилиндровым двигателем объемом 953 куб. см мощностью 24 л.с. Впрочем, и эта ветвь развития в свою очередь «ушла» в два отростка – утилитарные и спортивные.

Техника для активного отдыха
Эта парочка UTV марки Stels как образчик эволюции квадроциклов в разряд «мото-автовездеходов» различного исполнения и применения

К ведущим или основным производителям ATV/UTV по-прежнему относятся японские фирмы – Honda, Kawasaki, Suzuki, Yamaha, и североамериканские – Arctic Cat и Polaris из США и Bombardier (BRP, чьи ATV выпускаются под маркой Can-Am) из Канады. Общий ассортимент и потребительские возможности их продукции впечатляют, у одного только Arctic Cat насчитывается около 40 моделей! Плюс широчайшие возможности дооснащения машин всевозможными аксессуарами.

Вместе с тем в последние годы как массовые производители все активней выступают китайские фирмы. Они «берут» богатым стандартным оснащением и сравнительно доступными ценами, нередко в 2-2,5 раза ниже, чем одноклассники технологических лидеров. А если учесть, что такая техника от ведущих брендов из разряда роскоши: стоимостью от 350 до 650 тысяч рублей и более без учета «бюджетных» моделей, то «Китай» со своим демпингом, конечно, начинает «рулить». Однако не будем лукавить – китайская продукция все же уступает по качеству исполнения, начиная с ударопрочности пластиковой обшивки, что для ATV с их «контактной» спецификой эксплуатации тоже играет важную роль.

В Иркутске рынок ATV/UTV на сегодня сформировался весьма неплохо. Кроме продавцов-ветеранов появились новые специализированные центры с просторными выставочными залами и широким наличным выбором. Но что характерно, официально представлены все японские (кроме Honda) и североамериканские бренды, а вот альтернативная «Азия» представлена еще не всеми марками из возможных, но зато масштабно. Так, техника китайской фирмы CF Moto, а также продукция марки Stels тайваньско-российского производства способны покрыть многие интересы – общая номенклатура обширна, а цены умеренные. Например, модели «золотой середины» – 500-кубовые, 2-местные и полноприводные ATV предлагаются с выбором модификаций по ценам от 200 и от 180 тысяч рублей соответственно.

Немного выше, чем китайская, котируется тайваньская продукция, это видно и по уровню цен. В Иркутске сейчас начинается продвижение ATV неизвестной еще у нас тайваньской марки Cectek. Выбор моделей невелик, а цены на уровне японцев, но продукция отличается броским дизайном и оригинальными техническими решениями. Кроме того, предложение Cectek включает машины новой «молодежной» волны – это мощные модели с заниженным клиренсом, короткоходной подвеской и низкопрофильной шоссейной резиной.

Техника для активного отдыха

«Китайцы» не отстают в технических решениях, например, этот «навороченный» CF 625-X6 EFI кроме всего имеет верхние передние рычаги из литого алюминия

  Техника для активного отдыха

Cectek Kingcobra – не числом, а умением – лозунг фирмы из Тайваня, у которой выбор моделей сравнительно мал, но все отличаются оригинальностью

НЕКОТОРЫЕ ИРКУТСКИЕ ФИРМЫ
ПО ПРОДАЖЕ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ТЕХНИКИ ATV/UTV
    
Фирма Марка ATV Производитель Срок
гарантии
 
Автоцентр «Агат-Авто» CF Moto Китай 2 года 
Cectek Тайвань 1 год 
Мотосалон «Барс» Arctic Cat США 2 года 
Suzuki Япония 1 год 
CF Moto Китай 1 год 
Stels Тайвань-Россия 1 год 
Kawasaki-Центр Kawasaki Япония 2 года 
Stels Тайвань-Россия 1 год 
Иркут-БКТ (Toyota-Центр) Bombardier Канада 2 года 
Nautilus (АльпИндустрия) Bombardier Канада 2 года 
Yamaha-Центр Yamaha Япония 1 год 
Suzuki-Центр Suzuki Япония 1 год 
Kawasaki Япония 1 год 
«Адреналин» (Сава) Polaris США 2 года 
Stels Тайвань-Россия 1 год 
Мотосалон «Драйв» Nissamaran Китай 1 год 

Василий ЛАРИН

Весь автомобильный Иркутск № 23

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог