СТРАСТИ ПО ОСАГО
Страхование ОСАГО изначально задумывалось и вводилось в качестве своего рода материальной защиты пострадавших автовладельцев при ДТП: наличие у каждого водителя обязательного полиса автогражданской ответственности должно было исключить целый ряд проблем и неприятностей при возникновении аварии – начиная от шумного выяснения виновности кого-либо, и заканчивая получением компенсации на ремонт. Однако реальность оказалась далеко не столь радужной…
Прежде всего, многие водители расценили введение ОСАГО как очередной побор, который, как и транспортный налог, привязан к мощности двигателя автомобиля. Но с этим можно было смириться, если бы ОСАГО заработало так, как предполагалось. И полбеды, что за компенсацией ущерба со сбором всех необходимых документов приходится бегать пострадавшему. Хуже то, что страховые компании часто занижают размер компенсации, а нередко и вовсе отказывают в выплате по тем или иным причинам.
Правда, за прошедшие два года в закон об ОСАГО было внесено несколько поправок, большая часть которых направлена на благо автовладельцев. В частности – введение системы прямого урегулирования убытков и так называемый Европротокол. Первое новшество призвано заставить лучше и качественнее работать страховые компании, т. к. по этой норме пострадавший имеет право обращаться за компенсацией в «свою» компанию, и в случае неудовлетворительного результата при оформлении следующего полиса ОСАГО может сменить страховщика. Что касается Европротокола, то здесь стало возможным оформлять мелкие ДТП (с участием не более двух автомобилей и без пострадавших) без оформления происшествия в ГИБДД. Однако в этом случае размер страхового возмещения ограничен 25 тыс. руб.
Но в конце прошлого года в ОСАГО были внесены куда более значимые поправки, напрямую влияющие на размер выплат: теперь сумма компенсации будет определяться исключительно с учетом износа автомобиля, который в свою очередь может достигать 80% (но не более!). Нетрудно догадаться, что такое секвестирование выплат коснется едва ли не 100% автовладельцев, которые более не смогут рассчитывать на полноценное возмещение ущерба и полное восстановление своего автомобиля за счет ОСАГО. Правда, в этих же поправках предусматривается, что на ряд узлов автомобиля, влияющих на безопасность (в частности, это детали тормозной системы и подушки безопасности), расчет износа применяться не будет. Также не начисляется износ на стекла автомобиля. Однако окончательный список таких узлов не определен. Мало того, до сих пор в стране не существует единой методики оценки повреждений и износа автомобиля! Поэтому, несмотря на то, что данная норма действительна еще с 1 сентября 2010 года, ее применение по-прежнему зависит от правил, принятых в той или иной страховой компании.
Впрочем, уже в этом году у автовладельцев вновь появилась возможность получения полного возмещения внеплановых трат: Верховный суд РФ создал прецедент, по которому недостающую на ремонт сумму можно будет востребовать с виновника ДТП или владельца его ТС. Однако к ОСАГО это уже не относится, т. к. предполагает отдельное обращение в суд силами и по инициативе пострадавшего или страховой компании, выплатившей пострадавшему полную компенсацию ущерба по КАСКО.
Однако только этим перемены в ОСАГО не ограничатся: последние месяцы активно обсуждаются и готовятся поправки, по которым будет увеличен лимит выплат по ОСАГО: до 500 тысяч за здоровье и не менее чем до 200 тысяч по «железу» (сегодня эти лимиты составляют 160 и 120 тыс. соответственно). Но увеличение лимитов неизбежно потребует и рост тарифов по ОСАГО, который, по разным оценкам, составит от 20% до 50%. И вряд ли этот факт обрадует автомобилистов…
КАК УВЕЛИЧИТЬ РАЗМЕР ВЫПЛАТЫ ПО ОСАГО? |
Некоторым выходом из ситуации, связанной с изменениями в ОСАГО, может стать добровольное страхование автогражданской ответственности (ДСАГО), которое, являясь дополнением к обязательному страхованию, существенно расширяет лимит ответственности. В частности, сегодня в Иркутске можно приобрести полисы ДСАГО с лимитом от 300 тыс. до 1,5 млн. руб, чего должно хватить на ремонт большинства встречающихся на наших дорогах машин – даже очень дорогих. Это позволяет использовать такой полис в качестве «доплаты» при недостаточной выплате по ОСАГО. Еще одно преимущество полиса ДСАГО в том, что его стоимость в сравнении с лимитом выплат значительно ниже и фактически он доступен любому автовладельцу. Однако все это не исключает необходимости ознакомления с договором и правилами страхования перед приобретением полиса… |
ЕВРОПРОТОКОЛ – ВСЕ НЕ ПРОСТОНесмотря на преимущества оформления ДТП по Европротоколу (без вызова ГИБДД), использовать эту схему самостоятельно следует крайне осмотрительно, т. к. возможность применения данной схемы определяется 12 факторами, среди которых не только известные всем условия (согласие в определении виновника ДТП, участие в ДТП не более 2 автомобилей, отсутствие пострадавших и сумма ущерба не более 25 тыс. руб.), но и такие, как отсутствие среди участников ДТП наемных водителей (работающих по путевым листам), или составление схемы ДТП по принятой в РФ методике. |