НА ПОДЪЕМЕ
ОБЩИЕ ПРОДАЖИ АВТОМОБИЛЕЙ ИРКУТСКИМИ ДИЛЕРАМИ В 2010 ГОДУ (по данным automarket.su и Ассоциации Европейского Бизнеса) | |
ВАЗ | 2050 |
Toyota | 1288 |
УАЗ | 1205 |
Ford | 815 |
Hyundai | 722 |
Nissan | 532 |
Renault | 497 |
Mitsubishi | 462 |
Peugeot | 458 |
Suzuki | 389 |
Chevrolet (вкл. Niva) | 313 |
Volkswagen | 296 |
Skoda | 278 |
Fiat | 275 |
Honda | 230 |
Audi | 183 |
BMW | 162 |
Mazda | 108 |
Land Rover | 103 |
Ssang Yong | 96 |
Subaru | 74 |
Opel | 72 |
Chery | 67 |
Citroen | 54 |
Volvo | 41 |
Mercedes-Benz | 36 |
Hummer | 24 |
UzDaewoo | 16 |
Cadillac | 11 |
Но статистика могла быть еще лучше – сами автокомпании оказались не готовы к растущему спросу и не смогли обеспечить должное предложение по самым популярным позициям. Причем если рассматривать динамику продаж, то именно конец 2010 года отмечен наиболее высокими достижениями дилеров, а начало 2011 года принесло немало новостей в области обновления и пополнения модельных рядов. То есть, наиболее активная фаза восстановления авторынка как раз приходится на истекшее полугодие, и с далеко идущими планами. Возврат дефицита, увеличение очередей на актуальные модели, а также с началом года рост цен на автомобили – от 5 до 40 тысяч рублей в зависимости от марки и модели, по-своему тоже говорит о переменах к «лучшему».
А самый значимый итог последнего времени в том, что дилерская инфраструктура иркутского рынка вопреки оценкам некоторых аналитиков не понесла никаких потерь. Наоборот, мы наблюдаем оживление замороженных ранее строек, какими оставались новые автоцентры Nissan и Volkswagen. В первой половине текущего года они должны открыться полноценно, хотя автоцентр VW в режиме сервиса работает уже с начала года. К финишу идет строительство и нового автоцентра BMW. Кстати, еще в конце 2010 года в Иркутске приступил к работе новый дилер немецкого премиум-бренда Mercedes-Benz.
В том же году на грани «гибели» был молодой еще дилер Volvo – шведская компания переживала структурные изменения и фактически не поддерживала работу «дальних» дилеров, но сейчас все приходит в норму, появились новые модели, иркутское представительство Volvo снова в активной фазе. Напомним, что летом ушедшего года начал функционировать, и вполне успешно, официальный дилер Mazda, тогда как до этого интересы марки ни шатко ни валко представлял «серый» дилер.
Не остался без развития и сегмент малобюджетных иномарок, которые в кризисный период «оттяпали» в РФ более четверти доли рынка. В этой связи характерно отметить, что одна из «цементирующих» новинок этого сегмента, российской сборки седан VW Polo, дебютировав только осенью и собрав огромные очереди, умудрился поднять показатели у иркутского дилера VW на 50% и занять второе место в модельном ряду, уступив только кроссоверу Tiguan.
Если удастся стабилизировать спрос и предложение, то у Polo Sedan в новом году есть все шансы стать лидером бренда (до того эту честь отстаивали исключительно дорогостоящие модели класса SUV). И тогда немецкая марка не где-нибудь, а именно в России будет оправдывать свое историческое название, то есть «народный автомобиль»! В самом конце прошлого года в Иркутске также начали продавать автомобили Uz-Daewoo и продукцию новой для нас китайской марки Haima – объемы продаж у их представителей еще капля в море, но время покажет.
Более того, уже новый 2011 год принес новости по части дальнейшего расширения официальных полномочий автопроизводителей. И заявка в плане структурных дополнений весьма серьезная, потому что касается именно массового сегмента рынка. В первую очередь речь о «потерянном» когда-то для Иркутска корейском бренде Kia. После неудачного дебюта в качестве дилера Kia одной из мультибрендовой компании, долгое время иркутяне не имели возможность покупать эти машины у себя дома. К тому же свой кризис переживала сама Kia, особенно по части сборочного производства в РФ.
В новом же году все изменилось кардинально: в Иркутске открываются аж два новых и независимых по бизнес-площадке дилера Kia – первый весной, а ближе к лету откроется второй дилер. Как может повлиять Kia на развитие рынка, предсказать несложно – налицо приличный ассортимент легковых моделей в широком ценовом диапазоне (главным образом Rio и Cee’d), а также актуальных автомобилей класса SUV (первым делом новый Sportage).
Например, обладая подобной модельной линейкой, дилер Hyundai в прошлом году произвел фурор, сенсацию. За счет почти ажиотажной реализации относительно недорогих легковых моделей (Getz и Elantra), а также кроссоверов Tucson и его приемника iX35, продажи по сравнению с 2009 годом буквально подскочили в несколько раз. Дилер разом сумел выйти на третье место среди иностранных брендов и вплотную приблизиться к дилеру Ford, второе место которого до того казалось незыблемым.
Hyundai стал примером того, как удачно оптимизированный для массового рынка ассортимент моделей может сразу вывести дилера на лидирующие места |
А что ждать от Hyundai в текущем году, когда на рынок выпущена новая и недорогая, но очень современная модель Solaris? Разработанная специально для России, она и выпускается с января 2011-го на новом заводе компании под Питером с дальнейшим годовым объемом до 200 тысяч штук. Как говорится, успех обеспечен, но все будет зависеть от выделенных квот, которые с учетом высокого спроса по всей стране в Иркутске не будут безграничными.
Так что лакомую долю массового рынка два корейских гиганта будут делить равноправно, «страхуя» друг друга фактически в каждой народной нише. Что же касается их конкурентной среды, то здесь в принципе нет застоя – и ветераны рынка, хотя у каждого свои приоритеты. Так, Renault тоже прибавила неплохо – на треть, и здесь были свои козыри: обновленный Logan с возможностью приобрести его теперь и с АКП, а также появление на его платформе хэтчбека Sandero, который воспринимается как обособленная модель, но стоит не на много дороже.
В начале нового года компания заявилась и в другую перспективную нишу – недорогих компактных SUV. Хэтчбек Renault Stepway на базе Sandero, но с увеличенным клиренсом и защитным обвесом намерен потеснить такие модели как Suzuki SX4 и Fiat Sedici. И бороться будет вновь рублем, то есть меньшей ценой – от 445 тысячи рублей в данном случае действительно серьезное преимущество. В дальнейшем на этой же платформе появится и полноценный SUV – Renault Duster, и тоже сравнительно доступный.
А вот виды на будущее у другого ведущего игрока среднего класса – компании Ford, несколько иные. У него и рост показателей умеренный, не более чем на 16 процентов, и громкими премьерами в малобюджетном секторе воздух не сотрясает. Здесь наблюдается некое перепозиционирование. По сути, этот бренд благородно передает нишу наиболее доступных иномарок французам и тем же корейцам, а сам переходит в более престижный сектор.
В самом деле, когда другие «подтягивали» малобюджетные проекты, в том числе не гнушаясь и возвратом на рынок моделей прошлого поколения (вспомним Mitsubishi с его Lancer IX Classic), Ford категорично обрезал все «хвосты», не соответствующие новым корпоративным стандартам по дизайну и техническому уровню. Снят с поставок кроссовер Escape, а вечный хит и лидер продаж в своем классе Focus пребывает в ожидании смены поколения. И хотя модель в индивидуальном зачете выросла на 45%, ее дальнейшее место на рынке предсказать трудно. Это будет автомобиль другого технического уровня и по другим, более высоким ценам.
К тому же в Иркутске появились другие значимые игроки. Например, к удивительным открытиям ушедшего года можно отнести марку Peugeot. За короткий срок дилер быстро выбился в претенденты на первое место после тройки лидеров, лишь немного уступив тому же Renault. А основной «виновник» успеха – модель С-сегмента Peugeot 308, производство которого начато в РФ.
Вообще, мы уже начали привыкать, что клеймо «сделано в России» как бы автоматически дает автомобилю успех на рынке. Но все же не всегда. Иркутский дилер другой французской марки – Citroen, не может похвастать сколь-нибудь существенными ростом и объемами продаж, а ведь «несущая сила» бренда, модель С4, теперь тоже выпускается у нас. То же самое касается марки Chevrolet. И цены в народном диапазоне, и в стране уже выпускается замечательная новая модель Cruze, а показатели продаж у иркутского дилера слабенькие.
Но что на сегодня у дилеров срабатывает абсолютно беспроигрышно – это обладание удачными моделями класса SUV. Яркий тому пример – иркутский дилер Nissan, который в 2010-м сумел превзойти свой предыдущий показатель аж в три раза! И все благодаря кроссоверам Qashqai и X-Trail, которые сделали половину всех продаж, хотя линейка фирмы насчитывает более десяти разных моделей.
Что уж говорить о пока недосягаемом лидере рынка среди иностранных брендов – Toyota, у которой традиционно больше половины оборота завязано на кроссоверах и внедорожниках. А в преддверии нового года дилер презентовал еще две беспроигрышные модели класса SUV – люкс-кроссвер Highlander и полноприводный пикап HiLux, чем полностью закрыл все востребованные ниши. Так что, догнать кому-либо в Иркутске эту фирму в текущем году также вряд ли удастся. Известное стихийное бедствие в Японии, конечно, может повлиять на положение ведущих японских брендов в России, но пока делать какие-то прогнозы и оценки рано.
Теперь о премиум-брендах. Принято считать, что покупатели престижных автомобилей в любые времена не оставят дилеров без заработка. События на рынке в целом это подтверждают: Mercedes, BMW или Land Rover на плаву, а последние два даже прибавили в продажах на 10%. Стабильно работает и Audi, хотя в отличие от прошлых периодов, последний год дилер закончил без роста. Причина тому называется одна – несоответствие спросу предложения от самой компании. Машин, и в первую очередь хита продаж кроссовера Q5, на всех просто не хватает. Возможно, что появление в текущем году нового кроссовера Audi Q3 позволит дилеру поднять результаты.
Однако в большей степени «застой» может взволновать в отношении дилера Honda, который не сбавил обороты продаж, но и не прибавил. Видимо, здесь комплекс причин. С одной стороны, дилер делает упор на качественное развитие сервиса и жалуется на фатально-недостаточное снабжение машинами, из-за чего очередь на самую ходовую модель CR-V выросла до полугода. Но с другой стороны, сама марка уже давно перешла в люкс-бренды, если говорить о стоимости машин. Ведь даже некогда популярнейший седан Civic теперь позиционируется в наиболее высокой ценовой нише С-сегмента и уже не вызывает ажиотажа. Впрочем, планы развития Honda на текущий год только подтверждают ее уклон в премиум-сегмент. Появится обновленный Accord и Pilot, они станут еще дороже, но главное, уже в апреле выходит абсолютно новая для российского рынка люксовая модель – Honda Crosstour.
В заключение о традиционных российских брендах – ВАЗ и УАЗ. Благодаря госпрограмме по утилизации, дилеры смогли увеличить продажи более чем в два раза, и это без видимых изменений в модельных рядах. Основной спрос вновь пришелся на классические модели, и вряд ли стоит ждать дальнейших успехов, когда данная программа закроется.
Василий ЛАРИН
Весь автомобильный Иркутск № 23