Автомобильный рынок: итоги и тенденции
Просмотров: 5261
20 Апреля 2011

НА ПОДЪЕМЕ

Новые автомобили в Иркутске
При всех казусах рынка кроссоверы позволяют выживать многим дилерам и даже «вывозят» их на новые рубежи в рейтинге продаж. Например, таким «паровозом» для Nissan оказался рестайлинговый Qashqai и российской сборки X-Trail
ОБЩИЕ ПРОДАЖИ 
АВТОМОБИЛЕЙ ИРКУТСКИМИ
ДИЛЕРАМИ В 2010 ГОДУ
(по данным automarket.su
и Ассоциации Европейского 
Бизнеса)
ВАЗ2050 
Toyota 1288 
УАЗ 1205 
Ford 815 
Hyundai 722 
Nissan 532 
Renault 497 
Mitsubishi 462 
Peugeot 458 
Suzuki 389 
Chevrolet (вкл. Niva) 313 
Volkswagen 296 
Skoda 278 
Fiat 275 
Honda 230 
Audi 183 
BMW 162 
Mazda 108 
Land Rover 103 
Ssang Yong 96 
Subaru 74 
Opel 72 
Chery 67 
Citroen 54 
Volvo41 
Mercedes-Benz 36 
Hummer 24 
UzDaewoo 16 
Cadillac 11 
Результаты официальных продаж автомобилей за 2010 год демонстрируют начало выхода из экономического застоя – иркутские дилеры за редким исключением заметно прибавили в объемах реализации, а некоторые из них превзошли докризисный уровень. Общий рост продаж по сравнению с 2009 годом составил 65% и достиг почти 11000 автомобилей без учета грузовиков и автобусов. Представленные на иркутском рынке автобренды по-разному, но все внесли свой вклад в рост показателей, улучшив результаты от десятков процентов до нескольких раз.

Но статистика могла быть еще лучше – сами автокомпании оказались не готовы к растущему спросу и не смогли обеспечить должное предложение по самым популярным позициям. Причем если рассматривать динамику продаж, то именно конец 2010 года отмечен наиболее высокими достижениями дилеров, а начало 2011 года принесло немало новостей в области обновления и пополнения модельных рядов. То есть, наиболее активная фаза восстановления авторынка как раз приходится на истекшее полугодие, и с далеко идущими планами. Возврат дефицита, увеличение очередей на актуальные модели, а также с началом года рост цен на автомобили – от 5 до 40 тысяч рублей в зависимости от марки и модели, по-своему тоже говорит о переменах к «лучшему».

А самый значимый итог последнего времени в том, что дилерская инфраструктура иркутского рынка вопреки оценкам некоторых аналитиков не понесла никаких потерь. Наоборот, мы наблюдаем оживление замороженных ранее строек, какими оставались новые автоцентры Nissan и Volkswagen. В первой половине текущего года они должны открыться полноценно, хотя автоцентр VW в режиме сервиса работает уже с начала года. К финишу идет строительство и нового автоцентра BMW. Кстати, еще в конце 2010 года в Иркутске приступил к работе новый дилер немецкого премиум-бренда Mercedes-Benz.

В том же году на грани «гибели» был молодой еще дилер Volvo – шведская компания переживала структурные изменения и фактически не поддерживала работу «дальних» дилеров, но сейчас все приходит в норму, появились новые модели, иркутское представительство Volvo снова в активной фазе. Напомним, что летом ушедшего года начал функционировать, и вполне успешно, официальный дилер Mazda, тогда как до этого интересы марки ни шатко ни валко представлял «серый» дилер.

Не остался без развития и сегмент малобюджетных иномарок, которые в кризисный период «оттяпали» в РФ более четверти доли рынка. В этой связи характерно отметить, что одна из «цементирующих» новинок этого сегмента, российской сборки седан VW Polo, дебютировав только осенью и собрав огромные очереди, умудрился поднять показатели у иркутского дилера VW на 50% и занять второе место в модельном ряду, уступив только кроссоверу Tiguan.

Если удастся стабилизировать спрос и предложение, то у Polo Sedan в новом году есть все шансы стать лидером бренда (до того эту честь отстаивали исключительно дорогостоящие модели класса SUV). И тогда немецкая марка не где-нибудь, а именно в России будет оправдывать свое историческое название, то есть «народный автомобиль»! В самом конце прошлого года в Иркутске также начали продавать автомобили Uz-Daewoo и продукцию новой для нас китайской марки Haima – объемы продаж у их представителей еще капля в море, но время покажет.

Новые автомобили в Иркутске

С появлением в Иркутске дилера Uz-Daewoo продукция ВАЗ теперь не является самой доступной на рынке. Хэтчбек Matiz в базе предлагается по цене менее 200 тысяч рублей

  Новые автомобили в Иркутске

Haima 3 – новое слово в легковом автостроении от китайских компаний

Более того, уже новый 2011 год принес новости по части дальнейшего расширения официальных полномочий автопроизводителей. И заявка в плане структурных дополнений весьма серьезная, потому что касается именно массового сегмента рынка. В первую очередь речь о «потерянном» когда-то для Иркутска корейском бренде Kia. После неудачного дебюта в качестве дилера Kia одной из мультибрендовой компании, долгое время иркутяне не имели возможность покупать эти машины у себя дома. К тому же свой кризис переживала сама Kia, особенно по части сборочного производства в РФ.

В новом же году все изменилось кардинально: в Иркутске открываются аж два новых и независимых по бизнес-площадке дилера Kia – первый весной, а ближе к лету откроется второй дилер. Как может повлиять Kia на развитие рынка, предсказать несложно – налицо приличный ассортимент легковых моделей в широком ценовом диапазоне (главным образом Rio и Cee’d), а также актуальных автомобилей класса SUV (первым делом новый Sportage).

Например, обладая подобной модельной линейкой, дилер Hyundai в прошлом году произвел фурор, сенсацию. За счет почти ажиотажной реализации относительно недорогих легковых моделей (Getz и Elantra), а также кроссоверов Tucson и его приемника iX35, продажи по сравнению с 2009 годом буквально подскочили в несколько раз. Дилер разом сумел выйти на третье место среди иностранных брендов и вплотную приблизиться к дилеру Ford, второе место которого до того казалось незыблемым.

Новые автомобили в Иркутске
Hyundai стал примером того, как удачно оптимизированный для массового рынка ассортимент моделей может сразу вывести дилера на лидирующие места

А что ждать от Hyundai в текущем году, когда на рынок выпущена новая и недорогая, но очень современная модель Solaris? Разработанная специально для России, она и выпускается с января 2011-го на новом заводе компании под Питером с дальнейшим годовым объемом до 200 тысяч штук. Как говорится, успех обеспечен, но все будет зависеть от выделенных квот, которые с учетом высокого спроса по всей стране в Иркутске не будут безграничными.

Так что лакомую долю массового рынка два корейских гиганта будут делить равноправно, «страхуя» друг друга фактически в каждой народной нише. Что же касается их конкурентной среды, то здесь в принципе нет застоя – и ветераны рынка, хотя у каждого свои приоритеты. Так, Renault тоже прибавила неплохо – на треть, и здесь были свои козыри: обновленный Logan с возможностью приобрести его теперь и с АКП, а также появление на его платформе хэтчбека Sandero, который воспринимается как обособленная модель, но стоит не на много дороже.

В начале нового года компания заявилась и в другую перспективную нишу – недорогих компактных SUV. Хэтчбек Renault Stepway на базе Sandero, но с увеличенным клиренсом и защитным обвесом намерен потеснить такие модели как Suzuki SX4 и Fiat Sedici. И бороться будет вновь рублем, то есть меньшей ценой – от 445 тысячи рублей в данном случае действительно серьезное преимущество. В дальнейшем на этой же платформе появится и полноценный SUV – Renault Duster, и тоже сравнительно доступный.

А вот виды на будущее у другого ведущего игрока среднего класса – компании Ford, несколько иные. У него и рост показателей умеренный, не более чем на 16 процентов, и громкими премьерами в малобюджетном секторе воздух не сотрясает. Здесь наблюдается некое перепозиционирование. По сути, этот бренд благородно передает нишу наиболее доступных иномарок французам и тем же корейцам, а сам переходит в более престижный сектор.

В самом деле, когда другие «подтягивали» малобюджетные проекты, в том числе не гнушаясь и возвратом на рынок моделей прошлого поколения (вспомним Mitsubishi с его Lancer IX Classic), Ford категорично обрезал все «хвосты», не соответствующие новым корпоративным стандартам по дизайну и техническому уровню. Снят с поставок кроссовер Escape, а вечный хит и лидер продаж в своем классе Focus пребывает в ожидании смены поколения. И хотя модель в индивидуальном зачете выросла на 45%, ее дальнейшее место на рынке предсказать трудно. Это будет автомобиль другого технического уровня и по другим, более высоким ценам.

К тому же в Иркутске появились другие значимые игроки. Например, к удивительным открытиям ушедшего года можно отнести марку Peugeot. За короткий срок дилер быстро выбился в претенденты на первое место после тройки лидеров, лишь немного уступив тому же Renault. А основной «виновник» успеха – модель С-сегмента Peugeot 308, производство которого начато в РФ.

Вообще, мы уже начали привыкать, что клеймо «сделано в России» как бы автоматически дает автомобилю успех на рынке. Но все же не всегда. Иркутский дилер другой французской марки – Citroen, не может похвастать сколь-нибудь существенными ростом и объемами продаж, а ведь «несущая сила» бренда, модель С4, теперь тоже выпускается у нас. То же самое касается марки Chevrolet. И цены в народном диапазоне, и в стране уже выпускается замечательная новая модель Cruze, а показатели продаж у иркутского дилера слабенькие.

Новые автомобили в Иркутске

Седан Fiat Linea – одна из значимых новинок года в массовом сегменте, но как он приживется на фоне более успешных конкурентов, вопрос пока открытый

  Новые автомобили в Иркутске

Не всегда интересная модель с пропиской производства в РФ автоматически становится бестселлером рынка. В Иркутске, например, Citroen C4 продавался единично, тогда как его одноклассник по С-сегменту Peugeot 308 разошелся тиражом в две сотни!

Но что на сегодня у дилеров срабатывает абсолютно беспроигрышно – это обладание удачными моделями класса SUV. Яркий тому пример – иркутский дилер Nissan, который в 2010-м сумел превзойти свой предыдущий показатель аж в три раза! И все благодаря кроссоверам Qashqai и X-Trail, которые сделали половину всех продаж, хотя линейка фирмы насчитывает более десяти разных моделей.

Что уж говорить о пока недосягаемом лидере рынка среди иностранных брендов – Toyota, у которой традиционно больше половины оборота завязано на кроссоверах и внедорожниках. А в преддверии нового года дилер презентовал еще две беспроигрышные модели класса SUV – люкс-кроссвер Highlander и полноприводный пикап HiLux, чем полностью закрыл все востребованные ниши. Так что, догнать кому-либо в Иркутске эту фирму в текущем году также вряд ли удастся. Известное стихийное бедствие в Японии, конечно, может повлиять на положение ведущих японских брендов в России, но пока делать какие-то прогнозы и оценки рано.

Теперь о премиум-брендах. Принято считать, что покупатели престижных автомобилей в любые времена не оставят дилеров без заработка. События на рынке в целом это подтверждают: Mercedes, BMW или Land Rover на плаву, а последние два даже прибавили в продажах на 10%. Стабильно работает и Audi, хотя в отличие от прошлых периодов, последний год дилер закончил без роста. Причина тому называется одна – несоответствие спросу предложения от самой компании. Машин, и в первую очередь хита продаж кроссовера Q5, на всех просто не хватает. Возможно, что появление в текущем году нового кроссовера Audi Q3 позволит дилеру поднять результаты.

Новые автомобили в Иркутске
Под новые обстоятельства пришлось подстраиваться и, казалось бы, незыблемым в своих ценностях премиум-брендам. Так, уже на исходе 2010 года Lexus вывел «малобюджетную» версию RX270, которую отличает 4-цилиндровый двигатель объемом 2,7 литра и только передний привод

Однако в большей степени «застой» может взволновать в отношении дилера Honda, который не сбавил обороты продаж, но и не прибавил. Видимо, здесь комплекс причин. С одной стороны, дилер делает упор на качественное развитие сервиса и жалуется на фатально-недостаточное снабжение машинами, из-за чего очередь на самую ходовую модель CR-V выросла до полугода. Но с другой стороны, сама марка уже давно перешла в люкс-бренды, если говорить о стоимости машин. Ведь даже некогда популярнейший седан Civic теперь позиционируется в наиболее высокой ценовой нише С-сегмента и уже не вызывает ажиотажа. Впрочем, планы развития Honda на текущий год только подтверждают ее уклон в премиум-сегмент. Появится обновленный Accord и Pilot, они станут еще дороже, но главное, уже в апреле выходит абсолютно новая для российского рынка люксовая модель – Honda Crosstour.

В заключение о традиционных российских брендах – ВАЗ и УАЗ. Благодаря госпрограмме по утилизации, дилеры смогли увеличить продажи более чем в два раза, и это без видимых изменений в модельных рядах. Основной спрос вновь пришелся на классические модели, и вряд ли стоит ждать дальнейших успехов, когда данная программа закроется.

Василий ЛАРИН

Весь автомобильный Иркутск № 23

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог