КОД ВЯЗКОСТИ
Типичные примеры температурного применения моторных масел в зависимости от класса вязкости |
Лучшими комплексными параметрами обладают масла на синтетической основе, особенно полностью синтетические. Они же, как самые высокоиндексные по вязкости, обеспечивают самый широкий температурный диапазон работы – хорошую текучесть при низких температурах для надежного и безопасного пуска двигателя, и достаточную вязкость с прочной масляной пленкой при высоких рабочих температурах, включая экстремальные режимы работы.
По классификации вязкости на сегодня существует только одна общепринятая в мире система – SAE, по которой определяется так называемый «зимний» (W) и высокотемпературный (его еще называют «летний») класс вязкости. Большинство современных моторных (и не только) масел всесезонные, обозначаются сдвоенным индексом, например, SAE 5W-40 или 0W-30. Грубо говоря, чем больше разброс цифр, тем масло лучше приспособлено к всесезонному использованию, особенно в условиях резких перепадов температур. При выборе масла по классу вязкости для типичных условий эксплуатации следует руководствоваться предписаниями автопроизводителей.
Допускается расширять рекомендуемый диапазон вязкости, но ни в коем случае не сужать его. Например, если предписывается масло класса SAE 5W-30, нельзя заливать масла класса SAE 5W-20. Сверхмаловязкие при высоких температурах моторные масла нового поколения (SAE 5W-20 или 0W-20) следует использовать только при специальных допусках автопроизводителей, хотя для двигателей с большим пробегом (около 100 и выше тысяч км) обычно принято применять более вязкие масла.
Уровень качества моторных масел в основном классифицируется по американскому стандарту API и более требовательному европейскому ACEA. С учетом особенности автопарка иномарок в регионе (подавляющее большинство японских и европейских автомобилей) предпочтительно применять масла, которые сертифицированы по обоим стандартам качества. Например, по API SM/CF и ACEA A3/B3/В4. Это указывает не только на универсальность применения масла, то есть для бензиновых (S по API и А по АСЕА) и дизельных (С и В соответственно) двигателей легковых автомобилей, но и на самый современный уровень качества. Допускается и даже рекомендуется использовать моторные масла более высокого уровня качества, чем предписано производителем на момент выпуска автомобиля. Понятно, что понижать уровень нельзя.
Кроме того, для АСЕА характерны и специфичные классификации, указывающие на очень важные при выборе моторного масла параметры. Так, этот стандарт в отдельную категорию выделяет масла для дизелей грузовиков – Е2, Е3 и так далее. В этой связи стоит отметить, что большинство масел по европейскому стандарту не имеют общую классификацию для легковых и грузовых двигателей, поскольку требования к параметрам смазочных материалов у них заметно различаются. Также в отдельную категорию выделяются особые энергосберегающие масла с низкой вязкостью при высоких температурах и максимальных сдвиговых нагрузках. Обозначаются как АСЕА А1/В1 или А5/В5 и могут применяться только при соответствующем одобрении автопроизводителей.
И еще нюанс – в последнее время стали появляться моторные масла, где по АСЕА наряду с категориями А, В и Е имеется буквенная классификация С (также в паре с цифрами 1, 2 или 3 – в зависимости от уровня эксплуатационных качеств). Ничего угрожающего здесь нет, наоборот, это свидетельствует об экологически более чистом составе масла, где минимизировано содержание сульфатной золы, серы и фосфора – элементов, которые способствуют накоплению нагаров и шламов, уничтожению катализаторов и дизельных сажных фильтров, а также сокращению службы самого масла. Надо только иметь в виду, что такие масла в первую очередь рассчитаны на современные двигатели новых поколений, которые, опять же, должны работать на соответствующем экологическим стандартам топливе.
Масла для механических трансмиссий (коробки, раздатки, мосты) классифицируются по стандарту вязкости SAE и категории качества API, но при их выборе нужно строго придерживаться именно рекомендованных автопроизводителем параметров. И особенно это касается классификации по API GL, поскольку от этого непосредственно зависит работоспосбность и ресурс агрегатов, которые по функциональным и конструктивным особенностям предъявляют разные и вполне конкретные требования к составу масла.
СПЕЦИФИКАЦИЯ API ДЛЯ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | ||
КЛАСС | СТАТУС | НАЗНАЧЕНИЕ |
SM | Действующий | Для всех автомобильных двигателей, выпускаемых в настоящее время. Введен в 2004 году. Масла этого класса имеют повышенную стойкость к окислению, улучшенную защиту от износа и отложений, улучшенные низкотемпературные свойства |
SL | Действующий | Для двигателей 2004 и старше годов выпуска |
SJ | Действующий | Для двигателей 2001 и старше годов выпуска |
SH | Устаревший | Для двигателей 1996 и старше годов выпуска |
SG | Устаревший | Для двигателей 1993 и старше годов выпуска |
SF | Устаревший | Для двигателей 1988 и старше годов выпуска |