Масла: правила классификации
Просмотров: 3455
28 Октября 2010
Теги: автомасла

КОД ВЯЗКОСТИ

Масла: правила классификации

Типичные примеры температурного применения моторных масел в зависимости от класса вязкости

В технологии производства смазочных материалов, и в первую очередь это касается моторных масел, сегодня две главных тенденции – энергосберегающие свойства и экологичность продукции. Следуя этим правилам, масла становятся все менее вязкими в широком температурном диапазоне и все более стойкими к окислению ради удлиненных сроков замены. Все эти факторы только на благо эксплуатации автомобилей в наших суровых зимних условиях, однако надо понимать, что рабочие характеристики масел довольно сильно могут различаться. Сделать оптимальный выбор поможет специфика обозначений, характерная для всех современных масел.

Лучшими комплексными параметрами обладают масла на синтетической основе, особенно полностью синтетические. Они же, как самые высокоиндексные по вязкости, обеспечивают самый широкий температурный диапазон работы – хорошую текучесть при низких температурах для надежного и безопасного пуска двигателя, и достаточную вязкость с прочной масляной пленкой при высоких рабочих температурах, включая экстремальные режимы работы.

По классификации вязкости на сегодня существует только одна общепринятая в мире система – SAE, по которой определяется так называемый «зимний» (W) и высокотемпературный (его еще называют «летний») класс вязкости. Большинство современных моторных (и не только) масел всесезонные, обозначаются сдвоенным индексом, например, SAE 5W-40 или 0W-30. Грубо говоря, чем больше разброс цифр, тем масло лучше приспособлено к всесезонному использованию, особенно в условиях резких перепадов температур. При выборе масла по классу вязкости для типичных условий эксплуатации следует руководствоваться предписаниями автопроизводителей.

Допускается расширять рекомендуемый диапазон вязкости, но ни в коем случае не сужать его. Например, если предписывается масло класса SAE 5W-30, нельзя заливать масла класса SAE 5W-20. Сверхмаловязкие при высоких температурах моторные масла нового поколения (SAE 5W-20 или 0W-20) следует использовать только при специальных допусках автопроизводителей, хотя для двигателей с большим пробегом (около 100 и выше тысяч км) обычно принято применять более вязкие масла.

Уровень качества моторных масел в основном классифицируется по американскому стандарту API и более требовательному европейскому ACEA. С учетом особенности автопарка иномарок в регионе (подавляющее большинство японских и европейских автомобилей) предпочтительно применять масла, которые сертифицированы по обоим стандартам качества. Например, по API SM/CF и ACEA A3/B3/В4. Это указывает не только на универсальность применения масла, то есть для бензиновых (S по API и А по АСЕА) и дизельных (С и В соответственно) двигателей легковых автомобилей, но и на самый современный уровень качества. Допускается и даже рекомендуется использовать моторные масла более высокого уровня качества, чем предписано производителем на момент выпуска автомобиля. Понятно, что понижать уровень нельзя.

Кроме того, для АСЕА характерны и специфичные классификации, указывающие на очень важные при выборе моторного масла параметры. Так, этот стандарт в отдельную категорию выделяет масла для дизелей грузовиков – Е2, Е3 и так далее. В этой связи стоит отметить, что большинство масел по европейскому стандарту не имеют общую классификацию для легковых и грузовых двигателей, поскольку требования к параметрам смазочных материалов у них заметно различаются. Также в отдельную категорию выделяются особые энергосберегающие масла с низкой вязкостью при высоких температурах и максимальных сдвиговых нагрузках. Обозначаются как АСЕА А1/В1 или А5/В5 и могут применяться только при соответствующем одобрении автопроизводителей.

И еще нюанс – в последнее время стали появляться моторные масла, где по АСЕА наряду с категориями А, В и Е имеется буквенная классификация С (также в паре с цифрами 1, 2 или 3 – в зависимости от уровня эксплуатационных качеств). Ничего угрожающего здесь нет, наоборот, это свидетельствует об экологически более чистом составе масла, где минимизировано содержание сульфатной золы, серы и фосфора – элементов, которые способствуют накоплению нагаров и шламов, уничтожению катализаторов и дизельных сажных фильтров, а также сокращению службы самого масла. Надо только иметь в виду, что такие масла в первую очередь рассчитаны на современные двигатели новых поколений, которые, опять же, должны работать на соответствующем экологическим стандартам топливе.

Масла для механических трансмиссий (коробки, раздатки, мосты) классифицируются по стандарту вязкости SAE и категории качества API, но при их выборе нужно строго придерживаться именно рекомендованных автопроизводителем параметров. И особенно это касается классификации по API GL, поскольку от этого непосредственно зависит работоспосбность и ресурс агрегатов, которые по функциональным и конструктивным особенностям предъявляют разные и вполне конкретные требования к составу масла.

СПЕЦИФИКАЦИЯ API ДЛЯ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ   
КЛАСС СТАТУС НАЗНАЧЕНИЕ 
SM Действующий Для всех автомобильных двигателей, выпускаемых в настоящее время. Введен в 2004 году. Масла этого класса имеют повышенную стойкость к окислению, улучшенную защиту от износа и отложений, улучшенные низкотемпературные свойства
SL Действующий Для двигателей 2004 и старше годов выпуска 
SJ Действующий Для двигателей 2001 и старше годов выпуска 
SH Устаревший Для двигателей 1996 и старше годов выпуска
SG Устаревший Для двигателей 1993 и старше годов выпуска 
SF Устаревший Для двигателей 1988 и старше годов выпуска 

Василий ЛАРИН
larin@automarket.su

Автомаркет+Спорт № 16/2010

тут были комменты. RIP!






Поделиться ссылкой
Другие материалы номера
Важное на форуме

Автофирмы Иркутска







Весь каталог