НАША РАША ВОСЕМЬ ЛЕТ СПУСТЯ
Мне нравится такая страна! Недавно довелось перегонять машину из Москвы в Иркутск.
До этого в роли перегонщика с запада на восток приходилось участвовать давненько, восемь лет назад. Тогда еще не было GPS-навигации, ехать приходилось по книжным картам и не совсем адекватным указателям. А что, собственно, еще изменилось в стране с точки зрения как можно более быстрого по ней передвижения на машине?
Теперь в помощь перегонщику или просто автопутешественнику не только спутниковая навигация. Заметно упрощают дело объездные маршруты – благодаря им не приходится заходить и плутать в крупных городах. Еще в 2002 году объезды были далеко не везде, а сейчас ситуация выглядит даже несколько странно – проскакиваешь более 5000
километров, а огромной России со всеми ее недостатками и достоинствами как будто и не
видел. Только дорога с трехзначными «счетчиками» километража до очередного пункта, да скучные в целом, но безобидные, неотвлекающие ландшафты.
А как сама дорога? Если без особых претензий, тоже все нормально – с разметкой и вполне сносным покрытием. Даже ночью в дождь, когда качество асфальта не идентифицируется, ни разу не попалась серьезная колдобина. В иных местах покрытие по качеству даже не
хуже чем на немецких автобанах. Мне нравится такая страна! Задерживают только
ремонтно-восстановительные участки, но таких по маршруту не так много, чтобы говорить о глобальном их влиянии на среднюю скорость движения.
А вот что действительно влияет, так это теснота от транспортного потока. Где-то федеральные трассы не только ровные, но еще и односторонние с двумя полосами в каждом направлении. И все же в большинстве своем – движение по узким полоскам двусторонних
дорог. Еще восемь лет назад в западной части страны мне приходилось отмечать пресыщение дорожной сети дальнобойными фурами, а сейчас их стало раза в два-три больше. Причем днем их плотность такова, что поодиночке они и не встречаются.
Могут идти длинными колоннами до километра и больше, как настоящие поезда, и обгоны в этом случае превращаются в рискованные аттракционы. Зачастую выручают только обгонные полосы на затяжных подъемах, что к чести дорожников встречается не так уж редко. Кроме того, многие дальнобойщики сигналами поворотов подсказывают, можно или нет сманеврировать – уже сложилась своя этика поведения, культура мирного сосуществования. После Урала, как только остается позади «чугунный хребет России» Челябинск, фуры постепенно редеют, но все равно их много. Разве что восточных
перегонщиков стало меньше в несколько раз, и это по-своему сняло напряжение. В плане
дорог позапрошлым веком выглядит только наша Иркутская область, где еще много непокрытых участков и пересечений с Транссибом. Но потихоньку жизнь налаживается и здесь.
А еще восемь лет назад можно было нарваться на криминал – прессинг бандитов мне тогда удалось увидеть. Сейчас или повезло, или действительно стало спокойней, но на какие-то «наезды» не было даже намека, хотя по воле случая на машинах
с транзитными номерами пришлось несколько дней мозолить глаза в центре крупных городов. Зато по-прежнему начеку инспектора ГАИ, в том числе в своих хитрых засадах с дальней съемкой бытовыми видеокамерами. В основном ловят на нарушении правил разметки. И все равно, у меня сложилось уже не такое противоречивое впечатление от страны, как восемь лет назад. Притом обстоятельства в этой поездке по-своему сложились очень не просто, но это тема для отдельной статьи.
Василий ЛАРИН
larin@automarket.su