В последнее время в обществе вновь усиленно муссируются слухи о запрете праворульных автомобилей. Часто вопрос «А как вы относитесь к запрету праворульных автомобилей?» задают и журналистам «Автомаркета». Сначала мы хотели было осветить этот вопрос в редакционной статье, но передумали. Эта проблема вызывает споры и в нашей редакции, и единой точки зрения на нее нет. Поэтому и решили высказаться — каждый за себя.
Если бы Грефом был я ...
озникающие едва ли не каждый квартал слухи о скором запрете праворульных автомобилей — просто подарок для автомобильного издания, потому как чтобы найти ответ на этот вопрос, автомобилисты бегут в газетный киоск. Помню, первый раз это произошло, кажется, в 1992 году. Тогдашний премьер Черномырдин даже подписал соответствующее постановление, чем вызвал в Приморье волну забастовок и перекрытие Транссибирской магистрали. Постановление пришлось отменить. С тех пор все возникающие слухи таковыми и оставались — дальше полусерьезных реплик на заседаниях правительства да заявлений в полуофициальных интервью дело не заходило. По крайней мере, каких-то серьезных проектов Закона что-то не припомню. А резонанс в обществе все это вызывало потому, что тут же подхватывалось СМИ — тема-то «кассовая». Правда, мы еще в конце 90-х решили на этой теме не спекулировать, чтобы попросту не будоражить общественность. За что время от времени получаем упреки от читателей — мол, не защищаем их интересы (если бы от нас в этом вопросе хоть что-то зависело).
И все-же — будет ли запрещен в ближайшее время правый руль? Думаю, сейчас не самое удачное время для принятия подобного решения: на носу выборы в Госдуму и операция «Преемник». Терять значительную часть электората накануне «судьбоносных» выборов вряд ли кто рискнет. А в более отдаленной перспективе? Вот здесь подобное решение смотрится достаточно логично. Попробую объяснить почему.
Скорее всего, «запрет» будет объяснен заботой о безопасности сограждан. Логика, конечно, в этом есть (затрудненный обзор в праворульных автомобилях, высадка пассажира на проезжую часть — с этим не спорят даже самые непримиримые «правые»), но если уж действовать последовательно, то для начала придется запретить все отечественные автомобили, которые по уровню активной и пассивной безопасности просто киллеры на колесах. А какой-то статистики о повышенной аварийности «праворулек» просто нет. Заявляю ответственно — за 12 лет работы в автомобильной журналистике я нигде и никогда (а читать приходится десятки изданий) не встречал сравнительной статистики «леворульной» и «праворульной» аварийности и травматизма. Для этого нужны специальные исследования, и никто ими пока не занимался.
Поэтому в данном случае надо переводить тему на макроэкономику. О защите отечественного производителя сейчас говорить стало не актуально — больной безнадежен, и никакая терапия ему уже не поможет. Король умер, да здравствует король! Многие россияне уже не хотят ездить не только на отечественных, но и подержанных машинах. О чем говорит статистика — в первом полугодии этого года новых иномарок впервые было продано больше, чем отечественных, но и иностранных автомобилей. И тенденция стремительно нарастает.
В общем, есть спрос — будет и предложение. А так как речь идет уже об объемах продаж в десятки и даже сотни тысяч автомобилей в год, производитель пошел к потребителю, то есть переносит производство в страну сбыта. В Россию всерьез и надолго приходят западные концерны. В течение ближайших трех лет производство новых «совместных» современных и качественных иномарок в России приблизится к миллиону экземпляров. С точки зрения экономики такие СП стране выгодны: рабочие места, налоги, социальная и экономическая стабильность — разве не об этом мы все мечтаем? Поэтому правительство заинтересовано в развитии таких СП и будет лоббировать их интересы, иначе никто деньги вкладывать не станет. Вот тут рано или поздно встанет вопрос о подержанных «праворульках» (ровно как и «леворульках»).
Защищать свой рынок — это обычная экономическая практика. Тем более от подержанных машин, тем более с «зеркальным» рулем (если не ошибаюсь, на сегодня относительно свободно такие автомобили можно зарегистрировать и эксплуатировать только в Монголии и в Северной Корее). Так что рано или поздно подобное решение, будет принято. Вот только, хотелось бы, чтобы сделано это было цивилизовано.
Во-первых, не думаю, что правительство запретит эксплуатацию уже ввезенных машин — все-таки это нарушение всех мыслимых и немыслимых этических и законотворческих норм. Во-вторых, ограничение, скорее всего, будет вводиться поэтапно — сначала какие-то таможенные ужесточения, а затем уж запрет. В-третьих, так как больше всего от этого пострадают жители Сибири и Дальнего Востока, для них должны существовать какие-то особые условия — скажем, специальные цены при покупке и обслуживании «совместных автомобилей». И в-четвертых, не думаю, что есть смысл вводить жесткие ограничения на ввоз в ближайшие пять лет. Не один автомобильный рынок не может жить без машин б/у: новые — для тех, кто побогаче, подержанные для всех остальных. Все тот же миллион «совместных» машин сначала должен отъездить у первых владельцев, а потом сформировать доступный вторичный рынок.
Не берусь говорить, что так и будет. Скорее это рассуждения на тему «Если бы Грефом был я». Что касается реалий, то свой выбор я сделал: новый японский леворульный автомобиль. Все прежние «праворульки» оставили самые лучшие воспоминания. Но поверьте на слово — новый автомобиль это несколько иной уровень мироощущения. Хотя вопрос это скорее не идеологический, а финансовый. Ефим НЕЗВАННЫЙ
Еще на время...
сли уж действительно заботиться о своём народе и стране в целом, то, налаживая производства современных автомобилей в стране, с привлечением ВЕДУЩИХ мировых автозаводов, можно вести речь о запрете ввоза праворульных автомобилей лет через пять, а ещё через пять-десять лет о запрете эксплуатации. Пока же надо учиться у японцев производить автомобили, ведь их 5-10-летние, отслужившие по характеристикам, потребительским качествам и техническому состоянию, на голову выше ЛЮБОГО отечественного. Статистики повышенной аварийности автомобилей с правым рулём просто нет, потому что её нет вообще. Технически совершенные автомобили не могут по определению совершать больше аварий, в отличие от наших, технически отсталых. Что касается загрязнения атмосферы выхлопными газами зарубежной «рухлядью», то это легко опровергается работниками наших станций по проведению техосмотра (которые по очередной глупости наших чиновников в Иркутской области не работают). Проверяя выхлопные газы видавших виды «японцев», они единодушно констатируют их полное соответствие отечественным требованиям. В то время как многие российские автомобили, сойдя с конвейера, не вписываются в эти же нормы.
Кроме высоких потребительских качеств, у японских автомобилей есть ещё одно свойство — прививать техническую и эстетическую культуру нашему зарождающемуся автосервису. Вместе с сервисами подтягиваться будут и остальные автомобилисты, их семьи и так далее по цепочке. Николай РУДЫХ, водительский стаж более 30 лет, ездил на большинстве отечественных автомобилей последних сорока лет выпуска и на многих современных японских автомобилях. Личный автомобиль — шестилетний Subaru Legacy Lancaster.
Свято место пусто не бывает
сновная задача властей прагматичная — поставить в максимально выгодные условия сборочные предприятия, которые выпускают полностью современные автомобили. Плюс к этому — привлечь на рынок тех, кто еще раздумывает.
Да, в любом деле бывают издержки. Кто-то посчитал, что «праворульки» представляют серьезную угрозу. Я не думаю, что планируемый к утверждению технический регламент, в котором есть пункт о расположении органов управления (пресловутый спор между «левым» и «правым» рулем), будет утвержден именно в таком виде. Но то, что на праворульные автомобили давление будет постоянным, не сомневаюсь. Как водитель, имеющий достаточный опыт вождения «праворульных» и «леворульных» автомобилей, имею полное основание утверждать: на машинах с правым расположением руля опасные ситуации более вероятны, что бы там ни говорили ярые сторонники этих машин.
Оснований для паники пока не вижу. Правый руль запретить все равно невозможно, потому что трудно представить исполнение этого запрета в масштабах всей страны — вспомнить хотя бы Дальний Восток. Ограничить ввоз — это могут. Но такое практикуют и другие государства. В том, что ситуация дошла до абсурда, когда чуть ли не половина страны эксплуатирует машины другого стандарта, нашей вины нет. Отечественная промышленность не могла каждого посадить за руль, и после перестройки вакуум был заполнен недорогими японскими машинами. Точно так же и сейчас, если запрет на ввоз все-таки введут, возникшая пустота при постоянно растущем спросе все равно будет заполнена. В конце концов, на одних чистокровных «японцах» свет клином не сошелся. Есть и леворульные из Европы — кому нужно. Пускай не так нафаршированные. Да и постоянно растущие объемы производства «отечественных иномарок» дают повод для оптимизма.
Думается, большинство из тех, кто ездит сейчас на правом руле (и я в том числе), с радостью приобрели бы относительно недорогой новый автомобиль (с левым рулем, естественно), по возможности в кредит на несколько лет, на щадящих условиях. Если в стране появится серьезная конкуренция между автопроизводителями (когда крупные компании построят в России свои сборочные предприятия), плюс общая экономическая ситуация станет еще более стабильной, эта возможность — реальной. Кирилл ЮРЧЕНКО
Война миров
чередной удар «по голове» автомобилистов со стороны правительства возможным запретом правого руля в России стал неожиданностью для многих. Хотя почему это явилось неожиданностью, я не понимаю. К этому шло уже достаточно давно и рано или поздно этим и должно было закончиться — правый руль будет ущемляться, и это уже свершившийся факт. Другой вопрос — причины запрета. В качестве официальных доводов к необходимости запрета праворульных машин в России «сверху» педалируют, главным образом, аспектами безопасности дорожного движения. И что самое интересное, это станет лишь ОДНОЙ ИЗ целого комплекса мер: уже сейчас дана установка на снижение уровня аварийности в стране, а также тяжести последствий ДТП. Вот в рамках этой программы правый руль и попытаются запретить. И народ возмущен именно этим фактом, вполне справедливо, надо сказать, возмущен: если уж говорить о безопасности автомобиля, то стоит сравнить количество попадающих в аварии отечественных машин и автомобилей с правым рулем, а после этого тяжесть последствий таких ДТП для тех и других машин соответственно. Совершенно очевидно, что «детей» русского автопрома вообще нельзя давать в руки простым смертным водителям, поскольку это чистой воды самоубийство. Но проводить официальных исследований на тему СТЕПЕНИ безопасности машин с правым расположением руля никто не будет. Главный довод, вероятнее всего, будет заключаться в том, что эти машины априори потенциально опасны, а значит их надо запрещать. Даже если это спасет жизнь всего одного человека, меры уже будут использоваться.
Думается, что главное здесь отнюдь не безопасность.
Главный вопрос теперь не в том, запретят или не запретят (запретят рано или поздно — однозначно), а в том, каким образом это сделают: мягко и постепенно либо резко и одним махом. Не думаю, что автомобилистов заставят в принудительном порядке отказываться от уже эксплуатирующихся на территории России «правых» машин, их обрекут, скорее всего, на естественное вымирание, как мамонтов. А вот ввоз в Россию таких автомобилей, может быть либо ограничен (а это повлечет неизбежный рост цен на те партии, которые все-таки будут поставляться, а это приведет к падению спроса на них — проще купить за ту же цену автомобиль с рулем слева), либо запрещен вовсе.
Сейчас с очевидной долей вероятности можно прогнозировать следующее: по России прокатятся многочисленные акции протеста в защиту правого руля, акция сайта auto.vl «Народному президенту — народный автомобиль» закончится успешной покупкой машины, доставкой ее в Москву к Кремлю, президент от этого компрометирующего подарка откажется, и он будет передан одному из детских домов, а далее последует первый шаг на пути к изживанию столь полюбившихся народу недорогих, качественных, долговечных, красивых и конкурентоспособных машин с одним ма-а-хоньким недостатком — рулем справа. Шаг либо скромный, либо с размахом.
Очередное наступление на праворульный мир, но теперь в качестве реальной острастки подкрепленное запретом на ввоз таких автомобилей в Казахстан. Который по счету раз эта тема поднимается? Но сейчас все выглядит не в пример серьезнее — дескать, казахи смогли, а мы чем хуже? Мы не хуже, просто в Казахстане нет Дальнего Востока, основным промыслом которого вот уже на протяжении двух десятков лет является ввоз японского автомобильного секонд-хэнда. Запрети или ограничь сегодня возможность такого заработка для целого региона — и вопрос с передачей Японии не только Курильских островов, но и гораздо большей полезной площади, решится без ведома российского правительства. Утрирую, конечно, однако оставлять не один десяток тысяч человек без средств к существованию даже наши министры вряд ли захотят — мало того что квоты на рыбную ловлю год от года сокращаются, так еще и правый руль вне закона поставить? Для такого решения требуется сначала как минимум предусмотреть адекватное количество нормальных, новых рабочих мест, а они враз и из ниоткуда не появятся.
Единственный разумный выход, на мой взгляд — увеличение количества новых леворульных иномарок, для чего нужны не заградительные пошлины, а режим наибольшего благоприятствования. Как для стопроцентно импортных, так и для собираемых на территории России автомобилей. Четкая тенденция к выбору нового иностранного автомобиля прослеживается и сегодня, однако сдерживается она и уровнем доходов, и недоразвитостью дорожной сети. И правый руль, как мне думается, тут совсем ни при чем. Не бороться с ним надо, а стимулировать покупку новых иномарок единственно возможным способом — ростом зарплаты. А для этого нужны предприятия, рабочие места, квалифицированные работники — список не решаемых десятилетиями проблем можно продолжать бесконечно. Тогда и правый руль сам по себе станет достоянием истории. Машины по-прежнему будут ввозить, но совсем не в таких количествах и для больших оригиналов. В США ведь сегодня японские спорткары ввозят, и даже легализуют, но американцам и в голову не придет в массовом порядке пересесть на секонд-хэнд, да еще и с «неправильным» рулем. Просто у них есть неплохой выбор новых авто и достойная зарплата.
P.S. Не знаю, что думают по этому поводу сами японцы, но на последнем автосалоне в Лос-Анджелесе компания Mazda показала концепт Nagare, руль у которого расположен точно посередине. Неужели простое совпадение? Шутка, конечно... Вячеслав СТАРЦЕВ
Проверка реакции
се разговоры о запрете правого руля на данный момент я считаю очередной проверкой реакции народа и самопиаром тех лиц, из чьих уст несутся такие заявления. Полагаю, что в ближайшее время ничего подобного не произойдет. А вот в будущем...
Почему-то не хочется верить в то, что Россия может пойти по казахскому пути. Хотя резкие высказывания иных «вельмож» заставляют сомневаться в том, что наша страна может выбрать оригинальное направление. И все же, уверен, собственно запрета на эксплуатацию не будет. Нынче не 30-е годы, поставить на колени половину России не рискнет не один здравомыслящий политик. А вот ввоз таможенными рычагами могут ограничить настолько, что та полноводная река second-hand, льющаяся с востока, может превратиться в чахлый ручеек, способный утолить жажду лишь избранных. Не зря президент ставит задачи в ближайшие два-три года «создать условия» для появления в стране еще десяти совместных предприятий. А это прямая угроза не только праворульным автомобилям, но и всему б/у транспорту. Конкуренции с полноценным японским автомобилем (равно как и европейским), хоть и подержанным, продукт этих производств, рассчитанный на самые широкие народные массы, понятно, не выдержит.
При этом, конечно, очень печально, что, как и всегда в нашей стране, какие-то эфемерные интересы государства превыше интересов отдельно взятого гражданина. Ведь подержанная машина для подавляющего большинства россиян не роскошь, а инструмент зарабатывания денег. Много ли сейчас найдется людей, готовых отдать $12 тыс. за «бюджетный», «народный» автомобиль? И за какой! Примитивный по своей сути и крайне бедный по оснащению. Если бы мы не знали, что такое японский second-hand, наверное, адаптация ко всяким Logan, Pointer, Albea и тому подобным «всемирным» моделям проходила бы безболезненно. Однако, думаю, для многих вопрос, что выбрать — отлично упакованного «японца» или некое подобие машины — не стоит. Кстати, кто-то, пренебрегая колесным б/у, рассуждает о том, что иметь «японца» не патриотично (между тем, о ГАЗе и ВАЗе я вообще говорить не хочу, на мой взгляд, в нынешнем виде эти предприятия свое существование прекратят), и вроде бы даже сам факт обладания им едва ли не говорит о заниженной самооценке его хозяина. Мне же претит иметь автомобиль, созданный в расчете на самых непритязательных клиентов.
С другой стороны, и японский second-hand нынче уже не тот. Многие, очень многие модели, а точнее, целые семейства островных машин потеряли для нас свою привлекательность по причине использования технологий, для которых российская среда сверхагрессивна. В желании сделать нашу страну цивилизованной с автомобильной точки зрения, начинать надо с качества бензина, состояния дорог, с исключения из продажи поддельных запчастей. А правый руль... Пускай его запрет отложат до тех времен, когда все это в России будет европейского уровня, и когда статус жизни в стране поднимется до тех высот, при которых покупка новых эрзац-машин станет уделом самых необеспеченных слоев населения. Максим МАРКИН
Альтернативы нет
еред тем, как написать эти строчки, я закончил отчет об эксплуатации собственного автомобиля. Мой Carib 1996 года выпуска по Иркутску бегает с декабря 2000 года — то есть уже шесть лет, и при этом за последний год не было ни одной поломки: все посещения СТО — исключительно для регламентного обслуживания. И это у автомобиля, которому скоро 11 лет исполнится! Какая ему альтернатива?
Полтора года назад вместо Carib из новых автомобилей я мог купить разве что крошку «Оку» или «Жигули-классику», однако сегодня и они стоят дороже! При этом качества в них нет, пассивной (да и активной тоже) безопасности нет, оснащения нет (про коробку-автомат или кондиционер я и не заикаюсь). Да, мне хочется, наконец-таки, иметь совершенно новый автомобиль. Но даже Chevrolet Lanos или Renault Logan доступны далеко не каждому, при этом за их стоимость можно приобрести шести-семилетнего «японца», упакованного такими опциями, какие не на всякой чиновничье-депутатской Volvo или Audi можно встретить! Ради этого даже мечтой о НОВОМ автомобиле на какое-то время можно пожертвовать.
Да, ездить за правым рулем при правостороннем движении, конечно, неправильно. Но каких-то принципиальных неудобств у меня это не вызывает, а во многих случаях руль справа кажется удобнее. Экология? А вспомните, сколько раз наши автозаводы просили отсрочить вступление в силу норм Евро 2, и насколько быстро эти же нормы «подкатили» под иномарки б/у, которые уже как минимум десять лет им соответствуют! Безопасность? Но наши автопроизводители банальной ABS комплектуют далеко не все автомобили, в то время как в праворульных «японках» норма и ABS с распределением тормозных сил, и несколько airbag, и энергопоглощающая конструкция кузова... Я убежден, что безопасность, на которую так любят ссылаться противники правого руля, зависит не от его расположения, а от того, в чьих руках он находится.
А вообще, мы должны понимать, что новые автомобили никогда не будут стоить столько же, сколько стоят подержанные — это аксиома. Но в сегодняшней ситуации запрет «японок» спровоцирует не рост производства и продаж отечественных автомобилей (в том числе и иностранного происхождения), а только рост их стоимости. Кстати, о повышении качества производимых в России машин поборники отечественного автопрома почему-то даже не заикаются... Алексей СТЕПАНОВ
Автомаркет+Спорт № 01 |