Как рождается дрифт

ЗАНОСЧИВЫЕ








Дрифтинг

Дрифт (транслитерация англ. Drift — «дрейф») — вид автоспорта, характеризующийся прохождением поворотов с намеренным срывом задней оси и их проход в управляемом заносе на максимально возможной для удержания на трассе скорости.

Странно, что дрифт как вид «уличного автоспорта» получает у нас распространение только сейчас. Гораздо позже, чем драг-рейсинг. Странно, ведь для дрифта не требуются запредельные скорости и максимальное ускорение, не нужно превращать в драг-стрип километровые (402 метра на разгон и еще столько же на торможение) горизонтальные прямики на дорогах общего пользования. Да и сами дрифт-кары, в отличие от драговых монстров, не нуждаются в глобальных доработках и феноменальных характеристиках — по большому счету, для дрифта сгодится любой (правда, довольно мощный) заднеприводный автомобиль. Неужели разница во времени появления у нас драга и дрифта связана только с мастерством пилотов? Похоже на то, ведь давить на педаль газа на прямом участке и удерживать машину в управляемом заносе — совсем не одно и то же.

Это только в теории все просто: ведущая задняя ось принудительно срывается в занос, передние колеса поворачиваются в противоположную сторону, и автомобиль скользит по заданной пилотом траектории, контролируемый рулем и педалью газа. На практике без некоторых знаний из школьного курса физики не обойтись: при больших углах заноса основная часть мощности расходуется на преодоление центробежной силы, и оставшаяся — на движение автомобиля вперед. И наоборот, чем меньше угол заноса, тем динамичнее ускорение и слабее радиальная сила, удерживающая машину на кривой. Так, из единства и противоборства радиальной и тангенциальной сил рождается дрифт — пожалуй, самый зрелищный сегодня вид автоспорта. Впрочем, едва ли многие из наших доморощенных дрифтеров знакомятся с теоретическими выкладками, предпочитая находить баланс сил интуитивно-опытным путем.


Контрольная точка


Тем не менее, дрифт перестал быть экзотикой, знакомой лишь по репортажам с зарубежных чемпионатов, видеороликам и компьютерным играм — до недавних пор практически каждую пятницу на парковке у гипермаркета «Бонус» в м/р Университетском проходили своего рода показательные выступления иркутских дрифтеров. Зрелищные и собирающие огромное количество зрителей «покатушки», однако претендовать на роль соревнований они, разумеется, не могли, хотя парные заезды специально подготовленных Toyota Chaser Tourer V или классики жанра Nissan Silvia выглядели эффектно. По нашим наблюдениям, для пущей интриги не хватало лишь некоего контрольного участка (для этого вполне сгодится пара-тройка специальных пластиковых конусов, которыми пользуются дорожники), прохождение которого позволит по-настоящему оценить мастерство пилота. Езда по кругу с дымом горящей резины и свистом покрышек — это замечательно, однако характеризует в большей степени умение пилота держать машину в заносе, но не управлять ею. Ведь прошел ли он по широкой траектории или уменьшил радиус — ошибка остается практически незаметной, и автомобиль все равно продолжает двигаться по кругу, без смены курса.

И все-таки именно дрифт в Иркутске имеет гораздо больше шансов на официальное признание, чем прочие виды «уличных гонок». Подходящих парковок у нас сегодня хватает (простейший пример — огромный асфальтовый полигон у строительного супермаркета LICON в предместье Марата), и при соответствующей организации, продуманном контрольном участке и адекватном призовом фонде сегодняшний «круговой» дрифт может выйти на качественно иной, соревновательный уровень. А что, идея хорошая…


Путь дорикина


Между тем, сверхмодный сегодня дрифт родился в середине 60-х годов прошлого века. Происхождение его овеяно несколькими, зачастую противоречащими друг другу легендами. Но в одном все источники едины — родиной дрифта безоговорочно признается Япония. Впрочем, так ли важно, случился первый дрифт-заезд на серпантине горы Харуна, что на острове Хонсю, или в холмистой местности Нагано, или в окрестностях городов Ирохазака, Роккосан и Хаконе? Главное, что прелюдией к дрифту стали гонки со временем по извилистым горным дорогам («тогэ»), когда победные миллисекунды «роллинг-зоку» (так величали себя гонщики) приносило только безупречное прохождение всех поворотов.

Никто не знает, когда именно роллинг-зоку обратили внимание на технику вождения раллистов. В частности, на идеальные высокоскоростные траектории легендарного гонщика Такахаси Кунимицу. Но известно, что переняв раллийный опыт, роллинг-зоку немедленно оценили не только сократившееся время, но возросшую напряженность и зрелищность гонки. Одновременно с этим «хасирия» (уличные гонщики), ставшие свидетелями заездов роллинг-зоку, включили новую технику прохождения поворотов в свой арсенал. Так родился дрифт.

Новый вид спорта распространялся по Японским островам со скоростью лесного пожара — уже через несколько месяцев дрифт стал общепризнанным, а его участники проводили первые массовые тусовки. Поначалу просто для забавы (вроде наших пятничных покатушек у «Бонуса»), но по мере совершенствования базовых и появления новых навыков в рядах дрифтеров все отчетливее стал проявляться соревновательный дух: чей угол больше, чей занос дольше, чья скорость выше и пр. И вскоре компанией Option во всех крупных городах Японии состоялись публичные соревнования по дрифту с профессиональной системой оценки («икатен»), которые получили название Driver’s Search («Поиск водителей»). Здесь каждый желающий мог показать свои навыки скольжения и вступить в борьбу с другими дрифтерами. Однако потенциал дрифта как вида спорта оказался гораздо шире, чем позволяли рамки Driver’s Search, и в 80-х годах основатель компании Option Дайджиро Инада, а также ряд японских автомобильных изданий, с целью популяризации дрифта пригласили одного из учеников Такахаси Кунимицу, известного гонщика Кейчи Цучия снять фильм об основах скольжения. И Кейчи Цучия, начавший свою спортивную карьеру в 1977 году и уже ставший к описываемому времени признанным мастером дрифта, с удовольствием продемонстрировал за рулем Toyota Sprinter Trueno AE86 (знаменитая «хачироку») «высший пилотаж» на горных серпантинах. Фильм немедленно стал культовым, дрифт — сверхмодным, а Кейчи Цучия получил титул «дорикин» (японизированное Drift King, или «король дрифта»). Кстати, именно Кейчи Цучия считают автором термина «дрифтинг».

В 2001 году Кейчи Цучия, уже выступавший за гоночную команду Advan и ставший профессиональным пилотом Japanese Grand Touring Championship, и его старый друг Дайджиро Инада создали Grand Prix D1 — Чемпионат по дрифту, участниками которого становятся только лучшие пилоты.

Сегодня соревнования по дрифту распространены во всем мире, и популярность этого вида спорта неуклонно растет. В Россию дрифт пришел, как и следовало ожидать, с востока — первые официальные соревнования состоялись во Владивостоке в 2005 году. Затем «ездить боком» стало уже все Приморье, а через два года дрифт прописался и в столице — в 2007 году в Москве прошел первый открытый чемпионат «Формула-Дрифт». А еще через два года этот вид спорта, двигаясь одновременно с востока и запада к центру России, заявил о себе «Дрифт-Битвой» в Красноярске, первый этап которой состоялся около месяца назад. Иркутск в российских дрифт-баталиях участия не принимает. Будем надеяться, пока не принимает, и у нас еще все впереди.


Кто и как?


Основными приемами, позволяющими отправить автомобиль в занос (управляемый или нет — зависит от мастерства пилота), принято считать:

Yorin drift — торможение в повороте скольжением со сносом всех четырех колес, когда машина полностью срывается в середине поворота.

Kanteria/feint drift — раскачка, или «хлыст». Занос, при помощи которого проходятся S-образные повороты (шиканы), когда занос в одну сторону является подготовкой для поворота в другую.

Braking Drift — дрифт торможением. Тормоз нажимается во время вхождения в поворот и полностью отпускается по достижении апекса, благодаря чему вес машины смещается, что приводит к потере сцепления задними колесами.

Power over drift — избыточная мощность. Нужно вывернуть руль в ту сторону, куда нужно направить машину, и нажать газ до упора. Благодаря высокой мощности двигателя задние колеса сорвутся в занос.

Handbraking drift — занос с использованием ручного тормоза. Эта техника довольно проста. Занос контролируется с помощью руля и увеличением либо уменьшением скорости.

Sidebraking drift — боковое скольжение. Вариант дрифта, когда происходит срыв задних колес, и машина скользит почти боком.

Chokudori — обычно используется после проезда прямого участка дороги, чтобы снизить скорость и выполнить глубокий занос. Торможение посредством скольжения и выставления машины под нужным углом относительно дороги для наиболее выгодного прохождения самого поворота.

Manji — выполняется на прямой дороге, когда водитель раскачивает машину от одной стороны дороги до другой. Обычно используется на показательных выступлениях по дрифту.


Кто лучше?


Уникальность соревнований по дрифту в том, что побеждает не тот, кто показал лучшее время. При оценке учитывается несколько параметров:

• Траектория прохождения поворота — существуют специальные точки (секторы), к которым нужно приблизиться носом либо кормой на минимальное расстояние

• Угол к траектории — чем он больше, тем выше оценка

• Скорость (средняя — около 130 км/ч)

• Зрелищность и стиль (оценивается судьями и зрителями)

Если участники не смогли превзойти один другого, то проводится столько дополнительных заездов, пока превосходство не станет очевидным. Или пока у одного из них не сдадут нервы.


Кто на чем?


Как уже говорилось, дрифт-кар — это мощная заднеприводная машина. Практически всегда облегченная и подвергнутая силовому тюнингу — благо, индустрия девайсов для дрифт-каров со времен первых роллинг-зоку шагнула далеко вперед. Классика дрифта: Nissan Silvia всех поколений, SX с любыми моторами, Skyline, Toyota Altezza, Soarer, Mark II/Chaser/Cresta, Sprinter Trueno и Corolla Levin (АЕ86), Mazda RX-7 и пр. Наиболее популярной остается Silvia S15, хотя недавние соревнования в Красноярске показали преимущества заднеприводных Skyline. На отечественной «классике» в официальных чемпионатах выступает пока только один пилот — Федор Воробьев, а конкурировать с мощными и хорошо подготовленными иномарками ему удается благодаря мастерству управления. Это подтверждает, что дрифт — автомобильная дисциплина, в которой техническая составляющая автомобиля, безусловно, важна, но главную роль играет все-таки мастерство пилота.

Здесь же следует расставить акценты в периодически возникающем на просторах Интернета споре: «есть ли дрифт на переднем приводе?». Осмелимся утверждать — нет, не существует, поскольку дрифт предполагает СИЛОВОЙ, а не пассивный занос задней (являющейся одновременно и ВЕДУЩЕЙ) оси автомобиля. То, что делают владельцы переднеприводных автомобилей при помощи ручника и проставок под задние колеса — не более, чем имитация дрифта.

Вячеслав Старцев

Автомаркет+Спорт № 26/2009

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог