МАШИНЫ НЕ СТАВИТЬ
Недавняя история, когда лондонская полиция взорвала автомобиль, оставленный возле Букингемского дворца, а незадачливому туристу потом ещё и выписали штраф за неправильную парковку, российских автомобилистов теперь будет не только смешить. С 1 июля в стране существенно выросли штрафы за оставленные под запрещающими знаками авто, а также за чрезмерно затонированные окна машин. По закону теперь можно не только бить рублём безалаберных водителей, но и снимать с их машин госномера, а также эвакуировать авто на штрафплощадку. Причём оплачивать услуги эвакуатора будет владелец автомобиля. Поборники правопорядка тем временем не собираются отказываться и от использования нестандартных мер борьбы с нарушителями ПДД. В нюансах применения новых правил разбиралась Татьяна ПОСТНИКОВА.
Машины не ставить Автор фото: Дмитрий ДМИТРИЕВ |
ЗАПЛАТЯТ ВСЕ
Новые санкции в отношении автомобилистов, паркующихся в неположенных местах, а также тонирующих окна, вступили в действие. Если раньше максимальный размер штрафа за неправильную парковку был 300 рублей, то теперь 1,5 тыс. рублей. За затонированные больше чем на 30% окна водители лишатся 500 рублей, а также останутся без госномеров. Вернуть их можно будет только тогда, когда тонировка будет снята. Это лишь малая часть нововведений, предусмотренных Законом «О безопасности дорожного движения», основное количество поправок к которому вступило в силу с 1 июля 2012 года. Больше всего в этой ситуации не повезло автомобилистам Москвы и Санкт-Петербурга, где размер штрафов будет в два раза выше, чем в большинстве обычных городов. Так, максимальная сумма штрафа за неправильную парковку в обеих столицах составит 3 тыс. рублей. Такой же суммой будет наказываться там движение по полосе, предназначенной для общественного транспорта. Иркутские автомобилисты за аналогичное нарушение заплатят 1,5 тыс. рублей.
Как новые правила применяются на практике, увидеть можно было уже в первый день действия поправок.
– Патруль был выставлен на улице Тимирязева, – рассказывает старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения отделения ГИБДД УМВД России по городу Иркутску капитан полиции Андрей Кабанов. – Из 30 остановленных машин 24 были с тонировкой. Всех их владельцев оштрафовали на 500 рублей. С восьми сняли госномера, остальные решили убрать тонировку тут же, на улице.
В ГИБДД признают, что штраф, как и снятие номеров, оказался действенной мерой. Тем более что за езду без номеров, в том числе транзитных, которые также могут быть сняты с автомобиля, предусмотрены санкции в гораздо большем размере – до 5 тыс. рублей.
С водителями, паркующимися под запрещающими знаками, на пешеходных переходах и в других неположенных местах, ситуация оказалась сложнее. «Во время рейда пока сотрудники ГИБДД подходили, чтобы выписать штраф, к одному водителю, другие успевали уехать», – объяснил Кабанов. В общей сложности в первый день на улице Карла Маркса удалось выписать штрафы всего трём-четырём автовладельцам. С машинами, оставленными в неположенном месте без водителя, представители правоохранительных органов ничего сделать не смогли. Работа эвакуаторов на улицах Иркутска пока не предусмотрена. Причём, как объясняют в ГИБДД, они не появятся на улицах до тех пор, пока областное правительство не утвердит тарифы за принудительную транспортировку авто на штрафплощадки. Когда это произойдёт, неизвестно. По имеющейся информации, вопрос будет рассматриваться на первой после летних каникул сессии Законодательного Собрания. Затем вопросы работы эвакуаторов в городе и вовсе перейдут на уровень администрации Иркутска.
Пока же выходом из ситуации могло бы стать использование комплекса «Парктрон», предназначенного для автоматической видеофиксации номеров автомобилей. Принцип действия комплекса такой же, как и у системы «Арена», но если «Арена» фиксирует номера автомобилей, превысивших скорость, то «Парктрон» – номера неправильно припаркованных авто. «В этом случае патрульной машине с установленным на неё комплексом видеофиксации было бы достаточно проезжать несколько раз в день по самым густо заставленным улицам города», – говорят в ГИБДД. И тогда всем водителям штрафы за не-правильную парковку приходили бы в автоматическом режиме, как сейчас приходят штрафы за превышение скорости. Впрочем, в ближайшей перспективе приобретение подобного комплекса для патрульно-постовых служб города не ожидается. Тем более что он находится в компетенции федеральных властей. Получателем всех штрафных платежей также будет федеральный бюджет.
ПАРКУЮТСЯ, КАК ХОТЯТ
Справиться с водителями, припарковавшими авто в неположенном месте, помогут штрафы и сложно срываемые со стёкол наклейки Автор фото: Дмитрий ДМИТРИЕВ |
– Наша задача – обеспечивать безопасность движения в городе, – объясняют в ведомстве. И ссылаются на то, что свободного личного состава для постоянного мониторинга ситуации с парковкой автомобилей у них нет. В общей сложности ежедневно на улицы Иркутска в три смены выходят около 70 человек. Однако большая часть патрульных машин основное время находится на участках дорог с повышенной аварийностью, а также выезжает по вызовам на места ДТП.
Несмотря на это, в ГИБДД считают, что принимаемые меры всё равно будут иметь эффект. И в качестве примера приводят опыт с увеличением штрафов за непристёгнутый ремень безопасности. «После того как штраф стал 500 рублей, людей, не пристегивающихся в машине, стало в разы меньше», – приводит пример Андрей Кабанов.
Есть и другие меры воздействия на нарушителей правил парковки. Как рассказал «Конкуренту» куратор проекта «СтопХам» в Иркутске Михаил Косовский, несмотря на увеличение штрафов, они собираются продолжать обклеивать машины предупреждающими наклейками.
– В Иркутске люди действительно паркуются, как хотят, – говорит Косовский. – К примеру, на Карла Маркса часто можно увидеть один «Мерседес», который водитель оставляет на проезжей части, даже не пытаясь встать так, чтобы меньше мешать движению. Такое ощущение, что машину бросают в спешке, будто в ней произошёл пожар, и водитель убежал.
Чаще всего увидеть неправильно припаркованные автомобили можно на центральных улицах города. Впрочем, находятся водители, которые ставят в два ряда машины и вдоль улицы Байкальской, а также в других районах. Именно с ними и намерены продолжить бороться участники проекта «СтопХам». Так, например, на прошлый четверг была назначена очередная акция, в ходе которой плакаты с надписью «Мне плевать на всех, паркуюсь, где хочу» планировалось наклеить на машины на улицах Байкальской и Карла Маркса. Всего «СтопХамом» было проведено шесть таких выездов, за которые расклеено около 150 плакатов. До конца лета кураторы проекта в Иркутске намерены заказать ещё около 70 наклеек. По мнению Михаила Косовского, все вместе эти меры, скорее всего, будут иметь эффект. «Лишних денег у людей нет. Хотя по-настоящему достичь ощутимого результата позволило бы увеличение штрафов до уровня средней зарплаты», – уверен он.
Татьяна ПОСТНИКОВА
Источник: Еженедельник «Конкурент», номер №26568 от 05 июля 2012