УМСТВЕННАЯ РАБОТА, ИЛИ ОДНА БЕСКОНЕЧНАЯ ГОНКА
— На какой машине ты участвуешь в соревнованиях?
— Раньше (а я занимаюсь автокроссом с 17 лет) ездил на доработанной «восьмерке», а этим летом, когда соревнования уже шли полным ходом, приобрел «Калину» 2009 года. Предыдущий хозяин авто выступал на чемпионате России по ралли-кроссу, неоднократно занимал призовые места, так что машина, можно сказать, приносит удачу. Несмотря на то что некоторые спортсмены ездят на японской технике (Honda, Citroеn), большинство автогонщиков отдает предпочтение отечественным авто — «ВАЗ-2108» и «Калине». Но, так как первый автомобиль больше не выпускается на заводе, все стараются перейти на второй. По техническим параметрам «Калина» превосходит «восьмерку» и по «рулежке», и по скорости. Стоит отметить, что с каждым годом ресурс спортивных машин значительно увеличивается. Если еще пять лет назад все доработки, в том числе и сбор двигателя, производили сами спортсмены у себя в гаражах, то сейчас появляются специальные заводы, профессионально подготавливающие спортивную технику. Последние три года я заказываю двигатели у одного автоконструктора из Тольятти.
— Расскажи про особенности вождения спортивной машины. Как ты пришел к этому виду спорта?
— Тяга к машинам зародилась в детстве. Когда мне исполнилось семь лет, мой отец стал в непринужденной форме обучать меня азам вождения, подсаживая к себе на колени и давая порулить. Однажды он предложил мне, восьмилетнему мальчику, самостоятельно доехать до магазина в нашем дачном садоводстве, и я легко справился с этой задачей. В подростковом возрасте я осознал, что больше всего меня притягивают спортивные машины. Мне казалось, что в этом виде спорта нет ничего сложного, но я сильно ошибался. Вождение обычного автомобиля не сравнить с управлением спортивной машины. У автогонщиков происходит очень напряженная физическая и умственная работа. Нужно одновременно рулить и нажимать педали (на поворотах часто необходимо одной ногой давить на газ, а другой притормаживать). И в это же время усиленно думать, как сделать так, чтобы соперники тебя не обогнали. Ну и рассчитывать правильную траекторию, наиболее оптимальный вход в вираж и выход из него.
— Какими доработками отличается твой автомобиль?
— Все доработки машины производятся в соответствии с классом, в котором ты выступаешь на автокроссе. Есть национальный класс, где стоит обычный двигатель, классическая подвеска и коробка передач. Есть полноприводный, где объем двигателя не ограничен; существует класс уазиков. Я участвую в классе Д2-1600, где объем движка должен быть не больше 1600 куб. см. У нас разрешены доработки коробки передач, подвески. Тяга распределена по двум передним колесам. Я езжу на спортивных шинах, но на случай дождя всегда беру с собой грязевую резину (бывают трассы не только с грунтовкой, но и с глиной). Вообще, спортсмены возят на соревнования до 10 баллонов про запас.
— Как ты передвигаешься во время соревнований? Ведь автогонщики не ездят по обычным дорогам на своих спортивных машинах.
— Сам передвигаюсь на поезде, а машину я перевожу из одного пункта соревнований в другой на прицепе к грузовику. Там хранится все мое богатство — инструменты и запчасти. Никогда не знаешь, какой именно элемент автомобиля подведет во время соревнований, поэтому нужно основательно запасаться всем, что у тебя есть. Некоторые берут с собой практически второй автомобиль, только в разобранном виде. Чтобы не возить машину туда-сюда (ведь большая часть этапов проходит ближе к европейской части России), в перерывах между соревнованиями я оставляю ее на базе в Омске у знакомых.
— Автокросс является травмоопасным видом спорта?
— В нашей дисциплине гораздо меньше вероятность получить травму или попасть в ситуацию, представляющую угрозу для жизни, чем в мотокроссе или off-road соревнованиях. Перед стартом все машины проверяются технической инспекцией. В спортивном автомобиле в обязательном порядке должен присутствовать каркас безопасности (конструкция из стальных труб, которая предотвращает серьезную деформацию кузова в случае столкновения или переворота автомобиля — Al); водитель надевает шлем и пристегивается шеститочечными ремнями. Благодаря этим доработкам спортсмен даже во время переворотов машины (а их число может достигать до 10 за раз) остается целым и невредимым.
С этого года на все машины, участвующие в автокроссе, нужно обязательно ставить автоматическую систему пожаротушения (ее стоимость составляет около 30 тыс. рублей). Раньше в салон просто крепился огнетушитель четырьмя точками. Если при перевороте машина, не дай бог, загорится, то на отстегивание ремней и вытаскивание жизненно важного предмета тратится слишком много ценного времени. Сейчас же просто — как только появляется дым, автоматически включается система пожаротушения. У меня ни разу не горела машина (все-таки стараюсь предугадывать возможные технические неполадки), а у моего приятеля был такой случай во время соревнований. У него еще тогда не стояла автоматическая система, поэтому тушил свое авто вместе с судьями. Приятно, что автомобиль подлежал восстановлению, но из-за инцидента моему другу пришлось сойти с дистанции и потерять очки.
— В любом виде спорта есть свои способы, как получить максимальное количество очков. Поделись секретами автокросса.
— После техкомиссии и тренировки (можно проехать три круга, чтобы познакомиться с трассой) следует хронометрированный заезд. Его результаты решают, каким ты будешь выступать по счету — первые три машины стоят в первом ряду, две — во втором и т.д. Вообще, старт и первые два поворота на трассе — самые волнительные секунды соревнования, когда определяются лидеры. Все десять машин стартуют одновременно, ударяясь друг о друга боками, задним и передним бамперами (потом кувалдой выправляешь все неровности). Адреналин просто зашкаливает (и так все шесть кругов). Но особо наглых гонщиков, которые в ходе соревнования сильно развернули машины своих соперников, могут даже снять с трассы.
— Как выбирается победитель чемпионата России по автокроссу?
— Автокросс проходит в течение года (примерно с февраля по сентябрь), суммируются результаты всех предыдущих соревнований. Я выиграл первую гонку, прошедшую в феврале на трассе в Иркутске (получил сразу 100 очков), и на позитивной ноте продолжил участвовать дальше — практически во всех городах занимал второе или третье место. Правда, два соревнования мне не засчитались — на этап в Ставрополе не смог приехать, а во время гонок в Тюмени моя машина перевернулась, и мне пришлось сойти с дистанции. Так что победа на чемпионате зависит не только от ярого желания и упорства, но и от возможности пройти максимальное число этапов. Кстати, в решающей гонке могут принять участие все желающие спортсмены (было заявлено около 100 автогонщиков), никакой игры «на вылет», как в других видах спорта, у нас нет.
— Как прошли соревнования на завершающем этапе чемпионата, который состоялся в Курске 9 сентября?
— На этом этапе я стартовал третьим. Первые машины быстро оторвались, а между мной и четвертым гонщиком началась жесткая борьба — то он меня обгонит, то я его, то опять он меня. Буквально на последнем обороте я опередил своего соперника, что позволило мне войти в тройку финалистов.
— Бронза на чемпионате России — это лучшее достижение за все время существования автоспорта в Иркутске. Самый знаковый результат во всем Приангарье — серебро Александра Пушкаря из Шелехова в 2010 году. Как ты ощущаешь себя после победы?
— Конечно, я и сам удивился, насколько сильно улучшил свой результат: в прошлом и позапрошлом годах я занимал на чемпионате 11-е и 12-е места соответственно. Мой бывший тренер, который научил меня всем азам автокросса, Владимир Анатольевич Анисимов был несказанно рад моему призовому месту в этом году.
Анастасия ЕЛИЗАРОВА
Источник: журнал «АвтоLand»