Лето – лучшее время для активного отдыха, как на земле, так и на воде. Из всего многообразия специальных средств мы выделим два «моторизированных» и наиболее мобильных в своей среде – это квадроциклы и гидроциклы. Конечно, такая техника отнюдь не дешевая и к широкодуступным не относится, тем не менее, здесь тоже есть альтернативный выбор.
ПОЛЗУЧИЕ И ПРЫГАЮЩИЕ
Зарождение квадроциклов, они же ATV (All Terrain Vehicle или мотовездеходы), относят к Северной Америке: на рубеже 60-х и 70-х годов компания Honda выпустила на рынок США первый серийный ATV, тогда еще с тремя колесами (трицикл), с шинами низкого давления и без всякой подвески. Со временем их практическое значение и функциональность расширилась, особенно с появлением в начале 80-х первого 4-колесного ATV, то есть настоящего квадроцикла, выпущенного фирмой Suzuki. Позже в этом сегменте развилось и спортивное направление, чему лучшее воплощение – отдельный зачет в ралли-марафонах. Не случайно вся техника ATV сегодня делится на две основные категории – спортивные и утилитарные. Хотя грани здесь зачастую размыты, по классификации отдельных производителей часть моделей относится к спортивно-утилитарным. Уже родились и такие подклассы, как туристические и даже круизные.
И все же отметим некоторые характерные признаки. Спортивные «квадрики», кроме соответствующего дизайна, имеют облегченную упрощенную конструкцию, одно посадочное место, нередко только задний привод и механическую коробку с цепной и бездифференциальной передачей момента, что роднит их с багги. Кстати, спортивные модели обычно относят к кроссовым, хотя они бывают разных категорий: для езды по горам, пескам, снегам или для трофи. А в последнее время выпускаются варианты и для города – с пониженным клиренсом, короткоходной подвеской и низкопрофильной асфальтовой резиной, благодаря чему «квадрики» начинают использоваться и для дрифта.
Yamaha Grizzly 125 – пример утилитарных ATV для начинающих |
Линейка ATV и применяемых на них двигателей сегодня очень широка, с объемом от «детских» 90 кубиков и до литровых монстров, хотя люди начинают осваивать эту технику обычно с вариантов скромных. И все же больше всего производятся и пользуются спросом машины с двигателями от 400 до 700 кубиков, мощностью в диапазоне примерно 25–45 сил. Конструктивно все это 1- и 2-цилиндровые моторы, в основном с жидкостным охлаждением, и практически все 4-тактные (в том числе у спортивных версий). Причем японцы и прочие азиаты почти везде используют именно 1-цилиндровую схему, даже в 750-кубовых моторах (за исключением Kawasaki). А вот питание до сих пор широко применяется двух видов – впрыск и карбюратор.
ПОПУЛЯЦИЯ
К ведущим и основным производителям ATV/UTV по-прежнему относятся японские фирмы – Suzuki, Yamaha, Kawasaki, Honda, и североамериканские – Arctic Cat и Polaris из США и Bombardier (BRP, чьи ATV выпускаются под маркой Can-Am) из Канады. Общий ассортимент и потребительские качества их продукции впечатляют, плюс широчайшие возможности дооснащения машин всевозможными приспособлениями.
Вместе с тем в последние годы в этом сегменте активно выступают китайские фирмы, в том числе найдя свое выражение и в совместном с Россией производстве. Они «берут» богатым стандартным оснащением и более доступными ценами, бывает, в два и более раз ниже, чем одноклассники технологических лидеров. Если учесть, что ATV от ведущих брендов из разряда роскоши (без учета простых «бюджетных» моделей), то значение китайской продукции очевидно, особенно как раз в наиболее востребованном среднем, то есть 400-кубовом классе и выше, с полным приводом, где цены именитых производителей от 400 тысяч рублей.
В Иркутске официальный рынок ATV/UTV сегодня сформировался довольно плотно. Представлены все японские и североамериканские бренды, часть китайских, а также есть отечественные изделия. Причем некоторые дилеры предлагают продукцию двух и более марок, другие работают только с одной, и надо учитывать, что наличный выбор моделей в целом далеко не полный, часть продукции поставляется только на заказ.
Цены на новые ATV сезона 2012 ориентировочно такие: Suzuki – от 350 тысяч рублей, Yamaha – от 196 тысяч рублей, Kawasaki – от 230 тысяч рублей. Буквально с прошлого года в Иркутске открылся и официальный дилер по ATV марки Honda, что расширило предложение японских квадроциклов еще на семь моделей с моторами от 90 до 680 кубиков и с ценами от 168 тысяч рублей. Квадроциклы BRP Can-Am предлагаются от 245 тысяч, Polaris – от 315 тысяч, Arctic Cat – от 300 тысяч рублей.
Техника китайской фирмы CF Moto предлагается от 190 тысяч, фирмы Nissamaran – от 260 тысяч, но это с учетом моделей «золотой середины» с моторами 500–600 кубиков. Квадроциклы совместной с китайцами марки Stels предлагаются от 165 тысяч рублей. Наконец, есть отечественный производитель в лице «Русской механики», у которой мощный утилитарник с импортным 600-кубовым мотором стоит около 290 тысяч рублей.
Выбирая ATV, важно определиться не только с целями и задачами, но и оценить удобство компоновки машины. Далеко не все модели, даже ведущих брендов, могут похвастать удачным расположением узлов и деталей, что особенно может «вылезти» в наших суровых условиях эксплуатации. В этой связи также важно выяснить, насколько хорошо развит сервис у дилера.
ВОДНЫЕ РАКЕТЫ
Прародителями гидроциклов (они же водные скутеры или аквабайки), как считается, были снегоходы: в конце 60-х компания Bombardier после успешного дебюта своих «мотор-саней» решила сделать и самоходные гидролыжи, а в итоге получился гидроцикл.
На сегодня эти средства «получения кайфа» разделяются на два вида: для езды стоя, кои еще относят к спортивным, и так называемые «сидячие», то есть многоцелевые. Конструктивные особенности первых предполагают максимальную маневренность на воде вплоть до возможности выполнения элементов фристайла. Вторые оснащены посадочными местами для двух-трех человек, имеют емкий багажник, увеличенный запас топлива и рассчитаны на длительные прогулки (появились даже круизные модели).
Гидроциклы – это тот класс водной техники, воплотивший не только такой более безопасный вид движителей как «водометы», но и в целом представляющие собой продукцию высоких технологий. Здесь используются дорогие материалы корпусов и особые моторы, которые отличаются не только высокой удельной мощностью, но и сравнительно большим рабочим объемом – до 1,5 и даже 1,8 литра. Более того, топовые версии гидроциклов в порядке вещей оснащаются пятью клапанами на цилиндр и различными системами наддува, что при их мощности далеко за 200 л.с. делает аквабайки настоящими ракетами на воде. Для создания комфорта отдельные модели стали оснащаться подвеской корпуса (палубы) относительно днища, что смягчает удары о воду.
В общем, гидроциклы ведущих производителей – это удовольствие еще более дорогое, чем квадроциклы, с типичными ценами от 400 до 800 тысяч рублей и выше! Не случайно, наверное, ведущих производителей сегодня и не так много – Yamaha, Kawasaki и Bombardier, выпускающая эту технику под маркой Sea-Doo. В сей список входил и Polaris, но с 2004 года фирма прекратила выпуск гидроциклов. Зато появилась китайская альтернатива: гидроциклы марок Sea Jet или Jet Motor.
Продажи гидроциклов в Иркутске хоть и не поставлены на такую же широкую ногу как в классе ATV, но у немногочисленных дилеров найти в наличии можно даже топовые модели от ведущих производителей.
И все же учитывая уровень цен на технику для активного отдыха, нельзя не обратить внимание на рынок second-hand. В Иркутске есть фирмы, которые специализируются на поставках из Японии подержанных ATV и гидроциклов. Дешевыми они тоже не бывают, но все же, с учетом японского качества, предполагают меньшие затраты.