Когда температура окружающего воздуха стабильно становится выше 5-7 градусов, зимнюю резину надо менять на летнюю – это аксиома для всех наших сознательных автовладельцев. Также очевидно, что летом на обычных автомобилях ездить приходится в основном по асфальтированным дорогам, да и как таковой «внедорожной резины» в ассортименте шин для легковушек не бывает. Это удел автомобилей класса SUV, для которых давно существует свой специфичный рынок шин.
ДЛЯ ВСЕХ И КАЖДОГО
Мы же остановимся на массовых легковых моделях. А поскольку ездить приходится в основном по асфальту, то шины должны обладать определенными характеристиками на этих покрытиях в разных условиях. Базовые ценности здесь такие: сцепные свойства на мокром и сухом асфальте – главным образом торможение и управляемость, сопротивление аквапланированию – то есть предельная скорость всплытия в лужах, когда теряется контроль над машиной, и комфорт – плавность хода и шум.
Сейчас современные зарубежные шины все чаще рекламируют такой показатель как экологичность и экономичность, что в основном выражается в низком сопротивлении качению – отсюда снижение расхода топлива со всеми благоприятными последствиями. Если шина на это «заточена», то данные свойства отражаются в названии, где фигурирует приставка Eco, Green или Energy. Кроме того, любого автовладельца всегда интересует такой показатель шин как «ходимость», что подразумевает и ее стойкость к ударам.
В хороших летних шинах все эти свойства должны быть оптимально сбалансированы, а если какой-то показатель и выделяется в лучшую или худшую сторону, то это не должно угрожать безопасности в целом. Конечно, можно утверждать, что продукция ведущих шинных брендов если не идеально, то близко отвечает всем этим требованиям, но не все так однозначно. Сравнительные тесты показывают, что характеристики летних шин не только сильно разнятся у разных производителей, что напрямую связано с уровнем технологий и ноу-хау, но и отличаются между собой «внутри» модельных линеек одного и того же бренда.
И различий просто не может не быть. В мире вся шинная продукция условно поделена на три категории качества: премиум (А-сегмент), средний (В) и эконом (С), отсюда и уровень потребительских характеристик. Опять же, внутри крупных мировых компаний существует своя схожая градация модельных линеек: шины эконом, среднего и премиального уровня – как правило, в такой же зависимости ориентированные на автомобили разного класса. И это понятно: для стандартного хэтчбека В-сегмента с хиленьким моторчиком нет никакого смысла предлагать дорогостоящие скоростные шины, предназначенные для седанов бизнес-класса или спортивных моделей. Однако даже в эконом-классе уважающий себя производитель должен предлагать достойные во всех отношениях шины.
И делать это исходя из современных требований все труднее. Так, упомянутый «бонус» в виде низкого сопротивления качению, кроме всего достигается и путем снижения массы шины, в том числе за счет уменьшения толщины боковин. А ведь это уязвимость к повреждениям, что требует другого уровня решения задачи на сохранение и даже повышение прочности. Ведь никому не хочется ездить на «экошинах» со страхом пробить каркас в первой же серьезной ямке! Поэтому современные шины должны быть не только цепкими и «катючими», но и крепкими. Причем важно, чтобы свойства сохранялись от шины к шине, то есть были стабильны в производственном цикле. Не у всех это получается делать на одинаково высоком уровне.
КУДА КАТИМСЯ?
Предложение летних шин на рынке очень большое, чтобы хоть как-то объективно ориентироваться в нем, мы не нашли ничего лучшего, как воспользоваться результатами свежих шинных тестов, проводимых центральными автоизданиями России (в частности журналом «Авторевю»). Из всего ряда выделим те модели шин, которые представлены в новом сезоне и на иркутском рынке, среди которых есть новинки сезона и уже известные по прошлым сезонам модели.
Важно, что оценки в этих тестах расставлены по всем вышеперечисленным параметрам, включая уровень сопротивления качению и прочность боковин! И все же во главу угла в таких тестах специалисты ставят «мокрые» свойства шин: сцепление и управляемость на мокром (то есть более скользком) асфальте – как наиболее требовательном с точки зрения безопасности.
К сожалению, дать подробные характеристики всем продаваемым шинам просто не возможно. Но осветить общую ситуацию попробуем. Если брать крупные мировые компании, то их ряды сейчас уплотняются за счет активного наступления таких брендов как Pirelli и Dunlop, у которых в массовом сегменте заготовлены модели Cinturato P1 и Eco EC-201 соответственно, по конкурентоспособным ценам. Модная экологическая «тема» в зарубежных шинах находит все большее распространение. Так, еще в прошлом сезоне Bridgestone в сегменте массовых шин представила свою новинку – Ecopia EP 100A, которую в этом сезоне поставщики обещают «дать» в должном ассортименте. Хотя у этой компании есть новинки и в более престижных сегментах: новая спортивная версия Potenza Adrenalin RE002 и новая модель для внедорожников в классе А/Т – Dueler 697.
Отечественные шинники экотему пока не эксплуатируют, но и без того серьезно вкладываются в модернизацию производства. Результатами чего стали новые линейки шин, производимые при участии зарубежных технологий. Еще в прошлом сезоне Нижнекамский завод наряду с линейкой Kama-Euro вывел на рынок шины под новым брендом Viatti. В этом сезоне новые виды имеет Белоцерковский завод. Украинские шины меняют имидж: теперь нам предлагаются новые линейки – SQ Aqualine и Premiorri Solaza, которые разработаны при участии зарубежных специалистов. Шинные заводы группы «Сибур» будут атаковать своими моделями семейств Cordiant. Так что, даже с учетом перебоев с поставками шин концерна Amtel, отечественной продукции в продаже должно быть достаточно, хотя и цены на них уже далеко не бюджетные.
А что в нише малобюджетных импортных шин? Свято место пусто не бывает. Есть предложение недорогих брендов, подконтрольных ведущим концернам, например, словенские шины Sava, выпускаемые под кураторством Good Year, или уже хорошо зарекомендовавшая себя Barum, входящая в концерн Michelin. Можно говорить и о корейском Hankook, правда, после демпинг-периода цены на эти шины заметно подросли.
А есть, и наверное, уже все это заметили – китайское нашествие. Hifly, Triangle, Tri-Ace, Sunny и другие названия – все это новые для нас марки шин от самостоятельных китайских производителей. Эффектные рисунки протекторов, громкие названия моделей, например, Tri-Ace Formula 1 – все это напоминает ту же эпопею, что и с выпуском автомобилей. Но по характеристикам, как утверждают тесты и мнения «очевидцев», до стандартов ведущих мировых производителей еще очень далеко.
Конечно, есть автомобилисты, кто спросит – а что, на рынке совсем не осталось дешевых шин, типа «ездить по деревне»? Остались! Так называемые «черные шины» жигулевской размерности, например, Я-380, которые стоят в районе тысячи рублей и при этом имеют универсальный рисунок протектора.