Общая тенденция в мире – круглогодичное использование маловязких моторных масел, например, класса SAE 5W-30, 0W-30, 5W-20 и других технологичных и наиболее дорогих продуктов. Хотя в нашем регионе классикой всесезонного жанра давно признаны синтетические масла SAE 5W-40, 5W-50 или 0W-40. И все же абсолютно универсального масла пока не придумано, зато требований по условиям эксплуатации, конструкции двигателя и его состоянию по-прежнему множество.
ВЯЗКОСТЬ И ОСНОВА
А лето как раз та пора, когда еще многим автовладельцам позволительно сэкономить, заливая масла «погуще» и подешевле, не обращая внимание на низкотемпературный показатель. Кроме того, кому-то требуется именно высокая вязкость при рабочих температурах, невзирая на статус масла и цену. В общем, наш сезонный обзор мы посвящаем менее дорогим минеральным и полусинтетическим моторным маслам стандартного класса вязкости SAE 15W‑40 и 10W‑40, а также всем сортам с повышенной вязкостью при рабочей температуре – класса 50 и 60 по SAE.
Конечно, современные двигатели и масла новых поколений позволяют обходиться без высоковязких сортов даже в экстремальных условиях летней эксплуатации, и все же специфика автопарка такова, что еще во многих случаях без таковых не обойтись.
Надо заметить, кстати, что основные новости рынка в последнее время связаны как раз с расширением и совершенствованием именно линейки маловязких сортов масел, тогда как интересующий нас сегмент более консервативен. Тем не менее, в силу своей популярности ассортимент таких продуктов не только поддерживается практически всеми производителями, включая топовые бренды, но также периодически пополняется и модернизируется.
Однако с учетом постоянной «толкотни» на городских улицах с пробками, а также других обстоятельств из разряда тяжелых, предпочтение все же лучше отдавать полусинтетическим продуктам. Они работоспособнее минеральных: более стойкие к окислению, меньше склонны к испарению и образованию отложений, способствуют снижению трения. И при этом доступнее, чем чистая синтетика (то есть масла на полностью синтетической основе).
Кроме того, повышенная вязкость при рабочих температурах у ряда масел обусловлена «накачиванием» их полимерными загустителями, которые склонны к разложению, а значит, такие масла быстрее теряют индекс вязкости и требуют не тянуть с заменой. В синтетических продуктах этот фактор не так заметен.
По поводу высоковязких сортов существуют свои ориентиры применения: когда двигатель их требует в силу естественного износа (повышенный расход масла, шум) и когда как раз в силу исполинского здоровья и активного образа жизни – для высокофорсированных спортивных моторов и всех, которые часто работают на пределе возможностей.
Типичными представителями недорогих высоковязких масел выступают минеральные продукты класса SAE 15W‑50 или 20W‑50. В более дорогом сегменте распространение получили полностью синтетические масла класса вязкости SAE 5W‑50 и 10W‑60. Среди них есть даже «культовые» продукты определенных производителей. В качестве альтернативы можно считать немногочисленные на рынке полусинтетические масла класса SAE 10W‑50, хотя «оригинальные» варианты с расчетом на спортивные и тюнингованные двигатели могут стоить весьма дорого.
КАЧЕСТВО И ЦЕНЫ
Независимо от вязкости, другим основным критерием выбора моторного масла является его эксплуатационный уровень, который определяется двумя основными стандартами качества – американским API и более жестким по требованиям европейским ACEA.
Наиболее распространен API, где в обозначении вторая латинская буква «растет» в алфавитном порядке по мере введения нового регламента качества – примерно раз в 4–5 лет, как раз со сменой модельного ряда у автопроизводителей. По этому стандарту самым высоким на сегодня требованиям отвечают масла уровня API SN/CF (где S – бензиновые, C – дизельные двигатели), который был введен в 2010 году.
Однако пока еще основная на нашем рынке группа моторных масел отвечает уровню API SM/CF, введенного в 2005 году, а также другим предшествующим уровням. Строго соотносить год выпуска автомобиля с показателем качества применяемого масла не стоит. Точнее так: «понижать» качество нельзя, а вот повышать можно и даже нужно. В целом для нашего автопарка оптимальны и еще широкоприменимы масла бензиновых групп качества API SM, SL, SJ (в этих случаях дизельная спецификация CF не меняется «графически», но параллельно тоже совершенствуется).
Также по-своему обновляются и расширяются спецификации по АСЕА, хотя при всем их «выборе» в основном следует ориентироваться на универсальную категорию A3/B3 (А – для бензиновых двигателей, В – для легковых дизельных), которая отвечает большинству требований нашего автопарка и как раз наиболее характерна для данного сегмента масел с повышенной вязкостью. Проекты двухэтажных домов Z500 - http://z500.com.ua/doma/tag-dvuhetazhnye-doma.html . Например, категории А1/В1 или А5/В5 относятся к специальным энергосберегающим и присваиваются только некоторым маловязким синтетическим маслам, которые применяются согласно предписаниям автопроизводителей.
Кстати, не все современные допуски автопроизводителей «полезны» с учетом нашей специфики, и в основном это связано с топливом. Ряд допусков присваивается некоторым новым малозольным маслам с низким содержанием серы, фосфора и прочих вредных элементов, рассчитанных на работу в рамках экологического стандарта Евро5, обязательным условием чего является заправка соответствующим чистым топливом. С нашим же «грязным» топливом такие масла не «протянут» отведенный им срок службы.
Однако тот демократичный сегмент моторных масел, который мы сегодня рассматриваем, в большинстве своем такими ограничениями не наделен. Другое дело, что производители разные, и реальные свойства их масел из-за особенностей применяемых технологий, используемой основы и присадок, маркетинга – могут различаться. Собственно, как и стоимость масел одной группы, что очевидно по нашей таблице. Кстати, цены на масла за сезон нестройными рядами, но подросли. Причем, как ни странно, хорошие наценки в основном заметны у российских производителей.