ФИНАНСОВАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
В конце прошлого и начале нынешнего года на рынке автокредитования произошли большие перемены.
Госпрограмма выдачи льготных кредитов, стартовавшая в марте 2009 года, благополучно завершилась – за прошедший год выдано 263 тысячи кредитов (всего с начала действия программы – более 500 тыс.). Субсидированные государством автокредиты обеспечили более 10% продаж на российском рынке и свыше 30% объемов автокредитования в целом. Конкурируя за заемщика, банки играли на ставках и условиях выдачи заемных средств. Рынок продаж новых автомобилей, оживленный подешевевшими автокредитами и либеральными условиями их получения, показал в прошлом году внушительный рост – 39%. Доля автомобилей, купленных в кредит, от общих продаж легковых автомобилей составила около 43%, вплотную приблизившись к докризисным показателям. Средняя ставка в 2011 году составила 12–12,5% годовых (против 14–15% в 2010 году), а подержанный автомобиль в среднем обходился под 16% годовых. Вслед за подорожанием автомобилей возросла и средняя сумма кредита.
Однако осенью у банков начались проблемы с ликвидностью: финансовый сектор отреагировал на долговые проблемы в Европе и США. Процентные ставки по автокредитам, особенно в рублях, медленно, но верно поползли вверх, а платежеспособность заемщиков банки стали анализировать тщательнее. При самом оптимистичном варианте развития мировой экономики, в текущем году ставки по автокредитам для россиян вырастут на несколько процентных пунктов. Негативный вариант предполагает более заметное увеличение ставок – возможно, до 18–20% годовых. По самым же пессимистичным прогнозам, ставки по автокредитам могут вырасти в два раза. При такой неопределенности ожидать снижения ставок не приходится.
Другая тенденция – перераспределение рынка автокредитования между игроками: еще осенью, на волне потребительского бума, в тройке банков-лидеров этой сферы произошли перемены. Но уже сейчас ясно, что большая часть автокредитов стала приходиться на долю специализированных программ автопроизводителей с российскими банками (подробнее о них на стр. 12-13). Хотя место последних вскоре займут собственные (кэптивные) банки автопроизводителей, которые смогут предоставлять выгодные программы, а через пару лет, по прогнозам, будут выдавать каждый второй автокредит в России.